Мастер-класс Музыкальные шумелки
план-конспект по музыке

Руднева Елена Викторовна
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы музыкального руководителя Рудневой Е.В, по проведению экспериментирования, как метода музыкального воспитания и развития школьников. Задачи: 1. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей начальной школы. 2. Показать, как можно использовать опыты со звуком в экспериментальной деятельности детей. 3. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми. Практическая значимость: Данный мастер класс направлен на деятельность педагогов, работающих по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_muzykalnye_shumelki.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Музыкальные шумелки»

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы музыкального руководителя Рудневой Е.В, по проведению экспериментирования, как метода музыкального воспитания и развития школьников.

Задачи:

1.        Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей начальной школы.

2.        Показать, как можно использовать опыты со звуком в экспериментальной деятельности детей.

3.        Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость:

Данный мастер класс направлен на деятельность педагогов, работающих по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.

Материал, оборудование:

•        Оборудование для проведения опытов:

•        одноразовые бумажные стаканчики,

•        шило,

•        нитки,

•        канцелярские скрепки,

•        пустые банки,  

•        ватман,

•        воздушные шарики,

•        коктейльные трубочки,

•        ножницы,

•        ведёрки из-под майонеза,

•        бумага,

•        банковские резинки,

•        таз с водой,

•        бокалы на ножке,

•        пластиковая бутылка,

•        пищевая плёнка,

•        свеча,

•        спички,

•        цветные бумажные нотки.

Ход мастер-класса:

Вводная часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить опыт работы по теме «Детское экспериментирование со звуком».

Актуальность

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. В музыкальном образовательном процессе экспериментирование способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формирует его интеллектуальную компетентность.

В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

В пособии «Звук-волшебник» Т. Н. Девятовой подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников со звуком.

Дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум?»), приходят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?», «Откуда берется голос?»), распространения звуковых волн и возникновения эха («Где живет эхо?»), а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков и причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.).

Практическая часть

Педагог: Итак, давайте знакомится: я профессор музыкальных наук (надевает шапочку и накидку), и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?

Дети-педагоги: Ученые — это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой.

Педагог: Совершенно верно! Учёные изучают различные предметы и явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед вами учёный, который изучает что-то новое и интересное.

           Педагог: Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что такое наука? (Выслушиваются варианты ответов детей-педагогов; необходимо подвести детей к выводу, что наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений)

           Педагог: Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях.

Педагог: Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная.

Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты и другие предметы. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать в этой музыкальной лаборатории. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:

Их нельзя увидеть

Не возьмешь их в руки,

Можно только слышать,

Кто же это?

Дети-педагоги: Звуки.

Педагог: Правильно, это звуки! Давайте послушаем с вами самые красивые музыкальные звуки, сядем поудобнее, закроем глазки и представьте то, что Вы сейчас услышите.

Игра «Замри и слушай!»

Педагог:

А сейчас, уважаемые педагоги, хотелось бы предложить Вам на практике попробовать эффективность  «Опытов со звуком»

Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых.

Попробуем ответить на некоторые вопросы.

Почему всё звучит?

Какие из услышанных звуков можно отнести к музыкальным?

(Пение, игра на пианино, металлофоне, колокольчике.)

А что можно сказать про топот ног, скрип двери?

(Это шумы, бытовые звуки.)

Почему мы слышим эти звуки?

Что такое звук?

Педагогам   предлагается изобразить голосом различные звуки в природе.

Слушать звуки в природе

                Педагог: А как распространяется звук?   (ответы)                  

         Опыт с водой и камнем

              Педагог: Вот так и звуковые волны распространяются вокруг

Подвести педагогов   к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Муз. рук. предлагает педагогам «пошептаться» — сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все.

          Что для этого сделали (сказали громким голосом)

Откуда выходили громкие звуки (из горла)

           Поднося руку к горлу, произнести  слова то шепотом, то громко.

          Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (в горле что-то дрожит).

Что почувствовали, когда говорили шепотом? (дрожания нет).

Педагоги проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить.

Что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее – звук усилится).

При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить.

          Можно ли увидеть звук?

Опыт «Можно ли увидеть звук?»

Нам понадобится:

•        пластиковая бутылка,

•        пищевая пленка,

•        резинка, свеча.

Ход эксперимента:

-Звук можно не только услышать, но и увидеть. Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжем свечу, придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см. Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. СВЕЧА ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.

Опыт с расчёской                      Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Чем больше предмет, тем громче звук.

Опыт с бумажными рупорами  Раньше капитан на корабле, отдавая команды, использовал рупор для усиления голоса. Так как рупор от голоса начинает дрожать, команды звучат громче.

Кто из вас может показать, как меняется голос?

Двое педагогов берут рупоры, уходят в разные концы зала, сначала поют своё имя и фамилию без рупора, затем в рупор.

         А если вы заблудились в лесу, то, как можно усилить голос? (Приложить руки рупором ко рту и покричать «Ау!»)

И тогда кто-нибудь вас обязательно услышит и отзовётся. И уж точноотзовётся в лесу эхо.

Барабан

      Следующая поделка по звуковой теме — это барабан. Когда ударяешь по барабану, он создает вибрацию, которую мы слышим как шум. Создадим настоящий барабан из обычных предметов и проверим все экспериментальным путем!

Для изготовления барабана понадобятся:

•        пластиковые ведёрки из-под майонеза

•        бумага

•        банковские резинки

•        тазик с водой

•        ножницы

•        палочки

Перерисуйте контур ведёрка на бумагу. Затем вырежьте круг с помощью ножниц, добавив по контуру поля шириной 2-3 сантиметра. Намочите бумагу.

Натяните ее на ведёрко закрепите с помощью резинки. Резинка должна сидеть плотно. Теперь нужно дать время, чтобы мембрана высохла. Протестируйте свой барабан с помощью барабанных палочек.

К изготовлению самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала: шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п. инструментов целесообразно привлечь родителей.

Опыт «Поющие бокалы»

Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.

Педагоги пробуют извлечь звук.

А теперь, внимание на экран. Видеоролик «Поющие бокалы»

 Рефлексия

В процессе музыкально-экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.

Оставьте нотку (символ из картона)  возле того стола, где по вашему мнению проходил самый интересный опыт со звуком.

Педагогам предлагается  отметить наиболее интересный опыт.

В заключение хотелось бы пожелать вам увлекать детей и вести за собой, открывая им интереснейший мир музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказки-шумелки» - как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к игре на музыкальных инструментах

Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах...

Сказочки-шумелки

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового воспр...

Сказочки-шумелки

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового воспр...

сказки-шумелки

замечательная. интересная методика. сказки-шумелки -это и развлекательный и сюрпризный момент, и хороший развивающий материал......

три сказки-шумелки

тексты для сказок-шумелок с описанием звукоизвлечения. Три сказки. Яблонька. Лягушонок. Елочка....

Фонопедическая музыкальная сказка - шумелка " Волшебный цветок"

Фонопедическая музыкальная сказка - шумелка "Волшебный цветок" (средняя дошкольная группа)Материал предназначен для музыкальных руководителей....

Сказки -шумелки

Озвучивание детьми сказок -шумелок...