Обобщение опыта работы учителя музыки
материал по музыке (7 класс)

В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_uchitelya_muzyki_ignatevoy_n.docx26.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы учителя музыки Илющихиной Е.В.

    Я, Илющихина Елена Валерьевна, работаю учителем музыки в МБОУ гимназия №1 имени Пенькова М.И., города Миллерово Ростовской области. Общий трудовой стаж 25 лет, педагогический стаж 25 лет (в данной должности 25 лет). В 1994 году окончила Краснодарскую государственную академию культуры. Музыкально-педагогический факультет по специальности «учитель музыки». Свою профессиональную деятельность, по специальности я начала в 1994 году в школе №1 (ныне гимназия №1). В которой проработала 1 год, затем я работала в детском саду №17 «Ивушка» (1995-2003г.) С 2003 года и по настоящее время я работаю в гимназии  №1 имени М.И. Пенькова.

   Имею первую квалификационную категорию. Уровень обученности  в классах где я преподаю музыку, составил 100%. Мониторинг качества обучения показывает позитивную динамику (составляет 95%).

    Тема самообразования: «Личностно-ориентированное обучение».

    В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех.   Работая учителем музыки, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Наши уроки и занятия – это постоянное общение. Общение  между музыкой, учителем, детьми; композитором, исполнителем, слушателем; актером, зрителем, художником.

    Свою воспитательную роль искусство может выполнить только в том случае, если учащийся получает радость от общения с ним. Для нас, учителей музыки, мало дать сумму знаний, надо создать атмосферу увлеченности, заинтересованности, завоевать детские сердца и души. Как же достичь этого, как сделать так, чтобы урок взволновал ребенка, доставил ему радость общения с искусством? Как добиться такого своеобразия, многоликой обобщенности и в то же время конкретности, которые давали бы пищу для развития творческого начала, образного мышления у каждого ребенка, учитывая его художественный и жизненный опыт, склонности и способности?

    В своей работе я использую технологии коммуникативно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию. Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются: - оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие; опора на познавательный интерес каждого ребенка; создание позитивной психологической атмосферы; саморазвитие личности; личностная направленность. 

       Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания. 
     На современном этапе развития педагогической мысли личностно- ориентированный способ обучения является инновационным и повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

       Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, то есть способности находить правильный, умелый подход к ученику. 
       В каждом классе есть дети с различными индивидуальными особенностями нервной системы: одни уравновешенные, но с более быстрой или замедленной реакцией на окружающее, другие легковозбудимые, порывистые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, с пониженной реакцией, требующие большого внимания и осторожного мягкого подхода. Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. Творческая лаборатория каждого учителя по-своему уникальна. В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки, озарения. Вот как я использую ситуацию успеха на своих уроках. Смысл педагогической стратегии состоит в том, чтобы закрепить успех показом достигнутого, значимостью проделанной к этому моменту работы. Для этого необходимы:

- проявление интереса, непосредственного отношения к музыке;

- активные усилия в ходе поисковых ситуаций;

- увлеченность и рост музыкальных способностей;

- острота слуховой наблюдательности;

- интерес к импровизации, сочинению, самообразованию;

- осознанное отношение к качеству музыки и ее исполнителю;

- интерес к другим видам искусства.

Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Ученик, из пассивного слушателя, становится активным участником процесса обучения, из объекта воздействия, превращается в субъект.

Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня. Все вышеперечисленное позволило мне включить информационно-коммуникативные технологии в преподавание музыки. Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения позволяет добиваться хороших результатов.

Формами овладения ИКТ на уроках музыки стало выполнение тестов, проектов с электронными презентациями. При защите проектов учащиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов. Применение ИКТ для детей означает:

- индивидуальное развитие и самовоспитание;

- средство дополнительной мотивации к деятельности;

- новый вид наглядности;

- эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией.

Для учителя использование ИКТ является новыми формами, средствами обучения, воспитания и воздействия на ребенка. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу для творчества и самообразования.

Учитель должен осуществлять индивидуальное влияние на конкретного ученика, заинтересовывать его, пробуждать в нем неповторимую личность.

Важная задача учителя музыки - бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение «караоке»; игровые моменты).

Значительное место на уроках уделяю применению здоровьесберегающих технологий. Для достижения комфортности душевного состояния учащихся, снятия эмоциональных стрессов, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности.  
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

  •  музыкотерапия
  •  вокалотерапия
  •  ритмотерапия
  • терапия творчеством
  •  улыбкотерапия
  • а так же упражнения по системе Стрельниковой и Емельянова, без которых невозможно обойтись в вокально-хоровой деятельности.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда. 
       Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. 
      Например, некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. 
     Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.

Прекрасно, когда в классе все учащиеся участвуют в исполнении вокального репертуара. Около 40%, а может и гораздо меньше - это дети, которые могут точно интонировать мелодию данного произведения. Остальные дети не имеют музыкальный слух и голос, но они стремятся на уроках и внеурочной деятельности познать тайны музыки, освоить элементарные навыки исполнительского искусства. Всех учащихся без исключения необходимо правильно оценить на уроке музыки. Для этого я использую систему разноуровневых заданий, развиваю умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства.

Разноуровневые тестовые задания.

Индивидуальный учет демонстрирует и школьникам, и учителю результаты музыкального развития каждого, показывает: как ученик слышит музыку, насколько ясно понимает выразительное значение знакомых элементов музыкального языка, может высказать и обосновать своё отношение к произведению. Индивидуальный учёт позволяет выявить, кто из учащихся особенно нуждается в постоянном внимании учителя, а также тех из них, кто может стать его активом. В процессе преподавания музыкального искусства в школе тест стал педагогическим инструментом в руках учителя, позволяющий осуществлять педагогические измерения в сфере преподаваемого предмета.Тест в данном случае – это разноуровневое задание для экспресс-контроля степени усвоения учащимися определенного учебного материала с правом выбора правильного ответа из нескольких предложенных. Для учителя и учащихся такой вид работы очень удобен. Во-первых, предлагая разноуровневые тесты, учитель обеспечивает достаточный интерес к работе и выполнение ее как слабыми, так и сильными учениками. Во-вторых, у всех школьников вырабатываются устойчивые умения и знания, которые зависят от их возможностей и предпочтений. В-третьих, педагогу легко увидеть общую картину усвоения темы в классе. В-четвертых, в процессе сравнения результатов выполненной работы с эталоном учащийся обучается самооценке, самоанализу и исправлению ошибок.

Разноуровневые тесты целесообразно применять в качестве текущего контроля после изучения небольшого по объему учебного материала в блоке. Учащимся предлагается выполнить задание из 10-15 тестов, расположенных по степени возрастания уровня их сложности за определенный отрезок времени. Тестовые формы контроля являются средством стимулирования систематической деятельности учащихся и несут в себе индивидуальный характер контроля учащихся.

Применение игровых технологий на уроке музыке


Для школьников младших классов одним из основных видов деятельности продолжает оставаться игра. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся этой возрастной группы становится доступнее понимание сути какого-то процесса или явления. На уроках музыки игровые приемы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоемкие процессы слушания музыки или ее разучивания не оказались слишком утомительными. Во-первых, игра не утомляет младших школьников; во-вторых, активизирует их эмоции и познавательный интерес, развивает многосторонние художественные способности; в-третьих, помогает моделировать музыкально - образовательный процесс в игровой форме. Например, игра «Угадай инструмент» поможет научиться различать тембровую окраску инструментов. Звучат короткие музыкальные примеры, а дети отгадывают, какой инструмент звучит. Можно разделиться на команды и подсчитывать баллы. Цель игры — развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них и т.д.

Ассоциативные игры на уроках музыки.
Основные задачи ассоциативных игр: 
— развить ассоциативное мышление, творческое воображение детей, умение продуцировать неординарные идеи и образы; 
— развить умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений красок; 
— учить детей распознавать и анализировать звуки окружающего мира.

Урок музыки - это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Система творческих заданий  существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее. Целью применения технологии игровых форм обучения является для меня  развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету искусство.

Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.

Одним из эффективных методов, применяемых на уроке музыки, стал для меня метод  «пластического   интонирования».  Этот метод направлен на освоение способов «активного слушания». Применение на уроках метода пластического интонирования  делает восприятие музыки детьми более глубоким и осознанным. Для большинства  детей более естественным и «удобным»  является восприятие музыки через движение. Наблюдения педагогов подтверждают этот факт – дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту музыку, которая связана с движением. Использование на уроках музыки движений  может существенно активизировать музыкальное восприятие детей. Под пластическим интонированием подразумевается воплощение воспринимаемой музыки, прежде всего движением рук. Она представляет собой «пропеваемую и проговариваемую руками» основную мысль сочинения. «Простым  жестом – взмахом руки, - пишет  Г. Г. Нейгауз, - можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами». Разучивая текст песни с тактированием или равномерными хлопками, дети автоматически начинают понимать тесную связь слова, ритма и музыки, чувствовать сильную долю, «укладывать» произношение слов в нужный метр и темп. Этот прием дает возможность просто и понятно объяснить такие дирижерские жесты, как «внимание», «начало пения», «снять звук», добиваться ритмического ансамбля в детском хоре.

Таким образом, каждый учитель музыки, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение становятся радостнее и увлекательнее.

    Условиями успешности обучения на уроках музыки являются проблематизация учебного материала, познавательная активность учащихся, связь обучения с жизнью, организация обучения, как деятельности. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске. Все можно изменить, и сценарий урока, и музыкальный материал, и метод, но важно одно – путь учителя лежит к сердцу ребенка, и через сердце ребенка к диалогу с ним.  






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка (обобщение опыта работы учителя в период 2007-2011уч.г.)

Обобщение опыта работы учителя в период с 2007 - 2011уч.г....

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Презентация "Обобщение опыта работы учителя"

Представляю презентацию по теме "Обобщение опыта работы учителя", который поможет структуризировать свой опыт работы по теме самообразования....

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Обобщение опыта работы учителя музыки Висич Елены Николаевны

В  статье обобщение опыта  работы данный материал освящает многолетний опыт работы учителя музыки Висич Е. Н. и отражены разнообразные  подходы в преподавании уроков музыки. Применение ...

обобщение опыта работы учителя музыки Елефтериади О.Г.

laquo;Принципы художественной дидактикив системе модернизации развивающего музыкального образования в свете  новых ФГОС»...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...