Музыка в храмовом богослужении.
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Конспект интегрированного урока музыки и основ православной культуры для 5 класса на тему: "Музыка в храмовом богослужении".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока музыки и Основ православной культуры для 5 класса.

Тема: «Музыка в храмовом богослужении».

Цель урока:  познакомить учащихся с музыкой Русской православной церкви как частью отечественной культуры; объяснить, что такое литургия, «Херувимская песнь», кто такие херувимы;

Используемое оборудование: CD-проигрыватель, компьютер.
Музыкальный и иллюстративный материал: Д.С.Бортнянский, «Херувимская песнь №7»; «Рождество Христово», сл. и муз. П.Синявского; презентация.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке, ребята, мы поговорим о духовной музыке, о музыке в православном храме. Какую музыку мы называем духовной? Слышали ли вы музыку в храме? Какое впечатление произвело на вас церковное пение?

Ответы детей. 

Действительно, приходя в храм, слушая церковное пение, человек испытывает умиротворение, успокоение, становится лучше.
         Музыку для православных богослужений писали разные композиторы: это и 
П.И.Чайковский, и С.В.Рахманинов, П.Г.Чесноков, А.А.Архангельский (слайд №1).

         Произведение, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, называется «Херувимская песнь №7» Дмитрия Степановича Бортнянского (слайд №2: показ портрета).

            
Д.С.Бортнянский (1751-1825) – русский композитор, живший на рубеже 18-19 столетий. Родился в г.Глухове Черниговской губернии. Был первым директором придворной певческой капеллы. Он увеличил число хористов в капелле и постепенно достиг того, что капелла стала исполнять только церковные песнопения, а для театральных представлений был создан свой хор. В обязанности Д.С.Бортнянского  входило не только заведование капеллой и дирижирование ею, но и сочинение церковных песнопений (слайд №3).
            Херувимская песнь исполняется на главном богослужении дня – литургии. Слово «литургия»  в переводе с греческого означает «общее дело» (слайд №4). «Херувим – означает «созерцающий» (Он созерцает мудрость Божью)... Херувимы… изображаются обычно со множеством глаз»
[1]. Это один из девяти ангельских чинов (слайд №5). Послушайте текст «Херувимской песни»:  «Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. - Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды)». В переводе это означает следующее: «Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо носят и прославляют ангельские силы» (слайд №6).

            Прослушайте внимательно «Херувимскую песнь №7»  
Д.С.Бортнянского  и скажите, какое впечатление произвела на вас музыка (слайд №7).

Слушание «Херувимской песни №7» Д.С.Бортнянского.

Ответы детей (музыка очень красивая, возвышенная, светлая, умиротворенная; слушая эту музыку, человек становится лучше, добрее, сострадательнее, задумывается о вечности, о душе, о Боге…)

 
Учитель: Кто исполнял это произведение? (мужской хор).


 Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использует Д.С.Бортнянский  при написании «Херувимской песни»? Почему?

Ответы детей.

Слайд №8.

Учитель: слушая это произведение, вы, конечно же, обратили внимание на то, что хор пел без музыкального сопровождения. Дело в том, что в русской православной церкви все песнопения исполняются a cappella, то есть без музыкального сопровождения.
       Музыка в храме производит на человека глубокое впечатление.  Послушайте, какое стихотворение написал об этом Иван Бунин (слайд №9):

Любил я в детстве.

Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.

Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.

Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой,
Я приносил туда с собой
В душе и радости, и горе.

И в час, когда хор тихо пел
О «Свете Тихом», – в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел...

 
         И, конечно же, приходя в храм, человек приходит к Богу (слайд №10). На прошлом уроке мы начали разучивать песню «Рождество Христово» 
П.Синявского. О чем эта песня? Что это за праздник – Рождество?

Ответы учащихся.

 
Исполнение 1-го и 2-го куплетов.

Разучивание 3-го куплета:

Работа над:
-дикцией,
-ансамблем,
-выразительностью исполнения.

        Исполнение песни 
П.Синявского  «Рождество Христово» целиком.

        Итог: подводя итог сегодняшнему уроку, я хочу задать вам вопрос: «Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали? С какими произведениями познакомились?

Ответы детей.

         Д/з: дома ответьте, пожалуйста, письменно на вопрос: «Какое впечатление произвела на меня прослушанная на уроке музыка?»

       


[1] "Опрышко Н.А., «Православные святые. Почитание и прославление», Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2002 г., стр.96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Храмовая архитектура"

В презентации представлены виды сооружений, понятия, значение количества глав, виды крестов. Выход урока на исследвательскую деятельность обучающегося....

Храмовое зодчество

материал для проведения занятий элективного курса "История и литература Древней Руси"...

Особенности храмового зодчества

Храм каждой мировой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, присущи оригинальная конструкция и свои определенные черты. Китайскую пагоду невозможно спутать с костёлом или готическим со...

План-конспект урока "Храмовая архитектура", ИЗО, 8 класс.

Данный материал раскрывает последовательность изучения храмовой архитектуры с включением истории храма поселка Володарского....

Урок на тему: "О символе веры, основных заповедях и богослужении"

Раскрытие учащимся ветхозаветных "строгих" заповедей, христианских "заповедей блаженства" в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности и вместе с тем духа русского народа (не зря "крестьянин"...

Машина времени. На католическом богослужении в Тоскане начала XV века. Итальянский ансамбль Mala Punica исполняет Ordinarium missae на фестивале Earlymusic-2015 в Санкт-Петербурге.

XVIII Международный фестиваль Earlymusic-2015. Санкт-Петербург. Капелла. 21.09.2015.Фрагмент концерта ансамбля Mala Punica (Италия) с музыкой Италии 1380-1420 годов. Дирижирует Педро Мемельсдорф (Pedr...

Архиерейское богослужение

Архиерейское богослужение в Свято-Никольском храме с. Чесма4 мая 2016 года, в среду Светлой седмицы, епископ Троицкий и Южноуральский Григорий совершил Божественную литургию в Свято-Никольском храме с...