Рабочая программа по музыке (8 класс)
рабочая программа по музыке (8 класс)

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klassa.docx161.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 8 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», примерной программы воспитания.

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно- выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщенности, с другой — глубокая степень психологической вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.

Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.

Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свернутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне.

Музыка — временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.

Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом, музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.

Цели и задачи учебного предмета «Музыка»

Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребенка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

  • становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
  • развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
  • формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:

  1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
  2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
  3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
  4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
  5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:

 а) слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);

б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);

в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);

г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);

  1. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.

         Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программ

Рабочая программа по музыке на уровне 8 класса составлена на основе:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;

-Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике

Бурятия»;

- Федерального государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом    Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2015 г., рег. номер 35915);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);

- Федеральных перечней учебников на 2023-2024 учебный год (утверждены приказом Минпросвещения России от 08 мая 2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждѐнный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;

- СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. номер 19983);

-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. №16 «Об утверждения санитарно-эпидемических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

-Примерной основной образовательной программы основного общего образования протокол №1/15 от 08 апреля 2015 г;

-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;

-Устава МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации МО «Курумканский район» № 439 от 21.12. 2015 г.

-Учебного плана МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа» на 2023-2024 учебный год.

   Программы для общеобразовательных учреждений «Музыка» 8 класса, авт. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Просвещение, 2018 г.

    Федерального государственного стандарт общего образования (утвержден Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;

- Образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;

- Учебного плана для 8 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Дыренская средняя общеобразовательная школа».

- Положения о рабочей программе учителя, работающего по ФГОС II поколения МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа».

- Программы для общеобразовательных учреждений «Музыка» 8 класса, авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение, 2018г. (Образовательная система «Школа России»).

Сведение  о программе

     Данная рабочая программа по Музыке определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки     обучающихся

   Данный учебный курс по Музыке в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год).

Формы контроля

Формами контроля может быть:

- зачет;

- практическая работа,

- контрольная работа;

- тестирование;

- доклады, рефераты, сообщения.

Содержание учебного предмета

    Предмет «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

   Программа «Музыка» ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития достигается благодаря целенаправленной организации и планомерному формированию музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно- педагогическом процессе.

   Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

   Основное содержание музыкального образования в рабочей программе представлено следующими содержательными линиями: «Классика и современность», «Традиции и новаторство в музыке». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об музыкальном искусстве. Народное искусство как культурно- историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций    Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка».

    Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально - инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

    Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

    Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

    Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона.

     Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).

     Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

     Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино.

      Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

      Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок- музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.

       Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.

     Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.

Тема I полугодия: Классика и современность - 16 часов

Урок 1. Классика и современность. (1 ч).

    Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика — это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» (эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок 2. В музыкальном театре. Опера. (1 ч).

    Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок 3-4. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. (2 ч).

    Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

Урок 5. В музыкальном театре. Балет. (1 ч).

    Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль может ли быть современной классическая музыка. Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.

Урок 6. Балет Тищенко «Ярославна». (1 ч)

    Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б. Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А. Бородина «Князь Игорь».

Урок 7. В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. (1ч)

     Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж. Гершвина (США), Ж. Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Легкая и серьезная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж. Гершвина «Порги и Бесс» и Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок 8. Рок-опера «Преступление и наказание». (1 ч).

     Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.

Урок 9. Мюзикл «Ромео и Джульетта». (1 ч).

     Современные жанры музыки. Традиции и новаторство. Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.

Урок 10. Музыка к драматическому спектаклю. (1 ч).

    «Ромео и Джульетта» – зарисовки для симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок 11. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига, к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». (1 ч).

Урок 12. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. (1 ч).

        Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка». Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика. Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально- симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 13. Музыка в кино. (1 ч.)

      Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

Урок 14. В концертном зале. (1 час.)

      Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф. Шуберта, П. Чайковского, С. Прокофьева.

Урок 15. Музыка – это огромный мир, окружающий человека. (1 ч).

Урок 16. Обобщающий урок. (1 ч).

Тема II полугодия: Традиции и новаторство в музыке - 18 часов

   Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 17. Музыканты - извечные маги. (1 ч.)

      Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Урок 18. И снова в музыкальном театре. (1 ч).

     «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа

«по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж. Гершвина (США), Ж. Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок - оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж. Гершвина «Порги и Бесс» и Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок 19. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. (1ч).

    Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой – выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок 20. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. (1 ч).

Урок 21-22. Балет «Кармен-сюита». (2 ч.).

     Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно- музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.

Урок 23. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. (1 ч).

Урок 24. Современный музыкальный театр. (1 ч).

    Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.

Урок 25-27. Великие мюзиклы мира.  (3 ч).

Урок 28. Классика в современной обработке. (1 ч). 

   Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.

Урок 29. В концертном зале. (1 ч).

    Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича.

Урок 30. Музыка в храмовом синтезе искусств. (1 ч).

Урок 31. Музыка И. С. Баха - язык всех времен и народов. (1 ч).

    Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени». Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов (на примере «Высокой мессы» И.-С. Баха и «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чем – недостатки в воплощении музыкального образа.

Урок 32. Галерея религиозных образов. (1 ч).

     Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени». Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов.

Урок 33. Неизвестный Г. Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм». (1 ч). 

Урок 34. Музыкальные завещания потомкам. Урок – обобщения (1 ч).

Планируемые результаты освоение программы

      Личностные результаты:

- Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

- Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных мероприятий.

- Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

- Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Метапредметные результаты

  1. Овладение универсальными познавательными действиями.

 Базовые логические действия:

- устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

- сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

- обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

- выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

- самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

- выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

- публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. Совместная деятельность (сотрудничество):

- развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;

- понимать ценность такого социально - психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

- понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Самоорганизация:

- ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели.

Предметные результаты

   Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

- осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

- воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление;

- знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

- сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа).

Содержание учебного курса «Музыка.»

Распределение учебных часов по разделам рабочей программы

в соответствии с учебным планом

п/п

Разделы

Количество часов

1

Классика и современность

16

2

Традиции и новаторство в музыке

18

Итого:

34

Календарно – тематическое планирование

         Под тема

  (название урока)

Време нные ресурс ы

Содержание (что планируется изучать)

Методы (действия учащихся)

Источники (ресурсы урока)

Самостоя- тельная работа

Плани- руемые сроки

КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 16 ЧАСОВ

1

Классика в нашей жизни

1 час

Классика, классическая музыка, современный и современность, жанр, стиль в музыке. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительску ю интерпретацию замысла композитора.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных

сочинений.

Учебник (с. 6-7)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Слуховой самоконтроль. Устный самоконтроль

2

В музыкальном театре. Опера

1 час

Освоение особенностей оперного жанр, приемов драматургического развития, этапы сценического действия.

Драматургия, драматический, конфликт, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, опера, либретто, действия (акты), картины, сцены, ария, песня, каватина, дуэт трио, речитатив, хор, оркестр, оркестровая яма.

Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка.

Знать их произведения

Определять и сопоставлять музыку разных композиторов.

Анализировать музыкальную драматургию, которая обозначает особенности драматической содержательност и музыки, сквозное развитие в единстве музыки и сценического действия оперы.

Учебник (с. 8-9)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы.

Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

3-4

Опера

А.П. Бородина «Князь Игорь». Русская

эпическая опера

2 часа

Принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных - князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски).

Отечественная героико- трагическая опера, колоратурное сопрано, меццо-сопрано, бас, ария- молитва.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы

Учебник (с. 10-27)

Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой работы

Слуховой самоконтроль

5

В музыкальном театре. Балет

1 час

Обобщение знаний о музыкально-сценической интерпретации различных литературных произведений в жанре балета. Освоение особенностей балетного жанра (дивертисмент, па- де-де,) приемов драматургического развития.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Учебник (с. 18-19)

Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой работы

Слуховой самоконтроль

6

Балет

Б.И. Тищенко

«Ярославна»

1 час

Расширить представления о музыкально художественной картине жанра «Балет», понимать его значимость в условиях сегодняшнего дня.

Размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально– хоровой работы.

Учебник (с. 20-25)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Самостоятель но

проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов;

7

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок- опера

1 час

Знать особенности жанра

«рок-опера», его истоки. Мюзикл. Содержание.

Структура, назначение жанра. Известные мировых мюзиклы.

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельно му общению с искусством и художественном у самообразовани ю.

Учебник. (с. 26-27)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Анализировать основные средства выразительност и: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Слуховой самоконтроль

8

Рок-опера

«Преступление и наказание»

1 час

Иметь представление о романе Достоевского

«Преступление и наказание»

Различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями

других видов искусств.

Учебник (с. 28-31)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы.

Осуществлять поиск музыкально- образовательно й информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.

9

Мюзикл «Ромео и Джульетта»

1 час

Особенности жанра Мюзикл. Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Сравнивать темы-образы с темами других произведений искусства, созданных на основе трагедии. Изобразить и обосновать идею мюзикла через рисунок-символ.

Учебник (с. 32-35)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы.

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированн ых результатов

10

Музыка к драматическому спектаклю

1 час

Роль музыки в сценическом действии.

Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

-Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Учебник (с. 36-39)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы.

Проверочная работа

11

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига, к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

1 час

Э. Григ. Творческий и жизненный путь. Наследие. Музыкальная увертюра.

Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Раскрытие музыкального образа через песенно- танцевальные жанры.

Умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников,

выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач.

Учебник (с. 40-33)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Слуховой самоконтроль

Проявлять творческую инициативу и самостоятельно сть в процессе овладения учебными действиями.

Использование разных источников информации;

стремление к самостоятельно му общению с искусством и художественно му самообразован ию

12

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра

1 час

Интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности.

Учебник (с. 44-47)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Слуховой самоконтроль

13

Музыка в кино

1 час

Композиторы, работающие в кинематографе.

Роль музыки в действии и экранной картине.

Драматургию развития муз. произведения.

Иметь представление о трех фильмах «Властелин колец»

Наличие аргументирован ной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Размышление о воздействии музыки на

человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Учебник (с. 48-51)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Слуховой контроль в процессе

исполнительск ой деятельности

Применять информационн о-комму- никационные технологии для музыкального самообразован ия.

14

В концертном зале

1 час

Шедевры русской и зарубежной музыкальной классики.

Форма сонатного allegro.

Жанрово- стилевой анализ музыки, выбор способов интонационно- образного восприятия произведений, логически- сравнительный анализ сочинений.

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Учебник (с. 52-59)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Проверочная работа

15

Музыка – это огромный мир, окружающий человека

1 час

Основные принципы развития музыки.

Воспринимать особенности интонационного и драматургическо го

развития в произведениях сложных форм.

Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищей.

Учебник (с. 60-61)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Слуховой самоконтроль

16

Обобщающий урок

1 час

Знать произведения разных музыкальных жанров: опера, балет, симфония, рок-опера, мюзикл, музыка кино, музыка к драматическим спектаклям первого раздела учебника

«Классика и современность.

Проявлять творческую инициативу и

самостоятельнос ть в процессе овладения учебными действиями.

Использование разных источников информации; стремиться к самостоятельно му общению с искусством.

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Слуховой самоконтроль

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ (18 ЧАСОВ)

17

Музыканты - извечные маги

1 час

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой музыки; закрепить понимание учащимися таких приёмов развития, ка повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Выразительно исполнять песни.

Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся.

Учебник (с. 64-65)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ; всматриваясь в произведения живописи, слышать музыку.

Слуховой самоконтроль

18

И снова в музыкальном театре

1 час

Понимать содержание и взаимосвязь народных, композиторских мотивов, выявлять ассоциативные связи музыки со словом и литературой.

Сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, устанавливать аналогии и причинно- следственных связи.

Прогнозировать жанров; жанро- во- стилистические особенности музыкальных произведений. содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.

Учебник (с. 88-91)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Осуществлять поиск музыкально- образовательно й информации в справочной литературе и Интернете в рамках

Изучаемой темы.

19

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире

1 час

Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач.

Определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке.

Учебник (с. 74-79)

Музыкальный

/видео материал для слушания и вокально-хоровой работы

Проверочная работа

Самостоятельн о узнавать шедевры камерной музыки.

Исследовать творческие биографии композиторов и исполнителей.

20

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова

1 час

Оперировать терминами и понятиями

Музыкального искусства

Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в

произведениях разных форм.

Учебник (с. 80-81)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Слуховой самоконтроль

Пользоваться различными способами поиска, сбора,

обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативн ыми и познавательны ми задачами и технологиями учебного предмета

21-22

Балет «Кармен- сюита»

2 часа

Современность, затронутая в музыке темы любви и свободы. Новое прочтение оперы Ж. Бизе в балете Р. Щедрина.

Противоречия между внешними обстоятельствами и внутренними чувствами героев, приближенные к нашему времени

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и

интерпретации информации в соответствии с коммуникативн ыми и познавательным и задачами и технологиями учебного предмета.

Учебник (с. 82-89)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Проверочная работа

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

23

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая

1 час

Принципы развития музыки

Использовать разные типы моделей при изучении художественног о явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково- символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

Учебник (с. 90-91)

Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы

Работа над проектом:

«Портрет любимого современного исполнителя»

24

Современный музыкальный театр

1 час

Крупнейшие центры мировой музыкальной культуры (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему.

Учебник (с. 92-93)

Музыкальный

/видео материал для слушания и вокально-хоровой              работы.

Работа над проектом:

«Портрет любимого современного исполнителя»

25-27

Великие мюзиклы мира

3 часа

Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла

Пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативн ыми и познавательным и задачами и технологиями учебного предмета

Учебник (с. 94-95)

Музыкальный

/видео материал для слушания и

вокально-хоровой работы

Работа над проектом:

«Портрет любимого современного исполнителя»

28

Классика в современной обработке

1 час

Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля.

Уметь приводить примеры..

Выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и

средства выразительности Опосредованно вступать в диалог с автором художественног о произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозировани я хода развития событий.

Учебник (с. 96-97)

Музыкальный

/видео материал для слушания и

вокально-хоровой работы

Работа над проектом:

«Портрет любимого современного исполнителя»

29

В концертном зале

1 час

Симфония        №7

«Ленинградская»Д.Д. Шостаковича.

Симфония; особенности строения симфонии.

Интонационно-образный и сравнительный анализ; Связи в средствах выразительности

музыки и изобразительного искусств

Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельности.

Учебник (с. 98-103)

Музыкальный

/видео материал для слушания и

вокально-хоровой работы

Работа над проектом:

«Портрет любимого современного исполнителя»

30

Музыка в храмовом синтезе искусств

1 час

Программная музыка.

Орган, костёл, хор, месса, вокально-драматический жанр, витраж, фреска, икона, «Всенощное бдение», зодчество,

«Озвученный облик Родины», знаменный распев, партесное пение (григорианский хорал)

Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

Учебник (с. 104-109)

Музыкальный

/видео материал для слушания и

вокально-хоровой работы

Слуховой самоконтроль

31

Музыка И. С. Баха - язык всех времен и народов.

1 час

Музыкальная драматургия в инструментально- симфонической музыке.

Музыка Баха- язык всех времен и народов.

Современная интерпретация сочинений Баха.

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светской и духовной. Музыкальные образы духовной музыки

Жанрово- стилевой анализ духовной музыки, выбор способов интонационно- образного восприятия произведений, логически- сравнительный анализ сочинений.

Учебник (с. 104-109)

Музыкальный

/видео материал для слушания и

вокально-хоровой работы

Слуховой самоконтроль

32

Галерея религиозных образов

1 час

Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Народное, духовное, светское в музыке, музыкальные границы, стиль, жанр, дудук.

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении,

Принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Учебник (с. 108-110)

Музыкальный

/видео материал для слушания и

вокально-хоровой работы.

Слуховой самоконтроль

33

Неизвестный Г. Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм»

1 час

Творческий портрет Г. Свиридова. Цикл

«Песнопения и молитвы»

Проводить интонационно образный анализ музыкальных произведений.

Учебник (с. 110-115)

Музыкальный

/видео материал для слушания и

вокально-хоровой работы

Слуховой самоконтроль

34

Музыкальные завещания потомкам. Обобщающий урок

1 час

Итоговое обсуждение содержания темы года

«Традиция и современность в музыке»

Обобщение музыкальных впечатлений учебный год.

Рефлексивный анализ полученных знаний.

Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на

практике этими критериями.

Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой работы

Слуховой самоконтроль

Самопознание, саморегуляция и самовыражение в процессе ответов на уроке и подготовке домашних заданий.

Итого: 34 часа в год

Учебно – методический комплекс на 2023-2024 г.

Класс

Название учебного курса

Основной учебник

Дидактические материалы для учащегося

Дополнительная литература для учителя

Медиа ресурсы

8

Музыка

Музыка: 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. М.: Просвещение, 2019.

Пособие для учителя

«Уроки музыки. Поуроч ные разработки. 7 –

8 классы» Г. П. Сергеев а, Е.Д. Критская М.: Просвещение, 2018.

Пособие для учащихся «Муз ыка. Творческая тетрадь. 8 кл асс» Г. П. Сергеев, Е.Д. Кри тская.: Москва, «Просвещен ие», 2018.

Школяр        Л.В., Красильникова М.С., Критская        Е.Д.,

Усачева                В.О., Медушевский В.В. Школяр В.А. Теория и        методика

музыкального образования детей. - М.,        ФЛИНТА        - НАУКА, 1998.

Безбородова        Л.А.,

Алиев                                Ю.С. Методика преподавания музыки в        общеобразов. учреждениях: Учебное                пособие.        - СПб,                        Планета музыки, 2014

Традиции        и

новаторство                        в музыкально- эстетическом образовании        /        под ред.        Е.Д.        Критской,

Шедевры музыки» изд ательства «Кирилл и Мефодий Единая колле кция - http://collection.cross- edu.ru/catalog/rubr/f544 b3b7f1f45b76f453- 552f31d9b164.

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w iki

Классическая музыка. - Режим        доступа: http://classic.chubrik.ru

Музыкальный энциклопедический словарь.        -        Режим доступа: http://www.music-dic.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...