Методическая разработка урока в 6 классе «Старинной песни мир. Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»
методическая разработка по музыке (6 класс)

Лапушкина Анна Викторовна

Методическая разработка урока в 6 классе «Старинной песни мир. Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx25.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Этап урока

Виды деятельности

Музыкальный материал

Задачи

Методы и приёмы

Содержание урока

1. Организа-ционный

1. Приветствие

1. Собрать внимание учащихся

Словесный метод

Вход учащихся в класс, приветствие.

1. Повторение ранее изученного материала

2.  Постановка цели урока

«Венецианская ночь» М. Глинка

Неаполитанская народная песня «Санта Лючия» исполн. Энрико Карузо

1.Актуализировать материал прошлого урока

2. Эмоционально настроить на урок

3. Подвести к восприятию темы урока

4. Определить цель урока

Словесный метод:

- беседа

- Какое произведение известного вам русского композитора мы слушали на прошлом уроке? (Подсказки: это вокальная музыка, оно связано с Венецией) Ответ: «Венецианская ночь» М.И.Глинки

- С каким музыкальным жанром связано это произведение? (Подсказки: мы говорили про какой-то вид передвижения в Венеции)

Ответ: Баркарола – песня гондольера

- Как называется итальянское искусство красивого пения?

Ответ: бельканто

- Так же мы говорили про исполнителей бельканто. Вспомните, какие имена мы называли

Ответ: Энрико Карузо, Елена Образцова, Мария Каллас, Монсеррат Кабалье

Еще раз послушаем неаполитанскую народную песню «Санта Лючия» в исполнении певца бельканто Энрико Карузо.

Тема сегодняшнего урока звучит как «Старинной песни мир». Как вы думаете, если мы говорим о «старинной песне» - о музыке какого времени пойдет речь?

О музыке XIX века.

2. Основной

1.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

2. Изучение нового материала

Ф.Шуберт

«Ave Maria»

«Серенада»

«Лесной царь»

1.Познакомиться с понятием «романтизм»

2. Познакомиться с жанром «баллада»

3. Вспомнить известные факты о биографии Франца Шуберта

4. Познакомиться с балладой Ф.Шуберта «Лесной царь»

Словесный метод:

- беседа

- рассказ

В это время развивается направление в искусстве, названное красивым словом «романтизм». Как вы думаете, что значит это слово?

Романтизм – это направление в искусстве, которое обращается к внутреннему миру человека, его переживаниям.

Одним из популярных жанров в эпоху становления романтизма был жанр «баллада». Вы могли познакомиться с этим жанром на предмете литература.

Баллада (в музыке) – это вокальная или инструментальная пьеса, написанная на исторический, фантастический или драматический сюжет.

Отличительной чертой баллады является включение элементов фантастики.

Одним из ярких представителей романтизма, а также композитором, активно использовавшим жанр баллады в своем творчестве, был Франц Шуберт. Имя этого композитора должно быть знакомо вам, давайте вспомним несколько его произведений, которые вы точно знаете.

(Слушаем и определяем названия: «Ave Maria», «Серенада»)

Что же еще нужно обязательно упомянуть в разговоре о Франце Шуберте? Этот австрийский композитор жил в начале XIX века, важной часть его творчества были вокальные произведения – за свою жизнь он сочинил более 600 песен. Также у него есть большое количество фортепианных произведений, и ряд произведений для исполнения оркестром.

Сегодня мы поближе познакомимся с балладой Франца Шуберта «Лесной царь». Она написана на сюжет одноимённой баллады Иоганна Гёте – немецкого писателя и философа, жившего на рубеже XVIII-XIX веков.

Балладу «Лесной царь» Ф. Шуберт написал, когда ему было всего 18 лет. Так описывает рождение этого произведения один из друзей Шуберта:
«Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книге «Лесного царя». Он прошёлся с книгой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге…»

В тот же вечер баллада была исполнена и принята с восторгом.

Сейчас мы с вами послушаем вступление баллады «Лесной царь». Оно отражает настроение всей баллады. Обратите внимание – кем исполняется вступление, и какое настроение заключено в этом отрывке?

(слушаем вступление баллады)

- Кем исполняется вступление баллады? (исполняется на фортепиано пианистом)

- Какое настроение музыки, какие чувства у вас она вызвала? (настроение тревожное, напряженное, мрачное; вызвала тревогу, волнение, напряжение)

Вступление отражает настроение всего произведения, поэтому про балладу «Лесной царь» мы можем сказать, что она мрачная, тревожная, волнительная.

Теперь предлагаю вам посмотреть мультфильм к балладе «Лесной царь», анимация будет сопровождаться исполнением баллады. Во время просмотра постарайтесь ответить на два вопроса: какие действующие лица в балладе, и что же в ней происходит.

(смотрим мультфильм «Лесной царь»)

- Что происходит, какой сюжет баллады? (Отец везёт больного сына к врачу, и сыну мерещится Лесной царь, обещающий ему и богатства, и знакомство с его прекрасными дочерьми. Отец убеждает сына, что ему кажется, это «белеет туман над водой», что ветер качает листья на ветвях.

Ребенок просил отца поторопиться, чтобы скрыться от страшного Лесного царя, но когда они доехали до места назначения, мальчик уже погиб – Лесной царь не выпустил его из своих владений и забрал его душу.)

-Какие действующие лица в балладе? (Лесной царь, отец и сын + рассказчик, лошади в аккомпанементе)

Сейчас мы с вами еще раз послушаем отдельные фрагменты баллады.

Еще раз послушаем вступление, и попробуем определить, что или кого оно изображает.

(повторное прослушивание)

- Что или кого изображает фортепиано во вступлении? (изображает топот несущейся по лесу лошади)

А теперь давайте определим, какими музыкальными средствами выразительности изображается топот лошади? (динамика – пиано, скачет вдалеке, штрих – отрывисто, звучит резко, быстрый темп)

Отлично, мы разобрали вступление баллады. Теперь попробуйте сказать, тема какого из персонажей отличается от других и чем? (слушаем фрагмент еще раз)

Отличается тема Лесного царя. А чем она отличается от других? Она звучит в мажоре. Но почему же тема отрицательного персонажа звучит в мажорном ладу? Музыканты называют такое явление «злой мажор». Лад подчеркивает торжество зла, и зная это, мы можем еще в начале баллады понять – зло победит и Лесной царь заберёт ребёнка.


Мы с вами послушали балладу «Лесной царь» на русском языке. Но Франц Шуберт был не русским композитором, а композитором какой страны? Правильно, Франц Шуберт – композитор родом из Австрии. В этой стране говорят на немецком языке, и баллада «Лесной царь» Шубертом написана тоже на немецком языке, но мы можем послушать её на русском языке благодаря Василию Жуковскому. Перевод этого поэта мы с вами слышим в мультфильме.

Сейчас послушайте балладу еще раз, и постарайтесь определить, сколько там куплетов.
(повторное прослушивание)
В балладе «Лесной царь» 8 куплетов. В песне обычно 3-4 куплета, это произведение более масштабное. Более крупный размер произведения позволяет детальнее раскрыть историю.

Во время прослушивания вы могли услышать несколько необычных слов. Напишем их на доске и постараемся объяснить значение. (чертоги – дворец, богатое помещение, перлы – сокровища, жемчуга, ветлы – крона деревьев)

3. Вокально-хоровая работа

«Волшебник-недоучка» муз. А.Зацепина

- разучить первый куплет песни

- работать над чистотой интонации

- работать над ритмическими сложностями

Словесный:

- рассказ

- беседа

- собственный показ

- подыгрыва-ние на фортепиано мелодии

- ауфтакты головой

Сейчас мы с вами начнем разучивать новую песню под названием «Волшебник», но перед этим нам нужно хорошо распеться. Сели ровно, выпрямили спины, ноги стоят на полу.

(Распевка: на одном звуке на закрытый рот, на пять звуков на слог «лё», до мажорная гамма на слог «лё» и на слова «Ехал грека через реку».

Песня «Волшебник» может быть знакома вам. Сейчас я исполню её, а вы слушайте внимательно, и ответьте на вопрос, о чем же эта песня.

(исполнение и слушание ответов учащихся)

Итак, эта песня о волшебнике, который не очень прилежно учился магии, и в итоге вместо нужных результатов заклинаний у него получается что-то совсем другое – то розовая коза с ногой вместо хвоста, то слон с крыльями пчелы, в общем – все пошло не по плану! Песня задорная и весёлая, разучим с вами первый куплет и в конце урока постараемся так же задорно его исполнить.

3. Итоговый

1. Закрепление знаний

2. Рефлексия деятельности

«Лесной царь» Шуберт

- закрепить полученные на уроке знания

Словесный

- беседа

- опрос

Рефлексия – использование карточек

- С творчеством какого композитора мы с вами сегодня познакомились? (Ф.Шуберт)

- Какой стране и эпохе принадлежит этот композитор? (Австрийский композитор эпохи романтизма)

- О каком жанре вокальной и инструментальной музыки мы сегодня говорили? (Баллада)

- Как называлась баллада, написанная Ф.Шубертом? (Лесной царь)

- Назовите действующих лиц баллады (Рассказчик, сын, отец, Лесной царь + лошади)

- Кратко расскажите сюжет баллады (Отец везет больного сына к врачу, они скачут на лошади по лесу, и сыну мерещится Лесной царь. ЛЦ хочет забрать ребенка с собой, предлагает всяческие богатства, мальчик его боится, и отец утешает ребенка.
В конце баллады ЛЦ все же забирает ребенка он погибает на руках отца.)

- Какой характер у этого произведения? (Мрачный, темный, тревожный)
- Чем отличается партия Лесного царя? Как это называется? (злой мажор)

Сегодня мы с вами узнали много нового. Теперь предлагаю вам взять свои карточки и написать, что вам было интересно сегодня, а что не понравилось, и поставить себе оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Урок "Старинной песни мир" (песня-баллада Ф.Шуберта "Лесной царь")

Формировать основы музыкальной культуры через  эмоциональное, активное восприятие музыки; познакомить с жанром баллады и её особенностями; с историей развития жанра баллады....

Союз литературного и музыкального образов на примере баллады Гёте-Шуберт «Лесной царь»

Бинарный урок музыки и литературы. В соответствии с требованиями ФГОС урок построен в рамках системно-деятельностного подхода. Учитель организует познавательную и творческую деятельность учащихся, выс...