Христианский праздник "Яблочый спас"
план-конспект по музыке

Спиридонова Светлана Геннадьевна

У каждого времени свои песни, свои традиции, свои праздники. Сейчас много говорится о сохранении традиций, русских народных праздников, об их роли и значении в современной жизни, но в большинстве случаев все то, что мы сохранили, начинают искажать, прикрываясь современностью и стилизацией. Я считаю, что проблема есть, и поэтому вот уже на протяжении нескольких лет на уроках музыки и во внеклассной деятельности совместно с учащимися изучаем историю русских народных календарных праздников, обрядов, обычаев, традиций и представленный на фестиваль сценарий христианского праздника «Яблочный спас» - итог этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hristianskiy_prazdnik_yablochnyy_spas.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Христианский праздник «ЯБЛОЧНЫЙ СПАС».

(театрализованное представление)

Действующие лица:

Анна Тимофеевна – 1-ая рассказчица, /баба Нюра/

Пелагея Даниловна –  2-ая рассказчица,

Парни и девушки – деревенские ребятишки, 12-16 лет.

/В деревне раннее утро. Запели петухи, кудахчут куры, мычат коровы.

Выходят две соседки, хлопочут по хозяйству:

одна снимает с изгороди коврик и стелет на крыльцо, вторая кормит кур/

1-ая: Доброго здоровья тебе, Тимофеевна.

2-ая: И тебе не болеть.

1-ая: Шо, это ты так рано поднялась-та?

2-ая: Как же рано? Праздник-то сегодня какой большой - Преображение Господне. Корзинку в церкву собирать надо.

1-ая: И то, правда. Яблочный Спас сегодня. Скоро лету конец…

рассказчицы присаживаются

2-ая: Вот приглядываюсь я, Тимофеевна: живут сейчас люди как-то рывками, с натугою. Проснулись утречком – надо бы солнышку. Утру летнему порадоваться, порадоваться, что на свете живёшь. А народ вперёд бежит, как на горушку во один дых взбирается. Забежал наверх, а это и не горушка вовсе, а так, маленький пригорочек. И опять - бегом. Так всю жизнь и не живут, а дыхом замирает.

1-ая: Да, Пелагея, и не говори. Раньше-то жизнь спокойнее текла, надёжнее как-то. Оттого народ был рассудительнее и желаннее. Ой, чой это мы с тобой разворчались, в стары времена такие же суетливы были. Вспомни-ка деда Трифона, /смеются/ как начудит - вся деревня со смеху помирает.

2-ая: Молодые-то твои встали?

1-ая: Да какое там, спят ещё… Да я и будить не стала. Пущай понежатся.

2-ая: А я с вечера яблочки-то собрала. У меня-то помощников нету…

1-ая: Хм! Помощники. От таких помощников одна маята. Младший-то, Васька, всю яблоньку вчерась обтряс. Сам яблок наелся и ребятишек угощал.

2-ая: Да что ты? Грех ведь это ж! Раньше-то до Спаса яблок никто не ел. Боялись, что в царствии небесном умершие во младенчестве дети не смогут есть райских золотых яблочек, если их родители пробовали яблоки до Второго Спаса.

1-ая: Твоя правда. Зато после освящения в церкви, плодами угощали всех. Помнишь, как раньше бывалочи перед церквью, на площади столованье устраивали?

2-ая: Да и сейчас вся деревня сбирается на Великий праздник.

1-ая: Хорошо, когда люди помнят обычаи земли своей.

/с нарастающей силой начинают звонить колокола/

2-ая: Вот уж и колокола к заутренней звонят.

1-ая: Ну, да, ладно пойду своих сорванцов будить. В церкву пора.

/Рассказчицы уходят, одна в дом, вторая, взяв корзинку с яблоками в сторону церкви.

 Колокол затихает и начинается фоном церковное песнопение, по окончании которого снова звучит колокольный звон. Под звон со стороны церкви идут люди с угощениями.

Ставят их на стол, а двое идут в зал угощают всех. Чтецы обращаются в зал/

1.  С праздником Вас, люди добрые

С Преображеньем Господнем!

5.  Угощайтесь дарами сладкими,

Да согревайтесь душою тёплою.

На вечную молодость, да силу жизненну!

ПАРЕНЬ: Баба Нюра. А чой, это я должен всех угощать. Я вон всё лето терпел, не кушал яблок.

1-ая: Не гоже так, милый. Тех, кто в Преображение обрядов не исполнял, всегда считали людьми недостойными. О таких говаривали: «Не дай-то, Боже, с ними дело иметь! Забыли они старого, не уделили из своего богачества малого добра, не призрели своим добром хворого и бедного. Не видать им Царствия Небесного!»

2-ая: Да, с тех пор даже поговорка сохранилась: «На Второй Спас и нищий нищему яблочка даст».

/Все возвращаются и перестраиваются на приветствие/

3.  Вот пришёл Второй Спас,

Спас яблочный

Принёс Спас золотое яблочко, свет Солнышко.

4. Ты гори, гори золотое яблочко

ВСЕ: Согревай своим светом землю Русскую /поклон/

1.  Солнышко, солнышко, подожди!

Приехали господа бояре

Из Велика Новогорода

На Велик день пировать.

2.  Уж и вы ли, господа бояре,

Вы, бояре старые, новгородские!

Стройте пир большой

Для всего мира крещёного,

Для всей братии названой.

3.  Строили господа бояре пир,

Строили бояре новгородские

Про весь крещёный мир.

4.  Вы сходитеся, люди добрые,

На велик званый пир;

Есть про вас мёд, вино,

Есть про вас яства сахарные.

5.  А и вам, крещёный мир,

ВСЕ: Бьём челом и кланяемся.

/начинается хоровод/

Благослови Боже хоровод зачинати.

Хоровод зачинати – песню запевати.

исп.: р.н.п. «Зеленейся, зеленейся…»

1-ая: Посмотри-ка, Даниловна, девчата-то на селе у нас какие красивые!

2-ая: Прям, как мы в молодости.

1-ая: Ой, а помнишь, как мы с тобой  на женихов загадывали?

  Как раз на Яблочный Спас!

ДЕВУШКА: Баб Нюра, как это гадали?

1-ая: Не гадали, а загадывали.

ДЕВУШКА: Баб Нюра, ну расскажи…

1-ая: Ну ладно. Яблочко-то твоё где?/девушка вынимает из кармана яблоко/. Его нужно покатать по тарелочке, а потом откусив, загадать на паренька, который люб тебе.

/Девушка берёт тарелочку и начинает катать яблоко, собравшись на авансцене/

Катись, катись, яблочко по тарелочке.

Покажи, яблочко дружка милого

Девушки водят хоровод, а солистка поёт р.н.п. «Я по садику ходил»

Я по садику гуляла,

Да по зелёненькому,

       АЙ, ЛЁ-ЛИ, ЛЁ-ЛИ, ЛЁ-О

Спелы яблочки рвала

Да, свому родненькому,

На бело блюдо клала,

Да, на серебряный поднос,

На серебряный поднос –

Высоко в терем несла,

Высоко в терем несла

К милому дружочеку!

Милый яблок не берёт,

Мне ответу не даёт,

Ни ответу, ни совету –

Никакого слова нету!

А я топну ногой –

Сама из терема долой,

Сама из терема долой:

- Оставайся, милый мой,

/К девушкам незаметно подбегает паренёк и вырывает яблоко/

ДЕВУШКА: /испуганно, отчаянно/. Опять ты, Васька

ДЕВУШКА: Ну, вот, и загадать не успела…

ПАРЕНЬ: Да ладно тебе дуться. Айда, девчата играть лучше. Глядите сколько вокруг ребят! Вставайте все в круг. А вы, девчата, посчитайтесь, кому яблонькой быть

ДЕВУШКА:  Давайте я посчитаю.

Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали ноги вытирать –

Кто платочком, кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

Кто не верит – это он,

Пусть из круга выйдет вон!

ПАРЕНЬ:  Как тебя зовут, красная девица?

ДЕВУШКА:  Маша.

ПАРЕНЬ: Теперь Маша у нас будет яблонькой. Становись в круг да слушай, что мы петь будем. Тебе наши желания выполнять придётся.

/Проводится хороводная игра «Яблонька»/

Посадили яблоньку –

На горе, на горе.

Расцветает яблонька

На заре, на заре.

Вырастай-ка, яблонька,

Вот такой вышины.

Распускайся, яблонька,

Вот такой ширины.

Расти, расти, яблонька,

В добрый час.

Попляши, Машенька,

Поскачи для нас.

Ой, как наша яблонька

Распустилась. Ой!

Ой, как наша Машенька

Закружилась. Ой!

А мы нашу яблоньку

Все трясти будем.

А мы сладки яблочки

Собирать будем.

А мы нашу яблоньку

Всю пощиплем.

Да от нашей Машеньки

Убежим вихрем! Эх!

/Дети разбегаются, а «девочка-яблонька» всех ловит. Звучит вступление «Кадрили»/

ДЕВУШКА: Ребята, да это ж наша «Кадриль», давайте станцуем?

ПАРЕНЬ: Пелагея Даниловна, подпойте нам.

2-ая: А, что, и споём – только успевайте!

/Пары танцуют «Кадриль»/

2-ая: Ой, ребята, заигрались совсем. Дело-то к вечеру.

1-ая:  Пора солнышко провожать.

Зарю-Зареницу встречать.

2-ая:  Расстилайте, добры молодцы, солнышку дорожку,

Чтобы гладко ему было в гору подыматься

С Зарёю целоваться.

/Парни расстилают  дорожку. Все перестраиваются вдоль дорожки с двух сторон клином./

ПОЮТ: Вот пришёл Спас Яблочный, яблочный.

Ай, лю-ли, лю-ли, да, Спас яблочный!

Принёс злато яблочко, яблочко.

Ай, лю-ли, лю-ли, злато яблочко

Ты продли, продли лето красное.

Ай, лю-ли, лю-ли, лето красное! – у-у-у-у!

Ты взойди, взойди Заря – Зареница.

Ай, лю-ли, лю-ли, Заря – Зареница

Ты согрей, согрей Землю – Матушку.

Ай, лю-ли, лю-ли, Землю – Матушку! – у-у-у-у!

3.  Зароди лето жито густое.

Жито густое, ядренистое.

5.  Чтобы было с чего пирогов напечь.

Пирогов напечь, да, сынов поженить.

/звучит фоном Праздничный колокольный трезвон/

1.  Дай людям многие лета

Многие лета, долгие годы.

2.  А и долго нам жить

Спаса не гневить.

4.  Спаса не гневить

Солнце провожать

6. Солнце провожать

 Зарю встречать

2. Всем людям на прощанье.

ВСЕ: Малым детушкам на утешенье

Нарастание звучания Праздничного колокольного трезвона, Поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII веках

Форма лучшего усвоения материала - это самостоятельная работа. Как сконструировать урок, чтобы ярко прослеживалась мотивация, предложенные задания вырабатывали бы важнейшие умения и были интересными и...

Христианские мотивы в рассказе Л.Андреева "БЕН-ТОВИТ"

Цели урока:   1.Познакомить учащихся с одним из парадоксальных произведений Леонида Андреева.   2.Создать у учащихся понимание особенностей мировосприятия писателя.   3.П...

урок по истории "Христианская церковь в 11-13 веках. Крестовые походы"

Обобщить и систематизировать знания учащихся о христианской церкви в 11-13 вв, во время  крестовых походов. Способствовать формированию нравственных чувств, познавательного интереса к истории....

Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс БЛИНЫ, КОЛЯДКИ, ПИРОГИ СЛАДКИ…. (Христианские праздники января)

материал можно использовать на уроках литературы, истории, во время проведения внеклассный мерприятий...

Урок "Христианская культура"

Цель урока: развитие творческих способностей учащихся;·        отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями;·...

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

Я знаю … Я верю … Грань между этими утверждениями зыбка и подвижна. Даже самый гениальный учёный сегодня повторит слова древнегреческого философа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». К тому, что ...