Презентация. Музыка на мольберте.
презентация к уроку по музыке (5 класс)

Дуюнова Екатерина Евгеньевна

«Создать образ мира! Звуками? Звуками! Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Звучит голубая музыка неба, зеленая музыка леса, янтарная музыка моря, серебряная музыка звезд... Что же тут созидается? Да это же цветовая мелодия! Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира? Надо браться за краски, браться за живопись. Да. Холсты. Холсты. Холсты. Теперь он точнее, полнее — образ мира!.. Но что это? Пиано -  зазвучал синий. Форте -  взметнулся зеленый... Краски обрели звучание. Их голоса сплетаются, сливаются в едином хоре, в одном оркестре. Словно скрипичные струны, запели мачты деревьев, строчки птиц, острые пики гор, плавные линии облаков. Струнами арфы зазвенела небесная лазурь. Что это? Звучащая живопись. В руке палитра и кисть. И вот палитра оставлена. Пальцы вонзаются в черные и белые клавиши. Рояль рассыпает звонкие  янтарики…Музыка ли, краски, поэзия - это не важно! Важна суть. Важна мысль». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_na_molberte.pptx1.27 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создать образ мира! Звуками? Звуками! Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Звучит голубая музыка неба, зеленая музыка леса, янтарная музыка моря, серебряная музыка звезд... Что же тут созидается? Да это же цветовая мелодия! Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира? Надо браться за краски, браться за живопись. Да. Холсты. Холсты. Холсты. Теперь он точнее, полнее — образ мира!.. Но что это? Пиано - зазвучал синий. Форте - взметнулся зеленый... Краски обрели звучание. Их голоса сплетаются, сливаются в едином хоре, в одном оркестре. Словно скрипичные струны, запели мачты деревьев, строчки птиц, острые пики гор, плавные линии облаков. Струнами арфы зазвенела небесная лазурь. Что это? Звучащая живопись. В руке палитра и кисть. И вот палитра оставлена. Пальцы вонзаются в черные и белые клавиши. Рояль рассыпает звонкие янтарики…Музыка ли, краски, поэзия - это не важно! Важна суть. Важна мысль». Из книги Э. Межелайтиса «Мир Чюрлениса »

Слайд 2

МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС ЧЮРЛЕНИС « Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну…» ( М.Чюрлёнис ) КОМПОЗИТОР И ХУДОЖНИК

Слайд 3

МУЗЫКА НА МОЛЬБЕРТЕ

Слайд 4

Широко раскрытые, большие, удивленные глаза. Глаза ребенка. Глаза гения. Подлинная красота доступна только таким глазам. Мир должен дивить. Как сказка. И в сказку надо верить. Как в реальную жизнь. В сказку верят только дети. Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Чем талантливее художник, тем больше прекрасного видят в мире его глаза». ( Эдуард Межелайтис )

Слайд 5

Микалоюс Константинас Чюрлёнис - (1875-1911) литовский композитор и художник, по рождению российский подданный, тесно связанный с русской культурой. М.К. Чюрленис стал основоположником музыкальной живописи. Свои впечатления от сонат, фуг, прелюдий он выразил с помощью красок и создал созвучный им мир зримых образов. Плоскость картин позволяет как – бы остановить музыку во времени для ее обозрения. Он был музыкантом , художником, поэтом. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей музыкальной живописью.

Слайд 6

«Фуга» «Соната звезд» «Соната солнца» «Соната моря»

Слайд 7

Фуга - музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами.

Слайд 8

Фуга. М. Чюрлёнис

Слайд 9

Пространство картины как отзвук зримого мира. Её линии, колорит, ритм напоминают партитуру музыкального произведения. Живописная фуга по композиции аналогична музыкальной фуге, в которой краткая музыкальная мысль (тема-мелодия) имитируется (повторяется с небольшим изменением) в верхних и нижних голосах, так что при одновременном звучании в разных регистрах ( низком, среднем или высоком звучании) повторы тем, переплетаясь, сходятся и расходятся вновь. Это хорошо видно в нотной записи фуги И .- С. Баха. Мы действительно видим фугу.

Слайд 10

Маленькая прелюдия и фуга для органа (до мажор) И.С. Бах.

Слайд 11

Соната - музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим художественным замыслом.

Слайд 12

МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС ЧЮРЛЕНИС Соната моря 1 часть - "Аллегро " 2 часть - "Анданте " 3 часть - "Финал ".

Слайд 13

1 ч. ALLEGRO

Слайд 14

Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны. Пронизанные солнцем, они искрятся мириадами прозрачных пузырьков, светящимися кусочками янтаря, радужными ракушками, камешками. Белая тень чайки ложится на воду. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Это как спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками. И настроение, поэтому радостное, приподнятое.

Слайд 15

2 ч. ANDANTE

Слайд 16

В «Анданте» морская стихия утихомирилась. Глубоким сном заснули волны. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Они ведут наш взгляд в морскую бездну с таинственно мигающими огоньками. И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. Она настраивает на глубокие раздумья, победе добра над силами зла.

Слайд 17

3 ч. ФИНАЛ

Слайд 18

«Финал». Стихия разыгралась вовсю. Море кипит, беснуется. Огромная волна с пенистыми пальцами, словно когтями чудища, готова поглотить, искромсать, уничтожить маленькие, как букашки, суденышки. Еще мгновение, и все исчезнет. Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены. МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть… А может быть и нет…

Слайд 19

Симфоническая поэма «Море»

Слайд 20

Могучее море Велико, беспредельно, безмерно. Целое небо обводит своею голубизной твои волны, а ты...дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет конца твоей мощи, нет пределов твоему величию, твоё бытие бесконечно. Велико, могуче, прекрасно море!

Слайд 21

«Ты слышишь, море?». Муз. А. Зацепина, сл . М. Пляцковского из к/ф «Свистать всех на верх»

Слайд 22

Если и правда, что благодаря пылающему горячечному мозгу гениев народы прозревают свое будущее и тогда рвутся к нему, то Чюрленис был для своего народа именно таким художником, предтечей, возвещенным из космической эры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Музыка на мольберте"

Представленная разработка выполнена в рамках ФГОС по музыке в 5 классе.Задача урока - сформировать непосредственное представление учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искус...

"Музыка на мольберте. Композитор - Художник"

Урок музыки в 5 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской...

Презентация Музыка на мольберте

Новый континент, но не на ЗемлеЮ а в искустве открыл литовский композитор и художник М. Чюрлёнис....

Урок "Музыка на мольберте" 5 класс

     Замечательная методическая разработка, которая не раз приносила мне победные места на кокурсах различного уровня. Проблемно-эвристический урок активизации познавательной дея...

Конспект урока в 5 классе на тему: Музыка на мольберте. Композитор – художник.

Музыкальные шедевры формируют  у ребенка основу эстетического вкуса, представления об идеале....

Презентация на тему: " Музыка на мольберте..."

Музыкальное воспитание – важное звено общей системы воспитания, основной задачей  которого является разработка и внедрение творческой системы музыкально–эстетического образования....

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: Музыка на мольберте. Композитор – художник.

Музыкальное образование заключается в передаче положительного духовного и нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основ...