Развитие мышления гитаристов на начальном этапе обучения
методическая разработка по музыке

Глухих Петр Андреевич

Методическое сообщение

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Байкаловская детская школа искусств»

Методическое сообщение:

«ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ГИТАРИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Выполнил:

Глухих Петр Андреевич

преподаватель по классу гитары

с. Байкалово

2023

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… .3

1. Проблематика развития мышления

1.1. Общая характеристика мышления как психического процесса ……….. 4

1.2. Проблема развития мышления гитаристов в процессе обучения исполнительскому мастерству …………………………………………………. 5

2. Формирование мышления гитаристов в процессе обучения

2.1. Особенности формирования мышления на начальном этапе обучения гитаристов ………………………………………………………………………. 6

2.2. Принципы приоритета правой руки и логики движений ……………….. 8

  1. Организация мышления гитаристов в процессе обучения ……………….. 9

Заключение ……………………………………………………………………... 12

Список литературы ……………………………………………………………. 13

 

Введение

Одной из актуальных в современной музыкальной педагогике на сегодняшний день является проблема формирования и развития музыкального мышления. В данной работе она рассматривается в ракурсе развития музыкального мышления учащихся-гитаристов на начальном этапе обучения. Мышление ребенка, его психологический опыт, эмоциональная, мотивационная и другие сферы личности отличаются от психики взрослого человека. Поэтому вопросы развития полноценного музыкального мышления у детей, а значит и активизации всех его уровней восприятия - внимания, памяти, воображения, мышления, речи, установление рефлексивных связей между ними являются особо значимыми.

Мышление раскрывается в обобщениях и представляет собой процесс движения мысли. Оно совершается посредством понятий, суждений и умозаключений и включает такие операции, как сравнение и классификация, анализ, синтез, обобщение и абстракция. Генетически становление мышления происходит в такой последовательности: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-теоретическое мышление.

В музыкальной психологии проблемы, связанные с мышлением, стали рассматриваться во второй половине XX века. Интерес к ним был связан, во-первых, с практикой музыкального образования, что обусловило участие педагогов-музыкантов в разработке данных проблем; во-вторых, с изучением специфического языка музыки в музыковедческих исследованиях, что подводило к процессам музыкального мышления с другой стороны – исходя из особенностей самой музыки.

В музыкально-педагогической литературе применительно к любому инструменту, в том числе и гитаре, можно встретить большое количество разновидностей музыкального мышления: оркестровое, гармоническое, полифоническое, аккордовое, аппликатурное и другие. Музыкальное мышление находится и развивается всегда в общей системе мышления человека, т.е. является ее частью.

В данном методическом сообщении рассмотрена общая характеристика мышления как высшего познавательного психического процесса человека.

Вопросы развития мышления гитаристов на начальном этапе обучения исполнительскому мастерству изложены с учетом проблем его развития в системе музыкального образования.

В процессе работы над музыкальным материалом большое значение имеет правильное формирование и развитие игровых навыков. Для этого учащемуся-гитаристу необходимо научится грамотно продумывать свои игровые движения.

В работе рассмотрим вопросы физики звукоизвлечения в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями человека, а также главные методические принципы логики движения и приоритета правой руки.

Для формирования основы адекватной системы мышления исполнителя в работе введено понятие ординарного мышления, которое главным образом зиждется на концептуальных идеях известного психолога П.Я. Гальперина – теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий, понятий и образов.

Данная работа поможет разобраться в данном вопросе и грамотно выстроить процесс обучения начинающих гитаристов.

  1. Проблематика развития мышления
  1. Общая характеристика мышления как психического процесса

Мысли — мощные мелодии, которые сильно влияют на настроение, чувства, а значит, и на наши успехи. Исследования показывают, что, если человек оценивает свои способности чуть выше, чем они есть в текущий момент, он, скорее всего, подойдет к решению задачи с более позитивным настроем, испытает меньше стресса, будет более упорен и настойчив, вложит в работу больше сил и в итоге выполнит ее лучше.

Мышление – это один из высших познавательных психических процессов человека, имеющий сложную многоуровневую структуру, связанную с особенностями его протекания, формами и мыслительными операциями.

К особенностям протекания мышления относят: обобщенное, отраженное и опосредованное познание действительности, решение конкретной задачи, а также связь с речью.

Основными формами мышления являются: понятие, синтез, сравнение, обобщение и т.д.

В научной деятельности различают теоретическое и эмпирическое виды мышления.

Процесс мышления и уровень его развития оказывают существенное влияние на всю деятельность человека.

1.2. Проблема развития мышления гитаристов в процессе обучения исполнительскому мастерству.

Решение проблемы развития мышления гитаристов в музыкальной педагогике требует научного, комплексного и профессионального подхода на всех ступенях системы музыкального образования.

Формирование и развитие адекватного мышления учащихся-гитаристов в процессе обучения является необходимым условием для полноценного раскрытия их художественного и творческого потенциала, что способствует повышению уровня исполнительской культуры. От умения правильно и творчески мыслить зависит развитие всего спектра музыкальных способностей учащихся сразу на начальном этапе их музыкального образования. Такой подход обеспечивает более быстрое и качественное развитие основных способностей учащихся, необходимых в процессе обучения. В большей степени это касается развития памяти, в частности запоминания музыкального материала. Оно становится более надежным и глубоким. Уменьшается также количество логических ошибок, что способствует повышению стабильности исполнения.

В современной музыкальной педагогике понятие «мышление» и «музыкальное мышление» обычно имеют тождественное равенство. Поэтому, как правило, в музыкальной педагогической литературе принято рассматривать процесс мышления только в музыкальном контексте.

В настоящее время в России искусство игры на классической гитаре стремительно развивается. Профессиональными композиторами создается оригинальный репертуар, удовлетворяющий современным исполнительским требованиям. Имеется тенденция повышения исполнительского уровня как концертирующих гитаристов, так и юных музыкантов.

Однако, несмотря на позитивные перемены, проблеме организации и развития мышления уделяется мало внимания. Имеется много причин торможения адекватного развития гитаристов в процессе обучения. Но самые главные из них напрямую связаны с мышлением учащихся, а если быть точнее, то с его слабым и неправильным развитием или вообще отсутствием такового в моменты выполнения определённых действий, связанных непосредственно с исполнительским процессом. Если мышление учащегося-гитариста будет неправильно формироваться с самого начала обучения, то на последующих ступенях музыкального образования дальнейшее его профессиональное развитие не представляется возможным. Более того, чем больше внимания в процессе обучения уделяется развитию мышления учащихся, тем более развивающий характер имеет этот процесс.

2. Формирование мышления гитаристов в процессе обучения

2.1. Особенности формирования мышления на начальном этапе обучения гитаристов.

        Сразу на начальном этапе освоения инструмента следует решать «постановочные» задачи на уровне мышления. В таком случае постепенно будут создаваться благоприятные условия для формирования и развития последнего. Именно в этом контексте необходимо обратить особое внимание на проблему формирования правильного звукоизвлечения у начинающего учащегося-гитариста.

        Постановка звукоизвлечения напрямую связана с физикой звукоизвлечения по причине того, что обе руки задействованы в этом процессе, являются механической системой. А действие любой механической системы описывается определенными законами. Поэтому звукоизвлечение не должно противоречить законам физики – законам классической механики.

        Однако следует иметь в виду, что целесообразнее всего начинать серьезно заниматься подобными вопросами с заинтересованными учащимися не младше 9 – 10 лет. В противном случае они могут ничего не понять по причине ограниченных знаний и недостаточного уровня развития мышления в этом возрасте. Но «ставить» игровой аппарат приходится учащимся любого возраста, поэтому в отношении постановки правой руки преподавателю следует создать условия для выполнения вышеизложенного.

        Вопросы физики звукоизвлечения являются чрезвычайно важными в процессе постановки рук. Но их корректное решение бывает, как правило, недостаточным для формирования у начинающего гитариста игрового аппарата. Особое внимание следует уделить правильной посадке учащегося-гитариста. Здесь обязательно необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности ребенка.

        Задача преподавателя в работе с учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения заключается в том, чтобы осуществлять постоянный контроль над правильным выполнением всех постановочных звуко-двигательных элементов и вносить своевременные корректировки до тех пор, пока у них не будут полностью сформированы устойчивые двигательные навыки.

        Все постановочные элементы игрового аппарата должны вводиться и прорабатываться последовательно и предельно осмысленно. Особое внимание в этом процессе следует обратить на логику движений и главный методический принцип «приоритета правой руки».

2.2. Принципы приоритета правой руки и логики движений.

        Развитие исполнительской культуры гитариста начинается с изучения звукоизвлечения и требует особого внимания на любой стадии обучения, особенно на начальном его этапе. В процессе звукоизвлечения принимают участие обе руки исполнителя, при этом пальцы выполняют абсолютно разные действия. В этом заключается одна из трудностей освоения инструмента. «Главной», ведущей является правая рука. Она отвечает почти за все характеристики звука, а левая рука только помогает правой. На этом основывается важнейший принцип приоритета правой руки. Согласно этому принципу необходимо мысленно подчинять левую руку правой. Другими словами, следует первоначально продумать действие правой руки (как и какими пальцами играть), а далее выполнить действие левой рукой (прижать соответствующие звуки в правильной последовательности) и только после этого играть правой рукой. Соблюдать принцип приоритета правой руки мешает особенность техники игры на гитаре – в очередности движений левая рука всегда опережает правую. Поэтому у большинства гитаристов все внимание уделяется левой руке.

        Гарантов развития координации движений, т.е. правильного взаимодействия обеих рук, является учет принципа логики движений. Игнорирование этого принципа приводит к возникновению во время игры у учащегося-гитариста паники и одновременному нарушению принципа приоритета правой руки.

        К основным положениям принципа логики движений относятся следующие правила:

  1. обязательно готовить пальцы обеих рук к исполнению группы нот;
  2. в левой руке ставить пальцы на струны в очередности их исполнения правой рукой;
  3. в игре «non legato» сначала ставить следующий палец, а затем снимать предыдущий, а не наоборот;
  4. в нисходящем легато ставить следующие пальцы одновременно;
  5. смену позиции всегда выполнять плавным движением левой руки независимо от скорости игры.

Процесс формирования моторных навыков развивает двигательную, слуховую, осязательную, зрительную виды памяти учащегося. Практика показывает, что переходы нельзя исполнять только на слух, т.к. в слуховой памяти фиксируется исключительно результат перехода, а не действие. Для развития исполнительской культуры необходим контроль над действием.

Процесс правильного и осмысленного формирования учащимися-гитаристами звуко-двигательных навыков с самого начала обучения должен включать в себя обязательное выполнение законов звукоизвлечения, принципа приоритета правой руки и логики движений. Именно это условие является необходимым для создания надежной основы системы мышления будущих гитаристов.

  1. Организация мышления гитаристов в процессе обучения.

Формирование и развитие мышления учащихся является одной из первостепенных задач любой педагогической системы.

Процесс обучения исполнительскому мастерству на классической гитаре достаточно сложный и затрагивает многие области знаний, поэтому понятие мышления нельзя сужать до рамок музыкального мышления, так как это только один вид мышления.

        Примером может послужить физика звукоизвлечения, так как сама физика не имеет никакого отношения к музыке. Но без понимания и правильного использования ее законов исполняемая музыка никогда не будет совершенной в том смысле, что гитарист ввиду своей технической ограниченности просто не сможет полноценно раскрыть художественный образ исполняемого музыкального произведения.

        Решение каждой задачи музыкального образования тесно связано с формированием и развитием соответствующих элементов мышления, отвечающих за различные аспекты исполнительской деятельности. Вся система мышления состоит из упорядоченного набора таких простейших элементов. Подобную систему можно назвать ординарным мышлением (от лат. ordinarius - обычный).

        Система ординарного мышления главным образом строится на концептуальных идеях отечественного психолог П.Я. Гальперина. В середине XX века он предложил свою теорию планомерно-поэтапного формирования умственных действий, понятий и образов. Согласно этой теории максимальный развивающий эффект в обучении достигается при условии рационального использования умственных операций в учебном процессе. Следует иметь ввиду, что исполнитель в работе над музыкальным произведением на каждой стадии его готовности думает о различных аспектах рассматриваемой творческой деятельности. Так, например, содержание ординарного мышления полностью различно в случаях чтения с листа или разбора музыкального материала и концертного исполнения выученного наизусть произведения. Это является важной особенностью ординарного мышления.

        Таким образом, применяя и развивая вышеизложенные идеи в работе над музыкальным произведением, можно научить учащегося правильно мыслить в каждый момент времени, а следовательно, заметно ускорить процесс обучения и повысить его качество.

        На начальном этапе первостепенное значение должно уделяться технологическим проблемам, таким как: посадка, постановка рук и звукоизвлечения, изучение основных приемов игры, работа над штрихами, логикой и координацией движений, опережением событий, применение принципа приоритета правой руки и т.п. художественно-выразительные возможности у начинающих исполнителей обычно сводятся к динамической фразировке, различным замедлениям, ускорениям, ферматам и другим самым простейшим элементам «музыкальности».

        По мере достижения стабильности и развития исполнительской техники перед учащимися ставятся более сложные художественно-творческие задачи, например  работа над стилевыми особенностями музыкального произведения, чувством формы и ее содержанием и т.п.

        На начальном этапе особенно важно следовать важнейшему методическому принципу: каждому физическому действию всегда должно предшествовать умственное действие, а не наоборот. Этот процесс управляется ординарным мышлением.

        Развитие ординарного мышления в дальнейшем помогает юному музыканту приобрести потребность в теоретическом мышлении, что в свою очередь позволяет развить способность моделировать конечный результат и определять истинную причину возникающих ошибок, а не устранять их многочисленные проявления.

Заключение

        Проблема развития мышления гитаристов в процессе их обучения должна решаться комплексно, а не ограничиваться только одной музыкальной ее составляющей. В этой связи, а также с позиции современной концепции образования применительно к педагогике искусства эту тему целесообразно рассматривать в свете развития культуры мышления.

        Культуры мышления исполнителя включает в себя способность творчески мыслить, моделировать позитивный художественно-творческий результат исполнительской деятельности, находить оптимальный способ мышления для различных участков музыкального произведения при условии постоянно опережения событий, поэтапно формировать умственные действия.

        Культура мышления у начинающих гитаристов в обязательно порядке должна формироваться и развиваться при условии знания и осмысленного использования законов звукоизвлечения, логики движений, главного методического принципа приоритета правой руки. Преподавателю в своей работе с учащимися следует также обратить особое внимание подбору современного учебного репертуара, основываясь на индивидуальных особенностях каждого учащегося.

        Именно развитие культуры мышления учащихся должно быть положено в основу идей, на которых будет создаваться современная программа обучения исполнительству на гитаре.

Список литературы

1. Борисевич В.Г. Организация и развитие мышления гитаристов в процессе обучения. - МГИУ, 2012.

2. Борисевич В.Г. Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования: дис. канд. пед. наук. - М., 2008.
3. Выготский JI.C. Мышление и речь - М.: Издательство «Лабиринт», 1999.

4. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика: учеб. для студентов муз. фак. учреждений высш. пед. проф. Образования. Э.Б. Абдуллин и др.; под ред. Г.М. Цыпина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2011.

5. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. Заведений. Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль вспомогательных упражнений в развитии мелкой техники на начальном этапе обучения пианиста

Назначение музыкальной воли – управлять исполнительским процессом, а технического аппарата – подчиняться музыкальной воле (в конечном итоге - автоматически)....

"Роль игровых ситуаций в развитии образно-художественного мышления ученика на начальном этапе обучения".

Презентация открытого урока для преподавателей ДШИ и ДМШ . Специализация - фортепиано....

Презентация "Музыка как средство развития интереса детей на начальном этапе обучения счету"

Основные методики применения музыки для формирования первоначального интереса к обучению счету....

Прагматонимы как эффективное средство развития навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку

Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Приобщаясь к культурному наследию прошлого, человек  обогащается н...

Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...

Открытый урок "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на аккордеоне"

Открытый урок проведен с ученицей 3 класса Саратовой Аней во 2 полугодии 2015-2016 учебного года...