«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
консультация по музыке

«Музыкальныйфольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
 
          В наше время повсеместно наблюдается процесс оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей, населенный в большей части словами надерганными из иностранных языков, социальных сетей, а так же фильмов и мультипликационных фильмов сомнительного качества. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Кроме этого дети, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором.  Фольклорные игры и произведения, к сожалению, теряют привлекательность для современных детей, их вытесняет телевидение, компьютер, интернет, то есть современная художественна среда. Их обязательно нужно знакомить с культурой своей родины и всем, что непосредственно с ней связано. Развитие детей должно происходить через познания культурного наследия. Дети должны не только знать культурное наследие, но и быть способными его приумножать. Фольклор — именно та, доступная детям, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало. 
    Фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности и т.д. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
            Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Когда только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление. Развиваются способности, умения и навыки. Именно фольклор с первых лет жизни служит средством формирования мировоззрения ребёнка в целом, развивает образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
            В течение многих веков народные песни, прибаутки, потешки, приговорки  любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой моральной культуре своего народа. Ребёнок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его влияние трудно переоценить. Дети в детском саду неравнодушно относятся к народной музыке. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Она формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь народными поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюсь яблонькой, Ваня-простота и др.). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст.
          Народные песни хороши ещё и тем, что их можно инсценировать. Пение напевных песен, удлиняя вдох и углубляя выдох, активизирует главную дыхательную мышцу – диафрагму – и вырабатывает при этом постепенное расходование воздуха.
В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой для развития внутреннего слуха.
          Народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа. Русский народный танец является одним из наиболее распространённых и древних видов народного творчества. Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска. С помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки национальной культуры, формируется причастность к народным традициям, прививается любовь к нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок расширяет свой кругозор, получает представление о танцевальном искусстве народов мира, узнает об истории народа, музыки, костюма, приобретает нравственные корни своего эстетического воспитания и образования.
           Необходимо привлечь внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребёнка к своей национальной культуре.
          При организации работы по приобщению детей к народному музыкальному фольклору решаются такие задачи:
Воспитательные:
- формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;
- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
- учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущего хозяина (хозяйку, мужа, жену).
Образовательные:
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
     Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни. Ребенок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймет и классическую музыку. Занятия с использованием русского музыкального фольклора формируют у детей миропонимание, развиваются творческие способности.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

          В наше время повсеместно наблюдается процесс оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей, населенный в большей части словами надерганными из иностранных языков, социальных сетей, а так же фильмов и мультипликационных фильмов сомнительного качества. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Кроме этого дети, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором.  Фольклорные игры и произведения, к сожалению, теряют привлекательность для современных детей, их вытесняет телевидение, компьютер, интернет, то есть современная художественна среда. Их обязательно нужно знакомить с культурой своей родины и всем, что непосредственно с ней связано. Развитие детей должно происходить через познания культурного наследия. Дети должны не только знать культурное наследие, но и быть способными его приумножать. Фольклор — именно та, доступная детям, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.

    Фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности и т.д. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

            Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Когда только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление. Развиваются способности, умения и навыки. Именно фольклор с первых лет жизни служит средством формирования мировоззрения ребёнка в целом, развивает образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

            В течение многих веков «Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

          В наше время повсеместно наблюдается процесс оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей, населенный в большей части словами надерганными из иностранных языков, социальных сетей, а так же фильмов и мультипликационных фильмов сомнительного качества. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Кроме этого дети, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором.  Фольклорные игры и произведения, к сожалению, теряют привлекательность для современных детей, их вытесняет телевидение, компьютер, интернет, то есть современная художественна среда. Их обязательно нужно знакомить с культурой своей родины и всем, что непосредственно с ней связано. Развитие детей должно происходить через познания культурного наследия. Дети должны не только знать культурное наследие, но и быть способными его приумножать. Фольклор — именно та, доступная детям, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.

    Фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности и т.д. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

            Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Когда только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление. Развиваются способности, умения и навыки. Именно фольклор с первых лет жизни служит средством формирования мировоззрения ребёнка в целом, развивает образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

            В течение многих веков народные песни, прибаутки, потешки, приговорки  любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой моральной культуре своего народа. Ребёнок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его влияние трудно переоценить. Дети в детском саду неравнодушно относятся к народной музыке. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Она формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь народными поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюсь яблонькой, Ваня-простота и др.). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст.

          Народные песни хороши ещё и тем, что их можно инсценировать. Пение напевных песен, удлиняя вдох и углубляя выдох, активизирует главную дыхательную мышцу – диафрагму – и вырабатывает при этом постепенное расходование воздуха.

В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой для развития внутреннего слуха.

          Народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа. Русский народный танец является одним из наиболее распространённых и древних видов народного творчества. Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска. С помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки национальной культуры, формируется причастность к народным традициям, прививается любовь к нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок расширяет свой кругозор, получает представление о танцевальном искусстве народов мира, узнает об истории народа, музыки, костюма, приобретает нравственные корни своего эстетического воспитания и образования.

           Необходимо привлечь внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребёнка к своей национальной культуре.

          При организации работы по приобщению детей к народному музыкальному фольклору решаются такие задачи:

Воспитательные:

- формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;

- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

- учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущего хозяина (хозяйку, мужа, жену).

Образовательные:

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

     Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни. Ребенок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймет и классическую музыку. Занятия с использованием русского музыкального фольклора формируют у детей миропонимание, развиваются творческие способности.

народные песни, прибаутки, потешки, приговорки  любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой моральной культуре своего народа. Ребёнок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его влияние трудно переоценить. Дети в детском саду неравнодушно относятся к народной музыке. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Она формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь народными поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюсь яблонькой, Ваня-простота и др.). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст.

          Народные песни хороши ещё и тем, что их можно инсценировать. Пение напевных песен, удлиняя вдох и углубляя выдох, активизирует главную дыхательную мышцу – диафрагму – и вырабатывает при этом постепенное расходование воздуха.

В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой для развития внутреннего слуха.

          Народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа. Русский народный танец является одним из наиболее распространённых и древних видов народного творчества. Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска. С помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки национальной культуры, формируется причастность к народным традициям, прививается любовь к нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок расширяет свой кругозор, получает представление о танцевальном искусстве народов мира, узнает об истории народа, музыки, костюма, приобретает нравственные корни своего эстетического воспитания и образования.

           Необходимо привлечь внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребёнка к своей национальной культуре.

          При организации работы по приобщению детей к народному музыкальному фольклору решаются такие задачи:

Воспитательные:

- формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;

- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

- учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущего хозяина (хозяйку, мужа, жену).

Образовательные:

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

     Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни. Ребенок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймет и классическую музыку. Занятия с использованием русского музыкального фольклора формируют у детей миропонимание, развиваются творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся школы искусств младшего возраста"

Анализ педагогической деятельности по развитию творческих способностей учащихся младшего возраста, посредством фольклора, анализ внешних условий протекания педагогического процесса, проблемы и противо...

Театральное искусство как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...

« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Опыт работы по развитию музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность в различных формах работы (инсценировки, театрализация, музыкальные спектакли, досуги и праздники). Оформлени...

Проект «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Проект по данной теме исследования выявит следующее: дети с интересом будут заниматься, добиваться при этом качественного конечного результата, если воспитатель будет применять разный занимательный ма...

План по самообразованию музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д

Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Сохранение и развитие национальных фольклорных традиций в современном художественном образовании....

Бумагопластика (папье-маше) как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

laquo;В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы.» В.А. Сухомлинский В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет со...