Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» (5-6 класс)
рабочая программа по музыке (5, 6, 7 класс)

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»

(5-6 класс)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»

(5-6 класс)

Руководитель:

Медведева Ольга Ивановна

Возраст детей: 10 -,11 лет Вид образовательной программы – рабочий Срок реализации – 2 года

I.Пояснительная записка

Музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания. Замечательный педагог современности В.Сухомлинский писал: «Душа ребен-

ка – душа чуткого музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любить, сострадать,

творить добро, открывать прекрасное.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие:

формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостря-

ется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное ум-

ственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

Цель: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важ-

ной и неотъемлемой части всей духовной культуры.

Реализации данной цели способствуют следующие задачи:

  • Формировать духовные качества личности ребенка, расширять музыкальный кругозор;

  • Формировать у детей потребность общения с высокохудожественными образцами песенной музыки;

  • Учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями;

  • Создавать условия для формирования у детей творческой инициативы, коммуникативных качеств.

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке; культуру чувств, поведения; музыкальный вкус;

  • Воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца.

  • Развивать творческие способности детей, вокально-хоровые навыки; музыкальное мышление.

Основные содержательные линии курса:

  1. Индивидуальное и коллективное пение;

  1. Проведение музыкальных игр;

  1. Проведение тематических бесед о музыке и музыкантах;

  1. Слушание музыкальных произведений;

  1. Музыкально – ритмические движения;

6.        Выполнение творческих заданий.

Форма организации:

Деятельность кружка осуществляется на базе МБОУ «Старокутушская ООШ». Занятия проводятся 2 раз в неделю, в кабинете русского языка, актовом зале, библиотеке.

Данная программа рассчитана на 136  часа с учебной нагрузкой 2 часа в неделю.

II. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Музыкальная шка-

тулка» к концу первого года обучения (конец 5-го класса)

Обучающиеся должны иметь представление:

  • О музыкальных жанрах (песня, танец, марш);

  • О понятиях: « композитор», « исполнитель», « слушатель»;

  • Наиболее популярных в России музыкальных инструментах;

  • Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Музыкальная шка-

тулка» к концу второго года обучения (конец 6-го класса)

Обучающиеся должны иметь представление:

  • Об истоках народного творчества, особенностях народного фольклора в Вологодской области;

  • О песенных и танцевальных жанрах;

  • О музыкальных формах;

  • О программной музыке, понимать значение программы в музыкальном произведении;

  • Представлять музыкальный образ, стиль в прослушанных произведениях;

  • Перечислять основные приемы развития музыки.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Восприятия художественных образцов народной, классической и современ-ной музыки;

  • Исполнения знакомых песен;

  • Участия в коллективном пении;

  • Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

III.Содержание курса

Первый год обучения (5 класс)

I полугодие

В мире музыкальных звуков. Вводный. Знакомство с деятельностью кружка, основными направлениями.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Знакомство с легендами,

мифами о музыке и музыкантах. Чтение сказок о музыке и музыкантах, определение глав-ных героев и значение роли музыки.

«7 цветов радуги – 7 нот». Знакомство со звукорядом, нотным станом. Элементы нотной грамоты, работа в прописях.

Путешествие в музыкальный театр. Правила поведения в музыкальном театре. Роль музы-ки в театре и кино. Составить программу любимых песен из мультфильмов по интересам обучающихся.

Жанры вокальной музыки. Знакомство с жанрами: песня, романс, гимн. Знакомство с ис-торией возникновения гимна России, символика нашего государства: флаг, герб.

II полугодие

Этот удивительный ритм. Музыкально ритмические движения. Музыкальные игры. Зна-комство с длительностями. Участие в ритмических упражнениях, играх, музыкальных иг-рах.

Сказочные образы в музыке. Познакомить с музыкальными произведениями на сказоч-ный сюжет.

«Композитор, исполнитель, слушатель». Дать понятия: композитор, исполнитель, слу-шатель.

Музыкальные жанры. Знакомство с основными муз. жанрами (песня, танец, марш).

Музыкальные инструменты. Сказки о музыкальных инструментах, знакомство с темб-рами инструментов.

Творческая мастерская. Творческие задания по пройденному материалу.

Второй год обучения (6 класс)

I полугодие

Окружающий мир и музыка. Введение. Знакомство с деятельностью кружка, основными направлениями. Звуки, которые нас окружают.

Народное творчество. Корень музыкальной культуры. Значение слов: народ, творчество. Отличия народных песен от авторских. Особенности народного творчества в Вологодской области.

Народный календарь. Годовой цикл обрядов. Календарные песни. Праздники по народ-ному календарю.

Песенные жанры. Знакомство с былинами, историческими песнями, лирическими про-тяжными и городскими песнями.

Танцевальные жанры. Народные и бальные танцы, старинные танцы  шествия и евро-пейские танцы.

Музыкальная гостиная. Выступление на концерте, участие в мероприятии.

II полугодие

Музыкальная форма. Знакомство с формами в музыке. Прослушивание музыкальных произведений и разбор по музыкальным формам.

Программная музыка. Что такое программная музыка. Для чего нужна программа. Му-зыкальный портрет, пейзаж. Тема времена года в музыке.

Музыкальный стиль. Особенности творчества композиторов. Понятие стиль.

Музыкальный образ. Понятие образ. Связь образа с замыслом композитора. Музыкаль-ная тема, способы ее изложения.

Приемы развития в музыке. Основные приемы развития в музыке: повтор (точны и не-точный), секвенция, контраст. Понятие о структурной единице (фраза, мотив).

Творческая мастерская. Творческие задания по пройденному материалу.

Учебно-тематическое планирование по программе Первый год обучения (5 класс)

Тема занятия

Дата проведения

Кол-во

По плану

 Фактич.

часов

I полугодие

1

В мире музыкальных звуков.

 

2

2

Мифы, легенды, предания о музыке и музыкантах.

3

3

Сказки о музыке.

4

4

«7 цветов радуги – 7 нот»

3

5

Путешествие в музыкальный театр.

3

6

Песни из любимых мультфильмов.

3

7

Жанры вокальной музыки.

4

8

Символы нашего государства.

2

II полугодие

9

Этот удивительный ритм.

3

10

Музыкально ритмические движения.

3

11

Музыкальные игры.

2

12

Сказочные образы в музыке

3

13

«Композитор, исполнитель, слушатель»

3

14

Музыкальные жанры.

5

15

Музыкальные инструменты (народные)

3

16

Музыкальные инструменты (симфонические)

3

17

Творческая мастерская

3

Итого

68

Учебно-тематическое планирование по программе Второй год обучения (6 класс)

Тема занятия

Дата проведения

Кол-во

По плану

Фактич.

часов

I полугодие

1

Окружающий мир и музыка.

2

2

Народное творчество.

4

3

Народный календарь.

5

4

Песенные жанры.

4

5

Танцевальные жанры.

5

6

Музыкальная гостиная.

2

II полугодие

Музыкальная форма

7

Музыкальная форма.

2

8

Тема. Период.

2

9

Двухчастная форма.

2

10

Трехчастная форма.

2

11

Форма рондо.

2

12

Форма вариации.

2

13

Программная музыка.

3

14

Времена года в музыке.

3

15

Музыкальный стиль.

3

16

Музыкальный образ.

3

17

Приемы развития в музыке.

3

18

Творческая мастерская

3

Итого

68

Информационное обеспечение

  1. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Из-дательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007

  1. Настольная книга, школьного учителя - музыканта. АлиевЮ.Б. – М., «Владос»,

2000.

  1. Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс»,

2002.

  1. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., изд. «Педагогика», 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...

Авторская программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»

Программа может использоваться педагогом  во внеурочной деятельности в начальной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....

рабочая программа внеурочная деятельность "Музыкальная студия"

рабочая программа внеурочная деятельность "Музыкальная студия"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный калейдоскоп"

Программа  внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» для 6  классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта осн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» 5 класс

5 классРабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, н...