Технологическая карта урока музыки в 5-м классе. Тема урока "Балет"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Чернышева Светлана Михайловна

Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока  «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» урок № 14, II четверть (ФГОС ООО)

УМК  Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края

МБОУ СОШ № 3 г.Заринска

Технологическая карта урока музыки

Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

 

5 класс, урок № 14, II четверть (ФГОС ООО)

УМК  Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева

Подготовила:

Чернышева Светлана Михайловна

учитель музыки

Заринск 2021

Технологическая карта урока музыки

 

УМК Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, 5 класс, урок № 14, II четверть

учитель Чернышева Светлана Михайловнаа МБОУ СОШ № 3  г. Заринск

Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Художественно - Педагогическая Идея (ХПИ): Доброта

Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся: представлений о создателях  балета, основных особенностях балетного искусства, взаимосвязи музыки и литературы через групповую деятельность.

Задачи: Помочь детям ощутить доброту по отношению друг к другу через  музыкальный и видео материал: (фрагменты - «Сцена битвы Щелкунчика с мышиным королем» из балета «Щелкунчик» П.И Чайковского) и совместное вокальное исполнение песни «Доброта» » слова и музыка Татьяны Мухаметшиной.

Виды деятельности:  - работа в группах над: поиском информации - о тех кто участвует в создании балетного спектакля, - об особенностях балетного искусства; формированием ответов на заданные учителем вопросы;

                                      - слушание музыкального фрагмента - «Сцена битвы Щелкунчика с мышиным королем»,

                                         из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского;

                                      - просмотр видеофрагмента «Битва с мышами» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

                                        в исполнении артистов балета Мариинского театра;

                                      - вокальное исполнение песни «Доброта» автора Т.Мухаметшиной.

Методы: наглядно-слуховой, зрительный, эмоционального воздействия.

Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников ( взаимодействие музыки с искусством живописи, литературы, театром, кино и д.р. )

Оборудование урока: Компьютер, телевизор, Учебник «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина

5класс, 7 класс.

Учебный материал:

Музыкальный материал: фрагмент  -  «Сцена битвы Щелкунчика с мышиным королем» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; песня «Доброта» » сл. и муз. Т. Мухаметшиной.

Видео материал: фрагмент «Битва с мышами» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского в исполнении артистов балета Мариинского театра.

Презентация к уроку.

Ожидаемый результат: Раскрытие в себе доброты по отношению к другим .

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД: воспитание духовно-нравственных качеств; развитие ассоциативно-образного мышления.

Коммуникативные УУД: участвовать  в  совместной деятельности  при поиске необходимой информации.

Регулятивные УУД: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.  

Познавательные УУД: обнаруживать единство темы в различных видах искусства (музыка, литература).

Этапы урока.

Цели

Художественно - педагогическая деятельность учителя

Художественно - эстетическая деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результат

1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Цель - Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.

Вход в класс под песню «Дорога добра».

Задания: 

Выбрать роль (группу);

Петь музыкальное приветствие «Добрый день» с рукопожатием или объятиями  других детей своей группы.

Входят в класс

Рассаживаются по выбранным ролям (группам).

Поют музыкальное приветствие, устанавливая телесный контакт с ребятами своей группы.

-коммуникативные УУД:

Уметь совместно соблюдать правила поведения и общения на уроке, в группе и следовать им.

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к обучению и самопознанию.

2. МОТИВАЦИОН

НЫЙ ЭТАП

Цель - Вызвать интерес учащихся к уроку; повысить мотивацию собственных знаний.

Слайд № 2 

  - «Театр уж полон, ложи блещут»

  - Занавес открывается.

Задание: Представьте того, кто сейчас появиться на сцене.

 - «Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истома, она,

Одной ногой касаясь, пола,

Другою медленно кружит

И вдруг прыжок, и вдруг летит…»

(А.С.Пушкин)

Вопрос: Кого вы  представили?

Слайд № 3

Слушая стихи  представляют того кто появляется на сцене.

Отвечают на вопрос  учителя.

- коммуникативные УУД:

Умение совместно соблюдать правила поведения и общения на уроке , в группе и следовать им.

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к обучению и самопознанию.

3.

ЦЕЛЕПОЛАГА

НИЕ

Цель - Вывести учащихся на тему и цель урока, и обозначить их в словесной формулировке;

подготовить учащихся к работе в группах.

Вопросы: Вспомните чему был посвящен прошлый урок?

А можете назвать тему нашей сегодняшней  беседы?

 Слайд № 4 Тема урока - «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.»

-Путешествие будет проходить в форме своеобразной игры - деловое общение.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, люди каких профессий нужны для создания балета?

- Класс разделен на 4 группы 

Слайд № 5 

- Либреттист. Композитор.

 - Дирижер. Артисты симфонического оркестра

- Балетмейстер. Артисты балета

 - Художники

Каждый из вас выбирал свою роль.

 

Вопросы: Скажите, всё ли знаете о тех, чью роль вы выбрали?

А каким образом можно узнать о создателях балета? Чем вы будете заниматься на уроке?

- Сегодня более подробно узнаете о тех, кто участвует в создании балетного спектакля.

- Каждая группа познакомит нас  со своими создателями балета. 

-Хранитель времени укажет на окончание вашей работы по истечению 10 минут.

(выбор хранителя времени)

Отвечают на вопрос учителя.

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопрос учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Формулируют цель урока.

-регулятивные УУД:

  • Умение определить цели учебной деятельности.
  • Умение планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Определение темы и цели урока.

Осознание учащимися как и для чего им необходимо получить знания по данной теме.

4.

РАЗВИТИЕ УУД

Цель - формирование потребности поиска ответов на заданные  и возникающие вопросы;

сделать вывод о том, какие знания, каждый из детей уже имеет.

 - Приступаем к работе.

  (учитель во время выполнения заданий помогает каждой группе соорентироваться в правильности выполнения задания).

(хранитель времени объявляет об окончании совместной работы)

- Договариваемся со всеми группами -  внимательно слушать рассказ выступающих.

Если есть необходимость, поправляем или дополняем.

Вопрос: С кого начинается работа над балетом? (с либреттиста)

Слайд № 6 Вопросы для группы

 «Либреттист. Композитор»:

«Либреттист»

1.Кого называют либреттистом  и чем он занимается?

2.Слово либретто?

3.Понятие либретто?

(сл. Либре́тто (итал.) libretto «маленькая книжечка» - литературная основа оперы, балета, оперетты, мюзикла; понятие либретто - краткое литературное  изложение сюжета оперы, балета и других жанров музыкального театра)

Вопрос учителя: У других групп есть замечания или дополнения?

- Аплодисменты!

Вопрос учителя: После того как либреттистом написано либретто, к  кому он обращается?

(к композитору)

Слайд № 7 «Композитор»

1. Чем занимается композитор? (композитор - пишет музыку к балету на основе либретто).

2. Как, через что, композитор характеризует главных героев, действия и сюжет.

(через музыкальные темы)

3. Какие средства музыкальной выразительности приобретают в балетной музыке особое значение: мелодия, ритм, тембры инструментов, темп, динамика.

 (ритм)

Вопрос учителя: У других групп есть замечания или дополнения?

- Аплодисменты!

Вопрос учителя: После того как композитором написана музыка на либретто, кому он доверяет ее воплощение?

(дирижеру , артистам симфонического оркестра)

Слайд № 8 Вопросы для группы «Дирижер. Артисты симфонического оркестра» :

1. Место дирижера и симфонического оркестра в театре?

Слайд № 9      (в оркестровой  яме, находящейся перед сценой)

2. Перечислите состав оркестра? (струнные; духовые ; ударные)

3. Главное в работе дирижера? (умение воплотить замысел композитора)

4. Что такое партитура?

(особая нотная запись музыки оперы или балета, в которой для каждого инструмента отведен отдельный нотоносец) Слайд № 10

Вопрос учителя: У других групп есть замечания или дополнения?

- Аплодисменты!

Вопрос учителя: После того как либреттистом написано либретто, композитором написана музыка на либретто, дирижером проведены репетиции с симфоническим оркестром, кто  далее работает над воплощением замысла балета?

Слайд № 11 Вопросы для группы «Балетмейстер. Артисты балета»:

1. Что   означает слово «БАЛЕТ»  на латинском языке?

2. Кем является  балетмейстер в балетном спектакле?

Чем он занимается?

Слайд № 12 (сл. БАЛЕТ- танцую; Балетмейстер - режиссер постановщик танцев;  балетмейстер язык слова переводит на язык танца)

3. Как называют танцоров исполняющих главные роли и массовые сцены?

Слайд № 13 (танцоры-солисты, кордебалет- массовые танцы)

 

4. С помощью чего происходит выражение чувств, эмоций в балете и как называется выразительные движения, мимика и жесты?

(с помощью мимики, жестов, пластики тела; пантомима)

Вопрос учителя: У других групп есть замечания или дополнения?

- Аплодисменты!

- Слово последней группе создающей в целом атмосферу спектакля.

Слайд № 14 Вопросы для группы «Художники»:

1. На каких специалистов  делятся художники?

Слайд №  15 (худ. по костюмам,  худ. - декораторы)

2. Как помогают художники нам зрителям-слушателям и танцорам  настроиться на необходимый по сюжету эмоциональный отклик? Через что?

 (костюм  и грим помогает предать образ героя; декорации – создают образ, эпоху спектакля)

3. Название специальной балетной обуви ? 

Слайд №  16 (пуанты)

Вопрос учителя: У других групп есть замечания или дополнения?

-Аплодисменты!

- Чтоб состоялась в театре премьера:
Долго готовят её костюмеры
И осветители, и декораторы, 
И драматурги, и звукооператоры, 
Главный художник, кассир, бутафор,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр, 
А отвечает за всё…?

Формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации, пользуются учебной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Отвечают на вопрос учителя.

Ответы на вопросы группы

«Либреттист. Композитор»

Обсуждают в группе, по мере необходимости

исправляют или дополняют.

Отвечают на вопрос  учителя.

Ответы на вопросы группы

«Композитор»

Обсуждают в группе, по мере необходимости

исправляют или дополняют.

Отвечают на вопрос  учителя.

Ответы  на вопросы группы

«Дирижер. Артисты симфонического оркестра»

Обсуждают в группе, по мере необходимости

исправляют или дополняют.

Отвечают на вопрос учителя.

Ответы  на вопросы группы

«Балетмейстер. Артисты балета»

Обсуждают в группе, по мере необходимости

исправляют или дополняют.

Ответы  на вопросы группы

«Художники»

Обсуждают в группе, по мере необходимости

исправляют или дополняют.

Режиссер

-регулятивные УУД:

  • Собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы.

- коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других.
  • Высказывать свою точку зрения .
  • Умение работать в группе.

-познавательные УУД: 

  • Умение структуриро-

вать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

-

- коммуникативные УУД:

  • Участвовать в коллективном обсуждении.
  • Умение грамотно (точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителем.

5. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: (слушание), анализ произведений искусства

Цель - Создать условия для художественного восприятия образов добра и зла, ощущения доброты по отношению друг к другу через  музыкальный и видео материалы: (фрагменты - «Сцена битвы Щелкунчика с мышиным королем» из балета «Щелкунчик» П.И Чайковского) 

- Итак, вы познакомили друг друга с создателями музыкального спектакля - балет.

Вопросы: Вам понравилась эта работа? Вы довольны результатом своей работы?

- Сегодня мы продолжим начатое еще в начальной школе знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь.

Вопрос: Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?

Слайд № 17 - Первая постановка балета «Щелкунчик»  состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге.

Слайд№18 - Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа.

Вопросы: Подумайте: всех ли авторов балета я  вспомнила?

Если Вы помните, то все уроки в этом полугодии объединены одним вопросом:  «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»?

Какое  литературное произведение положено в основу либретто?

Кто автор сказки?

Слайд № 19 - За основу этого балета был взят сюжет сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана - «Щелкунчик и Мышиный король».

Вопрос: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь?

Вспомним эту сказку.

Содержание сказки: - Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек…

 - Именно со сцены, которая называется “Битва с мышами” мы и продолжим знакомство с балетом.

- Перед прослушиванием вопросы: Что Вам помогла услышать и “увидеть” музыка П.И.Чайковского?

Можно ли эту музыку  назвать танцем или это музыкальная зарисовка?

Слушание музыкального фрагмента - «Сцена битвы Щелкунчика с мышиным королем» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Вопросы: Что Вам помогла услышать и “увидеть” музыка П.И.Чайковского?

Можно ли эту музыку  назвать танцем или это музыкальная зарисовка?

 Зарисовка чего?

 (муз. зарисовка битвы игрушек)

- Композитор, используя изобразительные возможности оркестра, создаёт зрительное ощущение происходящего на сцене. Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары и мышиный писк, напряжение схватки.

 - Ну, а сейчас самое время проверить себя и соотнести свои фантазии с тем, что Вы увидите на сцене.

Просмотр видеофрагмента “Битва с мышами” в исполнении артистов балета Мариинского театра.

Вопросы: Вам удалось увидеть и услышать работу всех представленных вами создателей балета? Какова роль музыки в балете?

Слайд № 20 - Французский балетмейстер XVIII в.  Жан Жорж Новер говорил о роли музыки в балете: «Музыка - душа танца. Хорошо написанная музыка, должна живописать, должна говорить. Танец изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка. Музыка определяет характер танца, создает эмоциональную атмосферу.»

- Коль спектакль завершился –Слышно «Браво!», комплименты;  Всем артистам в благодарность, Дарим мы…?

Свободное высказывание детей.

Отвечают на вопрос  учителя.

Отвечают на вопрос  учителя.

Отвечают на вопросы  учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Восприятие детьми  музыки П.И.Чайковского.

Свободное высказывание детей.

Отвечают на вопросы  учителя.

Созерцание музыки детьми.

Соотносят увиденное ,со своми представлениями.

Отвечают на вопросы  учителя.

Аплодисменты!

- регулятивные УУД:

  • Уметь управлять своими знаниями в новой ситуации.

-познавательные УУД: 

Выяснить  какую роль играет литература в музыке.

-личностные УУД:

 Привлечение жизненно-музыкального опыта учащихся.

- познавательные УУД:

  • Умение анализировать,  музыку.
  • Умение воспринимать музыку на слух, соотносить с наглядным образом.

 Умение слушать и понимать музыку балета, получая при этом эстетическое наслаждение.

6.

ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Цель -  Помочь детям поделиться добротой по отношению друг к другу, через  

совместное вокальное исполнение песни

«Доброта»

сл. и муз. Т.Мухаметшиной.

Назовите  смысл, идею  литературного и музыкального произведения «Щелкунчик» ?

( добро побеждает  зло)

Вопросы: Чему вы научились работая в группе? Пригодятся ли эти названные качества вам в дальнейшей жизни?

- В начале урока мы приветствовали друг друга пением и прикосновениями.  А теперь прошу вас поблагодарить друг друга за проявленную терпимость, внимание.  И поделиться добротой друг с другом исполняя песню, которую мы разучили на прошлом уроке.

Слайд № 21  Исполнение песни «Доброта» сл. и муз. Т. Нурмухаметшиной. 

– К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках.

Отвечают на вопрос  учителя.

Свободное высказывание детей.

Рефлексия в исполнении песни «Доброта» на передачу друг другу  чувства благодарности.

- личностные УУД:

  • Умение оценивать свои возможности.

- коммуникативные УУД:

Принимать участие в коллективном исполнении песни.

Совершенствование

эмоциональной сферы.

7.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Цель - самообразование, воспитание интереса и любви к музыке, потребности общения с ней, желание слушать ее и исполнять;

совершенствовать эмоциональную сферу.

Слайд № 22  К следующему уроку предлагаю сделать домашнее задание на  ваш выбор:

1. Найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Какие балеты ими созданы? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.

2. Творческое задание: Нарисовать  на выбор: (афишу балета, декорации, костюм, грим героев танца).

3. Подготовить мини презентацию - прославленные балетные танцоры нашей страны.

Всего вам доброго!

Воспитание художественных, музыкальных и эстетических вкусов, нравственных качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА в 4 классе. Тема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке?

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе по теме "Что ты можешь узнать в зоопарке?" по УМК Кузовлева. ФГОС....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ ТЕМА УРОКА: «Как быть здоровым»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний применение их на практике. Форма урока: защита проектов на тему «Здоровый образ жизни»....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: "Беглые гласные".

Формирование понятия о чередовании гласных звуков с нулевым  путем наблюдения за словами....

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе. Тема урока: «My things»

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе. УМК Spotlight в соответствии с ФГОС.Тема урока: Мои вещи.Тип урока: закрепление пройденного материала....

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Технологическая карта урока по геометрии в 8 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Площадь»

Обобщение и систематизация сведений по теме «Площадь».Создание условий для обобщения  и систематизации  материала о площадях фигур, формирования умений решать задачи с практическ...