План-конспект открытого урока
план-конспект урока по музыке

Колонтаева Елена Владимировна

План-конспект открытого урока в скрипичном классе "Работа над скрипичными штрихами". 

Этапы урока: 1. организационный момент

2. вступительное слово педагога

3. практическая часть

4. домашнее задание

5. заключительная часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект открытого урока16.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Г. ЯРЦЕВО


План-конспект открытого урока:

«Работа над скрипичными штрихами»

Преподаватель:

Шустова Н.Е.

г. Ярцево

 2022 г.

Тема урока: «Работа над скрипичными штрихами».

Форма урока: коллективная.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Освоение и совершенствование навыков исполнения штрихов.

Задачи:

Образовательные:

- формирование технического фундамента, на котором в дальнейшем строится развитие исполнительских навыков учащихся;

- развитие и совершенствование штриховых навыков.

Воспитательные:

- нравственное и эстетическое воспитание учащегося;

- воспитание звуковой культуры у учащихся, интереса и любви к музыке.

- воспитание эстетического вкуса;

- воспитание внимания и упорства в достижении поставленной конкретной задачи.

Развивающие:
-  расширение музыкально-теоретических знаний;

- развитие  воображения, мышления, памяти, чувства ритма.

Методы:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

- проблемно-поисковый;

- объяснительно-иллюстративный (инструментальные иллюстрации учителем, старшими учениками и воспроизведение услышанного учеником).

Оборудование:

 Скрипки, фортепиано, пюпитры, 4 стула, стол, нотные пособия.

Реализуемые технологии:

- художественно-эстетическая;

- развивающая;

- творческая;

- личностно-ориентированная;

- здоровьесберегающая.

Этапы урока:

  1.  Организационный момент (сообщение темы, цели, задач урока).
  2.  Вступительное слово педагога.
  3.  Практическая часть.
  4.  Домашнее задание.
  5.  Заключение.

    Мастерское владение смычком – главное средство художественного воздействия на слушателя.

        Такое воздействие зависит от грамотного, умелого применения различных штриховых способов произнесения мелодии. Владение штриховой техникой, подобно ясной речи поставленного человеческого голоса, делает музыкальное исполнение выразительным. Также оно непосредственно связано с композиторским слышанием мелодии, осуществлением его творческого замысла.

        Весь путь многовековой истории скрипичного искусства был неразрывно

связан с развитием и совершенствованием штриховой техники как многообразной системы выразительных приемов, имеющих основополагающее значение для игры на инструменте.

        На современном этапе музыкальная практика требует от скрипача-исполнителя высокосовершенного универсального владения штриховой техникой  в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве. Это свидетельствует о необходимости постоянного многообразия повышения уровня подготовки скрипачей – профессионалов.

        Именно в начальном периоде обучения закладываются основы звукоизвлечения и штриховой техники скрипача. Этот этап является важнейшим и определяет во многом весь путь дальнейшего развития музыканта.

        Современная методическая литература по данному вопросу представлена обширно, включает в себя рекомендации и наработки ни одного поколения опытных музыкантов. Практика показывает, что методы, приемы, критерии исполнения находятся в постоянной динамике, имеет место изобилие школ, принципов постановки. Вследствие этого, задача, стоящая перед каждым педагогом – выбрать  наиболее оптимальный путь преподавания, чтобы в кратчайшие сроки достичь высоких результатов.

        Штрих — это конкретная форма движения смычка, дающая нужный звуковой результат для воплощения художественного намерения. Штрих  в переводе с немецкого языка  - черта, линия. Свое название этот вид смычковой техники получил от тех черточек и линий, которые стали ставить над нотами для обозначения способа проведения смычка.

        Цель моего открытого урока работы – рассмотреть особенности и методы работы над штриховой техникой, а задачей является анализ работы над такими штрихами как деташе, легато, мартеле, стаккато, спиккато, рикошет.

        И первой ко мне подойдет Сидорова Алиса. Для изучения штрихов и работы над ними я выбрала пьесы белорусского композитора Роберта Телепнева. Произведения доступны, лаконичны, привлекательность музыкальных образов усиливается фортепианным сопровождением. Я представляю нашего замечательного  концертмейстера  Колонтаеву Елену Владимировну. Звучит пьеса «Давай помечтаем».

        Штрих деташе, в переводе с французского — отделять,  который нам представила Алиса, подразумевает исполнение каждой ноты отдельным движением смычка по струне, вниз и вверх. Деташе — один из наиболее часто применяющихся штрихов.

        Легато — итальянское  слово, означающее связный, соединенный. Это прием связного исполнения нескольких звуков на один смычок. В нотах обозначается символом лига. Штрих легато – один из самых широко  распространенных приемов игры; он выявляет сущность природы скрипки – ее возможность плавно, выразительно «петь» бесконечную мелодию.

        В процессе игры далеко не всегда штрихи имеют свой «классический» вид, зачастую они предстают в смешанных, комбинированных формах, например деташе с легато. Принцип исполнения этих штрихов тот же и легато и деташе в отдельности.

        Пьесу «Нежная мелодия» исполнит все тот же «стойкий оловянный солдатик» Сидорова Алиса.

        Пьеса «Озорник» от первой до последней ноты исполняется штрихом мартеле.         В переводе с французского – «ковать, бить молотком, отчеканивать» – это отрывистый штрих, во многом аналогичный ярко акцентированному деташе, но имеет свое характерное звучание, остановки (паузы) между нотами. Он обозначается точками (клинышками) и акцентами над нотами.

        Этот штрих имеет очень яркий характер – энергичный и в тоже время изящный. Как правило, ученики хорошо воспринимают его на слух.

        Основные требования:

        – исполняется в верхней половине смычка;

        – отрывистая атака звука;

        – наличие пауз между нотами.

        Кстати, я назвала новый штрих — акцентированное деташе. Попросить учениц объяснить его значение. Акцент придает музыке остроту, живость, энергию. Включает в себя два основных момента: интенсивное начало /атака/ звука и ведение смычка после атаки на протяжении оставшейся длительности, то есть укол + постепенное отпускание звука. Наиболее наглядно можно представить себе акцент в виде штриха мартеле, только без пауз.

         Дарья Ковальченкова, ваш выход!

        Штрих стаккато обозначается точками над залигованными нотами. Производный от мартеле, принцип исполнения его тот же. Отличие от мартеле состоит в том, что на один смычок берется несколько коротких нот, то есть мартеле нанизывается на один смычок. А как освоила этот штрих Дарья Ковальченкова  мы увидим и услышим, когда она выступит с пьесой «Эхо».

        В пьесе «Весенняя капель» встретились два штриха: короткое, стремительное деташе и спиккато. Здесь важно заранее психологически очень быстро переключиться в иное музыкально-образное звучание, хорошо изучить переходную форму.

        Спиккато достигается путем броска смычка на струну и его отскакивания с использованием упругой отбрасывающей силы струны. Посмотрим, как данные штрихи получатся у Демьяновой Евы.

        Глиссандо — скольжение от одного звука к другому, служит средством усиления выразительности. В пьесе «Кошка»,  автором которой является       Д.С. Русишвили этот штрих носит звукоподражательный элемент. Сейчас я снова приглашаю   Сидорову Алису.

        Рикошет — прыгающий штрих, в котором смычок после броска на струну одновременно с началом горизонтального проведения вдоль струны несколько раз ударяет по ней, отскакивая пружине трости. Рикошет, как и стаккато, обозначается точками над нотами под лигой.

        Сейчас прозвучит фрагмент «Музыкального момента» Г.Свиридова в исполнении Демьяновой Евы. Это произведение Ева исполнила в прошлом году на конкурсе.

        Вот и настала моя очередь изобразить штрих рикошет. С Еленой Владимировной мы сыграем пьесу Р. Телепнева «Юный барабанщик».

        Игра на угадывание штрихов.

        Домашнее задание:

        Оформление и разъяснение домашнего задания с учетом результатов работы на уроке.

Заключение.

        Работа над штрихами строится по принципу от освоения простых игровых движений к более сложным и начинается с усвоение навыков рациональной постановки правой руки. Это предполагает преодоление у учащихся врожденных хватательных рефлексов, освобождение мышц от излишнего напряжения, естественное положение пальцев на трости, выработка свободного владения всеми суставами правой руки.

        В процессе работы над штриховой техникой следует, прежде всего, исходить именно из их художественной цели, которая должна быть ясно поставлена, в доступной для возраста учащегося форме. Ученику необходимо обладать внутренним слышанием того звукового результата, которого следует достичь. В художественных произведениях желательно применять устоявшийся, отшлифованный штрих, и работать над ним уже в свете конкретно – художественных задач данного произведения.

        Открытый урок прошел продуктивно. Обучение проходило в живом, рабочем ритме. Ученицы внимательно слушали объяснения, старались качественно выполнять все указания учителя.

        Доброжелательно-эмоциональная атмосфера способствовала успешному усвоению знаний. Образные примеры, исполнение педагогом на инструменте и совместное обсуждение помогали ученицам осваивать новые приемы.

        Поставленные задачи этого урока выполнены.

Список литературы.

1. Баринская А.И. Начальное обучение скрипача (Библиотека музыкантапедагога). М: Музыка, 2007

2. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. Л., «Музыка», 1988.

3. Мищенко Г. Методика обучения игре на скрипке. С.-Пб., 2009.

4. Пудовочкин Э.В. «Скрипка после букваря», С.-Пб., «Композитор», 2013

5. Степанов Б. Основные принципы практического применения смычковых штрихов. М., «Музыка, 1984.

6. Турчанинова Г.О. О первоначальном этапе развития виртуозной техники юного скрипача//Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. М., 1980.

7. Телепнев Р.И. «От деташе к рикошету», Минск 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...