Применение декламационного метода в процессе обучения игре на фортепиано
методическая разработка по музыке

В данной работе речь пойдет о положительном воздействии декламации на развитие музыкальных способностей в процессе обучения игре на фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deklamatsiya.docx30.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕКЛАМАЦИОННОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха:  

            Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе.

             А в инструментальной музыке?  Для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен.

            В учебнике «Методика обучения игре на фортепиано» А. Д. Алексеева есть краткое упоминание об игре с подтекстовкой. В нотном сборнике «Первая встреча с музыкой» А. Д. Артоболевской в предисловии автором описаны примеры сочинения стихов к музыкальным пьесам для начинающих.

          А. Д. Артоболевская говорила, что если пьеса понравилась и если это не песня, уже имеющая текст, дети сами сочиняют слова, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление. Такие методы разнообразят и дополняют работу. Работа вызывает особый интерес, а скучное многократное проигрывание приобретает определенный смысл. Особенно важный момент- переключение на работу с декламацией дает ученику возможность преодолеть скованность во время игры, появляется свобода, непринужденность в исполнении, в целом- особый психологический комфорт.

          Литературные и музыкальные параллели можно использовать и при заучивании текстов наизусть. Объяснить ученику, что для запоминания стихотворения наизусть используются многократные повторения по строчкам, предложениям.

           В музыкальном произведении процесс запоминания текста ведется также по фразам и предложениям.

           Младшие школьники легче и быстрее запоминают конкретные слова. Следовательно, способ запоминания, при котором используются стихотворные тексты, особенно продуктивен. Помимо развития музыкальной памяти, он позволяет включить словесный, эмоциональный, наглядно-образный типы памяти, что усиливает общее воздействие на ученика.

           Применение стихотворных текстов в других учебных ситуациях довольно разнообразно. Проблема освоения нот в басовом ключе очень быстро решается с помощью стихотворения И. Д. Перфильевой:

                                   

                                  Ты басы запомни точно:

                                 Соль, си, ре, фа, ля- построчно,

                                  Между- ля и до, ми, соль,

                                  Си- над всеми как король.

Стихотворение разучивается с помощью одной из рук, представленной в виде нотного стана, а другая рука- указатель. Ребенок произносит текст, одновременно указывает где находятся ноты басового ключа.  

При изучении аппликатуры в гамме, педагог предлагает ученику сопроводительный текст- подсказку:

                                 

                                    Параллельное движенье

                                    Я освою без сомненья,

                                    В левой пальцы- третий, первый,

                                    В правой- третий, как и в левой.

Вариант № 2

                                    Листики падают, с ветром закружатся,

                                    С гаммою пальчики скоро подружатся.

                                    Я подскажу им: здесь в левой на первый,

                                    А в правой- на третий, второй и на первый.

Для гамм с параллельной аппликатурой можно использовать считалку:

 «Раз, два, три, первый, первый, три, четыре»

При игре вниз считает левая рука.

Играем трехзвучные аккорды вверх и проговариваем:

«Третьи, второй в правой, второй в левой, третьи».

Так, с помощью декламации в игре гамм решаются вопросы аппликатуры, ровности, четкости.

Еще более результативной и полезной «помощницей» становится декламация в работе по развитию чувства ритма начинающего пианиста. Для изучения простых форм дробления длительностей профессор Института имени К. Орфа В. Келлер советует пользоваться различными словами, произносимыми в определенном ритме одно за другим.    

       

                         

ли        -        па

                http://www.clker.com/cliparts/Q/s/h/3/A/d/eighth-note-md.png

Со        -         сен-ки

http://www.clker.com/cliparts/Q/s/h/3/A/d/eighth-note-md.png                

ё - лоч      -      ки

        http://www.clker.com/cliparts/Q/s/h/3/A/d/eighth-note-md.png                http://www.clker.com/cliparts/Q/s/h/3/A/d/eighth-note-md.png

        Лист – вен   –    ни – ца

Другой пример. К. Черни Этюд опус 299 № 14. В работе над ритмом, артикуляцией можно предложить следующий стихотворный текст, сочиненный специально для выполнения этого вида работы.

Вот стаи журавлиные

Летят по небу синему

Зовут в края красивые,

Где песни соловьиные,

Пускай летят и кружатся!

Придет зима, завьюжится,

А мы пойдем на улицу,

Не страшно – не застудимся.

Кристаллики – снежиночки,

На реках – льды и льдиночки,

Вот зимние картиночки

Как радости снежиночки.

Заснежено, завьюжено,

В природе все застужено,

На окнах – иней – кружено

И печь гудит натружено…

И пусть мороз прокатится,

Пройдет зима – заплачется,

В капели порастратится

Придет весна, подкатится.

Ручьями да распутицей

Весна – природы спутница,

Нам лучшая попутчица,

С весною жизнь улучшится,

Да, время возвращается,

Природа оживляется,

А день уж прибавляется,

И птицы возвращаются,

Вот стаи журавлиные

Летят такие длинные,

Скучали на чужбине вы

Летите к нам, любые

Летите к нам сюда!

Так в вечном ожидании

Тепла, весна и мая мы.

Все – в трепетном внимании,

В природе – понимание

Стремимся к продолжению

И вечному движению

Все – в трепетном волнении

В высоком вдохновении.

Дарим свои улыбочки

И звуки – как слезиночки.

Сыграем как на скрипочке

Про вечные картиночки

И эти откровения,

Как радости мгновения

Разбудят вдохновение,

И вместе с ним – движение.

О, муза фортепианная

Ты – самая желанная

Природа музыкальная

Для пианиста главная,

Как вечная весна!

                                             (И.Д. Перфильева «Вечное движение»)

В процессе игры с параллельным чтением стихов вырабатывается четкость, ровность в исполнении.

    Таким образом:

  1. с помощью декламации в ходе работы решаются узко специальные задачи (ритм, темп, артикуляция, ровность исполнения, свобода аппарата как следствие переключения внимания),
  2. раскрывается единство замысла. Восприятие образа усиливается за счет сопровождения созвучным по образу стихотворным текстом,
  3.  подобная работа способствует эмоциональному пробуждению личности в процессе чтения и игры,
  4. путь в музыку от образа словесного к образу выразительному становится  наиболее  понятен,
  5. с помощью данного метода усиливается слуховое восприятие музыки, так необходимое на начальном этапе развивается искусство слушать и слышать,

Список литературы.

Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано»- М., 1978.

Андреева М. «От примы до октавы»- М., 1983.

Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой»- М., 1989.

Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка»- М., 1978.

Кончаловская Н. «Нотная азбука»- М., 1997.

Лившиц И. «Ритмика»- М.,1999.

Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста»- К., 1997.

Перфильева И.Д. «Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения»

Печковская М.П. «Букварь музыкальной грамоты»- М., 1996.

Холопова В.Н. «Музыкальный ритм»- М., 1980.

Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано»- М., 1984.

Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»- К., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано

Обучение учащихся навыкам, умениям  играть разные музыкальные произведения (полифония, крупная форма, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным   слуховым контролем....

Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.

В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка....

План-конспект урока "Полифонический слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано"

В материале открытого урока говорится о развитии полифонического слуха у учащихся в младших классах ДШИ, ДМШ,  показано применение практических методов работы....

Методическое сообщение : "Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано"

Эта  работа  посвящена  развитию  слуха  у  учащихся  в классе  специального  фортепиано....

Методическая разработка «Музыкальные способности: музыкальность и её развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»

Данная разработка необходима для работы с учащимися младшего школьного возраста для обучения игре на фортепиано....

Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения игре на фортепиано.

Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения игре на фортепиано. Актуальность использования информационных технологий в занятиях музыкой....

использование компьютерных технологий в процессе обучения игре на фортепиано

Во время занятий музыкой использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего, - это повышение интереса к обучению и к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного...