Доклад на тему: «Педализация как неотъемлемая часть обучения музыканта – пианиста»
учебно-методический материал по музыке

Евтеева Анфиса Владимировна

Процесс обучения навыку педализации по опыту известных педагогов – музыкантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evteeva_a.v_doklad.docx26.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ КЕРЧЕНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС-ИНТЕРНАТ-ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ

Доклад на тему:

«Педализация как неотъемлемая часть обучения музыканта – пианиста»

Доклад подготовила педагог дополнительного образования по классу фортепиано Евтеева. А. В.

Керчь 2020

План

  1. Педаль – неотъемлемая часть фортепианного механизма:
  2. Особенность звукоизвлечения на рояле;
  3. Возникновение педали (Лондон 1777 г.).
  4. Процесс обучения навыку педализации по опыту известных педагогов – музыкантов.
  5. Виды и функции педали:
  6. Главные средства педализации;
  7. Классификации функции педали А. Щапова;
  8. Особенности «разделяющей» педали по Н. Голубовской.
  9. Нетрадиционная систематизация педальных функций у Фейнберга
  10.  Выводы и заключения

Список использованной литературы:

  1. Е. Макуренкова «О педагогике В.В. Листовой»: Москва 1971 г.
  2. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»
  3. Е. Гнесина «Фортепианная азбука»: М. 1947 г.
  4. А. Щапов «Некоторые вопросы фортепианной техники»: М. 1968 г.
  5. Педальные этюды (Сборник «Этюды 1-2 класс»).
  6. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
  7. Н. Голубовская «Искусство педализации»: Л. 1974 г.
  8. С. Фейнберг «Пианизм как искусство»: М. 1969г.

В рождении фортепианного звука присутствует механический стук молоточка о струну, соединенный с чисто музыкальным звучанием, следствием вибрации струны. Ударность звукоизвлечения, включающая механический призвук, отсутствие подлинного, физического легато – прерывность мелодических точек, прекращение звука демпфером снискали роялю пресловутую славу сухости и бездушия. Если бы не существовало правой педали, такая слава была бы заслуженной. И, по справедливости, правая педаль названа душой рояля. Педаль– жизненная влага фортепианного звучания, его дыхание.

Педаль в собственном смысле слова появилась в 1777 году сделанном в Лондоне инструменте Бейера. В 1783 году Бродвуд получил на него патент.

Педализация, как и весь исполнительский процесс в целом, опирается на художественные принципы, на объективную основу, но и тут пианист проявляет свою индивидуальность, свой вкус, свой темперамент. Мастерство педализации можно воспитывать, как и мастерство игры руками.

Величайшие фортепианные педагоги сходятся во мнении о введении педализации в ранний период обучения. Известнейший педагог Анна Артоболевская настаивает на раннем обучении педали: «Пока ноги ребенка еще не достают до педали, я пользуюсь скамеечкой, в которой имеется особое приспособление – передача на педали: приделанные к скамеечке «заменители педалей» соединенные через отверстие с педалями фортепиано».

Елена Гнесина в сборнике для начинающих «Фортепианная азбука» предлагает несколько интересных пьес, задача которых – приобщить ребенка к первым пробам педализации. Намеренно «прозрачный» нотный текст не перегружает внимание ребенка, давая возможность сконцентрироваться на правильном навыке обращения с лапкой педали. В пьесе №43 «маленький вальс» употребляется запаздывающая и прямая (ритмическая) педаль. В «Маленьком педальном этюде» дети учатся слушать гармонию на одной педали. Особое внимание заслуживает «Маленький этюд на запаздывающую педаль». Перед ним дано упражнение, где педаль выписана обеденными длительностями, как ноты, что облегчает задания.

Заслуженный учитель Валерия Владимировна Листова, отдавшая свыше 16 лет детской фортепианной педагогике, уже в ранний период обучения рассматривает педализацию как неотъемлемую часть звукоизвлечения.

Когда говоришь о протяженности звука рояля, о пении на фортепиано, невольно обращаешься к педали. В современной практике ученик начинает пользоваться педалью очень рано и это правильно. Однако вводя педаль, надо учитывать особенности развития учащегося, и, конечно, не только физические (ноги не достают!) но и психические, особенности его общего музыкального развития. Одним учащимся педализация объясняется раньше, другим – позже, и пьесы, на примере которых приходит знакомство с педалью, тоже различны.

Способному, активному ученику, который тянется к гармонии, можно разрешить уже в самом начале обучения заключительные аккорды пьесы поддержать педалью. С учеником инертным, вялым в реакциях работам протекает иначе: обычно применяются разные приёмы с целью вызвать у него желание педализировать, развить потребность его слуха к педали. Нет ничего хуже формального подхода к педализированною. Педаль для учащегося – это новая область звучания, и нельзя, чтобы ученик впервые без радости соприкоснулся с ними. Знакомство с педалью должно открыть новую страницу в его музыкальной жизни.

Несколько слов о том, как приступить к педализации. Чувствительное место ноги – конец ступни. Толщина подошвы обуви играет некоторою роль, иногда создавая ощущение неудобства. Поэтому лучше начинать педализироваться в обуви с гибкой подошвой. Надо следить, чтобы движение ноги во время нажатия и снятия педали небыли резкими. Снятие педали должно идти только до конца люфта педали. И, конечно, не нужно отнимать подошву ноги от лапки педали. Чтобы гибко управлять движением, нога должна привыкнуть к педали. На первых уроках нажатие педали вызывает обычно у ученика резкий наклон всего корпуса. Надо сразу пресечь эти ненужные сопутствующие движения. Педаль необходимо учить, как и аппликатуру также тщательно.

Правильному навыку обращения с педальной лапкой учит Афанасий Прокофьевич Щапов: «ученики очень часто представляют себе дело так, будто педаль включается только в момент достижения нижнего положения (продавливание лапки до дна); думают также, что для выключения педали нужно достигать верхнего положения (резкое отнятие ноги). Очень полезно поэтому, чтобы ученик, сначала ничего не играл, а только нажимая и снимая педаль, наблюдал за движением демпферов, а затем, взяв простейший аккорд, прислушиваясь к эффекту включения и выключения педали. Умение чувствовать демпферный уровень является предпосылкой хорошей педализации. Какое положение должен занимать носок ноги, когда педаль нажата? Во время более или менее длительных педальных пауз вполне допустимо, чтобы носок был приподнгят над лапкой; важно, однако, чтобы в нужный момент он был плавно опущен на лапку, если же педальные паузы минимальны, то носок ноги не должен заметно отделяться от лапки педали»

Надежда Иосифовна Голубовская в книге «искусство педализации» большое внимание уделяет методическим соображениям: «Обучать педализации нельзя. Можно воспитывать понимание музыки и педальное чутье. Для этого с самых первых шагов ребенок должен осознавать цель и результат управления педалью. Запаздывающая педаль легко усваивается. Проще всего заставить играть гамму в нон легато одним пальцем и добиваться ее связанности и частоты. Вписывать педализацию в ноты на первых порах нежелательно, а потом очень вредно. Это означает – методически лишать ученика инициативы в очень важной и тонкой области. Ни заучивать, ни переучивать педализацию нельзя. Смысл ее, как и всего комплекса музыкальной выразительности, нужно понимать, а не запоминать. Для того, чтобы педаль не заменяла игры легато пальцами, полезно учить некоторые требующие певучей связности места без педали. Техническую работу также нельзя производить на педали, мешающей точно услышать динамические и ритмические соотношения. Но выучивать пьесу без педали, а потом прибавлять педализацию – нецелесообразно и неверно. Надо сразу слышать музыку на полноценном рояле, пользоваться педалью уже при разборе и включать ее сразу же в общий комплекс звучания. Это возможно на довольно ранних стадиях: например, «Похороны куклы» П. Чайковского или «Маленький романс» Р. Шуманова требует слитности, недоступной пальцам. Если ребенок знаком с запаздывающей педалью – пусть он сразу приспособляется к верному звучанию. В «Вальсе» П. Чайковского из Детского альбома нужно знакомство с танцевальной, ритмической, т.е. прямой педалью. Приучаясь к владению неполным нажатием можно на очень ранних ступенях – чем раньше, тем лучше».

Теоретически главными средствами педализации являются время нажатия и снятие педали, и различная глубина нажатия. В связи со временем нажатия педали, последняя бывает: прямая, запаздывающая и предварительная. Подлинно красочная педаль, нажатая вместе с нотой и особенно до удара. Самая богатая звучанием педализация – когда нажатие клавиши следует после поднятия демпферов (Г. Нейгауз: «Иногда хочется роялю… заранее… открыть все поры» - начало сонаты Бетховена №17). Самая употребительная педаль – запаздывающая – педаль легато. С запаздывающей педалью начинающие знакомятся обычно раньше, чем с прямой (исключение – танцевальные ритмы). Педаль снимается в момент появления нового звучания (чаще всего в гармонии), и нажимается обратно. Когда? Это, как все в исполнительстве, зависит от каждого данного случая.

Одно из важнейших свойств педали – это различные ее действия в связи с тем, насколько вы ее нажимаете. Проще говоря, есть полная педаль, полупедаль, четвертьпедаль, да и между ними возможны еще градации. При умно используемой полупедали или третьпедали, опытный пианист может добиться почти тех же звуковых результатов, которые дает употребление третьейпедали (извображение Стейнвел), то есть одни звуки, более низкие, звучат на педали, в то время как более легкие и высокие не испытывают действие педали и звучат совершенно прозрачно. Возможно это не только из за различного действия глушителей в связи со степенью нажатия педали, но из-за основного ее свойства различного действия на звуки, смотря по их высотности. Это прекрасное свойство педали позволяет нам исполнить и такую музыку, которая в противном случае была бы верно исполнена только тремя руками.

А. П. Щапов в книге «некоторые вопросы фортепианной техники» рассматривает различные функции, выполненные правой педалью:

  1. Короткая связующая педаль – соединяет звуки, неосязаемые пальцами. Лапка должна быть опущена лишь несколько ниже демпферного уровня.
  2. Мелодическая педаль – применяется для окраски и подчеркивания некоторых звуков мелодии.
  3. Гармоническая педаль – служит для окраски и подчеркивания отдельных гармоний, а также для окраски целого ряда аккордов.
  4. Вуалирующая педаль – делает звучание быстрых узоров более слитным и текучим, тесно связана с импровизационный нюансировкой звуковой линии. Если вуалирующие нажимы педали непрерывно следуют одни за одним, то получается «вибрирующая» педаль (здесь нужно особенно заботиться о недопущении шумов).
  5. Фоновая педаль – создает звучащий фон из звуков неудерживаемых пальцами.

Для составления полной картины функциональных особенностей педали, можно вспомнить о так называемой «разделяющей» (из книги Н. Голубовской) педали. Основные виды ее – ритмическая, динамическая, красочная и артикулятивная.

Под красочной разумеется педаль, подчеркивающая различия красок. Ее можно было бы назвать инструментующей (начало третьей сонаты Бетховена, 1 аккорд – тутти оркестра – на педали, дальше – без всякой педали).

Динамическая роль педали совпадает часто с оркеструющей и ритмической. Ее целью является поддержка акцентов, динамических контрастов, нарастаний и спадов звучности.

Ритмическая роль педали очень велика. Не только момент нажатия (одновременного), способствующей выделению опорного тона, имеет значение, но особенно момент снятия, разрывающей ткань, разделяющий опорные точки и этим подчеркивающей их значение. Именно момент снятия педали дает основную характеристику ритму.

Педаль помогает и артикуляции, рельефно отделяя легато от стаккато, однако существует не для того, чтобы акустически подменять естественную тонкую «рукотворность» мелодического дыхания.

С. Е. Фейнберг в книге «Пианизм как искусство» оригинально, по своему описывает свойства и функции правой педали, условно подразделяя их на следующие виды:

Правая педаль фортепиано выполняет две функции, в которых можно различать тектонические и декоративные тенденции. Если педаль берется для смягчения и дополнительного тембрирования только с целью приобретения новых качеств звучания, то такую педаль мы вправе назвать обогащающей – декоративной или обогащающе – тембровой.

Современная фортепианная музыка не мыслиться без обогащения педалью. Всестороннее применение находит педаль у романтиков. Широко пользовался ею Бетховен. Но как быть при интерпритации до Бетховенской музыки, раннекласических произведений, созданных для клавесина, клавикорда и других инструментов, еще не оснащенных педалью? Мы доджны в этих случаях строго регламентировать педализацию, довести ее до некоторого разумного минимума. Назовем такой метод педализации строго выверенной, уточненной, предельно экономной, лимитированной педалью. Исполняя произведения гайдно – моцартовского стиля, пианист не должен слишком глубоко нажимать на лапку педали, так как техника лимитированной педализации требует быстрых смен и точных снятий. Пианист может проявить свое искусство осторожно вводя лимитированную педаль в произведения, написанные в стиле, не предполагавшем эффектов педализации.

Обогащающее – декоративная педаль применяется в следующих случаях:

  1. Для более мягкой окраски звука или аккорда.
  2. Для придания звуку выпуклости и смягчения удара.
  3. Для плавного прекращения звука, в особенности перед паузами.
  4. Для помощи пальцам в затруднительных аппликатурных случаях.
  5. Для связного повторения того же звука.
  6. Для замены отражений звуковых волн при жесткой акустике помещения.
  7. Для общего тембрового обогащения и создания музыкального сфумато.

Нельзя выражение «педаль – душа фортепиано» понимать, как противовес той системе пианизма, при которой в основу звучания принималось точность и прикосновения к клавиатуре. Ведь это парадоксально заостренное и вместе с тем меткое выражение имеет смысл только в том случае, если тончайшие способы педализации сочетаются с наиболее развитыми и разнообразными приемами пальцевого пианизма. Одно из этих пониманий, в сущности, пианизма не умаляет значения другого; но каждый живой художественный стиль укладывается между этими полярно противопоставленными толкованиями фортепианного звучаниями.

Нет нужды теоретически разрешать это противоречие в ту или иную сторону. Оно все равно существует, и окончательное решение в каждом конкретном случае принадлежит стилю автора, стилю произведения и характеру интерпретации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современные технологии учебного процесса как неотъемлемая часть современных требований к условиям труда".

В последнее время встает вопрос - как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться...

Внеурочная музыкально-воспитательная деятельность школьников как неотъемлемая часть социализации в процессе обучения

Выступление на педагогическом совете.  Ребенок является частью общества, а, следовательно, его деятельность является одним из процессов социализации в процессе обучения. Тем самым возникает вопро...

Особенности обучения народному танцу как неотъемлемой части русской традиционной культуры.

Хореография — искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии.  Занятия хореографией чрезвычайно полезны для ребен...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть современного подхода в обучении английскому языку.

Как известно, в традиционной системе образовательного процесса учитель выступает, в основном, как транслятор, передатчик информации. Ученик, в свою очередь, получает информацию в готовом виде. Новое с...

Обучение речевой иноязычной культуре первоклассника – как неотъемлемая часть внеурочной деятельности

В данной статье речь идёт об обучении речевой иноязычной культуре первоклассников. Иноязычная культура - это интегративное образование, включающее в себя совокупность языковых, этнических и поведенчес...