Опыт работы: «ДАРЮ, ДЕЛАЮ – ПРАЗДНИК»
опыты и эксперименты по музыке

Капитонова Галина Николаевна

Детство - это самая замечательная пора в жизни ребенка, и сделать ее такой помогают разнообразные праздничные мероприятия - утренники, развлечения. Тусклым и не выразительным станет детство, если вдруг из него исчезнут праздники. Именно поэтому, как воздух необходимы детям праздники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл daryu_delayu.docx27.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы: «ДАРЮ, ДЕЛАЮ – ПРАЗДНИК»

Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги, ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека.

Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам.

Мы – взрослые, а это педагоги, родители, должны создавать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видах детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной.

Детство – самая замечательная пора в жизни человека, и сделать ее такой помогают разнообразные праздничные мероприятия – утренники, развлечения. Тусклым и не выразительным станет детство, если из него вдруг исчезнут праздники. Именно поэтому, почти как воздух необходимы детям праздники. Для ребенка праздник – это целое событие.

Умело, продуманно и тщательно их организовать, наполнить необходимым для развития ребенка содержанием, задача умного, любящего детей и свою работу педагога.

А что бы праздник состоялся, был интересным и запоминающимся, надо к нему подготовиться. И эта подготовка начинается на музыкальном занятии, которое в свою очередь должно быть организовано и проведено в занимательной форме, даже можно сказать – познавательно – развлекательной.

Такая форма общения педагога и ребенка, вызывает радостные эмоции, а интересно и увлекательно рассказанный, преподнесенный программный материал с небольшим объемом, понятным, легким для запоминания содержанием, знакомит ребенка с окружающим миром, явлениями природы, приобщает к семейным традициям, традициям и обычаям своего народа, страны. Развивает его речь, воображение, творческие способности, эстетический вкус, музыкальную культуру.

Главное проведения праздников и развлечений, непосредственное и активное участие детей. Они должны быть не только зрителями, а активными участниками: рассказывать стихи, петь песни, танцевать, играть на музыкальных инструментах, принимать участие в драматизации сказок, небольших рассказов. В этом случаи дети не только весело проводят время, но и развивают и удовлетворяют свой творческий потенциал.

Немаловажную роль в сценарии праздников, следует уделять родителям. Особенно их участие в играх, танцах, конкурсах, соревнованиях, это оказывает помощь и психологическую поддержку для ребенка.

Так из чего же все-таки должен состоять праздник?

Конечно же, это – интересный сценарий. А еще, чтобы праздник был веселым и запоминающимся, не обойтись без песен, танцев, игр, сюрпризов.

        Неотъемлемой составной частью любого праздника или развлечения, какому бы событию они были бы не посвящены, является – Танец.

        Танец, был и всегда остается любимым занятием детей. Танец и развлекает, и развивает. Плавные, спокойные, быстрые, ритмичные движения, под мелодичную, веселую, задорную, красивую музыку, доставляет детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира.  У детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве, формируются навыки коммуникативного общения.

        В своей работе я использую, практикую – Массовый танец. Моя задача – научить детей легко и непринуждённо двигаться.

        Вы можете спросить: «А почему массовый? А как же индивидуальные танцы?»

        На что я вам отвечу. Я не отказываюсь от индивидуальных танцев, и если он действительно будет нужен по сюжету сценария, если он поможет раскрыть образ персонажа, героя, я обязательно его включу в сценарий праздника.  

        Когда я начинала работать, индивидуальные танцы были обязательными, без них не обходился ни один праздник.  Особенно это относилось к Первомайскому утреннику, в сценарии которого обязательно присутствовала тема многонационального советского государства.

        И давайте вспомним, кто принимал участие, вернее кого мы музыкальные руководители, выбирали для участия в них. Детей наиболее способных в данной области музыкальной деятельности. Остальные, а это большая часть детей, оставалась, не задействована, они были зрителями. А если же брали и «менее» способных, то это были скорее не танцы, а набор движений под музыку, и эти дети себя чувствовали скованно и неуютно.

        Вот поэтому, предпочтение в своей педагогической практике я отдаю – Массовому танцу.

        Массовый танец доступен, отличается простыми «понятными, доступными» для исполнения, повторяющимися движениями, ярким музыкальным сопровождением, что имеет не маловажное значение. Поэтому все без исключения дети, какими бы они не владели «танцевальными» способностями, навыками, с удовольствием, стеснения, зажатости включаются в разучивание танца. И со временем освоив основные музыкально ритмические движения, буквально с первого этапа разучивания, усваивают и с легкостью повторяют новые незнакомые ранее движения.

        А если танец сюжетный, поставлен на песню, содержание которой интересно и близко детям, да еще и реквизитом, атрибутами.  Или они исполняют танец специально по просьбе или для какого-то персонажа, то они его танцуют с удвоенным старанием и удовольствием.

        Так, например, на осеннем празднике дети второй младшей группы, превращались в листочки – самолетики, которые им в подарок принесла их гостья – Осень, или становились – Ежиком, который не умел танцевать, а только пыхтеть.

          С каким удовольствием дети средней группы, исполняют танец «Тучка виновата» муз. Д. Тухманова. Это сюжетный танец, в котором Злая Тучка, всем, а это – мыши, пес, птицы, принесла много неприятностей, своим проливным дождем.

        На новогоднем утреннике, все без исключения и девочки и мальчики, и не у одного мальчика не возникло «протеста», почему он должен танцевать танец который обычно танцуют девочки. становились - Снежными хлопьями. И своим танцем совершали волшебство, превращали Снегурочку из большой в маленькую.

        Детям старшей и подготовительной групп, на новогоднем утреннике, танцем «Кремена», надо было развеселить, капризную царевну Несмеяну. За что царь, отдаст им волшебную дудочку, с помощью которой появляются подарки. С каким старанием его танцевали, и переживали, когда кто-то ошибался, и что-то делал не так.

        И такие танцы есть на каждом празднике, будь то – 8 Марта или День защитника Отечества.

        Пение. Дети поют все, поют с удовольствием, с упоением, если им очень нравиться песня, но в силу своего возраста, не совсем осознают, понимают, что кто-то поет, интонируя мелодию – чисто, а кто-то поет «мимо» нот. В этом разделе музыкального воспитания, моя задача – научить детей петь естественным голосом, чисто интонировать мелодию, правильно и четно произносить гласные и согласные, работать над дикцией. И этим мы занимаемся, готовясь к праздникам. Говорим о характере и содержании песни, учимся различать вступление, куплет, припев, проигрыш.

        Сначала, я не придавала значения, песня программная, значит, ее надо выучить и петь. Но как бы я не старалась, были случаи песня не «шла», дети исполняли ее без удовольствия.

         Что же я стала делать?

        Как я писала выше, дети должны быть активными участниками в подготовке праздника. Поэтому я стала практиковать, начиная со средней группы, метод – Выбор песни. 

        Перед тем как приступить к разучиванию песни, проходит первый этап – слушание, знакомство с песней. Вот на этом этапе, я и предлагаю прослушать детям несколько вариантов песен, естественно не всю, а куплет и припев. И сразу становиться видно, буквально по звучанию первых аккордов, что эта песня им уже понравилась, или нет.

        Приведу лишь один пример из практики. Вот что «произошло», когда мы приступили к подготовке осеннего развлечения, в старшей и подготовительной группах.

        Первую песню, которую, я предложила послушать, в обеих группах, была песня «Осень милая шурши» музыка М. Еремеевой, это мелодичная, но не грустная по характеру песня, задумывалась мною исполнять ее в хороводе.

        Затем прослушали песни еще две песни - «Ах, какая осень», «Осень, осень – раз, два, три» музыка З. Роот. Песня «Ах, какая осень», созвучна песни «Осень милая шурши», самой веселой, «игривой» по характеру из трех песен была «Осень, осень – раз, два, три».

        Каков же был результат, этого прослушивания. Подготовительная группа, можно сказать единогласно сказали: «Она нам не понравилась». Спросив у детей чем же, получила ответ: «Какая-то она не веселая».

        Детям старшей группы песня наоборот – понравилась. Они ее с удовольствием прослушали, разучили и исполнили на празднике.

        Почему так происходит?  Возможно возрастные особенности, психофизическое состояние, настроение детей.

        Из этого случая, я сделала вывод, что следует, прислушиваться, учитывать, выбор детей, желание детей, что это помогает мне в моей работе для достижения положительных результатов.

        Еще одной составляющей частью праздника является – Игра.

Подвижные, с музыкальным сопровождением и без него, сюжетные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. Содержание игр обогащает представления, активизирует наблюдательность, мышление, развивает память, сообразительность и воображение.

        Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнения определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий.

         Удивительный и не предсказуемый народ -  дети. Иногда ищешь, какую ни будь игру, находишь, тебе она кажется такой интересной, знакомишь, разучиваешь, играем. А они, поиграв в нее говорят: «А давайте играть в «Кот и мыши»,  в «Кот и мыши» мы играли почти год назад. Или вот другой пример. Подготовительная группа пришли зрителями, на развлечение «Прощанье с Елкой» во 2 – й младшей группе. В конце развлечения,  я малышам предложила прокатиться на Дед Морозовском паровозике. Игра с музыкальным сопровождением, на внимание, быстроту реакции, умение слушать и выполнять задание, которое не говориться, а поется.  Диктор сообщает названия остановок, и дети выполняют задание, например, «Остановка Попрыгайкина» - они прыгают, «Остановка Танцевалкина» - выполняют танцевальные движения по показу, в общем – восемь остановок. Так что бы вы думали, подготовительная группа была в восторге от этой игры и попросили тоже в нее  поиграть с малышами.

        А в первой младшей группе мы играем в игру «Зайцы и Медведь», в игру которую играют уже не одно поколение. Я изменила содержание и правила игры. После того как перестает звучать музыка и медведь просыпается ловить зайчат, дети не бегут садиться на стулья, стоящие вдоль стены, а прячутся за стульчики – кустики, которые хаотично расставлены по всему ковру, развернутые спинкой стула к медведю. Им надо присесть за стульчиком так, чтобы не было видно головы, да еще и не шевелиться, объясняешь почему, «Медведь увидит, что кустик шевелиться и найдет вас». Надо видеть, как они стараются, прячутся, от игрушечного медведя.

        И можно приводить еще множество примеров….

А какой праздник обходиться без сюрпризов, превращений. фокусов. И мы в силу своих возможностей, технического оснащения и материального обеспечения пытаемся что-то придумывать и делать. И дети становятся непосредственными участниками сюжета, имеют свою пусть небольшую роль. Оказавшись в центре развития сюжета дети радуются, сопереживают, помогают героям и вместе с ними преодолевают трудности, «борются» со злом.

        Расскажу о вот каком опыте работы. Я проводила познавательно – развлекательное занятие(развлечение) «В мире фокусов и экспериментов», на протяжении которого, я им «показывала» фокусы, мы с детьми проводили исследования, и они можно сказать тоже превращались в фокусников.

         Мы выясняли, почему в соленой воде не тонет яйцо. С помощью Активированного угля, обесцвечивали подкрашенную воду. Они узнали, как можно прочитать, увидеть на белой бумаге, написанное или нарисованное молоком.

        Показывала, уверена всем взрослым известный фокус с «протыканием» воздушного шарика. Выясняли может ли лист бумаги (формата А – 4) удержать стакан. Для этого нужны три не очень тяжелых стакана и лист бумаги. Проводящий фокус - розыгрыш говорит, что может сделать так, что тонкий лист бумаги удержит стакан. Предлагает проделать это кому-то из зрителей. Для этого ставятся два стакана друг от друга на небольшом расстоянии и накрываются листом бумаги, а третий «смельчак» должен поставить на лист бумаги. Естественно ничего не получается, лист не удерживает на себе стакан. Что же делает «фокусник»? он складывает лист «гармошкой» и стакан стоит.

        Так из чего же все-таки состоит праздник? Из фантазии, мастерства, вдохновения, огромного желания и с любовью к тем, для кто его делают, а иначе просто нельзя, если взялся за это дело, потому что – «Праздники детства греют нас своим светом и радостью всю жизнь». Разве я не права?

В конце каждой работы, в которой делишься своим опытом, принято подводить итоги, анализировать свою деятельность.

Я же хочу ее завершить словами, известного русского литературного критика В. Г. Белинского, он писал: «Есть люди, которые любят детское общество и умеют его занять рассказом и разговором и даже игрою, приняв в ней участие; дети со своей стороны встречают этих людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с безграничной доверительностью, как на своих друзей.  Про всякого из таких у нас на Руси говорят: «Это – детский праздник».

Не подумайте, что это я не о себе, такого высокого мнения. Эти слова я процитировала,  потому, что, не смотря на многолетний стаж работы с детьми – в дошкольном образовании, в культуре, в социальной сфере. Мне по-прежнему надо учиться и стремиться к тому, чтобы стать – Детским праздником.

ОПЫТ РАБОТЫ

«ДАРЮ – ДЕЛАЮ ПРАЗДНИК»

Капитонова Галина Николаевна

Музыкальный руководитель.

г. Саки

2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дарите детям праздник! Троица!

Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные учебные действия, важные для любых сфер деятельности.Личностные УУД: ...

Коллективно-творческое дело «Праздник дружбы народов» (9 класс)

Коллективно-творческое дело «Праздник дружбы народов» (9 класс)...

Сценарий весеннего праздника в старшей логопедической группе "Вот опять наступила весна, снова праздник она принесла..."

Продолжать знакомить детей с праздником всех женщин в соединении с народными традициями встречи весны, на материале праздника соединять современные празднования с русским фольклором....

Сценарий коллективного творческого дела праздник "Новогодние посиделки"

Сценарий проведения праздника, загадки и пословицы о зиме, фотографии....

"Жизнь дана на добрые дела". Опыт работы ЦДЮТТ "Охта" по духовно-нравственному воспитанию

В статье дано описание опыта работы ЦДЮТТ "Охта" с детьми,  родителями и социальными партнерами в рамках программы педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса "Жизнь дана на доб...

«О, ласковая, добрая! О, мама, Я все цветы земли тебе дарю» сценарий праздника, приуроченного ко Дню матери

Сценарий праздника предназначен для проведения торжественных мероприятий, посвящённых Дню матери. Может быть использован для обучающихся начальной и средней школы....