Практическое дополнение к постановке игрового аппарата и технике игры на классической гитаре
учебно-методический материал по музыке

Дорошева Татьяна Владимировна

Практическое дополнение к постановке игрового аппарата и технике игры на  классической гитаре

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe.docx16.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Практическое дополнение к постановке игрового аппарата и технике игры на  классической гитаре.

В современной теоретической и методической литературе достаточно полно представлена  по постановке игрового аппарата и технике игры на гитаре. Проработал в течение многих  лет в ДМШ и ДДТ я хочу поделиться своими практическими наработками, использование  

которых значительно облегчает начальный этап и делает более эффективным процесс  освоение инструмента.

Практически все педагоги сталкиваются с проблемой изначально правильной посадки  гитариста, при которой ученик практически лишён возможности зрительного контроля  грифа и зоны действия правой руки. Результатом стремления этого контроля является  “Выкручивание гитары” с опусканием грифа вниз, инструмент теряет устойчивость,  стремление его удержать ведет к общему зажиму и напряжению тела. Так же стремление  видеть и контролировать свои пальцы заставляет сгибаться над инструментом, что ведет к  дополнительному зажиму, шейного и грудного отдела позвоночника. Чтобы облегчить  первое знакомство с гитарой я использую для постановки правой руки упражнение, которое называется “Гитара-гусли”. Возможны два варианта этого упражнения:

1. Гитара кладётся на любую поверхность, например стол, грифом в левую сторону,  желательно на нескользящую поверхность.

2. Гитара укладывается на колени ученика в строго горизонтальном поперечном положении декой вверх, грифом в левую сторону.

В первом варианте при положении инструмента на столе отрабатывается весь комплекс  постановочных упражнений для правой руки. Притоком расположении гитары ученик  полностью свободен от контакта с инструментом и все его внимание сосредоточено  только на конкретной задачи извлечения звука. Так же нет проблем и с зрительным  контролем. Качество звука можно “увидеть” а правильность движения “услышать”. Если в  процессе звука-извлечения пальцы ученика стремятся приподнять гитару над столом, то  мы услышим форсированный щелкающий звук, взятый со значительным погружением  подушечки пальцев между струн. Если же в процессе звука-извлечения пальцы ученика  стремятся притянуть гитару к корпусу тела, движением к себе, то звук получается  красивый без искажений, взятый с погружением подушечек пальцев в струну. Таким  образом, ученики достаточно быстро учатся контролировать этот процесс. Необходимо  следить, чтобы в правой руке касание со струнами происходило только кончиками  пальцев в куполообразном положении кисти. Левая рука может поддерживать гитару на  шейку грифа около головки.

Второй вариант “Гитара-гусли” на коленях более приближен к реальной посадке  гитариста. Правое колено отставлено чуть вправо, предплечье может касаться  инструмента, в кисти сохраняется купол. Левая рука чуть поддерживает равновесие  гитары при игре в таком положении можно провести эксперимент по поиску  тембрального красивого звука: не меняя в процессе звука-извлечения положения пальцев,  кистей, локтя правой руки, левой рукой двигать гриф “От себя-к себе” меняя угол взятия  звука и анализируя изменения в качестве звучания. Выбрать самый красивый звук и  закрепить это положение гитара-кисть. Проделывать в этом положении все  постановочные упражнения

Так-как наработка двигательных навыков на начальном этапе требует времени, можно для  поддержания внимания и интереса привнести в упражнения элементы фантазии и

музыкальной образности. Хорошо работает модели слов, ритмическое интонирование  стихотворений модели образов и эмоциональных состояний.

Немного анатомии. При любом движения в нашем телом действует мышцы и сухожилия  сгибатели и разгибатели. Управлять работой сгибателей легче, работа разгибателей  сложнее. Проведем эксперимент. Если с усилием распрямить пальцы а затем расслабить,  то они останутся в слегка распрямлённом положении. Если пальцы сильно сжать в кулак и затем расслабить они останутся в скругленном положении, как купол. И в первом и во  втором случае при расслаблении происходит движение ухода от напряженного состояния.  Эту особенность тела можно использовать в процессе игры, когда усилие тратиться  только на взятии звука а в исходное положение пальцы уходят через расслабление – автоматически. Аналогично в левой руке – усилие совершается только для постановке  пальца на струну, уход от струны происходит через расслабление без волевого  вмешательства. При таких действий пальцы левой руки не распрямляются полностью, как  часто бывает при подъёме пальцев у начинающих, а остаются круглые и в положении над  грифом. Взаимодействие системы мышц сгибателей и разгибателей позволяет ответить на  вопрос что такое зажим. Если попросить напрячь, активизировать сгибатели и  разгибатели, например, в руке то рука встанет “Колом” ей управлять станет невозможно.  Состояние стресса у ребенка в большей или меньшей степени это происходит  автоматически, не осознано, как реакция на незнакомое движение из боязни, что не  получится. Поэтому упражнения на расслабление после напряжения необходимо  практиковать постоянно и не только на начальном этапе.  

Для снятия психологических зажимов, которые тормозят обучение, я использую систему  моделей. Когда мы играем мысленно – мы моделируем реальное исполнение, тело наше  совершает реальное микро-движения полностью соответствующее исполняемому. Так что  слова “Представь себе” являются ключевыми в процессе обучения. Если сказать ребенку  “представь что ты великий гитарист” , еще не было случая чтобы он не показал  классическую быструю правую руку и чуть хуже левую. Затем нужно только попросить  постепенно под самоконтролем замедлить движение пальцев из хаоса звуков постепенно  выбрать один к этому упражнению можно периодически возвращаться при коррекции постановки рук. Почувствовав саму суть, логику движения гитариста на модели ученик  сможет самостоятельно контролировать правильность движений и посадки в процессе  реальной игры.

В заключении можно сказать, что использование на начальном этапе обучения этих  упражнения дает реальные результаты. В течении многолетней практики обучения игре на  классической гитаре отработанная мной система упражнений позволяет свести до  минимума распространённые ошибки и погрешности постановки игрового аппарата, так как многие упражнения просто невозможно и неудобно выполнить неверно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника дирижирования на начальном этапе постановки дирижерского аппарата.

    От степени владения техникой дирижирования во многом зависит действенность восприятия дирижерских жестов коллективом.     «Чтобы быть свободным в искусст...

Методика тренинга некоторых приемов игры на гитаре фламенко (на примере техники расгеадо).

Рассмотрена методика тренинга технического приема расгеадо....

Гимнастика и упражнения в дополнение к занятиям по развитию техники игры на фортепиано

Очень часто дети, независимо от их музыкальных данных, приходят в класс с излишней напряженностью мышц спины, шеи, с «зажатыми» руками. Причем нередко этот гипертонус мышц может сохранятьсяв течение д...

Методические рекомендации по технике игры на гитаре в составе музыкального ансамбля гитаристов

Обучение технике игры на гитаре в составе музыкального ансамбля предлагается в программе "Гитарная песня"  для  учащихся 3-го года обучения, т.е. для  подростков  с 13-16 лет....

Постановка игрового аппарата на начальном этапе обучения

Цель урока:  организация пианистического аппарата у учащихся на начальном этапе обучения.Задачи урока: Образовательная:·        закрепление игровых навыков на ф...

Первые уроки игры на лимбе.Постановка исполнительского аппарата.

Открытый урок с ученицей 1 класса эрендженовой Дианой ,специальность "Лимба" ....

Реферат на тему постановки игрового аппарата гитариста.

Цель данной работы – определить понятие игрового аппарата гитариста, сформулировать некоторые общие правила постановки правой руки и формирования полноценного звука, основываясь на современных т...