Урок на тему: "О символе веры, основных заповедях и богослужении"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Раскрытие учащимся ветхозаветных "строгих" заповедей, христианских "заповедей блаженства" в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности и вместе с тем духа русского народа (не зря "крестьянин" происходит от "христианин"): благочестия, мирности, совестливости, милосердия;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_pk.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

9 кл  

Тема урока : О символе веры, основных заповедях и богослужении  

Цели и задачи:

- раскрыть учащимся ветхозаветных "строгих" заповедей, христианских "заповедей блаженства" в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности и вместе с тем духа русского народа (не зря "крестьянин" происходит от "христианин"): благочестия, мирности, совестливости, милосердия;

 Ход урока

  1. проверка д\з
  2. актуализация опорных знаний уч-ся для изучения новой темы
  3. слушание притчи ( сильная вера 4 ) анализ
  4. нов материал

Все люди ожидали прихода Спасителя мира. Пять тысяч лет уже плакали в аду Адам и Ева. С отчаянием и болью десятки веков люди искали счастья [24, c.23]. Но счастье, мелькнув, исчезало, наступала старость, смерть и единственный путь в ад, где только одной надеждой утешались души послушных Богу людей — надеждой на приход Спасителя. Он придет, выведет души хороших людей из ада.

В это время в маленьком городке Назарет жила хорошая послушливая Богу семья. Мужа звали Иоаким, а жену — Анна. Жили они любя Бога, поэтому выполняли заповеди Божии.

Давайте вспомним 10 заповедей Божиих и узнаем, как жили Иоаким и Анна.

1. Люби только одного Единого Бога. Иоаким и Анна любили только одного Единого Бога.

2. Не сотвори себе кумира, идола.

На прошлом уроке мы говорили, что кумир, идол — это придуманный людьми «бог». Делали люди скульптуру этого бога из золота. дерева, строили для нее храм и ходили туда молиться. «Богом» в них были и крокодилы, и свиньи, и огонь, и люди, и бесы, и много-много еще идолов. Иоаким и Анна никогда не поклонялись идолам, поклонялись только одному Единому Богу.

3. Не произноси имя Господа Бога твоего всуе или по-напрасну, в разговорах бесполезных и суетных, лживо или с нарушением благоговения [33, 117].

Иоаким и Анна очень любили молиться, и благоговейно обращались к Единому Богу. Совсем не так, как, например, мы часто видим среди нас — разбилась тарелка, а хозяйка вскрикивает: ой, Господи. Даже не подумав в это время о Боге, без молитвы, лишь бы что-то сказать, она произносит великое имя Бога, к которому в это время со всей Земли несутся мольбы о помощи. Как должно быть это стыдно. Иоаким и Анна никогда так не делали.

4. Шесть дней в неделю делай свои дела, а седьмой отдай Богу. Иоаким и Анна обязательно каждую неделю посещали храм Божий, в этот день они помогали бедным, читали священные книги. На Великие Господние праздники они ходили пешком в главный город Иерусалим, приносили подарки в храм.

5. Почитай отца и матерь твою, да будешь жить хорошо и долго на земле. Злословящий отца и мать свою да умрет. Слушайся старших, учителей. Иоаким и Анна происходили из царского рода царя Давида. В их семье дети слушались родителей, никогда не грубили им, не говорили плохих слов на родителей, а когда родители становились старенькими, дети ухаживали за ними. Поэтому Иоаким и Анна жили хорошо и дожили до старости.

6. Не убивай. Конечно, такого тяжелого греха благочестивые, добрые Иоаким и Анна не совершали. Они всех любили, никогда не гневались, никого не обижали, даже слов плохих, ругательств ни на кого не произносили.

7. У мужа может быть только одна жена, а у жены — один муж. Бог освятил семейную любовь. Иоаким и Анна любили друг друга, заботились друг о друге. Анна слушалась Иоакима, готовила ему вкусную еду, а Иоаким работал, руководил большим хозяйством. Других людей, друзей своих, бедных, они любили только Божественной любовью, помогали им, служили им.

8. Не укради. Воровство — это позор. Иоаким и Анна не только никогда не брали чужого, но и сами отдавали большую часть своих богатств на помощь бедным и нуждающимся.

9. Не говори на ближнего своего неправду, не обманывай, не осуждай. Иоаким и Анна никогда ни на кого не говорили неправду, не обманывали, никого не осуждали.

10. Не завидуй. Иоаким и Анна всегда радовались счастью других: вот соседи построили дом — Иоаким и Анна рады, несут подарки новоселам; поспел у друзей хороший урожай винограда — они поздравляют их с радостью. Никогда не завидовали они.
Так жили праведные Иоаким и Анна. Одно у них было большое горе. Они уже стали старенькими, а у них все не было детей. Они молились Богу, просили Его сотворить чудо, дать им ребеночка.

Иоаким был до того опечален, что однажды отправился в пустыню, где в горах паслись овцы его. Сердце его было полно страдания. Чем он был хуже других людей? Разве он не стремился выполнить заповеди Божьи? Сорок дней он провел в пустыне, решившись не возвращаться домой, пока Бог не посетит его Своею милостию. И он молился о чуде, молился о том чтобы Бог помог ему стать отцом, как в давние времена стал отцом в глубокой старости Богопослушный Авраам.

Весть о том дошла до Анны. Она тосковала еще более, чем ее муж, считая себя причиною всего происшедшего, и, как муж ее, горячо молила Бога, чтобы дал Он ей дитя.

Физ -мин

Как-то, копаясь в саду, она увидала среди ветвей лаврового дерева гнездо с маленькими птенчиками, и вид этого счастливого полного жизни гнезда привел ее в еще большее уныние. «Одна я, — говорила она, — мертва и безжизненна. Вся природа прославляет Тебя, Господи, своими плодами. Все радуются о детях своих, я одна бездетна, как степь безводная... Господи, Господи! Услыши же меня, и я принесу рожденное от меня в дар Тебе, и да благословится в нем Твое милосердие!» Всю душу свою вложила Анна в эту молитву. И, едва кончила она ее, как предстал пред нею Ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана: вопли твои прошли через облака, слезы твои упали пред престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую всех дочерей земных. Ради Нее благословятся все роды земные. Чрез Нее дастся спасение всему миру, и назови Ее Марией». (Вот, детки, как угодна молитва Богу! Слышит Бог молитвы детей Своих. Так и мы с вами каждый урок начинаем и заканчиваем молитвой). Анна тут же дала обещание: если у нее будет дитя, отдать его на служение Богу, и прежде чем поделиться радостью с мужем, отправилась в Иерусалим в храм Божий, чтобы благодарить Бога и повторить в храме свое обещание.

Между тем Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему: «Бог услышал твою молитву, у жены твоей Анны родится дочь и станет вашею общею радостью. В знак верности моих слов иди в Иерусалим. Там у Золотых ворот ты найдешь твою жену, которой я уже возвестил эту радость». [24, c.15, 16]. (Окончание переменки).

Счастливые Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, рассказали друг другу о явлении Ангела и подарили подарки храму.

Через девять месяцев после этого дня, осенью родилась Пресвятая Дева Мария. Та Дева, от которой должен родится Спаситель мира. Наступило начало Спасения мира. Пять тысяч лет муки, страдания, и, наконец, появилась Пресвятая Дева Мария — Матерь Божия.

Ребята! Скажите мне, кого вы приглашаете на свой день рожденья? Маму, папу, друзей, дедушку, бабушку... (дети отвечают). А день рожденья — рождество Пресвятой Девы Марии — празднуют миллионы людей во всем мире. С этого светлого праздника начинаются все церковные праздники.

Когда маленькой Пресвятой Марии исполнилось три года, ее родители поспешили исполнить данное Богу обещание, отдать Ему в дар свою дочь Марию.. Для этого Иоаким и Анна собрали в городе Назарет родственников своих, юных радостных девочек и пошли в Иерусалим. Торжественно было шествие юной Марии. Она украшена была с великолепием царским, впереди шли девочки с зажженными светильниками и с пением псалмов; весь Иерусалим изумленный столь необыкновенным шествием трехлетней Марии, вышел навстречу. Перед самым храмом она встречена была священниками. Юная Мария, укрепляемая силой Божьей, легко сама взошла на 15 высоких ступеней к храму и остановилась. Главный священник Захария принял Пресвятую Деву Марию [11, I, c.448]. И здесь произошло чудо: в храме было место, которое называлось Святая Святых — сюда никто, кроме главного священника — первосвященника, не имел права входить. Даже сам первосвященник входил во Святая Святых только один раз в год. Но Святой Дух научил первосвященника Захарию, чтобы он ввел в это место — Святая Святых — маленькую Марию. Так сам Бог указал на Богоизбранную Пресвятую Деву Марию, будущую Матерь Божию. Этот день мы празднуем как праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

А вы помните когда вас первый раз привели в храм Божий?

Вот хорошо, что помните. Храм Божий — это место, где соединяется небо с землею, Дом Божий, сюда нисходит необъятный беспредельный Бог. Вы видели в храме иконы? (Ответ, да) Какая любовь, милосердие в лицах, изображенных на иконах. Здесь душа наша учится правде, молитве, учится любить Бога и ближнего. Здесь мы учимся святости, всякому добру. Поэтому-то праведные родители Пресвятой Девы Марии, как благочестивые муж и жена сами любили храм Божий, исполняя обещания Богу отдали трехлетнюю Марию в дом Божий для воспитания. И здесь Она научаема была Самим Богом и Ангелами; Она пребывала в непрестанной молитве, чтении святых книг, размышлении о Боге и в труде [11, I, c.428, 429]. Пряжа льна и шерсти была самым обычным Ее рукоделием. Часто вышивала Она шелками, особенно одежды священнические [24, c.20]. Она так погружалась в молитву, что нередко забывала о пище и Ангел приносил ей пищу. Когда умер отец Ее Иоаким, мать Анна тоже поселилась при храме и усердно служила Богу рядом с пресвятой Марией. Здесь в доме Божьем, в храме Пресвятая Мария воспламенилась ангельской любовью к Богу и стала достойной, по благодати, быть Матерью Божией [11, I, c.430].

. В древние времена было такое правило, если кто не был в церковном собрании два или три воскресенья подряд, тот да будет отлучен от Церкви, [11, I, c.449-452].

Одного святого спросили, как узнать записан ли человек у Бога в книгу жизни? А он ответил: если человек хочет идти в храм, с радостью ждет дня, чтобы посетить храм, значит он уже записан в книге жизни. А если он только и думает, как бы не пойти в храм, ему тяжело в храме, все его раздражает — значит он записан в книге смерти. И куда такой человек пойдет после смерти? В ад, правильно.

Итог  -  Христиански воспитанное дитя не опечалит своих родителей неблагодарностью, своеволием, ленью, не совершит преступления. Все беспорядки и преступления в семье и обществе происходят от недостатка в преступниках веры, которая есть корень всякого добра и порядка. [11, I, с.434-435]

д\з   нарисовать как Ангел Божий приносил Пречистой Деве Марии еду, когда она трудилась — вышивала, читала в тишине храма.

Библиография.

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания и Нового Завета. СПб., 1995. — 575 с.
2. Акафист благодарственный. Слава Богу за все//Сборник Акафистов. М., 1992.
3. Антоний (Сурожский), митр. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Проповеди. М., 1994 -730 с.
4. Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. — 110 с.
5. Борис, архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. — 87 с.
6. Г.Д. (Дьяченко Г., прот.). Божий дар// Детям о Христе. Хрестоматия для детей. М., 1995.
7. Гурьянов Н., прот. Слово жизни. М., 1994. — 400 с.
8. Дьяченко Г., прот. Искра Божия. Л., 1991. — 493 с.
9. Жития Святых... Св. Димитрия Ростовского. Кн. 12 (Август). Козельск, 1992.
10. Избранные жития святых (III—IX вв.) М., 1991. — 411 с.
11. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1993. — 528 с., Т.2. СПб., 1994. — 726 с., СПб., 1994. — 508 с.
12. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Архипастырское рождественское послание 1990-91 гг.//С.-Петерб.епарх.вед. 1991.Вып.1—2. С.10—11.
13. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Голос вечности. СПб. 1944. —294 с.
14. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. — 245 с.
15. Каледа Г., проф.-прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
16. Лесняк В., прот. Святое причащение. СПб., 1992. — 15 с.
17. Лесняк В., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб., 1993. — 192 с.
18. Нилус С. Дух Божий, почивающий на отце Серафиме Саровском.../ Неизвестный Нилус. Т.2. М., 1995. С.5—35.
19. Любимов Н., свящ. Семь Таинств Св.Православной Церкви как установление божественное. СПб., 1991. — 8 с.
20. Николай (Ярушевич), митр. Слова и речи. СПб., 1994. — 267 с.
21. О часе смертном. Христианское отношение к смерти. Брест, 1994. — 71 с.
22. Писания старца Силуана//Софроний, иеромон. Старец Силуан. Maidon Essex. 1990. С.259—472.
23. Поселянин Е. Святая юность. М., 1994. — 294 с.
24. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Т.1. Коломна. 1993. — 400 с.
25. По следам Св. Апостолов. М., 1994. — 441 с.
26. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. — 736 с.
27. Ровинский Н., свящ. Беседы старого священника. М., 1995. — 222 с.
28. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М., 1993. — 380 с.
29. Соколов А., прот. Библия для детей. М., 1992. — 380 с.
30. Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 1995. — 24 с.
31. Успенский С. Катехизис в рассказах. Символ веры. Вып. 1. М., 1995. — 188 с.
32. Филимонов В. По вере вашей да будет вам... Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления// Собеседник православных христиан. СПб., 1995. С.3—74.
33. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. СПб., 1995. — 135 с.
34. Петр (Могила), митр. Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996.
 
Ссылки даются в тексте с указанием порядкого номера издания и страницы. Например, (4, 523) — Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. С. 523.
Ссылки на Полн.собр.соч. о.Иоанна Кронштадтского даются в тексте в следующем виде: Т.1. С.275.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Государственные символы России"

Урок обществознания в 9 классе....

Урок по теме: «Г. Мендель и основные закономерности генетики»

Урок по теме: «Г.Мендель и основные закономерности генетики»...

Технологическая карта урока на тему "Торговые символы" (8 класс)

Цель урока - познакомить учеников с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода. Познакомить с основными инструментами маркетинга.В процессе урока ученики создают собственную этикетку, собстве...

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс.

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской  Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс....

Урок по теме "Генетическая связь между основными классами неорганических веществ"

Урок-обобщения по основным классам неорганической химии....