Урок 5 класс. "Музыка и кино."
методическая разработка по музыке (5 класс)

Юлия Викторовна Васильева

Сценарий урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока.27.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка в кино. 5 класс

Тема: Музыка в кино
Цель и задачи:

 Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и кино на практике;

Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;

Воспитательные: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры через просмотр к/ф.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература.

Методы:

Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.

Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответственных тем в 6, 7, 8 классах.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

План урока:

1.Организационный момент.

здравствуйте. меня зовут...

Звучит фрагмент «Песенки Красной Шапочки» из одноименного фильма режиссёра Л.Нечаева

Учитель-С первых звуков этой замечательной песенки я поняла, что вы все её узнали. Как она называется?

Дети — (песня Красной Шапочки)

Учитель — Совершенно верно. Эта пеня прозвучала в фильме про Красную Шапочку и сразу стала, как мы бы сейчас сказали, хитом. А что такое хит?

Дети — (Хит-это популярная песня или музыка)

2.Постановка целей урока, работа по теме

Учитель — Верно, и доказательством этой популярности является тот факт, что уже на протяжении более 30лет эту песню знают, любят, поют. Но говорить мы сегодня будем не о хитах, а о том, как, где и зачем появляются такие песни и мелодии, и о том, какую роль они играют. Наверняка вы догадались о теме сегодняшнего урока — Музыка в кино. (записать тему урока)

Скажите ребята, а для чего вообще музыка там, где и так всё понятно?
Ведь в кино, театре, ТВ не нужно ничего объяснять, мы и так всё видим и понимаем.

Дети — (Мы всё видим, но нужно и почувствовать. А музыка в этом помогает. Она звучит фоном и не мешает смотреть, но с ней интереснее)

Учитель- Соглашусь, но не со всеми вашими суждениями. Вот, например, вернёмся к нашей героине. Давайте ещё раз послушаем её песню, а точнее посмотрим фрагмент из фильма, где Красная шапочка её исполняет. Подумайте, какую роль играет эта песенка для всей истории, рассказанной в фильме.

Просмотр фрагмента из к/ф «Про Красную Шапочку».

Учитель- Итак, поделитесь своими впечатлениями.

Дети-(песенка создаёт определённое настроение- бодрое, жизнерадостное. Кроме того, мы узнаём о характере героини: она смелая, не боится трудностей)

Учитель -Таким образом, музыка не только помогла нам понять настроение девочки, наполнила её восприятие эмоционально, но ещё и дополнила её образ информацией — она не ленива, не труслива. Хотя, только посмотрев весь фильм, мы в этом убеждаемся.
Поэтому, нельзя однозначно говорить о музыке в кино, как о фоне.

Сейчас вы посмотрите фрагмент из фильма, а затем прослушаете 3 музыкальных фрагмента и выберете ту музыку, которая на ваш взгляд будет наиболее подходяще звучать в этом фильме. Просмотр фрагмента из детского фильма «Птица Феникс и ковёр-самолёт» и
прослушивание 3-х музыкальных фрагментов, один из которых звучит в фильме. Затем происходит обсуждение выбора детей, их обоснование. Затем, просмотрев фрагмент с оригинальным музыкальным звучанием, сравниваем свой и авторский выбор, пытаемся понять, почему автор взял именно эту мелодию, обосновываем свой подход к подбору музыки. Учитель даёт оценку работы.

Учитель — Вы сейчас на живом примере увидели на сколько сложна и важна музыка в кино. И думаю, теперь, придя на киносеанс, вы сможете не только по-другому
воспринимать этот замечательный вид искусства, но и будете обращать внимание на музыку и фамилию композитора, создавшую её. Кстати, а знаете ли вы композиторов, написавших музыку в кино или мультфильмах? Предлагаю проверить.

4.Тестирование в форме презентации по фрагментам м/ф, с угадыванием героев и авторов музыки и текста. Домашнее задание.

А часто ли в к/ф звучит музыка и для чего режиссеры кино используют музыкальное оформление? (Вопрос записан на учебной доске; Учитель предлагает на этот вопрос не торопиться отвечать прямо сейчас.)

Давайте попытаемся найти верный ответ в ходе сегодняшнего урока

-  Вы знаете, когда появился первый к/ф?.....................

2016 год объявлен президентом Годом Российского кино.

История кинематографа началась в конце 19 века, а именно в 1895 году французы - братья Люмьер Огюст Луи Мари и Луи Жан продемонстрировали пять короткометражных фильмов. Конечно же эти фильмы значительно отличаются от современного кино, но тем не менее зрители с удовольствием шли на эти несколько секундные фильмы.

. В 1908г. была снята первая русская игровая картина “Стенька Разин и княжна”. (кадры фильмов)

Создаются фильмы на основе литературного сценария, который напоминает либретто к опере или балету.

 В 30-40гг. появились к/ф, в которых актеры стали петь песни, танцевать. По стране стали открывать первые иллюзионы.

- Что означает термин “иллюзион” на Ваш взгляд ?..................

Кинематография очень быстро развивалась и становилась популярным видом искусства в ХХв. В ХХI в. кино также остается востребованным искусством.

- А чем отличаются современные к/ф от самых первых к/ф? ................

- Как Вы уже отметили самые первые к/ф были без всякого звука, а кинопроектор работал очень шумно. Догадайтесь, что делал киномеханик, чтобы заглушить шум проектора и шум, который не специально, но все же создавали сами зрители? .................

 Вскоре во всех залах появились тапёры-музыканты исполняющие музыку прямо в зрительном зале. Даже молодой С. Рахманинов сопровождал немые фильмы своими импровизациями на рояле.

 Тапёр (франц. от taper - хлопать, играть на удар. инструментах, играть слишком громко, бренчать на рояле)..
 Пианист-иллюстратор, сопровождающий немые фильмы.

- Только ли шум устраняла музыка или она выполняла ещё какие-то функции?

По мере эволюции кинематографа Тапёр должен был владеть искусством импровизации, обладать умением расположить муз. материал соответственно стилистич. и психологич. характеристике кинодействия.

- Следовательно, обязательным ли элементом кино была музыка?..........

- В наши дни используется ли музыка в к/ф?.................

Давайте вспомним российские к/ф, песни, актеров-певцов, которые запомнились Вам благодаря музыке, звучащей в к/ф ?

Задание учащимся в классе (работа по рядам и по группам внутри ряда).

1 ряд – Вспомнить и записать русские к/ф, в которых присутствует больше 1 песни.

2 ряд – Вспомнить и записать название песен из русских к/ф.

3 ряд – Вспомнить и записать русских актеров – певцов.

Время на выполнения задания – 3 минуты, в момент работы звучит песня “Буратино” из к/ф “Приключения Буратино”

Вместе учитель и учащиеся проверяют правильно ли выполнено задание, следует заметить, что ребята с другими вариантами задания также участвуют в этой проверке, т.е. идет взаимопроверка.

А, тепер, я предлагаю с помощью караоке спеть некоторые песни.

КАРАОКЕ

остров невезения

гардемарины

брадобрей

крылатые качели

картошка

физминутка Песня друзей совр обр.

вы, конечно, же узнали песню из нашей разминки?...........

Это песня из мультфильма бременские музыканты, музыку к которой написал Григорий Гладков, а текст песен Юрий Энтин. Ещё один раздел кинематографа мультипликация. -

Многие мультфильмы мы знаем именно благодаря песням.

например:

ложкой снег мешая, ночь идёт большая....

от улыбки хмурый день светлей ....

-Скажите, ребята, кто в кинематографе работает над озвучивание фильма? (Ответы учащихся) 
-Правильно, звукорежиссер, звукооператор.
-Как вы думаете, что входит в обязанности звукорежиссера и звукооператора? (Ответы учащихся)
-Действительно, люди этих профессий отвечают за то, чтобы все в фильме звучало правдоподобно. 
-Как вы думаете, чем же отличается профессия звукорежиссера от звукооператора? (Ответы учащихся)
-Конечно выполняемой функцией.
- Задачей звукорежиссёра является создание озвучивания (фонограммы) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра, звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов.  
Вот мы попробует сделать то, что делают звукорежиссёр и звукооператор –озвучим фильм.



Ребята, сейчас вы увидите известный вам мультфильм «Антошка». Только мультфильм будет продемонстрирован без звука. 
 Вы, конечно знаете, что в мультфильме звучит песня «Антошка» слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского. Она звучит в протяжении всего мультфильма. Подумайте, какие еще звуки нужно использовать в этом мультфильме для того, чтобы сделать его более выразительным? 

Просмотр мультфильма «Антошка». 

 (Возможные ответы детей: звуки музыкальных инструментов, шелестящий звук семечек, плеск воды, удар головой о подсолнух, ворона, поют дети, поёт Антошка).

- Ребята, попробуйте сами разделить различные звуки на два вида.
Ответы детей:
1 вид- это голоса самих артистов (хор детей и Антошка);
 2 вид- звуки пространства, где происходит событие (плеск воды, шелестящий звук семечек, удар головой о подсолнух, звуки музыкальных инструментов) и звуки, которые производят сами артисты.

- Мы поговорили об истории создания кино и звуковом кино, вспомнили о людях, озвучивающих фильмы, какой вывод о значении музыки   в кино мы можем сделать? (ответы детей).
Правильно, ребята, именно

 благодаря музыке и звуку   кино стало более выразительным и эмоциональным. Музыка позволяет раскрыть характеры героев. Музыка   в большей степени изменила и расширила выразительные возможности целостного восприятия фильма.

Ребята, попробуйте озвучить фильм. Исполнить песню, создать звуки необходимые для озвучивания мультфильма.

. Выполнение практического задания (работа по группам). 

1.    Деление класса на группы.
Класс дифференцированно делится на две группы:
1 группа озвучивает главных героев (хор детей и Антошка), 
2 группа работает над другими звуками (плеск воды, шелестящий звук семечек, удар головой о подсолнух, звуки музыкальных инструментов). 
2.    Выбор инструментов и предметы выполнения задания.
На столе инструменты с помощью которых можно создавать шумы и звуки. Каждая группа выбирает инструменты, которые позволят им выполнить задание. Так как мультфильм музыкальный и 1 группе надо спеть, в наличии есть минусовка песни «Антошка», которую может использовать 1 группа.
3.    Подготовка к озвучиванию.
Каждая группа тренируется в исполнении звуков. (4 минуты)
4.    Коллективная работа – озвучивание мультфильма «Антошка».

    Музыкальная викторина.

Обобщение темы урока:

- Когда появились первые к/ф?

- Часто ли звучит в к/ф музыка?

- Можно ли по песни или мелодии вспомнить сюжет к/ф?

- Что же дает музыка к/ф?

- Ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос?

А часто ли в к/ф звучит музыка и для чего режиссеры кино используют музыкальное оформление? (Вопрос записан на учебной доске; Учитель предлагает на этот вопрос не торопиться отвечать прямо сейчас.)

 Просматривая к/ф обращайте внимания на музыку, которая в них звучит, это всегда поможет Вам проникнуть в суть данного к/ф и выучить новую песню.

После звонка с урока ребята выходят из кабинета под музыку М.Минкова “Сюрприз” из к/ф “Незнайка с нашего двора”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".

Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...

5 класс. Музыка в театре, кино, на телевидении

Презентация к уроку музыки в 5 классе. Тема "Музыка в театре, кино, на телевидении. Для урока частично использовался конспект учителя музыки Бобякиной Оксаны Анатольевны.Музыкальный материал: Пес...

Презентация к уроку в 5 классе: «Музыка в театре, кино и на телевидении»

Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...

Открытый урок в 5 классе "Музыка в театре, кино, на телевидении" в рамках районного конкурса "Мой лучший урок"

Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...

Урок музыки в 8 классе "Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

Презентация к уроку музыки в 8 классе, тема урока - "Музыка в кино. Музыка к кинофильму "Властелин колец"". В презентации представлены главные музыкальные темы фильма "Властел...