Программа "Ансамбль"
рабочая программа по музыке

Болдуреску Юлия Викторовна

Дополнительная предпрофессиональная общеразвивающая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ансамбль в классе флейты41.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного  образования детей Детская школа искусств города Нягани

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

в области музыкального искусства

«Духовые и ударные инструменты»

Учебный предмет

АНСАМБЛЬ В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ

        для учащихся 2  - 5 (6) классов  и 4 – 8 (9)

г. Нягань

2022

Одобрено:                                                                           Утверждаю:

                                                                                             Директор И. А. Бережная

                                                                                             ________________________

«____» __________ 2022  г.  

Разработчик: Болдуреску Юлия Викторовна, преподаватель по классу флейты, МАОУК ДО   «Детская  школа искусств»  г. Нягани. Образование: высшее. Стаж работы: 23 года.

Содержание

П.П.

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

4

2

Учебно-тематический план и содержание предмета

6

3

Требования к уровню подготовки учащихся

10

4

Формы и методы контроля, система оценок

11

5

Творческое развитие учащихся

13

6

Требования к условиям реализации программы.

14

7

Список литературы

15

  1. Пояснительная записка
  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Дополнительная образовательная программа учебного предмета «Ансамбль в классе флейты»  разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

Учебный предмет «Ансамбль  в классе флейты» направлен на приобретение учащимися  знаний, умений, навыков   ансамблевого исполнительства, приобретение опыта творческой деятельности, а также на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся, повышение интереса учащихся к музыкальному образованию.

  1. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль  в классе флейты»:
  • с 4-8 (9) классы - сроком обучения  8 лет
  • со 2-5  (6) классы сроком обучения 5 лет.

Для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Ансамбль  в классе флейты):

Таблица 1

Срок обучения

8 лет

9 лет

5 лет

6 лет

Количество часов на аудиторные занятия

165

198

132

165

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

151

889

561

693

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, групповая (от двух и более обущающихся), рекомендуемая продолжительность урока 40 минут.

  1. Цель:
  • развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе  приобретенных ими знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять ансамблем флейт произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;
  • выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на флейте и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств.

Ззадачи:

  • формирование устойчивого интереса к познанию музыкального искусства;
  • создание наиболее благоприятных условий для обучения детей с различными музыкальными способностями;
  • развитие творческих способностей учащихся через вовлечение их в концертно-исполнительскую деятельность;
  • вовлечение учащихся в процесс художественного образования и определение перспективы дальнейшего обучения.

Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития юных музыкантов. Игра в ансамбле - идеальное средство для установления взаимного творческого контакта между учениками и педагогом. Практика игры в ансамбле обогащает учащихся новыми музыкальными представлениями, способствует формированию профессиональных навыков на более высоком уровне.

Срок освоения программы -2-5 (6) классы, 4-8 (9) классы.

Срок освоения программы для детей, не закончивших выполнение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) образования и планирующих поступление в образовательные учреждения музыкальной направленности, может быть увеличен на один год.

Форма проведения занятий - мелкогрупповые занятия (2-10 человек), уроки проводятся с концертмейстером.

Планируемые результаты: к концу обучения учащиеся должны:

  • развить комплекс способностей (ритм, слух, память, игровые навыки на флейте);
  • овладеть навыками коллективного исполнения;
  • проявлять устойчивый интерес к музыкальному искусству:
  • знать музыкальную терминологию;
  • уметь грамотно исполнять музыкальные произведения при игре в ансамбле;
  • уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • уметь самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения:
  • уметь создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения.

Планируемые результаты с дополнительным годом обучения

(6 класс):

учащиеся должны:

  • знать ансамблевый и репертуар:
  • иметь представления о различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений:
  • уметь исполнять музыкальные произведения в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.

Учебно-тематический план и содержание учебного предмета

Срок обучения 8 (9) лет

Таблица 2

Распределение по годам обучения

Класс

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в нед.)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

1

1

1

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия по годам

33

33

33

33

33

33

Общее количество часов на аудиторные занятия на весь период обучения

165

33

198

Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю

1

1

2

2

2,5

3

Общее количество часов на внеаудиторные  занятия по годам

33

33

64

64

72,6

99

Общее количество часов на внеаудиторные занятия на весь период обучения

266

99

365,6

Максимальное количество часов занятий в неделю

2

2

3

3

3,5

4

Общее максимальное количество часов по годам

66

66

99

99

115,5

132

Срок обучения 5 (6) лет

Таблица 3

Распределение по годам обучения

Класс

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в нед.)

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

1

1

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия по годам

33

33

33

33

33

Общее количество часов на аудиторные занятия на весь период обучения

132

33

165

Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю

1

1,5

2

2,5

3

Общее количество часов на внеаудиторные  занятия по годам

33

49,5

66

82,5

99

Общее количество часов на внеаудиторные занятия на весь период обучения

231

99

330

Максимальное количество часов занятий в неделю

1

1

2

2

2,5

Общее максимальное количество часов по годам

33

33

64

64

82,5

Программа включает в себя поэтапность, последовательность обучения.

  1. этапа обучения:

W

т

  1. Младшая группа ансамбля.
  2. Старшая группа ансамбля.

I этап обучения

Младшая группа ансамбля (2-3, 4-5 классы)

  1. этап включает в себя обучение в младшей группе ансамбля. Занятия проводятся по индивидуальным и групповым планам. Приобретается первичный опыт исполнительской деятельности, а также знания, необходимые для игры в ансамбле (учащимся необходимо добиться в совместной игре единого ритма, штрихов, синхронного дыхания).

Задачи:

  • научиться слушать партнеров по ансамблю;
  • работа над чистотой звучания;
  • работа нал штрихами;
  • отработка ритмических рисунков, работа нал динамикой.

Содержание I этапа обучения

Работа над ансамблевыми навыками игры.

Формирование навыка слушания партнера в ансамбле, работа над грамотным исполнением штрихов, динамических оттенков. Отработка ритмических рисунков, дыхания, работа над единовременностью исполнения начала и конца каждой фразы, предложения.

Групповые репетиции ансамбля.

Умение слышать сильную долю в такте. Работа над каждой партией произведения. Совмещение партий. Умение слушать партнера, играя свою партию. Единовременное начало и конец произведения. Единые приемы игры. Динамика. Знакомство со стилем музыкального произведения, его формой. Практическое применение знаний.

Промежуточная аттестация.

Сдача партий по ансамблю уверенно по нотам.

Примерный репертуарный список

рнп

«На зеленом лугу»

рнп

«Стоит орешина кудрявая»

рнп

«Как у наших у ворот»

Моцарт В.

«Аллегретто»

Моцарт В.

Менуэт из оп. «Дон Жуан»

рнп

«Ах ты, береза»

рнп

«Под горой калина»

Лядов А. «Зайчик»,  В. Моцарт «Вальс»

Й. Гайдн «Песенка», В. Мотов «Веселый танец», А. Буракова «Смеющийся ёжик», И. Шильцева «Пушистые облака», Ф. Куперен «Танец», П. Феррис «Медленный вальс», Линике Сюита.

  1. этап обучения

Старшая группа ансамбля (4-5(6), 6-8 (9) классы)

На II этапе формируется старшая группа ансамбля. Учебная деятельность носит познавательный, творческий характер, что служит формированию эстетической культуры учащихся. По окончании обучения в старшей группе дети приобретают знания, умения, навыки музыкального исполнительства, ансамблевой игры, концертный опыт исполнения.

Задачи:

  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в младшей группе:
  • работа над качеством звука, звуковым балансом ансамбля;
  • работа над формой музыкального произведения:
  • воспитание художественного вкуса, прослушивание и обсуждение музыкальных произведений, посещение концертов.

Содержание II этапа обучения

  • Работа над ансамблевыми навыками игры. Закрепление умений I этапа обучения. Дальнейшее формирование навыков совместной игры (синхронно «взять» и «снять» звук, синхронное дыхание, чистый звук, точность исполнения ритмического рисунка). Научиться понимать функции каждой партии в ансамбле. Работа над выразительностью исполнения. Совершенствование музыкально-исполнительских навыков. Работа над художественной стороной произведения. Работа над стилем, музыкальным образом произведения. Групповые репетиции ансамбля.
  • Закрепление навыков коллективной игры. Изучение новых произведений. Работа над интонацией, качеством звука, динамикой, фразировкой, аппликатурой, звуковым балансом ансамбля. Работа над выразительностью исполнения.

Подготовка к концертным выступлениям.

  • Работа над художественной стороной произведения. Заключительным этапом в работе над произведением должно быть максимальное приближение к замыслам композитора. Выступление перед аудиторией. Формирование развития артистичности, внимания, чувства ответственности учащихся

Промежуточная аттестация

Сдача партий уверенно по нотам.  Участие в концертных выступлениях.

Примерный репертуарный список

Бах И. С.

«Ария»

Вебер К.

Хор охотников из оп. «Вольный стрелок»

Д. Перголези

«Танец»

В. Медведовский

«Последний лист», «Вместо диксиленда»

В. Попп

«Вальс», «Безделушка»

Ф. Мендельсон

«Песня гондольера»

В. А. Моцарт

«Менуэт»

Ж. Демерссман

«Галоп», «Виланелла»

А. Глазунов

Гавот из балета «Барышня-крестьянка»

В. Сапаров

«Утро»

И. Шильцева

«Звездный вальс»

¥

Л. Боккерини

«Менуэт»

Требования к уровню подготовки обучающихся

  • наличие у учеников интереса к музыкальному искусству;
  • знание художественно-исполнительских возможностей флейты:
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности инструмента флейты для достижения наиболее удобной интерпретации авторского текста;
  • знание флейтового репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • наличие музыкальной памяти, развитие мелодического, ладогармонического. тембрового слуха;
  • натпчие навыков репетиционно-концертной работы в составе ансамбля:
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • активизация творческих возможностей учащихся.

Формы и методы контроля, система оценок

Успеваемость учащихся в ансамбле учитывается на разных выступлениях: контрольных уроках, а также на открытых концертах и конкурсах.

Оценка уровня усвоения дисциплины отражается в индивидуальных планах, где фиксируется профессиональный рост ученика за весь период обучения. Грамоты, дипломы конкурсов, сведения по концертной деятельности и др. также перечисляются в индивидуальных планах.

Формы: поурочная оценка, контрольные уроки, прослушивания, концертные выступления, промежуточная аттестация.

Методы:

1.Обсуждение выступления.

  1. Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает 10 бальную шкалу:

«5»; «5-»; «4+»; «4-»; «4-«; «3+»; «3»; «3-»; «2»; «1».

Оценка «5» («отлично»):

  • артистичное поведение на сцене:
  • увлечённость исполнением:
  • художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
  • слуховой контроль собственного исполнения:
  • корректировка игры при необходимой ситуации;
  • свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
  • убедительное понимание формы:
  • выразительность интонирования:
  • единство темпа;
  • ясность ритмической пульсации;
  • яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

  • незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
  • грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности:
  • недостаточный слуховой контроль собственного исполнения:
  • стабильность воспроизведения нотного текста;
  • попытка передачи динамического разнообразия;
  • единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

  • неустойчивое психологическое состояние на сцене:
  • формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
  • слабый слуховой контроль собственного исполнения;
  • ограниченное понимание динамических, технологических задач;
  • темпо-ритмическая неорганизованность;
  • слабое реагирование на изменения фактуры, штрихов;
  • однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

  • частые «срывы» и остановки при исполнении;
  • отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
  • ошибки в воспроизведении нотного текста;
  • низкое качество звука;
  • отсутствие выразительного интонирования;
  • метроритмическая неустойчивость.

Творческое развитие учащихся

Творческое развитие учащихся предполагает:

  • Воспитание музыкально грамотного исполнителя;
  • приобретение навыков коллективного творчества:
  • организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, концертов, творческих вечеров, и др.):
  • организация посещения учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных залов. театров, музеев и др.);
  • создание творческих коллективов:
  • организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими школами, а также с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования

Требования к условиям реализации программы

Минимальное материально-техническое обеспечение

Реализация программы требует наличия учебного кабинета (класса для коллективных занятий) и зал для концертных выступлений.

Оборудование учебного кабинета: личные музыкальные инструменты - флейты, фортепиано, пульты для нот, нотная литература.

Технические средства: метроном, наличие аудио видеозаписей, магнитофон.

Методическое обеспечение учебного процесса: художественный материал по программе. Использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей.

Дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернета. Сайты издательств.

Список литературы

  1. Альбом юного флейтиста. Вытек 1. Сост. А. Коган. «Музчина Украина» 1988 г.
  2. Альбом юного флейтиста. Выпуск 2. Сост. и ред. Я. Э. Мориц. М. 1987 г.
  3. Аракелова А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.        Монография (части I, 2). Москва 2012.
  4. Легкие пьесы для двух флейт. Ред. Ю. Должиков. М. 1988 г.
  5. Н. Оленчик. Хрестоматия для флейты. «Современная музыка» 2002 г.
  6. Переложения лучших образцов классической музыки и оригинальные пьесы для флейты. Хрестоматия 1-5 классы. Ред. А. В. Корнеев. М. 2004 г.
  7. Сборники ансамблей для скрипки.
  8. Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Духовые и ударные инструменты» Москва 2012г.
  9. Хрестоматия для флейты. Переложения Ю. Должикова М. 1990 г.
  10. Хрестоматия        педагогического репертуара для флейты 3-5 классы. Выпуск 2