Урок "Музыка на мольберте" 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Вовк Татьяна Александровна

       Замечательная методическая разработка, которая не раз приносила мне победные места на кокурсах различного уровня. Проблемно-эвристический урок активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. В процессе урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний,  коллективно обсуждают результаты своей работы. На уроке используются индивидуальная, групповая и коллективная формы работы. Урок ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты. Учащиеся формулируют тему и задачи урока, решают познавательные задачи в группах, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Домашнее задание даётся дифференцированно, по выбору учащихся.

           Выполнение исследований, решение творческих задач, проведение экспертиз, составление прогнозов, анализ произведений искусства, все это способствует созданию условий для самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx28.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аннотация

Проблемно-эвристический урок активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. В процессе урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний,  коллективно обсуждают результаты своей работы. На уроке используются индивидуальная, групповая и коллективная формы работы. Урок ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты. Учащиеся формулируют тему и задачи урока, решают познавательные задачи в группах, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Домашнее задание даётся дифференцированно, по выбору учащихся.
          Выполнение исследований, решение творческих задач, проведение экспертиз, составление прогнозов, анализ произведений искусства, все это способствует созданию условий для самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности.

Конспект  урока

Курс: Музыка

Раздел: Музыка и изобразительное искусство

Тема: Музыка на мольберте

Класс: 5

Учебно-методическое обеспечение:

Музыка: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, - М.: Просвещение, 2012. – 159с.: ил.

Время реализации занятия: 40 мин.

Авторский медиапродукт: наглядная презентация «Музыка на мольберте» с интерактивной дидактической игрой «Средства выразительности» (PowerPoint).

Авторский продукт учащихся: коллекция абстрактных рисунков музыкального произведения.

Цель урока: продолжить изучение взаимосвязи музыки и изобразительного искусства на основе фронтального эксперимента в форме активной деятельности учащихся и способствовать формированию у них  творческих способностей и приемов логической деятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомиться с художником-композитором;
  • продолжить формирование представления о связи музыки  с изобразительным искусством;
  • познакомить со сходствами средств художественной выразительности в искусстве;
  • создать музыкальные картины;
  • продолжить формирование умений решать творческие задачи.

Развивающие:

  • учебно-познавательные: самостоятельный поиск и получение информации из различных источников; аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей); познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие; способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.
  • коммуникативные: умение работать в группе; навыки ведения дискуссии; навыки публичного выступления; навыки проведения простейшего социологического исследования.
  • продолжить приобщение к творчеству, дальнейшее формирование приемов логической деятельности.
  • отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.
  • продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания друг за друга.

Проблемные вопросы:

Можно ли научиться рисовать музыку?

Кто рисует музыку?

Как нарисовать музыку?

С помощью каких средств выразительности создают музыку к картинам и музыкальные картины?

Зачем рисовать музыку?

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний

Форма урока: проблемно-эвристический урок-исследование

Формы обучения:

  • коллективная работа
  • индивидуальная работа
  • групповая работа

Оборудование:

  • ПК и видеопроектор
  • Листки бумаги «карты прослушивания»
  • Стенд

Методы:

  • проблемно-эвристические
  • исследовательские
  • репродуктивные
  • информационно-рецептивные
  • игровые
  • инструмент «PMI»
  • самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала

Межпредметные связи: изобразительное искусство.

План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

2 мин

2. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Вызов)

  • Выдвижение гипотезы
  • Постановка познавательной цели

3 мин

3.  Постановка познавательной задачи 1. «Определение учащимися темы урока и задач исследования исходя из предположения (гипотезы)»

  • Формулирование и выдвижение темы урока учащимися
  • Выбор учащимися проблемных вопросов (задач) урока
  • Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя.

4 мин

1 мин

2 мин

1 мин

4. Постановка познавательной задачи 2  «Кто рисует музыку?».

  • Работа в группах,  учащиеся ищут информацию в учебнике, анализируют, выделяют  главные факты и составляют рассказ о композиторе-художнике
  • Представление результатов работы групп

  • Экспертная оценка результатов (экспертная группа учащихся)

  • Общие выводы. Понятие композитор-художник.

9 мин

3 мин

3 мин

2 мин

1 мин

5. Постановка познавательной задачи 3. «С помощью, каких средств художественной выразительности создают музыкальные картины и музыку к картинам?»

  • Дидактическая игра «Средства выразительности» (установление причинно-следственный связей между  музыкой и изобразительным искусством).
  • Работа в группах, учащиеся анализируют художественные средства выразительности и прогнозируют-предвосхищают музыкальные средства выразительности.
  • Работа в группах, учащиеся сопоставляют средства музыки и живописи и определяют предвосхищают соответствие определенной картине.
  • Экспертная оценка результатов (экспертная группа учащихся)

8 мин

2 мин

3 мин

2 мин

1 мин

6. Постановка познавательной задачи 4. «Как нарисовать музыку?»

  • Информационная справка учителя «Абстрактное искусство»
  • Индивидуальная работа: экспериментальная работа.
  • Коллективное оформление выставки рисунков.
  • Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя.
  • Оценка результатов экспертной группой

10 мин

1 мин

5 мин

2 мин

1 мин

1 мин

7. Подведение итогов урока. Рефлексия с помощью инструмента «PMI»

(плюс, минус, интересно).

  • Обобщение изученного материала, общие выводы.
  • Рефлексия с помощью инструмента «PMI» (плюс, минус, интересно).

5 мин

3 мин

2 мин

8. Домашнее задание по выбору.

1 мин

Карта урока

Название этапа

Время (мин)

Развитие личностных качеств и психологических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент

2

Внимание

Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Вызов)

Выдвижение гипотезы

Постановка познавательной цели

3

2

1

Внимание

Мышление

Память

Любознательность

Культура эмоций

Аналитичность

Активность

Целеустремленность

Ответственность

Коммуникат. культура

Постановка познавательной задачи 1. «Определение учащимися темы урока и задач исследования исходя из предположения (гипотезы)»

Формулирование и выдвижение темы урока учащимися

Выбор учащимися проблемных вопросов (задач) урока

Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя.

4

1

2

1

Внимание

Память

Мышление

Аналитичность

Аргументированность

Глубина рассуждений

Самостоятельность

Способность определять причинно-следственные связи.

Умение слушать и слышать

Постановка познавательной задачи 2.  «Кто рисует музыку?»

Работа в группах,  учащиеся ищут информацию в учебнике, анализируют, выделяют  главные факты и составляют рассказ о композиторе-художнике

Представление результатов работы групп

Экспертная оценка результатов (экспертная группа учащихся)

Общие выводы. Понятие композитор-художник.

9

3

3

2

1

Внимание

Память

Мышление

Коммуникат. культура

Активность

Самостоятельность

Глубина рассуждений

Аргументированность

Точность речи

Рефлексивность

Постановка познавательной задачи 3. «С помощью каких средств художественной выразительности создают музыкальные картины и музыку к картинам?»

Дидактическая игра (powerpoint) «Средства выразительности» (установление причинно-следственный связей между  музыкой и изобразительным искусством).

Работа в группах, учащиеся анализируют художественные средства выразительности и прогнозируют-предвосхищают музыкальные средства выразительности.

Работа в группах, учащиеся сопоставляют средства музыки и живописи и определяют предвосхищают соответствие определенной картине.

Экспертная оценка результатов (экспертная группа учащихся)

8

2

3

2

1

Внимание

Память

Мышление

Культура эмоций

Коммуникат. культура

Активность

Самостоятельность

Глубина рассуждений

Аргументированность

Системность

Аналитичность

Рефлексивность

Точность, уместность, выразительность речи

6. Постановка познавательной задачи 4. «Как нарисовать музыку?»

Информационная справка учителя «Абстрактное искусство»

Индивидуальная работа: экспериментальная работа.

Коллективное оформление выставки рисунков.

Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя.

Оценка результатов экспертной группой

10

1

5

2

1

1

Внимание

Память

Мышление

Активность

Аргументированность

Активное слушание

Восприимчивость к новому

Глубина рассуждений

Коммуникативная культура

Самостоятельность

Системность

Способность выделять причинно-следственные связи

Рефлексивность

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обобщение изученного материала.

Рефлексия с помощью инструмента «PMI» (плюс, минус, интересно).

5

3

2

Внимание

Память

Мышление

Активность

Активное слушание

Способность выделять причинно-следственные связи

Рефлексивность

Домашнее задание

1

Внимание

Ход урока:

1. Организационный этап.

  Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Вызов) 

Учитель: Вы знаете ребята, сегодня я сделала для себя открытие. Шла по улице и напевала песню:

        Звучит песня Г.Струве «Музыка» (Слайд №2)

Исполнение вместе с учителем 1 куплета

Учитель продолжает:   Все люди умеют слушать, у всех есть зрение, но не все, могут, слушая – слышать, смотреть и видеть. А как вы думаете, можно ли на столько хорошо услышать, прочувствовать музыку, чтобы нарисовать ее? (Слайд №3)

        На доске выписывается гипотеза «Музыку можно рисовать» или «музыку нарисовать невозможно» (Слайд №4)

Давайте проведем исследование и проверим ваше предположение сегодня на уроке.

  • Постановка познавательной задачи 1. «Определение учащимися темы урока и задач исследования исходя из предположения (гипотезы)

Учитель:  Как же мы назовем наше исследование, ведь нам необходимо будет сегодня проверить, можно ли нарисовать музыку? (Слайд №4 воспроизведение по щелчку)

. Коллективное обсуждение, учащиеся самостоятельно определяют  тему урока, над которой будут работать. Тема, сформулированная учащимися, выписывается на доске.

(Распространенные ответы: «Музыка на картине», «Музыкальная картина»  и.т.п.)

 Учитель: помогите мне составить вопросы, которые помогут проверить наше предположение и разобраться в теме исследования. (Слайд №5)

Продолжите предложения:

Кто….

С помощью каких средств….

Как…..

Зачем…..

Приблизительные вопросы, которыми зададутся учащиеся.

Кто создавал музыку на картинах?

Как нарисовать музыку?

С помощью каких средств создают музыку на рисунке?

Зачем рисуют (рисовать музыку) и др.

Сформулированные вопросы и записываются  на доске (4 вопроса) 

Учитель: Попробуем найти ответы на поставленные вопросы. У нас сегодня исследовать, будут три группы, а четвертая группа - выступит в роли экспертов, которые будут вам помогать, направлять вас в исследовании и оценивать.

4. Постановка познавательной задачи 2  «Кто рисует музыку?». 

Учитель: Вы все прекрасно знаете, что музыку придумывают …., а картины …. (Договаривают  слова - композиторы, художники). Кто же рисует музыку, объектом нашего исследования сейчас будет человек. Ознакомьтесь с информацией в учебнике; выберите самое главное и интересное и составьте рассказ о мастере. (Слайд №6)

(Распространенный ответ: Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис, литовский художник и композитор, он создавал живописную музыку и музыкальные картины и т.д.)

А задача экспертов будет оценить работу групп.

Представление результатов работы.

Эксперты оценивают ответы учащихся.

(Все ли справились с заданием? Какая группа отвечала активнее? У кого ответ был полным?.Какой рассказ был самым познавательным и интересным?)

 (Слайд №6 воспроизведение по щелчку).

  • Постановка познавательной задачи 3. «С помощью каких средств художественной выразительности создают музыкальные картины и музыку к картинам?»  

Учитель: Конечно различия между музыкой и ИЗО очевидны, они сразу бросаются в глаза, а вот существуют ли сходства между этими двумя видами искусства.

Предлагаю вам сыграть в интерактивную игру  и поискать общие средства выразительности в музыке и изобразительном искусстве. 

Дидактическая  игра «Средства выразительности».

(Слайды с №7-13. Объекты активны, выделение и исчезновение по щелчку)

Учитель: В учебнике на стр.138-139 репродукция Чюрлениса «Соната моря». Название самого произведения и его частей – музыкальные. Представьте себя композиторами, какая музыка подойдет к частям картины. Пользуясь картами прослушивания, определите название и охарактеризуйте ее: 1 группа  - первую часть картины, 2 группа – вторую часть картины,3 группа- третью часть картины. (Слайд №14)

Представление результатов работы групп.

Учитель: У Чюрлениса есть музыкальное произведение «Море», Сопоставьте средства музыки и живописи и определите, какое произведение прозвучало, какой картине соответствует.(Слайд №14)

Слушание музыки: М.Чюрленис поэма «Море».

Ответы учащихся, коллективное обсуждение.

(Слайд №15, правильный ответ – активен, выделяется по щелчку)

Экспертная группа оценивает работу групп .

(Какая группа активнее отвечала? Какая группа правильнее справилась с заданиями? Ответы были более точными. Кто лучше анализировал средства музыкальной выразительности).

  • Постановка познавательной задачи 4 «Как нарисовать музыку?»

Учитель: А сейчас мы проведем опыт и попробуем сами нарисовать музыку.

Для этого нам необходимы краски и знания, которые получили на уроке. Создайте картину впечатление от прослушанной музыки с помощью мазков штрихов цвета.

Справка учителя об абстрактном искусстве. (Слайд №16)

Абстрактное искусство получило своё название от латинского - Abstrac-tus, что и означает абстрактный, то есть беспредметный. Это одно из направлений искусства, которое сознательно отрекается от изображения настоящего мира и предметов из реального мира. Основным каноном абстрактности является выражение чувств, эмоций, переживаний при помощи образов, символов, чувственным сочетанием цветов.

         Повторное слушание произведения: М.Чюрленис «Море» (Слайд №17)

Дети «рисуют музыку», оформляем выставку.

Оценка экспертов.

(Соответствуют ли рисунки музыке? Почему рисунки так подходят  к музыке, созвучны с ней?)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия с помощью инструмента «PMI»

(плюс, минус, интересно).

Учитель: Наше сегодняшнее занятие заканчивается. Подведем итоги.

Что вы сегодня нового узнали на уроке? Учитель подводит учащихся к задачам (вопросам) исследования, определенным в начале урока. Коллективное обсуждение, выводы. Подтверждение гипотезы.

        После выводов учащимся предлагается заполнить таблицу. В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. (Слайд № 18)

        

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕСНО

-

-

-

8. Домашнее задание по выбору: (Слайд №19)

1.         Создать картину к музыкальному произведению

     2.  Придумать мелодию к картине, спеть и записать ее на телефон

     3.  Исследовать музыку в живописи и подготовить сообщение или презентацию.

(Слайд №20 «Спасибо за внимание!!!»)

Список используемой литературы

  • Каган М. С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе.-Л., 1989.-273с.
  • Кузин В. С. Вопросы изобразительного творчества.- М.: Просвещение, 1971,- 143с.
  • Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями: Эмиль Финкельштейн — Москва, Композитор - Санкт-Петербург, 2010 г.- 120с.
  • Музыка как форма интеллектуальной деятельности: — Санкт-Петербург, Либроком, 2009 г.- 240с.
  • Трибис Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек.- М: РИПОЛ  КЛАССИК, 2003. – 384 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....


 

Комментарии

Макеева Наталья Михайловна

Спасибо за содержательный урок