Доклад на тему: «Дистанционное обучение в классе домры»
методическая разработка по музыке

Дудлий Елена Александровна

Доклад на тему:

«Дистанционное обучение в классе домры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temudistantsionnoe_obuchenie_v_klasse_domry.docx34.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НЯГАНИ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Доклад на тему:

«Дистанционное обучение в классе домры»

            Подготовила преподаватель первой квалификационной категории

                                                                Дудлий Елена Александровна

Нягань

2023 г

Содержание

Введение

  1. Дистанционная методика обучения игры в классе домры
  1. Применение технологии видеосвязи
  2. Организация домашних занятий
  3. Работа над постановкой исполнительского аппарата домриста
  4. Ансамблевые формы музицирования
  5. Плюсы  и минусы дистанционного обучения

Заключение

        Введение

                    Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянииотражающее все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Если немного упростить, то дистанционное обучение является самостоятельной формой обучения с использованием информационных технологий как основного средства обучения.  Дистанционная методика обучения развивалась уже давно. Развитие было связано с ростом научно-технического прогресса, с улучшением компьютерного обеспечения. Решалась задача: максимально полезно использовать время человека с помощью дистанционных технологий.  Люди работали над темой дистанционного обучения, обсуждали, применяли в работе. В музыкальном образовании известна работа Полозова С.П. «Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование». Преподавателям всех звеньев образования так же знакомо это понятие «дистанционное образование», возможно, кто-то применял такие формы проведения уроков в своей работе и ранее, в качестве вспомогательных. Дистанционная методика развивалась, но поводов внедрять ее активно в жизнь не было. И вот весной 2020 года дистанционный формат стал основным способом работы для всех образовательных организаций.  Эпидемия коронавируса поменяла нашу жизнь, мышление, профессиональную деятельность. Сейчас этот период позади, но дистанционные технологии остались с нами, вероятно, навсегда: ситуация может возобновиться, объявление карантинов по заболеваниям, актированные дни, болезни учеников.

          Для музыкального образования переход на дистанционное обучение оказался особенно драматичным испытанием. На плечи преподавателей обрушились проблемы и противоречия. Для педагогов, учеников, родителей эта ситуация стала новой, неожиданной. Педагоги привыкли к «живому» общению с учениками, а ученики с педагогами. Возникла масса вопросов «Как обучать детей игре на инструменте дистанционно?», «Как создать условия для успешного выполнения задания?», «Как проводить урок, чтобы было интересно и ребята не утратили мотивацию к учебе?», «Как учиться?»

В ходе учебного процесса я находила ответы на вопросы. Большое значение для меня имела и имеет методическая работа. Я знакомилась с опытом работы школ в дистанционном формате, читала статьи и рекомендации отдельных преподавателей, принимала участие в конференциях и вебинарах.

           Помогли в работе мастер-классы лауреата всероссийских и международных конкурсов, преподавателя РАМ им. Гнесиных Сергея Сергеевича Федорова, видеоуроки народного артиста РФ, профессора РАМ им. Гнесиных Вячеслава Павловича Круглова.
                         Дистанционная методика обучения в классе домры

            Первые проблемы, с которыми я столкнулась в организации обучения- это моральная неготовность всех участников учебного процесса к дистанционным занятиям, нежеланием так учиться. Чтобы как-то настроить учеников, родителей - проводились беседы о том, что эти

занятия- полноценный процесс обучения в режиме онлайн, который проходит при помощи различных программ. Были найдены оптимальные формы и способы занятий, подобраны технические средства, программы для их ведения. Было составлено расписание занятий.

              В работе с учащимися применялась технология видеосвязи. Данная технология хороша тем, что преподаватель и учащийся работают в режиме реального времени, видят и слышат друг друга. С видеосвязью на мобильных устройствах хорошо справляются привычные для многих Viber и WhatsApp. Видео-звонок по WhatsApp и Viber, на мой взгляд, это наиболее распространенный, удобный и простой в использовании способ для индивидуальных занятий в инструментальном классе. В назначенное время, преподаватель совершает видео-звонок своему ученику, в течение которого проверяет домашнее задание, указывает на не недочёты, проработает трудные места, отвечает на вопросы ученика, а также видит и оценивает условия, при которых занимается учащийся. При необходимости, в камеру можно показать ноты произведения. Хорошо, если ребёнку помогает родитель, который может направить телефон так, чтобы преподавателю было видно и лицо, и руки ученика. Если же родителей рядом нет, то ребёнку и преподавателю придётся самим найти удачное месторасположение для телефона для оптимального общения. На компьютерах в своей работе я использовала Skype. В целом, такой формат обучения очень схож с традиционным уроком, однако не избежал недостатков.

              Для музыкального обучения с применением дистанционных технологий характерны такие минусы:

  1.  Плохая связь. Часто происходят перебои с Интернет-соединением.
  2. Отсутствие синхронизации между движением и звуком при использовании Skype и Zoom. Данный минус стоит особенно остро при обучении младшеклассников, которым необходимо «поставить руку».
  3. Слабое качество звука. К сожалению, домашнее оборудование часто ограничено стандартным встроенным микрофоном и простыми колонками. Такое оборудование не способно передать нужное качество звука. Кроме того, редко удается избежать посторонних шумов во время онлайн-занятий.
  4. Слабое качество звука. К сожалению, домашнее оборудование часто ограничено стандартным встроенным микрофоном и простыми колонками. Такое оборудование не способно передать нужное качество звука. Кроме того, редко удается избежать посторонних шумов во время онлайн-занятий.
  5. Нехватка времени для занятий. В силу закона, время дистанционного урока сокращено. В связи с этим, преподаватель может не успеть дать материал или оценить и дать рекомендации учащемуся. 
  6. Формат видео или аудио-отчета не всегда хорошо справляется с поставленными задачами. При таком формате, преподавателю необходимо написать обо всех - интонационных, ритмических, темповых  погрешностях. Если на очном уроке преподаватель периодически озвучивает замечания, то рассчитывать на должный самоконтроль учащегося не всегда возможно. 

Основные аспекты удаленной работы

Положительные и отрицательные стороны.

Повысилась самоорганизация учащихся, усилился контроль со стороны родителей. Система построения домашних занятий очень важна. В школу ученик пришел, позанимался и – забыл.  Без домашней подготовки, домашних занятий не будет профессионального роста. Проводя уроки с учащимися, я увидела как организовано рабочее место ребенка: на каком стуле он сидит, как сидит, есть ли подставка под домру, подставка для ноги, пюпитр. В каких условиях ребенок занимается. К сожалению, столкнулась с тем, что детей во время занятий отвлекают домашние животные. Очень тяжело заниматься, когда в семье несколько детей и у каждого ребенка – дистанционный школьный урок и занятия проходят одновременно. Решали все организационные вопросы с родителями.

Очень важно на каком инструменте занимается ребенок, настроен ли он. К сожалению, качество домр, на которых дети занимаются дома, оставляет желать лучшего. А настройка домры для многих детей – большая проблема. Особенно, для  учащихся младших классов. Решение проблемы- приобретение тюнера.  Каждый ребенок может включить тюнер и послушать- совпадает или не совпадает звук. А если не получается, необходима помощь родителей. Часто настраиваю домры благодаря помощи родителей. И еще один прогресс при настройке инструментов – родители поняли, что за  состоянием домры нужно следить, нужно смазывать колки.

Еще один важный аспект удаленной работы - коррекция игрового аппарата домриста. При дистанционном обучении - это провальный процесс. Коррекцию постановки,  посадки легче проводить с учащимися средних, старших классов. А вот начинать работу с ребенком с «нуля» - невозможно. С точки зрения оценки рисков дистанционного формата наиболее уязвимым является начальный этап обучения. Постановка рук, положения корпуса
при игре на музыкальных инструментах, способ держания медиатора -предмет особой заботы любого преподавателя ДМШ. В этой работе задействованы специфические телесные ощущения, которые очень трудно, а порой просто невозможно передать через Интернет. Вынужденные компромиссы в этом вопросе ведут к формированию неверного психофизиологического аппарата, по сути — фундамента, который останется слабым местом на протяжении всей последующей музыкальной карьеры юного исполнителя. Ошибки в самом начале творческого пути могут стать фатальными даже для очень одарённых детей.

При занятиях с более взрослыми ребятами острота этой проблемы понемногу снижается. Но работа над ловкостью, точностью игровых движений и в средних, и в старших классах музыкальной школы традиционно ведётся «контактными» методами. В условиях удалённого обучения педагоги вынуждены их заменять утрированным показом или словесным объяснением.  Возможны видео иллюстрации преподавателя онлайн и офлайн форматов. Главное,  чтобы хорошо были видны руки преподавателя.  Умный, взрослый ребенок увидит, исправит в своей постановке. Это весьма условно, но в данной ситуации хоть какая-то альтернатива. Говорить о серьёзном совершенствовании в данном случае не приходится. Максимум, что удаётся преподавателям сделать в такой ситуации — это поддерживать достигнутый ранее уровень музыкального развития своих воспитанников.

Как и чем дистанционно заниматься с первоклассниками?

Развивать навыки разбора музыкального произведения, развивать музыкальную грамотность, заниматься чтением с листа, изучать расположение нот на грифе, как можно больше слушать исполнителей  на домре. Уроки с первоклассниками проходят в присутствии  родителей. Начинающим домристам необходима помощь родителей во время уроков. Там, где родители сами включились в процесс обучения ребенка дома, адаптация детей к дистанционному обучению прошла успешнее и безболезненно. Конечно, проще было детям, чьи родители знакомы с музыкальной грамотой, они могли непосредственно показать детям, сыграть мотив, кусочек фразы. Но наиболее успешная была позиция родителей, которые сами не могли показать, а стимулировали учащихся к самостоятельному чтению нот и изучению знаков в музыкальном тексте,   подбадривали ребенка, мотивируя к преодолению трудностей.

         Хочу отметить следующую особенность онлайн- уроков. В работе с учащимися младших классов легче было отрабатывать уже разобранный текст, фактически невозможно было работать над звуковыми задачами, динамическими оттенками. Главная опасностью дистанционного музыкального обучения - потери в художественной стороне исполнения. Данная проблема обусловлена, в первую очередь, техническими ограничениями, с которыми сталкиваются рядовые пользователи Интернета.

Особенно трудно было детям, не умеющим самостоятельно сочетать свою игру со счетом вслух, у которых не сформированы навыки чтения с листа, которые являются гарантией грамотного разбора нотного текста. Поэтому для профилактики и коррекции ошибок в нотном тексте часто приходилось записывать на видео образец грамотного разбора трудных фрагментов произведений в помощь учащимся. Использовался метод видеоиллюстрации, метод «мелких видеосюжетов». По 4-8 тактов, в медленном темпе, с показом рук исполнителя. ( Желательно с аккомпанементом, с  гармонией. Чтобы дети понимали, что такое ритм, темп.) Очень важно обозначить в нотном тексте  штрихи, аппликатуру, динамические оттенки.  Ученики должны знать, обращать внимание на знаки. И огромное значение в работе над произведениями имеет игра с метрономом. Работа над темпо- ритмом имеет большое значение для развития музыканта. Метроном в дистанционной работе незаменим.  

Во время дистанционного обучения мною использовались офлайн-формы учебного процесса: видеоурок преподавателя и видеоотчёт ученика. Видеоурок – это заранее записанный преподавателем урок в формате видеозаписи. Видеоурок выступает как наглядный метод обучения, ведь здесь преподаватель не только рассказывает, что нужно сделать ученику, но и показывает, как это нужно делать. Педагог знает всех своих учеников, он может предвидеть те или иные ошибки, которые может допустить ребёнок при самостоятельной работе. Видеоурок даёт возможность предотвратить неверное прочтение текста, пусть даже частично. Записанный урок направляется ученику для просмотра и самостоятельной работы. Способ видеоурока хорош тем, что ребёнок может просматривать запись столько раз, сколько ему необходимо, а также может просматривать только отдельные моменты занятия.

Видеоотчёт — это проверка и корректировка домашних занятий. После самостоятельной работы ученик присылает преподавателю видео с домашним заданием. Педагог просматривает видеоотчёт и даёт ученику новое задание и рекомендации к его выполнению. Видеозапись очень полезна. Учащийся записывает пьесу, видит недостатки, исправляет. Можно давать творческие задания: записать пьесу в разных темпах и выбрать лучший вариант. У ребенка повышается уровень самоконтроля. Видит запись-развиваются аналитические способности. Практика показала, что те или иные виды и формы дистанционного обучения нужно подбирать индивидуально к каждому ребёнку. Например, ученикам старших классов и ученикам, которые относятся к обучению в музыкальной школе серьёзно, больше подойдут видео-рекомендации преподавателя и, как обратная связь, видеоотчёт ученика. Детям же, которые ленятся и менее ответственно относятся к учёбе, лучше предлагать онлайн-уроки, где можно лично контролировать весь процесс работы.

Хочется выделить еще аспекты  работы в классе по специальности, которые «пострадали» во время дистанционного обучения.

         Пожалуй, больше всего проблем во время самоизоляции возникло в связи с ансамблевыми формами музицирования — детей друг с другом, учеников с концертмейстером. Среди технических ограничений для этих видов деятельности наиболее критичной оказалась временная задержка звучания. Запаздывание электронного сигнала даже на доли секунды делает совместное исполнение музыки в режиме онлайн невозможным. Единственным выходом оказалось создание фонограмм, которые концертмейстер делали специально для каждого ученика по классу  домры. Плюсы и минусы такого решения очевидны. С одной стороны, юные музыканты получили возможность работать над музыкальными произведениями, играть их с сопровождением во время домашней подготовки. С другой стороны, негативный эффект, связанный с неизбежными искажениями звука, усилился.

При использовании готовой фонограммы меняется и внутренняя «расстановка сил» совместного музицирования: не концертмейстер следует за солистом, а солист за аудиозаписью концертмейстера. В учебном ансамбле распределение ролей довольно специфично: опытный концертмейстер нередко «ведёт» за собой юного солиста и во время «живого» исполнения, находясь в непосредственной близости друг от друга, исполнители чувствуют себя единым организмом. Тот музыкант, чей внутренний потенциал сильнее, вовлекает в своё энергетическое поле других участников ансамбля. Находясь на единой волне психоэмоционального состояния, они одновременно берут дыхание, переживают одни и те же циклы нарастания и спада напряжения. Именно это внутреннее единение является настоящей основой хорошей ансамблевой игры. Тогда все ритмические, динамические и прочие детали синхронизируются естественным образом. Не всем и не всегда удаётся добиться такого единения даже при непосредственном живом контакте. Но совсем уж невыполнимой выглядит подобная задача при взаимодействии ребёнка с аудио- продуктами.

            В своих мастер классах Федоров С.С. предлагает использовать фонограммы+ и фонограммы-. Минусовка– это специально подготовленная музыкальная запись, на которой, по сравнению с первоначальным вариантом, отсутствует голос или какой-либо инструмент. Плюсовка, или плюсовая фонограмма – это полноценная запись песни, на которой звучат все инструменты и голос. Или, в случае занятий в классе домры, это партия фортепиано и домры. Федоров С.С. предлагает метод работы: ребенок слушает запись, потом происходит разбор текста, игра под метроном, затем игра под фонограмму+, и под фонограмму-. Сергей Сергеевич издает сборники своих произведений и во многих есть приложения фонограмм. Эти фонограммы используются в домашней подготовке учащегося. Для меня вся эта информация носит теоретический характер, в своей практике работы с детьми фонограммы не использовала.

        Музыкальное искусство - это искусство, которое требует сцены.  Когда ребенок попадает на сцену, даже если у него средние данные и он не подаёт, казалось бы, надежд, он может раскрыться совершенно неожиданно. Открываются какие-то внутренние резервы.  Сцену ничто не заменит. Технологии — это замечательно, но они как бы подспорье. Выступления поддерживают интерес к обучению, а для некоторых детей выступление на сцене является главным итогом  обучения.

         В конце каждого полугодия дети должны сдавать экзамен. Обычно ребёнок выступает перед экзаменационной комиссией с программой, которую учил на протяжении полугода. Она состоит из нескольких музыкальных произведений. Сдача экзамена по видеозаписям, концерты –не всегда способствуют сохранению интереса к обучению.

Подводя итог, можно выделить  плюсы и минусы дистанционного обучения. К положительному относится:

1 Тесное сотрудничество с родителями.

2 Привлечение интереса детей к учебе за счет современных интерактивных технологий.

3 Экономия времени, самоорганизованность и быстрая обратная связь.

4 На время карантина открыты онлайн музеи, библиотеки, галереи, театры, что позволяет детям и родителям расширить свои знания и кругозор.

5 Спокойная и комфортная обстановка для детей: ребенок может испытывать меньше стресса и волнений, сдавая экзамены, зачеты.

6 У  большинства детей развивается самоорганизация и ответственность.

7 Большая свобода в составлении индивидуального расписания, переносе занятий

          Минусы дистанционного обучения:

1 Детям не хватает живого контакта с преподавателем и личного общения со сверстниками 

2   Снизилась мотивация обучения. Многие учащиеся бросили школу.

3 Нехватка методического сопровождения проведения занятий в дистанционном формате

4 Трудности в обучении связанные с материально-техническим оснащением образовательного процесса: технические неполадки, доступ к Интернету, отсутствие достаточного количества компьютерной техники (особенно, если в семье несколько детей и работающие дистанционно родители)

5 Отсутствие сценической практики приводит к снижению интереса к занятиям

6  Трудности с постановкой, коррекцией игрового аппарата.

7 Потери в художественной стороне исполнения произведений

8 Утрата специфики коллективного исполнительства

9 Снизилось качество музыкального развития учащихся

10 Многие преподаватели задумались о профилактике профессионального выгорания

            В заключении можно отметить, что работа в дистанционном формате дала возможность приобрести нам, преподавателям, новые знания и опыт, которые могут пригодиться в дальнейшей педагогической деятельности. Каждый преподаватель отметил свои плюсы и минусы дистанционного обучения. Но, уверена, что все будут едины в одном: дистанционная форма работы имеет место быть только как временная мера, но никак не заменитель очного обучения.

Используемые источники

Сомов, Д. С. Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе / Д. С. Сомов, В. О. Голубков. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 153-154.

Федоров С. Специфика дистанционной методики обучения игры на домре. [Электронный ресурс]


ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ

[Электронный ресурс, https://xn--80ak6aabfbdm.xn--p1ai/images

Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. 208 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Дистанционное обучение в школе»

Дистанционное обучение в широком смысле- это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди которых играет Интернет. Именно с развитием всемирной паутины ...

Доклад на тему "Дистанционное обучение в системе образования"

Доклад на тему  "Дистанционное обучение в системе образования"...

Доклад "Работа концертмейстера с обучающимися в классе домры""

Анализ задач концертмейстера в классе домры, исходя из специфики домры как сольного инструмента и особенностей домрового репертуара...

Доклад на тему: "Дистанционное обучение по физической культуре".

В связи со сложившейся ситуацией в стране, всем образовательным учреждениям пришлось переходить на дистанционное обучение. Поэтому на сегодняшний день это самая актуальная тема, для всех кто связан с ...

«Техническое развитие обучающихся на начальном этапе обучения в классе домры»

Развитие технических навыков и умений обучающего играет важную роль на начальном этапе обучения . Эта разработка посвящена этой теме....

Доклад на тему: «Дистанционные образовательные технологии в дополнительном образовании детей»

laquo;Реализация образовательной программы дополнительного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»...

Выступление на педагогическом совете по теме "Дистанционная форма обучения"

Материал статьи содержит описание опыта реализации дистанционных форм обучения...