Фортепианный цикл С. Прокофьева "Детская музыка"
методическая разработка по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

Фортепианный цикл "Детская музыка" Сергея Прокофьева прочно вошел в репертуар учащихся музыкальных школ. Он включает в себя 12 замечательных фортепианных пьес, созданных для исполнениия юными музыкантами. Разные по характеру пьесы композиционно связаны между собой, так как объединены общей сюжетной линией, включающей в себя пейзажные зарисовки, жанровые сценки, танцевальные минииатюры. Музыкальный язык отличается современными интонациями и гармониями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokofev.docx28.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фортепианный цикл Сергея Прокофьева «Детская музыка»

Беззаботный мир детства привлекал многих композиторов. Сергей Прокофьев на протяжении всей жизни в своём творчестве уделял большое внимание произведениям для детей и юношества. Помимо фортепианного альбома «Детская музыка» необходимо особо отметить такие замечательные сочинения композитора, как цикл фортепианных пьес «Сказки старой бабушки», симфонническую сказку «Петя и волк», балет «Золушка», сюиту «Зимний костёр», «Три детские песни для голоса с фортепиано».

Сергею Прокофьеву идею написать фортепианные пьесы для детей подала его давняя студенческая подруга Вера Владимировна Алперс, блестящая концертирующая пианистка и преподаватель музыкальной школы им. Римского-Корсакова, а также музыкального училища при консерватории. Она в одной из дружеских бесед в 1934 году посетовала на недостаток ученического репертуара и предложила композитору написать несколько небольших пьес. Тогда Прокофьев был очень занят, но в следующем, 1935 году, написал цикл из двенадцати фортепианных пьес. Так появился альбом «Детская музыка».

Разные по характеру пьесы композиционно связаны между собой, так как объединены общей сюжетной линией, которая включает в себя пейзажные зарисовки, жанровые сценки и танцевальные миниатюры.

Разбор пьес

      № 1. «Утро».

Картина дня, заполненного прогулками и играми, рассказами и песенками, составляющими содержание цикла «Детская музыка», открывается пьесой «Утро». С. Прокофьев создает выразительный музыкальный образ посредством ясных гармоний и светлой мелодики. Тишина, покой, радость от встречи пробудившегося после сна ребенка с новым днем – таково содержание этой прекрасной пьесы.

Ощущение звуковой перспективы достигается здесь путем использования крайних регистров фортепиано. Важную роль при этом играет правая педаль. Необходимо помнить, что нажимать педаль следует после того, как услышан звук или аккорд, снимать же педаль надо точно вместе со снятием звука или аккорда.

До мажорные трезвучия в обеих руках должны звучать мягко, но глубоко; в басу подчеркивается нижний звук, в партии правой руки – верхний.

Выразительные реплики во второй половине 1, 3, 5, 7-го тактов исполняются строго legato.

Средний эпизод делится на две части. Первая построена на колористическом сопоставлении полнозвучной, медлительно льющейся мелодии gravemente в басу и мягко колышущегося фона нежных восьмых в средним и высоком регистрах. Эти восьмые можно представить в скрипичном звучании. Лиги по две ноты не должны разрывать непрерывную мелодическую нить аккомпанемента: создание волнообразного и мерного движения является целью исполнения.

Кисть правой руки в этом эпизоде должна двигаться плавно и гибко. Шопен в подобных случаях любил говорить: «Кисть должна дышать». Пальцы мягко касаются клавиш, не погружаясь в них глубоко. Напротив, пальцы левой руки, ведущей основную мелодию, глубоко проникают в клавиатуру, ощущая дно клавиши.

Надо следить, чтобы не акцентировалась каждая длинная нота, у исполнителя должно хватить «дыхания». На большие мелодические отрезки (они отмечены лигами).

Во второй части середины правая и левая рука меняются ролями. Несмотря на низкий регистр и педализацию следует избегать грузного звучания.

№ 2. «Прогулка».

Замечательно отправиться побродить теплым солнечным утром! Можно долго-долго идти по дорожкам, увидеть много чего нового и интересного, можно даже немного заблудиться и поплутать в незнакомых местах, но потом благополучно возвратиться домой, со смехом рассказать о своих приключениях.

Произведение пронизано живым ритмом, передающим ощущение движения.

Все четвертные ноты, не объединенные лигой, исполняются певучим non legato, а триоли восьмых, под которыми не стоит лига, исполняются тем не менее legato.

Важным условием хорошего исполнения этой пьесы является ощущение двутактной природы музыкального материала. Конкретно это означает, что первая доля в 1, 3, 5-м и других тактах слегка акцентируется, а во 2, 4, 6-м и подобных тактах исполняется легко. Подчеркнутые длинные ноты в правой руке следует пропевать. С 20-го такта в правой руке появляется двухголосие; первое изложение темы, звучащей piano, перебивается в 24-м такте вступлением имитирующего голоса, звучащего mezzo forte. Оба голоса исполняются предельно legato с точным соблюдением динамических указаний.

Следует обратить внимание ученика на то, как оркестрально звучит эпизод a tempo (32-33 такты), где напевным выразительным фразам альтов отвечают мягкие реплики виолончелей.

Звучность партии левой руки в первой части произведения мягкая, полетная, пальцы исполнителя как бы играют на поверхности клавиш. Совсем иное ощущение надо выработать для исполнения мелодической линии в партии правой руки. Подушечки должны сливаться с клавишами и не ударять, а погружаться вместе с клавишами до возможно глубокого нажатия.

№ 3. «Сказочка».

Одно из любимых детских занятий – слушать сказки. Как хорошо присесть рядом с бабушкой и унестись в мечтах в иной, волшебный мир, словно наяву переживать удивительные события, стать одним из сказочных героев!

«Сказочка» С Прокофььева – это действительно сказка в детском понимании. Здесь господствуют русские по характеру мелодии, развертывающие на фоне четко ритмованного движения. Как скупы и лаконичны штрихи и как верно нарисовано в музыке нарастание угрозы, врывающейся в мирное повествование!

При работе над произведением нужно добиться правильного исполнения ритмической фигуры две шестнадцатые и восьмая. Она должна быть четкой по ритму, но мягкой, неназойливой. Каждая группа должна отделяться почти незаметным снятием руки. В 9, 10, 14, 22, 26, 27-м тактах указание legato относится ко всем нотам. Рука здесь нигде не снимается.

В 15, 16-м тактах секунды в партиях обеих рук исполняются мягко и на педали. Особенно глубоко и полно звучат ноты, отмеченные черточкой.

Два последние аккорда, завершающие пьесу исполняются non legato и piano.

№ 4. «Тарантелла».

Подобно П. Чайковскому, включившему в свой «Детский альбом» танцы и песни разных народов, С. Прокофьев включает в свой сборник «Детская музыка» тарантеллу – народный неаполитанский танец.

Энергичный, солнечный, жизнерадостный характер этого номера передается упругой ритмической пульсацией триолей восьмых и быстрым темпом.

Акцентировка везде принадлежит автору; следует избегать лишних, дополнительных акцентов. После акцентируемого звука следует сразу уменьшить силу звука и исполнять остальные звуки легко. Акценты часто не совпадают в партиях обеих, что составляет некоторую трудность для исполнителя. Восьмые, отмеченные знаком staccato снимаются остро, но легко.

Значительную трудность представляют фигуры в партии левой руки, когда в правой руке идет непрерывная триольная фигурация (в тактах 6, 18, 22, 26 м и других). Эти места надо учить отдельно, следя за точным совпадением восьмых в обеих руках.

Средняя часть ни в коем случае не должна быть замедлена, во всей пьесе следует сохранять единый темп.

Заключительная часть – торжественный финал народного праздника; звучат ликующие фанфары.

№5. «Раскаяние».

«Раскаяние» - это, пожалуй, единственная в цикле пьеса, затрагивающая область серьезных, печальных, даже мрачных чувств. Эта миниатюра тонко и выразительно рисует психологическую драму, тяжелый момент в жизни ребенка. Ему стыдно и горько за свой проступок, но искреннее раскаяние приносит прощение и пьеса заканчивается умиротворенно и нежно.

Следует предостеречь от увлечения излишне медленным темпом. Выразительное, согретое теплым чувством исполнение этой пьесы не предполагает сентиментальности или растянутости движения. В 9 – 12-м тактах мелодия звучит в октавном удвоении на расстоянии двух октав. Этот прием любил Шуман. В таких случаях красиво звучит выделение нижнего голоса.

Реприза несколько варьирована. Сквозь движение восьмых должна ясно проступать тема.

Последние восемь тактов выражают покой. Арфообразные ходы в партии левой руки чередуются с выразительными репликами в партии правой руки.

№ 6. «Вальс».

Этот пленительный, лирический вальс весь проникнут необычайной грацией и свободой. Это высокая лирика. Удивительная по красоте мелодия поражает огромным диапазоном. Средняя част отличается большой напряженностью, взволнованностью, мелодия в ней становится более дробной, в виде секвенций на фоне активных восьмых сопровождения.

Перед учеником ставятся не только звуковые, но и технические задачи. Вальсовая характерная формула акккомпанемента должна быть тщательно проработана: басовый звук всегда берется движением руки сверху вниз и как бы придерживается пальцем, а аккорды берутся легким движением руки от клавиатуры вверх.

Ощущение мелодической фразировки заставляет считать окончанием первой фразы первый звук шестого такта, а окончанием второй фразы – второй звук двенадцатого такта. Звуки мелодии, отмеченные черточкой должны быть особенно певучими и протяжными.

Большое внимание надо уделять цезурам. В средней части желательно фразировать большими отрезками, ощущая восьмитактовую протяженность фраз.

№ 7. «Шествие кузнечиков».

Композитор рисует картину сказочного шествия кузнечиков. Крайние части подобны быстрому массовому маршу; в середине общее стремительное движение переходит в торжественное шествие.

Яркость, блеск, энергия, юмор – все эти качества, характерные для Прокофьева, представлены здесь в полном объеме.

При исполнении первой темы необходимо ощущать тяготение к четвертому такту каждой фразы и не акцентировать предыдущие сильные доли.

В поле внимания педагога должно входить также наблюдение за точной передачей учеником острого ритмического рисунка музыкальной ткани; особенно важно коротко исполнять шестнадцатые в 1-2, 9-10-м и подобных тактах.

Для создания четкого и легкого характера в крайних частях необходима короткая прямая педаль.

№ 8. «Дождь и радуга».

В этой музыкальной картине нет ничего от традиционных приемов изображения в музыке дождя; нет потока чередующихся в обеих руках восьмых staccato, нет бурных пассажей по всей клавиатуре и других нехитрых атрибутов натуралистической школы. Здесь автор скорее передает душевное состояние ребенка в унылую, дождливую погоду и радостную детскую улыбку, с которой ребенок встречает появление красивой радуги, опоясывающей небосвод.

Эта пьеса очень своеобразна с ее фоническими эффектами и смелыми наслоениями пятен. Многочисленные случаи употребления композитором диссонирующих аккордов и интервалов должны восприниматься как средство колористического воздействия на слушателя. Эти созвучия следует брать не резко, а певучим туше.

Пьеса раскрывает перед исполнителем интересные колористические возможности инструмента.

№9. «Пятнашки».

Пятнашки – это веселая детская игра. Много радости приносит она ребятишкам, всюду смех, суета, беготня...

Этот номер – по сути высокохудожественный этюд, в котором композитор поставил перед исполнителем ряд определенных технических заданий. В «Пятнашках» много штрихов прокофьевского пианизма с его смелыми скачками и использованием регистров. Здесь, в основном, две задачи: овладение репетиционной техникой в быстром движении путем подмены пальцев на одной клавише и освоение фактуры токкатного типа с элементами скачков и перекрещиванием рук. Пьеса полезна для развития пальцевой беглости.

Для удовлетворительного решения обеих задач обязательным условием является ритмическая выдержка. Темп пьесы определяется соответственно возможности ученика исполнить произведение, услышав каждый звук достаточно отчетливо и внятно.

№ 10. «Марш».

«Марш» – шедевр лаконичности и точности интонации – принадлежит к лучшим страницам сборника. Он полон бодрости, ясности, своеобразного прокофьевского юмора.

Для передачи характера этой пьесы необходимо достигнуть предельной ясности в выполнении всех, даже самых незначительных подробностей нотного текста.

Ученику должны быть понятными все аппликатурные указания, распределение больших и малых акцентов, особенности динамики.

Движения рук исполнителя следует подчинить звуковому образу данного эпизода. Например, в 7-8-м тактах, отдельные маленькие лиги по две ноты (с упором на первую) исполняются погружением руки в клавиатуру на первой залигованной ноте и снятием руки на второй.

Срединный эпизод делится на две фразы по 4 такта в каждой. Желательно, чтобы подчеркнутые ноты не акцентировались преувеличенно, а составили мелодическую линию.

№ 11. «Вечер».

Два последних номера сборника «Детская музыка» переносят в обстановку вечернего пейзажа. Очень хорош «Вечер». Мелодию этой пьесы С. Прокофьев сделал одним из лейтмотивов своего балета «Сказ о каменном цветке». Спокойно-напевная, ясная мелодия, оттененная неожиданными поворотами, на первый взгляд, осложняющими тональность, но в действительности подчеркивающими ее и укрепляющими.

Для того, чтобы задумчивая, нежная тема прозвучала красиво, надо позаботиться о втором звуковом плане. Ученику предстоит серьезно заняться партией левой руки, которая в первых двенадцати тактах должна напоминать по звучности хор, поющий тихо ка сценой.

Маленькая интермедия с имитирующим друг друга репликами (следующий восьмитакт) подготавливает более яркое проведение основной мелодии, причем партия левой руки дается в несколько варьированном виде.

Средняя часть построена на длительных органных пунктах, которые не должны быть назойливы, но в то же время должны постоянно ощущаться, создавая впечатление широкого простора и спокойной созерцательности.

№ 12. Ходит месяц над лугами».

Последняя пьеса цикла «Детская музыка», принадлежит к числу поэтичнейших страниц Прокофьева. День завершился, на землю опустилась ночь, на небе выступили звездочки, стихли звуки, все засыпает.

Эта пьеса по характеру близка предыдущей. Ее напевная мелодия воспринимается как подлинно народная песня. Лигатура не носит здесь фразировочного характера. Окончание лиги далеко не всегда означает конец фразы и совсем необязательно связано со снятием руки с клавиатуры.

Педагог должен найти границы фраз, руководствуясь музыкальным чутьем; так, например, цезура естественно ощущается в конце 5, 9, 13-го тактов. Следовательно, надо «снять» руку, «вздохнуть» перед началом новой фразы.

Первый такт пьесы – небольшое вступление. Здесь дается начало мерному, колышущемуся движению, которое в дальнейшем переходит в партию левой руки.

Синкопированное проведение темы в 22-15-мтактах от конца очень трудно для исполнения. При соблюдении максимального legato надо быть внимательным к плавности мелодической линии и избегать толчков на отдельных аккордах.

Работа над пьесой «Ходит месяц над лугами» принесет большую пользу для развития музыкальности ученика и его звукового мастерства.

Сергей Прокофьев выбрал семь пьес из «Детского альбома» – «Утро», «Пятнашки», «Вальс», «Раскаяние», «Марш», «Вечер», «Ходит месяц над лугами» – и на их основе в 1941 году создал замечательную камерно-оркестровую сюиту, озаглавив ее «Летний день».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по страницам фортепианного цикла

мы открываем «волшебный» альбом, и тихие звуки затрепетали. Как маленький огонёк свечи....

Концерт фортепианного отделения "Вечер фортепианной музыки"

Концерт учащихся фортепианного отделения.Материал может быть полезен преподавателям ДШИ!...

Внеклассное мероприятие "Музыка и времена года. Фортепианный цикл "Времена года" П.И.Чайковского".

В презентации представлены фото композитора, первая обложка фортепианного цикла "Времена года", зимне-весенний цикл альбома с соответствующими пейзажами....

Урок -презентация "Современная фортепианная музыка на примере детских альбомов российского композитора Андрея Классена «Фортепианные пьесы» для фортепиано соло и в 4 руки в 2-х частях и «Музыкальные эскизы» в 2-х альбомах".

Важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки современных композиторов. Наш урок знакомит с биографией и творчеством композитора Андрея Классена. Пьесы из его альбомов проиллюстрировал...

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....

Музыкальная гостиная из серии "Встреча с П. Чайковским" - фортепианный цикл "Времена года"

Встреча с великолепным наследием фортепианной музыки великого русского композитора П. И. Чайковского - фортепианным циклом "Времена года"....

7 класс Ноябрьский образ в пьесе «На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Познакомить с творчеством П. И. Чайковского. С особенностями содержания пьесы «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла "Времена года"....