Технологическая карта.
план-конспект урока по музыке

КОРОЛЕВА ЯНА АЛЕКСАНДРОВНА.

Технологическая карта урока по теме "Ты откуда русская, зародилась музыка?. Сценарный план, предназначенный для проведения урока по музыке в 4 классе в рамках темы "Оркестр русских народных инструментов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._tehnologicheskaya_karta_4_kl.docx43.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Магистральнинская средняя общеобразовательная школа №2»

Разработка урока по теме «Ты откуда русская, зародилась музыка?»

Технологическая карта урока.

  1. ФИО: Королева Яна Александровна
  2. Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Магистральнинская СОШ №2"
  3. Должность: учитель
  4. Предмет: музыка
  5. Класс: 4

     6.  Тема и номер урока в теме: Урок № 28 "Ты откуда русская, зародилась музыка" в теме «Гори, гори ясно, чтобы  не погасло».

7. Базовый учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. «Просвещение» 2014; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.  «Уроки музыки» 1-4 класс «Просвещение»; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Рабочие программы «Музыка» Москва, «Просвещение» 2015.

      8. Цель урока: закрепление и расширение знаний обучающихся о русских народных инструментах; формирование  интереса общения с музыкой,   исполняемых  на русских народных инструментах.    

Задачи:

образовательные:  продолжить знакомство с инструментами  русского народа; развивать способности выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

развивающие:  содействовать развитию у школьников логического мышления, музыкальной речи;  способствовать развитию познавательного интереса; развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

воспитательные:  содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;  активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся; воспитание любви к своей Родине и уважения к истории и традициям своего народа.

  9. Тип урока: урок общеметодологической направленности.

 10.  Планируемые результаты:

 Личностные  УУД: воспитание интереса и эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа, расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины.

Регулятивные УУД: умение ставить задачи при восприятии и исполнении музыкальных произведений народной музыки; понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей; совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой работе.

Познавательные УУД: поиск и использование в практической деятельности информации о народной музыке, музыкальных инструментах; владение навыками осознанного и выразительного высказывания в процессе размышлений о музыке и словарем музыкальных терминов.

Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки с использованием музыкальных терминов и понятий.

      11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

     

 12. Ресурсы: 

  • мультимедийное оборудование;
  • презентация "Ты откуда русская, зародилась музыка?”;
  • карточки с изображением инструментов оркестра русских народных инструментов;
  • музыкальные словари.

13. Технологии: технология педагогики сотрудничества.

14. Используемые интернет-ресурсы:

http://www.rusfolketno.com/russkij-narodny-instrumenti -изображения инструментов русского народного оркестра;

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат

Коррекция

Этап мотивации.

5-7 мин.

Вход в класс под русскую народную песню «Светит месяц» Учащимся предлагается сесть по группам при помощи выбора нот разного цвета (3  группы).

Музыкальное приветствие.

Прозвенел уже звонок

Он зовет нас на урок!

Много нового узнать

В путешествие опять!

У.: Сегодня, ребята я приглашаю вас вместе со мной и нашими гостями в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

Получив целевую установку, ребята слушают учителя, приветствуют и  отвечают на вопросы  учителя.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Личностные: понимание значения и функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.

Коммуникативные: уметь совместно соблюдать правила поведения и общения на уроке , в группе и следовать им.

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Этап целеполагания.

5-7  мин.

У.: А чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать загадку.

Бубен есть. Трещотка, дудка,

Балалайка, гусли, домра,

Есть  баян и вот гармошка,

Даже расписные ложки,

Все играют звонко, дружно,

Слушать их не надоест,

Отгадать, ребята, нужно

Что же это   …    наш ОРКЕСТР?

У.: ребята, как вы думаете, о каком оркестре пойдет сегодня речь на нашем уроке? что такое оркестр? Какие виды оркестра вы знаете?

Ответы детей ( об оркестре и русских народных инструментах, входящих в его состав, их звучании)

- называют тему урока;

- указывают цель урока.

Личностные: привлечение жизненно-музыкального опыта;

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Определение цели урока; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

При наличии времени у. задает вопросы уч-ся о том, что такое оркестр, какие виды оркестра существуют?

Этап  планирования.

15-20 мин.

Чтобы достичь своей цели, что необходимо сделать? (ответы учащихся).

У.: верно ребята, сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны звучания народных инструментов, и узнаем когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов.  Итак, тема нашего урока, «Ты откуда русская, зародилась музыка?» (слайд 1  с названием темы).

У.: С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Как они появились? Откройте учебник на странице 62 и найдите ответ.

У.: к сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты, но первыми исполнителями на народных инструментах были странствующие, бродячие актеры, потешавшими народ пением и  плясками были……??? (слайд 2 ответ детей - скоморохи). И только в конце 19 века возник первый Оркестр русских народных инструментов под руководством балалаечника Василия Васильевича Андреева, который после успешных концертов в России и за рубежом получил название «Великорусского оркестра». Важно запомнить, что благодаря В.В. Андрееву народные инструменты сохранились и приобрели популярность. (слайд 3-4).

У. - Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

. У. - я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра, и мы услышим, как они звучат.

 Слушайте внимательно загадки

 и дружно называйте отгадки!  (загадки, слайды 5,6,7,8 с инструментами и их звучанием).

    У. - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты вот для вас детвора музыкальная игра.

Звучит плясовая «Барыня». У. предлагает назвать жанр музыки (плясовая), какие инструменты солирующие? (балалайка и гармонь). (слайд 9)

У.: Молодцы, определили ведущие инструменты, именно они являются музыкальными символами России, ведь недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь. Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить: сильной или слабой, доброй или злой, красивой или нет. И отвечая на вопрос, который мы поставили в начале урока, сейчас каждый из вас может объясниться в любви к России  через выразительное исполнение песни.

Слайд 11. Исполнение песни Росиночка-Россия.

У. - Все инструменты русского народного оркестра, как и симфонического можно разделить на четыре группы.

У. - Струнные инструменты.  Почему они так называются?

У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?

 

У. -  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

У. - В русском народном оркестре также клавишно-духовые инструменты.

Слайд 12.

Постановка проблемной ситуации через игру «третий лишний» (по какой характеристике, какому признаку определили «лишний» инструмент?)

Учащиеся составляют план действий по достижению поставленной ими цели; слушают учителя, анализируют информацию и отвечают на вопросы.

Использование сайта интернета: https://www.youtube.com/watch?v=FOaEGl_2Jeg -пляска скоморохов Н. А. Римский-Корсаков опера "Снегурочка" (просмотр видеофрагмента)

Использование сайта интернета (просмотр видеозаписи):

http://slavyanskaya-kultura.ru/biografii/andreev-vasilii-vasilevich.html-   биография В.В. Андреева;  видеозапись  Оркестр русских народных инструментов им.В.Андреева. Вальс «Бабочка». Композитор В.В.Андреев

Обучающиеся отгадывают загадки о народных инструментах.

Д. – плясовая; балалайка и гармонь?

Слайд10.(чтение стихотворения).

Физкультминутка.

Исполнение песни  «Росиночка –Россия».

Д.- Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

Д. – Это ударные инструменты.

Гармонь, баян.

Д.- по способу извлечения звука.

Регулятивные:  планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные: расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи, планировать пути достижения цели.

Смысловое чтение текста.

Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении.

Этап самоконтроля, взаимоконтроля.

5-7 мин.

Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний. Работа в группах с дифференцированными заданиями.

Оборудование: набор изображений  русских народных  инструментов; энциклопедии.

Слайд 13-14. Самопроверка по эталону (на экране расположение групп инструментов русского народного оркестра;).

 Слайд 15.В качестве ДЗ учащимся предлагается составить кроссворд с использованием названий оркестра русских народных инструментов.

Учащиеся выбирают вариант для своей работы: коллаж музыкальных инструментов, работа с энциклопедиями (найти информацию о русских народных инструментах); выступление (защита) своего коллажа и его оформление на доске.

Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Познавательные: поиск и использование в практической деятельности информации о музыке;

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе решения задач.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Этап рефлексии.

5 мин.

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Рефлексия. Яблоко и червячки. Что узнали интересного, познавательного?

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия (от каждой группы по одному представителю). 

Использование сайта интернета:

http://http://www.andreyev-orchestra.ru/ -видеозапись оркестра В.В. Андреева (создание эмоционального фона)

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: проявление способности к саморегуляции;  адекватно оценивают свою работу.

Умение анализировать свою собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...