Уроки музыки в школе.
план-конспект урока по музыке (5 класс)

КАЗАНКИНА ВАЛЕНТИНА САНГАДЖИЕВНА

Региональный компонент на уроках музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ "ЦВЕТИ МОЙ ОКЕАН СТЕПНОЙ"

 5 КЛАСС

Тема урока: «Цвети мой океан степной»

Тип урока: «Углубление в тему»

Цель урока: Формировать у учащихся музыкальную культуру, прививать любовь и интерес к калмыцкому национальному искусству.

Задачи:

Образовательная: Познакомить ребят с творчеством Калмыкии;

формирование понятия «Родина», через прикосновение к национальным ценностям; знакомство со своеобразным колоритом  калмыцких народных инструментов.

Развивающая: Стимулировать класс на овладение эмоциональным восприятием музыки и выразительной речью. Работа над вокально-хоровыми навыками.

ВоспитательнаяВоспитывать способность воспринимать музыку как образное искусство, рожденное жизнью. Воспитывать любовь и интерес к калмыцкой музыке.

Наглядные пособия:

Фонохрестоматия.

Оформление кабинета.

Работы детей.

Оборудование:

Аудио-видео материалы;

Портреты композиторов (Калмыкии);

Партитуры песен.

ПЛАН УРОКА

Музыкальное приветствие. Организационный момент.

Тема урока.

Исполнение песни «Биилия» В Казанкиной

Слушание:

Ээжин дун. К.Н.М

Степные рапсодии. Чонкушова.

Видеоматериал.

Музыкальный материал:

-Исполнение песни «Биилия» В Казанкиной

-Слушание песни «Ээжин дун» калмыцкая народная песня.

Сравнительный анализ: вендиаграмма.

Вывод. Кластер-схема на критическое мышление.

ХОД УРОКА

Музыкальное приветствие. Распевка «Ишкя гер».

Организационный момент.

-«разогрев» голосового аппарата;

-«расширение» примарных звуков;

-работа над звуковедением и дыханием.

«Цвети мой океан степной».

Г. Кукарека:                            .

Тюльпаны родины моей, 
Что их нарядней и скромней?
Лицом к заре обращены,
Вобрали все цвета они.
Дыханье сочных лепестков,
Пробивших плотный слой веков.
Сложились лепестки в тюрбан,
Отсюда и пришло – тюльпан
.

Богата и щедра каалмыцкая земля, величественна и прекрасна её природа, неповторима красота снежных и бескрайних степей, голубых озер и горячих песков.

На фоне музыки «Степные рапсодии» П. Чонкушова.

звучат стихи:

ученик:

Степь калмыцкая весной

Как зеленый океан.
Словно в дымке голубой
В ней качается тюльпан.

Изо всех своих силенок
Жаворонок песни льет,
Словно маленький ягненок,
В небе облачко плывет.

ученик:

Берегите Землю!

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

    Самобытный, удивительно напевный калмыцкий музыкальный язык появился очень давно, когда начала формироваться калмыцкая народность.

И в самых разных по содержанию и жанрам песенных и инструментальных произведениях находит своё отражение тема родной земли. Много стихов, пословиц и поговорок посвящено родной земле, её удивительной природе и людям, живущим в этом краю.

Какие вы знаете калмыцкие пословицы и поговорки?

 
Ученик. Родная земля (степные просторы) дороже золота - Тѳрсн һазр (теегин ѳргн), алтас деер

Ученик. Самая густая трава – на земле родной - Ѳвснә нигтнь - тѳрсн һазрт

Слушание песни «Ээжин дун».

-Какой прозвучал жанр? (Песня)

Многие композиторы рассказывали о родной земле в песенном жанре.

Как называются такие произведения у калмыцкого народа?

-Кто исполняет «ут дун»?

-Чем является эта песня для калмыцкого народа? (Гордостью, символом)

(Является душой и сердцем калмыцкого народа)

Задание перед слушанием. (Разноуровневое).

Учащиеся, которые находятся на репродуктивном уровне: задание «Подбор прилагательных».

Выбрать прилагательные, характеризующие данный музыкальный образ произведения

Продуктивный уровень. Работа по карточке.

Задание: составить цветовую гамму произведения.

Творческий уровень.

Задание: придумать стихотворение.

Беседа о прослушанном.

Как вы думаете, кто сочинял «Ут дун»? 

Учитель.

В калмыцкой степи слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Слушая калмыцкую музыку, мы ощущаем сильный духовный подъём и радостное эмоциональное состояние.

Танец импровизация с тюльпанами «Тег минь» музыка П.О.Чонкушова.



Предварительный просмотр:

Музыка 6 класс

Тема: Здравствуй, Родина моя!

Цель урока: расширить и углубить знания детей о малой Родине с помощью музыки, создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах   музыкального искусства.

Задачи:

познакомить учащихся с музыкой о Родине;

воспитывать любовь и уважение к малой Родине                                         

развивать вокально-хоровые навыки и навыки анализа музыкального произведения;

воспитывать чувство патриотизма

Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран, акустическая система,  электронная презентация  по теме «Родина моя»)               

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: аудиозапись песня  «Моя маленькая Элиста» -А.Манджиева; песня «Тосхач» Музыка Б. Уджаева.

Планируемые результаты УУД:

Личностные - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения - чувство гордости за свою Родину.

Предметные - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Метапредметные- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.

Ход урока:

Этапы

                                      Деятельность учителя

Организационный

 момент

Дети слушают песню «Здравствуй, Родина моя»

СЛАЙД 1

Целеполагание

Сегодня ребята говорить мы будем о музыке, которая воспевает нашу Родину, нашу Республику.

И наша с вами цель, создать музыкальный образ Калмыкии. (обобщенный)

Актуализация знаний

- Ребята, вы прослушали песню, а как поэт описывает нашу Родину?

Все правильно, ребята, в песне поэт и композитор отразили любовь к родной природе, к людям, ко всему тому, что нас окружает, к родной нашей земле, на которой мы с вами живем

-А где мы с вами живем?

«Пусть одной семьёю будут,

Жить ребята разных стран!..

Пусть мальчишкам и девчонкам,

Светит мир! Везде! Всегда!» (В.К.Шуграева)

Так о Калмыкии, о детях писала В.К.Шуграева

- Ребята, ответьте на вопрос: «Как хорошо вы знаете наш город Элиста?»  Это степной город.

СЛАЙД 2

- Какой цветок считают символом калмыцкой степи? 

Слайд 3.

Слайд 4.

- Мы    знаем песню «Тосхач». Повторение без музыки. Исполнение песни под музыку. (напоминание о певческой посадке)

Усвоение новых знаний и способов деятельности

Слушание и анализ произведения

- Посмотрите фотографии нашего города. Что вы видите? 

Слайд 5.

- С давних времен поэты, художники, композиторы воспевали нашу природу, родину в своих произведениях.

СЛАЙД 6

А.Н Манджиев– калмыцкий композитор, с его творчеством мы уже знакомились на наших уроках.

- Давайте послушаем, как эту картину описал в своей песне «Моя маленькая Элиста».

 Слушание  

Анализ произведения:

- Я предлагаю вам высказать свое мнение  

- Какую картину рисует музыка?

- Что вы представили, слушая музыку?

- Какие чувства у вас возникли?

 - Созвучна ли эта музыка картине, которую мы рассматривали?

- Ребята, рассматривая фотографии, слушая музыкальное произведение, вы наверное видели, как много достопримечательностей, в нашем городе?

- Как вы думаете, как называется самый любимый, известный, калмыцкий народный инструмент?

- На протяжении многих веков домбра сопровождала своим звучанием жизнь народа.    Калмыки слышали домбру с раннего детства, особенно в праздники.-Почему она раньше висела почти в каждой кибитке?

  А не напоминает ли вам эта музыка народную песню?

Вывод: Ребята, все ваши ответы правильные, молодцы

СЛАЙД 7

Действительно, Элиста -это красивейший город, со своими достопримечательностями. Многие художники и композиторы Калмыкии отражали образ великого города в своих произведениях. И сегодня мы были свидетелями этого.

 -  Песня «Моя маленькая Элиста»– чистый образ нашей Родины, нашей Калмыкии.

Видео. СЛАЙД 8

Посмотрите, ребята, на различных примерах искусства, через музыкальные образы природы, калмыцкого народа, мы сегодня создали обобщенный музыкальный образ малой Родины, Калмыкии.

СЛАЙД 9 Мы гордимся, что живем в таком замечательном городе, где есть люди (художники, поэты, писатели), которые прославляют нашу малую родину

Этап информации о домашнем задании

- Что для вас означает наш город? (это будет для вас д/з, напишите несколько строк о нашем городе, или выразите свою любовь в рисунке, а может кто-то сочинит стихотворение…)

Этап закрепления новых знаний

- Мы очень любим свою Родину, место, где мы родились, где учимся, это маленький островок, где живут наши родные, все вместе это наша Родина, наша Россия. 

И сегодня, мы с вами исполним песню «Тосхач» 

(СЛАЙД 10)

Этап подведения итогов

- Ребята, что мы сегодня узнали с вами нового?

- Како цветок является символом Калмыцкой степи?

- Какое музыкальное произведение вы на уроке сегодня послушали? Как оно называется?

-Кто его композитор?

-Какой народный инструмент любят в Калмыкии?

Этап рефлексии

А закончим мы наш урок такими словами   «Для меня Калмыкия – это…»

Средь бескрайней степи

Этот город стоит  

Элистой его люди зовут.

Обдуваемы ветром,

И солнцем палимы

В нем сегодня калмыки живут.

 

Вам понравился сегодняшний урок?

С каким настроением вы уходите с урока?

Ребята, спасибо вам за сотрудничество, за ваши замечательные ответы, за ваше творчество. Вы отлично поработали. СЛАЙД 11

 



Предварительный просмотр:

Урок музыки по теме "Музыка народов мира".

7-й класс

Разделы: МузыкаВнеклассная работаМХК и ИЗОКонкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с мелодиями разных народов мира, с использованием фольклора в современной музыкальной культуре, популярными хитами из мюзиклов и рок-опер, развивать интерес к этой музыке.

 Задачи урока:

Образовательные:

учить понимать особенности музыкального языка разных народов мира;

вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения;

мотивировать учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному изучению музыки разных стран, музыкальной народной мудрости, современных мюзиклов и рок-опер;

познакомить учащихся с терминами «фольклор», «хит»;

грамотно и эмоционально разбирать муз. произведение, уметь слушать музыку и исполнять ее.

Развивающие:

развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

формировать тонкий музыкальный вкус учащихся;

развивать навыки определения настроения музыки.

Воспитательные:

воспитывать через музыку разных стран и народов толерантные отношения между людьми независимо от их национальности;

способствовать воспитанию эстетического восприятия музыкальной культуры;

закреплять интерес и любовь к народному музыкальному творчеству разных народов;

воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на муз. произведение.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

знание характерных особенностей музыкальной культуры разных стран и народов, знание популярных хитов, мюзиклов и рок-опер;

умение анализировать  музыкальные произведения, передавать информацию адекватно поставленной цели  (сжато, полно, выборочно,  уметь  слушать выступающих, выражать свою точку зрения);

эстетический вкус, уважительное отношение к  музыкальной  культуре и искусству. 

Мотивация учащихся: объявление  о предстоящей самостоятельной работе (слайд 11)

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Организационная часть урока

Вход. Приветствие.
Учитель сообщает тему урока:
 (Слайд 1)  «Музыка народов мира» и читает эпиграф. (Слайд 2)

Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной»

2. Основная часть урока

Учитель: Народные музыканты, художники, танцоры, зодчие, мастера – золотые руки из века в век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.

(Слайд 3) Не случайно произведения устного народного творчества принято называть фольклором, что в переводе с английского (folс – народ и loге – эрудиция, учение) означает «народная мудрость». Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке.

(Слайд 4) Начиная с XIX в. интерес к изучению и популяризации русской народной музыки проявляли композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, П. Чайковский, М. Мусоргский и др. Записанные и обработанные ими народные песни стали достоянием широкого круга любителей музыки.

(Слайд 5) Вот уже более 60 лет большой популярностью пользуются произведения созданные Петром Очировичем Чонкушовым.

    П. О.Чонкушов первый композитор Калмыцкии, сохранил песенные традиции, делает переложения народных песен, сочиняет и исполняет композиции, в которых находят воплощение интонации и ритмы калмыцкой народной музыки.

     Особенно любимыми в народе стали такие песни, как Опера-балет «Джангр», балет «Усн» «Элистинский вальс», музыкальная картина «Тег минь», «Гимн Городовикову», а также «многочисленные обработки народных песен. Сейчас мы послушаем с вами «Рапсодию» для оркестра калмыцких народных инструментов «Степные эскизы» П. О.Чонкушова.

(Слайд 6) Три музыканта из Санкт-Петербурга Алексей Иванов, Алексей Румянцев и Денис Федоров создали в 1998 г. ансамбль «Иван Купала, который побил все рекорды популярности, потому что смог свое, пение настоящих фольклорных исполнителей (аутентичный – подлинный фольклор) со звучанием современной электронной музыки. Сейчас мы послушаем в их исполнении песню «Кострома».

– Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

– Да, это язык музыки.

– Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный.  И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?

– У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

– Сейчас мы послушаем ребят, которые готовили сообщения об исполнителях Узбекистана и Грузии, пожалуйста. 

(Слайд 7)

– Молодая исполнительница из Узбекистана Севара Назархан изучала вокал в Ташкентской консерватории. Она обладает прекрасным голосом, исполняет и эстрадные песни, и фольклор (аккомпанируя себе на дутаре – двуструнном инструменте, известном с XV века), который успешно сочетается с изысканными электронными звучностями. Севару называют» узбекской мадонной» и благодаря участию в международных проектах, например в музыкальном этнофестивале «Мир музыки, искусства и танца», знают её голос не только в нашей стране, но и за рубежом.

– Сейчас мы прослушаем в её исполнении «Где же ты ходить» 

(Слайд 8)

– Благодаря искусству известного на весь мир исполнителя – дудукиста Дживана Гаспаряна сегодня возрождается интерес слушателей к звучанию народных инструментов. Дудук – древнейший музыкальный инструмент Армении. Его бархатный дрожащий голос сопровождает сегодня голливудские фильмы.

– В исполнении Дживана Гаспаряна мы послушаем «Они отняли мою любовь».

– На предыдущих уроках мы уже знакомились с музыкой некоторых стран и народов. Сейчас посмотрите музыкальный видеофрагмент и вспомните название этого произведения.

(Дети называют уже знакомое им произведение)

Слушание фрагмента «Колыбельная»

– Вспомните и назовите композитора, который сочинил это произведение. 

(Слайд 9)
– Джордж Гершвин, американский композитор.
– Скажите, язык, на котором звучала эта песня, вам понятен?
– Нет?
– А можем ли мы, не зная языка определить характер песни?
– Да. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»  плавная и протяжная, мелодичная.
– Вывод. Это ещё раз говорит о том, что музыкальный язык понятен всем людям земного шара.
– А сейчас, ребята ответьте мне, какие популярные хиты из каких мюзиклов и рок-опер вы знаете?
Ответы детей 

(Слайд 10)
– А в конце XIX – начале XX в. На основе зрелищных сценических жанров – ревю, шоу, оперетты, мелодрамы – в Америке, а затем и в Европе возник новый жанр – мюзикл, а вслед за ним и рок-опера. Подчас бывает трудно провести грань между ними, так как и в мюзикле и в рок-опере композиторы выбирают не только развлекательные сюжеты, но и сюжеты, связанные с классическими произведениями литературы, со значимыми явлениями жизни.
Мелодии известных песен, так е как и мелодии из мюзиклов и рок-опер, которые завоевали популярность слушателей и исполнителей, стали называть хитами (от англ. hit – гвоздь сезона). Хит-парад – это список наиболее популярных сочинений, составленный на основе опроса слушателей.
Волна постановок мюзиклов буквально захлестнула Россию конца XX в. «Метро», «Собор Парижской Богоматери», «Чикаго», «Кошки», «42-я улица», «Ромео и Джульетта», «Призрак оперы», «Иисус Христос – суперзвезда», а также отечественные мюзиклы, рок-оперы (и их киноверсии) – «Бременские музыканты», «Орфей и Эвридика», «Норд-Ост».

Рефлексия (Слайд 11)

Самостоятельная работа. Сейчас посмотрите на экран и в своих тетрадях соотнесите понятия

3. Итог урока

Совместные выводы учителя и учащихся.

– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения. На основе одних зрелищных сценических жанров возникают другие, новые. И самое главное – мы убедились, что музыка, это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара. Язык музыки интернационален. Песни, музыкальные хиты любой страны обогащают мировую культуру, делают нашу жизнь богаче, расширяют наше понимание другой страны.
– А что нового вы узнали на уроке?

Учитель: Наш урок подходит к концу. Сегодня мы хорошо поработали. Оценки за урок получили...

4. Домашнее задание

(Слайд 12)

Подбери иллюстрации или нарисуй рисунки к теме урока. Оформи в виде презентации, раскладушки или буклета.
Запиши в «Творческую тетрадь», какие народные песни, инструменты, наигрыши, современные хиты тебе понравились. Составь таким образом своеобразный хит-парад.

Дополнительная необходимая информация

При выполнении самостоятельной работы, в целях экономии времени при соотношении тезисов можно записывать не слова, а только их номера.
Для лучшего представления музыкальной культуры разных народов мира желательно посещать концерты этнической направленности.

Использованные источники и литература:

Сергеева, Г.П., Критская, Е.Д. Музыка 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение» 2009г.

Рабочая программа по музыке для 7 класса разработанная на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9-е классы. – М.: Просвещение, 2007;

Хрестоматия для учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уроки музыки в школе"

Обучение музыке еще не означает ничего принципиально значительного. Непонятно, нужно ли всех обучать музыке, то есть сольным игре и пению. Но наблюдать ее и, наблюдая, привыкать делать выв...

Использование ЭОР, ЦОР на уроках музыки в школе.

В статье рассматриваются преимущества применения ИКТ на уроках музыки в школе, а также виды ЭОР, и их особенности....

Интеграция в преподавании уроков музыки начальная школа

Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...

Реализация гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки начальной школы

"Она вся - порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нерв...

Статья "Современные музыкальные направления на уроке музыки в школе".

Статья на тему о введении в урок музыки в  общеобразовательной школе современных музыкальных направлений....