Рабочая программа вокальная студия «Мотив»
рабочая программа по музыке (6 класс)

Автор: руководитель студии Лопушкова Татьяна Александровна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании плана дополнительного образования, в соответствии с целями и задачами школы. Вокальная студия организована по запросу родителей, реализуется в рамках художественно-эстетического направления.

Для проведения занятий вокально-хоровой студии «Мотив» отводится 10 часов учебных занятий во втором полугодии 2021-2022 учебного года (всего 390 часов).

Программа предполагает обучение в объеме:

  • для младшей группы -70 часов;
  • для средней группы - 140 часов;
  • для старшей группы -140 часов
  • для младшей группы - 78 часов;
  • для средней группы - 156 часов;
  • для старшей группы - 156 часов;

в 2021-2022 учебном году. Возрастная категория обучающихся: 7-16 лет.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. Основная часть учебного времени (80%) отводится на практическую деятельность - овладение вокальными умениями и навыками.

Занятия составлены с наиболее благоприятным режимом труда и отдыха детей в соответствии с возрастными особенностями. В соответствии с положением о дополнительном образовании в состав вокально-хоровой группы входит 60 человек.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального, ансамблевого и хорового пения. Искусство пения называется вокальным искусством.

В вокальной студии «Виктория» органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят как индивидуально, так и в группе и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом и хоровом пении.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос. Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата.

Другим качеством певца является наличие у обучаемого музыкального слуха. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма, которое зависит от возраста обучаемого. С учетом этого вокальнохоровая студия разбита на возрастные группы.

Цель программы:

Заинтересовать детей музыкальным искусством и научить каждого воспитанника владеть певческим голосом.

Задачи программы:

Обучающие:

  • углубить знания детей в области музыки:классической, народной, эстрадной;
  • обучить детей вокальным навыкам.

Воспитательные:

  • привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • привить навыки сценического поведения;
  • формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.

Развивающие:

  • развить музыкально-эстетический вкус;
  • развить музыкальные способности детей.

Воспитательные:

  • формировать любовь к музыке, музыкальный «вкус»;
  • воспитать певческую и духовную культуру.

В вокальной студии «Виктория» детские голоса имеют три основных градации - высокие, средние и низкие. Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса. Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. Данная программа представляет иной подход к обучению вокалу, не растянутый на долгий срок. В вокально-хоровую студию производится свободный набор учащихся, без конкурсной основы. Группы сформированы с учетом возрастных особенностей детей.

В программе вокально-хоровой студии есть индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных. Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

Работа вокально-хоровой студии направлена, на подготовку исполнителей, которые по окончанию курса обучения должны овладеть:

  • навыками эстрадного пения,
  • эмоциональной подачей музыкального произведения,
  • умением различать и исполнять произведения разных жанров и стилей.

Воспитанники студии привлекаются для участия в школьных, городских и окружных мероприятиях. Номера художественной самодеятельности в исполнении воспитанников готовятся для конкурсов сольного пения различного уровня.

Должны знать и определять на слух:

  • музыку разного эмоционального содержания;
  • средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
  • музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
  • знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
  • знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор. Должны уметь:
  • верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
  • быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
  • петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
  • соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
  • исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы - до
  • самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности).
  • узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;
  • выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;
  • исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы - до второй октавы;
  • различать звучание мажора и минора.
  • знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);
  • положительно относиться к музыке русского народа;
  • узнавать на слух народные песни; знать и любить их;
  • приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора;
  • укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
  • освоить двухголосное пение;
  • петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы - ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) - ля (си) первой октавы;
  • чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;
  • петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло;
  • уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;
  • уметь делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);
  • различать и называть особенности джаза и поп-музыки;
  • ясно, грамотно произносить текст;
  • знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, nonlegato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);
  • петь в диапазоне: до первой октавы - ми - фа второй октавы, ля малой октавы - до (ре)
  • использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,
  • уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью; 
  • знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта, затакт;
  • знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, знать название своего голоса;
  • знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
  • знать об особенностях и возможностях своего изменившегося голоса, его охране;
  • знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
  • знать правила пения и охраны голоса;

 

Основные способы и формы работы:

Индивидуальная работа: дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения, развитие диапазона, беседы о содержании музыкальных произведений, работа над музыкальным произведением.

Г рупповые: музыкально-образовательные беседы, пение в хоре, ансамбле, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, работа над музыкальным произведением.

Практические: разучивание и пение музыкальных произведений разных жанров, упражнения, распевание, слушание и анализ музыкальных произведений.

Теоретические: изучение теории музыки, беседы о жанрах музыки, определение средств музыкальной выразительности, определение видов голосов.

 

Средства, необходимые для реализации программы:

таблицы.

портреты композиторов. нотный стан;

музыкальные произведения в CD записи. электронные ресурсы.

Работа с родителями:

консультации для родителей; концерты, игровые праздники;

участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;

оформление стенда.

Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

показ;

объяснение; инструктаж; разъяснение; беседа.

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

самостоятельная работа; иллюстрация.

Методы стимулирования познания и деятельности:

поощрение; контроль; самоконтроль; оценка; самооценка; вручение подарка; одобрение словом. 

 

Формы занятий: благодарность;благодарственное письмо родителям; устное одобрение,тематические вечера; тематические концерты; родительские концерты; конкурсные мероприятия.

 

 

 

 

 

 

Учебно - тематический план

 

Тема раздела

Кол-во часов младшей группы

Кол-во часов средней группы

Кол-во часов старшей группы

1

Музыкально-теоретические дисциплины.

8

18

18

2

Вокальная работа

28

50

50

3

Музыкально-образовательные беседы.

6

18

18

4

Вокальная работа на сцене. Работа над сценическим движением.

28

54

54

5

Внеучебная деятельность (каникулы)

8

16

16

Всего часов с каждой группой

78

156

156

Итого за год

390

 

 

Тема

Младшая

группа

Средняя группа

Старшая группа

 

Музыкально- теорети ческие дисциплины.

 

 

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Лад как система

устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика ладового отличия.

Определение темпа как скорости

звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных произведений.

Определение динамики как громкости звучания

музыки.

 

Формы предстоящей работы: теория, практика.

Правила и техника безопасности.

Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Названия музыкальных инструментов, определение их

происхождения и назначения. Особенности народной музыки. Песни обрядовые и календарные. Определение романса.

Специфические черты построения и исполнения романсов. Определение на слух звучания музыкальных инструментов. Слушание народной музыки, определение ее

национальной принадлежности, пение народных песен. Слушание и анализ романсов русских и зарубежных композиторов.

 

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Определение средств музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр, регистр, интонация.

Определение соло, дуэт, трио, квартет. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Способы деления по партиям. Определение современной музыки. Особенности музыкального языка композиторов XX и XXI века. История возникновения джаза.

Джорж Гершвин - американский композитор. Анализировать прослушанное произведение на предмет использования композитором средств музыкальной выразительности и их влияние на формирование образа произведения.

Слушание вокальных и инструментальных ансамблей, пение в ансамбле.

Слушание произведений композиторов XX и XXI века. Определение специфики, пение современной музыки. Слушание джазовой музыки, определение

звучания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соответствие динамики и образа музыкального произведения.

Названия групп голосов, их расположение в хоре. Определение диапазона каждого голоса.

Определение типов дыхания, их особенности.

Определение на слух мажора и минора. Подбор текста к каждому ладу. Определение на слух темпа произведений.

Определение на слух p и f.

Динамические игры. Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа. Уметь

различать на слух. Уметь при пении использовать брюшной тип

дыхания.

 

джазовых инструментов.

 

 

 

 

 

 

Вокальная работа

 

Определение музыкального слуха, памяти. Определение артикуляции, ее особенностей при пении. Что такое художественны й образ произведения?

Формирование

певческих

 

 

Определение тембра голоса.

Развитие музыкального слуха, памяти. Работа над тембровой окраской и правильным дыханием.

Отработка сценической постановки художественного номера.

Пение на сцене, работа над

сценическим образом произведений.

Определение фальцета, речитатива. Пение разными манерами. Фальцет - головное звучание. Уметь использовать в нужные моменты пения. Речитатив как выразительный момент. Развитие певческого диапазона. Пение фальцетом. Пение речитативом. Освоение придыхательного пения. Работа над музыкальным и сценическим образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания. Умение владеть дыханием, верно артикулировать, определять образ музыкального

произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкально- образовательны е беседы.

 

 

 

 

 

 

 

Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействия х.

Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных

песен. Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни. Слушание

песен разных эпох и жанров.

 

 

 

 

 

 

Особенности жанра и стиля.

Определения джаза. Специфические черты джаза. Определение блюза, его специфичность.

Отличные черты блюза и джаза. Определение эстрадной музыки, еѐ становление и связь с джазом. Слушание произведений и работа над определением стиля.

Слушание и анализ джазовых произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и анализ блюзовых и джазовых произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и анализ лучших образцов эстрадной музыки (также детской эстрадной музыки) русских и зарубежных

композиторов.

Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке. История возникновения джаза как слияния двух культур. Его особенности.

Пение современной музыки. Разучивание и пение джазовых распевок, джазовых песен.

 

Вокальная работа.

Работа над сценическим движением.

Пение на сцене, выполнение вокальных и дыхательных упражнений. Работа над

 

 

Определение тембра голоса, видов певческого дыхания. Пение на сцене, выполнение вокальных и дыхательных

 

Беседа о значимости сценического движения во время исполнения вокальных номеров. Постановка сценических движений. Работа над сценическим образом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сценическим образом произведений.

упражнений. Работа над сценическим образом произведений.

произведений.                                           Отработка

сценической                                         постановки художественного номера.

 

Содержание курса.

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

звуковое оборудование, микрофоны, фортепиано, компьютер, CD-проигрыватель. Список литературы:

  1. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
  2. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. Ч. 1.
  3. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч.
  4. Л. Романова Школа эстрадного вокала: Издательство: Лань Год: 2007.

Дата проведения План          факт

 

Развитие чувства ритма. Ритмические игры                                                     07.10

Формы песни: запев, куплет, припев, кода                                                        12.10

Развитие чувства ритма. Ритмические игры                                                     14.10

Типы голосов                                                                                                       19.10

Развитие чувства ритма. Ритмические игры                                                     21.10

Виды голосов                                                                                                       26.10

Развитие чувства ритма. Ритмические игры                                                     28.10

Типы дыхания                                                                                                      02.11

Знакомство с распеванием                                                                                 04.11

Динамические игры                                                                                             09.11

Определение типов дыхания, их особенности                                                  11.11

Ритмические игры                                                                                                16.11

Гигиена голосового аппарата                                                                               18.11

Развитие чувства ритма. Ритмические игры                                                       23.11

Музыкальная викторина                                                                                       25.11

Характер музыки (беседа)                                                                                    02.12

Развитие чувства ритма и слуха                                                                           07.12

Беседы о музыке: жанровое разнообразие музыки                                            09.12

Развитие чувства ритма и слуха                                                                          14.12

Жанры в музыке (викторина)                                                                                16.12

Музыкальные беседы: песня в жизни человека                                                  21.12

Новогодние песни разных стран (слушание)                                                       23.12

Просмотр видео-концерта                                                                                     28.12

Подведение итогов                                                                                                30.12

Динамические и ритмические игры                                                                      10.01

Слушание музыки                                                                                                  11.01

Динамические и ритмические игры                                                                      12.01

Слушание музыки                                                                                                  13.01

Единство художественного и технического                                                          18.01

Знакомство с микрофонами                                                                                   20.01

Работа над постановкой художественного номера                                              25.01

Работа с микрофонами                                                                                           27.01

Работа над постановкой художественного номера                                              01.02

Работа с микрофонами                                                                                           03.02

Работа над постановкой художественного номера                                               08.02

Работа с микрофонами                                                                                           10.02

Работа над дыханием и артикуляцией в номере                                                   15.02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48

Работа с микрофонами

1

17.02

 

49

Работа над дыханием и артикуляцией в номере

1

22.02

 

50

Работа с микрофонами

1

24.02

 

51

Работа над мелодической линией в песнях

1

01.03

 

52

Вокальная работа на сцене

1

03.03

 

53

Работа над мелодической линией в песнях

1

09.03

 

54

Вокальная работа на сцене

1

10.03

 

55

Работа над мелодической линией в песнях

1

15.03

 

56

Вокальная работа на сцене

1

17.03

 

57

Работа над мелодической линией в песнях

1

22.03

 

58

Вокальная работа на сцене

1

24.03

 

59

Работа над правильным интонированием

1

29.03

 

60

Постановка сценических движений

1

31.03

 

61

Работа над правильным интонированием

1

05.04

 

62

Постановка сценических движений

1

07.04

 

63

Работа над правильным интонированием

1

12.04

 

64

Постановка сценических движений

1

14.04

 

65

Работа над динамикой в песнях

1

19.04

 

66

Постановка сценических движений

1

21.04

 

67

Работа над динамикой в песнях

1

26.04

 

68

Постановка сценических движений

1

28.04

 

69

Работа над динамикой в песнях

1

03.05

 

70

Музыка военных лет

1

05.05

 

71

Отработка художественного номера

1

10.05

 

72

Развитие умения правильно интонировать

1

12.05

 

73

Отработка художественного номера

1

17.05

 

74

Развитие умения правильно интонировать

1

19.05

 

75

Отработка художественного номера

1

24.05

 

76

Развитие умения правильно интонировать

1

26.05

 

77

Урок-концерт

1

29.05

 

78

Итоговый урок

1

31.05

 

 

Итого

78

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

т

45

~                                                                                                                                                План        Факт

2           Введение, знакомство с основными этапами работы                                                        1.09

3            Вокальная работа

1.09

 

4            Музыкальные инструменты, народная музыка

6.09.

 

5Вокальная работа

6Народная музыка, слушание

7Вокальная работа

6.09

5.09

5.09

 

 

Календарно-тематическое планирование для средней группы

 

8            Романс. Известные исполнители романсов

13.09

 

9            Формирование певческих навыков

13.09

10          Романс, слушание

15.09

11          Формирование певческих навыков

15.09

12          Вокальная работа, динамические и ритмические игры

20.09

13          Вокальная работа, динамические и ритмические игры

20.09

14          Что такое голос?

22.09

15          Работа над мелодической линией

22.09

16          Гигиена голосового аппарата

27.09

17          Работа над мелодической линией

27.09

18          Работа над правильным интонированием

29.09

19          Работа над мелодической линией

29.09

20          Динамические и ритмические игры

04.10

21          Музыкальные беседы: что такое жанр и стиль?

04.10

22          Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания

06.10

23          Музыкальные беседы: история возникновения джаза

06.10

24          Отработка сценической постановки художественного номера

11.10

25          Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

11.10

26          Музыкальные беседы: Эстрадная музыка

13.10

27          Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

13.10

28          Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания

18.10

29          Музыкальные беседы: история возникновения джаза

18.10

30          Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания

20.10

31          Отработка сценической постановки художественного номера

20.10

32          Музыкальные беседы: Эстрадная музыка

25.10

33          Отработка сценической постановки художественного номера

25.10

34          Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

27.10

Музыкальные беседы: тембровая окраска голоса в современных

27.10

~35         стилях музыки               

36          Отработка сценической постановки художественного номера

01.11

 

37          Тембровая окраска. Закрепление материала

01.11

 

38          Отработка сценической постановки художественного номера

04.11

 

39          Певческая установка, вокальная артикуляция

04.11

 

40          Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

08.11

 

41         Эстрадная музыка. Слушание

08.11

 

42          Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

10.11

 

Музыкальные беседы: тембровая окраска голоса в современных

10.11

 

Ж               стилях музыки               

44         Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

15.11

 

Хроматический звукоряд

15.11

 

Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

17.11

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тоны и полутоны                                                                             
  2. Отработка сценической постановки художественного номера
  3. Тоны и полутоны в пении                                                                
  4. Отработка сценической постановки художественного номера
  5. Уменьшенные и увеличенные интервалы                                         
  6. Отработка сценической постановки художественного номера
  7. Колыбельные песни во все времена                                                 
  8. Отработка сценической постановки художественного номера
  9. Колыбельные песни, слушание                                                        
  10. Отработка сценической постановки художественного номера
  11. Певческая установка, вокальная артикуляция                                  
  12. Работа над тембровой окраской                                                       
  13. Слушание новогодних песен                                                           
  14. Работа над тембровой окраской                                                       
  15. Отработка сценической постановки художественного номера
  16. Работа над тембровой окраской                                                       
  17. Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания                                
  18. Отработка сценической постановки художественного номера
  19. Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания                                
  20. Отработка сценической постановки художественного номера
  21. Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания                                
  22. Отработка сценической постановки художественного номера
  23. Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания                                
  24. Отработка сценической постановки художественного номера
  25. Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания                                
  26. Просмотр концерта в видео-записи                                                  
  27. Повторение музыкального материала                                              
  28. Ритмические и динамические игры                                                 
  29. Просмотр концерта в видео-записи                                                  
  30. Ритмические и динамические игры                                                 
  31. Повторение музыкального материала                                              
  32. Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания                                
  33. Работа над тембровой окраской                                                       
  34. Отработка сценической постановки художественного номера
  35. Отработка сценических движений                                                   
  36. Отработка сценической постановки художественного номера
  37. Отработка сценических движений                                                   
  38. Отработка сценической постановки художественного номера
  39. Отработка сценических движений                                                   
  40. Отработка сценической постановки художественного номера
  41. Отработка сценических движений                                                   
  42. Современная музыка - что это?                                                       
  43. Знакомство со сценическими движениями                                       
  44. Слушание современной музыки                                                       
  45. Разучивание сценических движений                                                
  46. Отработка сценической постановки художественного номера
  47. Разучивание сценических движений                                                
  48. Отработка сценической постановки художественного номера
  49. Разучивание сценических движений                                                
  50. Что такое речитатив?                                                                        
  51. Отработка речитативных мелодий

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Что такое фальцет?                                                                         
  2. Развитие фальцетного пения                                                           
  3. Работа над сценическими движениями                                            
  4. Отработка сценической постановки художественного номера
  5. Развитие фальцетного пения                                                           
  6. Работа над сценическими движениями                                            
  7. Развитие фальцетного пения                                                           
  8. Работа над сценическими движениями                                            
  9. Развитие фальцетного пения                                                           
  10. Работа над сценическими движениями                                            
  11. Отработка сценической постановки художественного номера
  12. Развитие певческого диапазона                                                       
  13. Отработка сценической постановки художественного номера
  14. Развитие певческого диапазона                                                       
  15. Отработка сценической постановки художественного номера
  16. Развитие певческого диапазона                                                       
  17. Освоение придыхательного пения                                                    
  18. Отработка предыхательного пения в песнях                                    
  19. Освоение придыхательного пения                                                    
  20. Отработка предыхательного пения в песнях                                    
  21. Развитие певческого диапазона                                                       
  22. Отработка сценической постановки художественного номера
  23. Развитие певческого диапазона                                                       
  24. Отработка сценической постановки художественного номера
  25. Подведение итогов                                                                          
  26. Урок-концерт                                                                                  
  27. Просмотр видео-концерта                                                                
  28. Ритмические и динамические игры                                                 
  29. Просмотр видео-концерта                                                                
  30. Ритмические и динамические игры                                                 
  31. Развитие певческого диапазона                                                       
  32. Отработка сценической постановки художественного номера
  33. Развитие певческого диапазона                                                       
  34. Отработка сценической постановки художественного номера
  35. Развитие певческого диапазона                                                       
  36. Отработка сценической постановки художественного номера
  37. Развитие певческого диапазона                                                       
  38. Работа над музыкальным и сценическим образом                            
  39. Отработка сценической постановки художественного номера
  40. Работа над музыкальным и сценическим образом                            
  41. Отработка сценической постановки художественного номера
  42. Работа над музыкальным и сценическим образом                            
  43. Отработка сценической постановки художественного номера
  44. Работа над музыкальным и сценическим образом                            
  45. Песни военных лет                                                                          
  46. Просмотр военного концерта                                                           
  47. Слушание военных песен                                                                 
  48. Отработка сценической постановки художественного номера
  49. Работа над музыкальным и сценическим образом                            
  50. Отработка    сценической    постановки    художественного    номера
  51. Работа над музыкальным и сценическим образом                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

148

Отработка сценической постановки художественного номера

1

16.05

 

149

Работа над музыкальным и сценическим образом

1

18.05

 

150

Отработка сценической постановки художественного номера

1

18.05

 

151

Работа над музыкальным и сценическим образом

1

23.05

 

152

Отработка сценической постановки художественного номера

1

23.05

 

153

Повторение музыкального материала

1

25.05

 

154

Повторение полученных знаний

1

25.05

 

155

Урок-концерт

1

30.05

 

156

Итоговый урок

1

30.05

 

 

Итого

156

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование для старшей группы.

№          Тема урока             Кол-во

час


 

Дата проведения План        Факт

 

т~           Введение, знакомство с основными этапами работы.     1.09

  1. Гигиена голосового аппарата.                                                               1.09
  2. Что такое хор?                                                                                        6.09.
  3. Вокальная работа.                                                                                 6.09
  4. Что такое ансамбль?                                                                             8 .09
  5. Вокальная работа................................................................................  8.09
  6. Типы певческих голосов в ансамбле.                                                  13.09
  7. Вокальная работа, динамические и ритмические игры.                   13.09
  8. Кто такой солист?                                                                                 15.09
  9. Разучивание музыкальных произведений.                                         15.09
  10. Что такое дуэт, трио, квартет.                                                               20.09
  11. Разучивание музыкальных произведений.                                         20.09
  12. Современность в музыке.                                                                    22.09
  13. Работа с микрофоном                                                                          22.09
  1. Работа над мелодической линией в песнях.                                       22.09
  2. Разнообразие жанров в современной музыке.                                   27.09
  3. Работа над мелодической линией в песнях.                                       27.09
  4. Работа над правильным интонированием в песнях.                          29.09
  5. Работа над мелодической линией в песнях.                                       29.09
  6. Динамические и ритмические игры.                                                    04.10
  7. Работа над музыкальным материалом.                                              04.10
  8. Уменьшенные интервалы в песнях и вокализах.                               06.10
  9. Пение уменьшенных интервалов.                                                       06.10
  10. Увеличенные интервалы в песнях и вокализах.                                11.10
  11. Пение увеличенных интервалов.                                                        11.10
  12. Знакомство с разнообразием темпов в музыке.                                13.10
  13. Работа над правильным дыханием в песнях.                                    13.10
  14. Знакомство с медленными темпами и их названиями.                     18.10
  15. Работа над правильным дыханием в песнях.                                    18.10
  16. Знакомство со средними темпами и их названиями.                         20.10
  17. Работа над правильным дыханием в песнях.                                     20.10
  18. Знакомство с быстрыми темпами и их названиями.                          25.10
  19. Работа над мелодической линией в песнях.                                      25.10
  20. Музыкальная викторина.                                                                      27.10
  21. Подведение итогов.                                                                               27.10
  22. Просмотр видео-концерта с музыкальными номерами.                    01.11
  23. Слушание любимой музыки.                                                                01.11
  24. Просмотр видео-концерта с музыкальными номерами.                    04.11
  25. Слушание любимой музыки.                                                                04.11
  26. Что такое пение acapello?                                                                    08.11
  27. Работа над мелодической линией в песнях.                                      08.11
  28. Acapello в народных песнях.                                                                10.11
  29. Работа над мелодической линией в песнях.                                      10.11
  30. Фальцет в современной музыке.                                                         15.11
  31. Работа над мелодической линией в песнях.                                      15.11
  32. Знакомство с упражнениями для развития фальцетного пения.      17.11
  33. Разучивание сценических движений.                                                  17.11
  1. Разучивание сценических движений.                                                 
  2. Упражнения для фальцетного пения.                                                 
  3. Разучивание сценических движений.                                                 
  4. Что такое форсированное звучание голоса?                                      
  5. Отработка сценических движений.                                                    
  6. Упражнения для дыхания и артикуляции.                                          
  7. Соединение пения и движений в песне.                                             
  8. Упражнения для дыхания и артикуляции.                                          
  9. Работа над образом в произведениях.                                                
  10. Упражнения для дыхания и артикуляции.                                          
  11. Работа над образом в произведениях.                                                
  12. Упражнения для дыхания и артикуляции.                                          
  13. Работа над образом в произведениях.                                                
  14. Упражнения для дыхания и артикуляции.                                          
  15. Отработка сценической постановки художественного номера.
  16. Упражнения для развития чувства ритма.                                          
  17. Отработка сценической постановки художественного номера.
  18. Упражнения для развития чувства ритма.                                          
  19. Отработка сценической постановки художественного номера.
  20. Упражнения для развития чувства ритма.                                          
  21. Отработка сценической постановки художественного номера.
  22. Урок-концерт.                                                                                   
  23. Подведение итогов.                                                                           
  24. Ритмические игры.                                                                             
  25. Динамические игры.                                                                         
  26. Посещение концерта или театра.                                                       
  27. Посещение концерта или театра.                                                       
  28. Просмотр видео-концерта.                                                                
  29. Обсуждение номеров, прозвучавших в видео-концерте.                    
  30. Слушание любимых песен.                                                                
  31. Обсуждение содержания прослушанных песен.                                 
  32. Построение музыки (формы музыки).                                                
  33. Упражнения на дыхание и артикуляцию.                                           
  34. Одночастная форма музыки.                                                             
  35. Упражнения на дыхание и артикуляцию.                                          
  36. Двухчастная форма музыки.                                                              
  37. Разучивание новых распевок.                                                             
  38. Трехчастная форма музыки.                                                              
  39. Распевание, работа над расширением диапазона голоса.                    
  40. Форма «вариации».                                                                           
  41. Распевание, работа над расширением диапазона голоса.                    
  42. Разучивание новых музыкальных произведений.                               
  43. Работа над правильным интонированием в песнях.                            
  44. Что такое кода?                                                                                 
  45. Разучивание новых музыкальных произведений.                               
  46. Реприза в песнях.                                                                               
  47. Работа над правильным интонированием в песнях.                            
  48. Куплетная форма.                                                                             
  49. Работа над правильным интонированием в песнях.                            
  50. Современные жанры и стили в музыке (классификация).                   
  51. Работа над мелодической линией в песнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

99

Современные танцевальные стили в музыке.                                                                                        

 

100

Работа над мелодической линией в песнях.                                                                                         

101

Блюз,фанк и джаз в современной музыке.                                                                                         

102

Работа над мелодической линией в песнях.                                                                                         

103

Хип-хоп и трип-хоп - современные стили в музыке.                                                                                        

104

Работа над мелодической линией в песнях.                                                                                         

105

Особенности мелодических линий в современной музыке.

106

Работа над мелодической линией в песнях.                                                                                         

107

Повторение выученного музыкального материала.                                                                                        

108

Урок-концерт к празднику 8 марта.                                                                                        

109

Упражнения для развития фальцетного и акапельного пения.

110

Работа над артикуляцией в песнях.                                                                                        

111

Сравнение классической музыки и современной музыки.

112

Работа над артикуляцией в песнях.                                                                                        

113

Музыкальная викторина.                                                                                         

114

Подведение итогов.                                                                                        

115

Посещение концерта, театра.                                                                                         

116

Посещение концерта, театра.                                                                                         

117

Просмотр видео-концерта.                                                                                         

118

Обсуждение номеров.                                                                                         

119

Слушание новых стилей в музыке.                                                                                         

120

Выявление особенностей в новых стилях музыки.                                                                                         

121

Народный стиль в современной музыке.                                                                                        

122

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

123

Упражнения для развития фальцетного и акапельного пения.

124

Работа над двухголосием в песнях.                                                                                        

125

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

126

Работа над двухголосием в песнях.                                                                                        

127

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

128

Работа над двухголосием в песнях.                                                                                        

129

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

130

Работа над двухголосием в песнях.                                                                                        

131

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

132

Работа над двухголосием в песнях.                                                                                        

133

Разучивание сценических движений.                                                                                         

134

Работа над двухголосием.                                                                                        

135

Разучивание сценических движений.                                                                                         

136

Упражнение для артикуляции и певческого дыхания.                                                                                         

137

Отработка сценических движений.                                                                                         

138

Трудовые песни. История праздника «1 мая».                                                                                        

139

Отработка сценических движений.                                                                                         

140

Музыка военных лет.                                                                                        

141

Урок-концерт, посвященный празднику Великой Победы.

142

Отработка сценических движений.                                                                                         

143

Упражнение для артикуляции и певческого дыхания.                                                                                         

144

Отработка сценических движений.                                                                                         

145

Упражнение для артикуляции и певческого дыхания.                                                                                         

146

Соединение вокальной линии и сценических движений.                                                                                         

147

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

148

Соединение вокальной линии и сценических движений.                                                                                         

149

Современные музыкальные инструменты.                                                                                        

 

150

Работа над образом в песнях.

1

18.05

 

151

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

1

23.05

 

152

Отработка сценической постановки художественного номера.

1

23.05

 

153

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

1

25.05

 

154

Отработка сценической постановки художественного номера.

1

25.05

 

155

Урок-концерт.

1

30.05

 

156

Подведение итогов.

1

30.05

 

 

Итого

156

 

 

 

Репертуар:

«Мамино сердце»

«Возрождайся Россия»

«Учитель мой»

«Благодарю»

«День без выстрела на земле»

«Мечтай»

«Исправим мир»

«Дети войны»

«Классный мюзикл»

«Мир без войны»

«Любимая школа»

«Россия»

 

Итого реализация программы вокально-хоровой студии «Мотив»: 350 часов.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lopushkova_motiv.docx136.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №43»

Рабочая программа вокальная студия «Мотив»

Нижневартовск

Автор: руководитель студии Лопушкова Татьяна Александровна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании плана дополнительного образования, в соответствии с целями и задачами школы. Вокальная студия организована по запросу родителей, реализуется в рамках художественно-эстетического направления.

Для проведения занятий вокально-хоровой студии «Мотив» отводится 10 часов учебных занятий во втором полугодии 2021-2022 учебного года (всего 390 часов).

Программа предполагает обучение в объеме:

  • для младшей группы -70 часов;
  • для средней группы - 140 часов;
  • для старшей группы -140 часов; С учетом                каникул:
  • для младшей группы - 78 часов;
  • для средней группы - 156 часов;
  • для старшей группы - 156 часов;

в 2019-2020 учебном году. Возрастная категория обучающихся: 7-16 лет.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. Основная часть учебного времени (80%) отводится на практическую деятельность - овладение вокальными умениями и навыками.

Занятия составлены с наиболее благоприятным режимом труда и отдыха детей в соответствии с возрастными особенностями. В соответствии с положением о дополнительном образовании в состав вокально-хоровой группы входит 60 человек.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального, ансамблевого и хорового пения. Искусство пения называется вокальным искусством.

В вокальной студии «Виктория» органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят как индивидуально, так и в группе и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом и хоровом пении.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос. Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата.

Другим качеством певца является наличие у обучаемого музыкального слуха. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма, которое зависит от возраста обучаемого. С учетом этого вокальнохоровая студия разбита на возрастные группы.

Цель программы:

Заинтересовать детей музыкальным искусством и научить каждого воспитанника владеть певческим голосом.

Задачи программы:

Обучающие:

  • углубить знания детей в области музыки:        классической, народной, эстрадной;
  • обучить детей вокальным навыкам.

Воспитательные:

  • привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • привить навыки сценического поведения;
  • формировать чувство прекрасного на        основе классического и современного музыкального материала.

Развивающие:

  • развить музыкально-эстетический вкус;
  • развить музыкальные способности детей.

Воспитательные:

  • формировать любовь к музыке, музыкальный «вкус»;
  • воспитать певческую и духовную культуру.

В вокальной студии «Виктория» детские голоса имеют три основных градации - высокие, средние и низкие. Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса. Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. Данная программа представляет иной подход к обучению вокалу, не растянутый на долгий срок. В вокально-хоровую студию производится свободный набор учащихся, без конкурсной основы. Группы сформированы с учетом возрастных особенностей детей.

В программе вокально-хоровой студии есть индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных. Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

Работа вокально-хоровой студии направлена, на подготовку исполнителей, которые по окончанию курса обучения должны овладеть:

  • навыками эстрадного пения,
  • эмоциональной подачей музыкального произведения,
  • умением различать и исполнять произведения разных жанров и стилей.

Воспитанники студии привлекаются для участия в школьных, городских и окружных мероприятиях. Номера художественной самодеятельности в исполнении воспитанников готовятся для конкурсов сольного пения различного уровня.

Должны знать и определять на слух:

  • музыку разного эмоционального содержания;
  • средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
  • музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
  • знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
  • знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор. Должны уметь:
  • верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
  • быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
  • петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
  • соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
  • исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы - до

второй октавы.

  • привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека.

  • самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности).
  • узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;
  • выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;
  • исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы - до второй октавы;
  • различать звучание мажора и минора.
  • знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);
  • положительно относиться к музыке русского народа;
  • узнавать на слух народные песни; знать и любить их;
  • приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора;
  • укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
  • освоить двухголосное пение;
  • петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы - ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) - ля (си) первой октавы;
  • чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;
  • петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло;
  • уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;
  • уметь делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);
  • различать и называть особенности джаза и поп-музыки;
  • ясно, грамотно произносить текст;
  • знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, nonlegato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);
  • петь в диапазоне: до первой октавы - ми - фа второй октавы, ля малой октавы - до (ре)

второй октавы;

  • использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,
  • уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью; Знать:
  • знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта, затакт;
  • знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, знать название своего голоса;
  • знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
  • знать об особенностях и возможностях своего изменившегося голоса, его охране;
  • знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
  • знать правила пения и охраны голоса;

Основные способы и формы работы:

Индивидуальная работа: дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения, развитие диапазона, беседы о содержании музыкальных произведений, работа над музыкальным произведением.

Г рупповые: музыкально-образовательные беседы, пение в хоре, ансамбле, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, работа над музыкальным произведением.

Практические: разучивание и пение музыкальных произведений разных жанров, упражнения, распевание, слушание и анализ музыкальных произведений.

Теоретические: изучение теории музыки, беседы о жанрах музыки, определение средств музыкальной выразительности, определение видов голосов.

Средства, необходимые для реализации программы:

таблицы.

портреты композиторов. нотный стан;

музыкальные произведения в CD записи. электронные ресурсы.

Работа с родителями:

консультации для родителей; концерты, игровые праздники;

участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;

оформление стенда.

Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

показ;

объяснение; инструктаж; разъяснение; беседа.

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

самостоятельная работа; иллюстрация.

Методы стимулирования познания и деятельности:

поощрение; контроль; самоконтроль; оценка; самооценка; вручение подарка; одобрение словом. Методы поощрения:

Формы занятий:


благодарность;

благодарственное письмо родителям; устное одобрение.

тематические вечера; тематические концерты; родительские концерты; конкурсные мероприятия.

Учебно - тематический план

Тема раздела

Кол-во часов младшей группы

Кол-во часов средней группы

Кол-во часов старшей группы

1

Музыкально-теоретические дисциплины.

8

18

18

2

Вокальная работа

28

50

50

3

Музыкально-образовательные беседы.

6

18

18

4

Вокальная работа на сцене. Работа над сценическим движением.

28

54

54

5

Внеучебная деятельность (каникулы)

8

16

16

Всего часов с каждой группой

78

156

156

Итого за год

390

Тема

Младшая

группа

Средняя группа

Старшая группа

Музыкально- теорети ческие дисциплины.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Лад как система

устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика ладового отличия.

Определение темпа как скорости

звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных произведений.

Определение динамики как громкости звучания

музыки.

Формы предстоящей работы: теория, практика.

Правила и техника безопасности.

Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Названия музыкальных инструментов, определение их

происхождения и назначения. Особенности народной музыки. Песни обрядовые и календарные. Определение романса.

Специфические черты построения и исполнения романсов. Определение на слух звучания музыкальных инструментов. Слушание народной музыки, определение ее

национальной принадлежности, пение народных песен. Слушание и анализ романсов русских и зарубежных композиторов.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Определение средств музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр, регистр, интонация.

Определение соло, дуэт, трио, квартет. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Способы деления по партиям. Определение современной музыки. Особенности музыкального языка композиторов XX и XXI века. История возникновения джаза.

Джорж Гершвин - американский композитор. Анализировать прослушанное произведение на предмет использования композитором средств музыкальной выразительности и их влияние на формирование образа произведения.

Слушание вокальных и инструментальных ансамблей, пение в ансамбле.

Слушание произведений композиторов XX и XXI века. Определение специфики, пение современной музыки. Слушание джазовой музыки, определение

звучания

Соответствие динамики и образа музыкального произведения.

Названия групп голосов, их расположение в хоре. Определение диапазона каждого голоса.

Определение типов дыхания, их особенности.

Определение на слух мажора и минора. Подбор текста к каждому ладу. Определение на слух темпа произведений.

Определение на слух p и f.

Динамические игры. Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа. Уметь

различать на слух. Уметь при пении использовать брюшной тип

дыхания.

джазовых инструментов.

Вокальная работа

Определение музыкального слуха, памяти. Определение артикуляции, ее особенностей при пении. Что такое художественны й образ произведения?

Формирование

певческих

Определение тембра голоса.

Развитие музыкального слуха, памяти. Работа над тембровой окраской и правильным дыханием.

Отработка сценической постановки художественного номера.

Пение на сцене, работа над

сценическим образом произведений.

Определение фальцета, речитатива. Пение разными манерами. Фальцет - головное звучание. Уметь использовать в нужные моменты пения. Речитатив как выразительный момент. Развитие певческого диапазона. Пение фальцетом. Пение речитативом. Освоение придыхательного пения. Работа над музыкальным и сценическим образом.

навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания. Умение владеть дыханием, верно артикулировать, определять образ музыкального

произведения.

Музыкально- образовательны е беседы.

Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействия х.

Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных

песен. Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни. Слушание

песен разных эпох и жанров.

Особенности жанра и стиля.

Определения джаза. Специфические черты джаза. Определение блюза, его специфичность.

Отличные черты блюза и джаза. Определение эстрадной музыки, еѐ становление и связь с джазом. Слушание произведений и работа над определением стиля.

Слушание и анализ джазовых произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и анализ блюзовых и джазовых произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и анализ лучших образцов эстрадной музыки (также детской эстрадной музыки) русских и зарубежных

композиторов.

Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке. История возникновения джаза как слияния двух культур. Его особенности.

Пение современной музыки. Разучивание и пение джазовых распевок, джазовых песен.

Вокальная работа.

Работа над сценическим движением.

Пение на сцене, выполнение вокальных и дыхательных упражнений. Работа над

Определение тембра голоса, видов певческого дыхания. Пение на сцене, выполнение вокальных и дыхательных

Беседа о значимости сценического движения во время исполнения вокальных номеров. Постановка сценических движений. Работа над сценическим образом

сценическим образом произведений.

упражнений. Работа над сценическим образом произведений.

произведений.        Отработка

сценической        постановки художественного номера.

Содержание курса.

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

звуковое оборудование, микрофоны, фортепиано, компьютер, CD-проигрыватель. Список литературы:

  1.         Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
  2.         Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. Ч. 1.
  3. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч.
  4. Л. Романова Школа эстрадного вокала: Издательство: Лань Год: 2007.

Календарно-тематическое планирование для младшей группы.

№        Тема урока        Кол

- во

Введение.

02.09

Лад: мажор - минор

07.09

Специфика ладового отличия

09.09

Темп: быстро - медленно

14.09

Развитие слуха

16.09

Темповые особенности вокальных произведений

21.09

Развитие слуха

23.09

Динамика: громко - тихо

27.09

Развитие слуха

29.09

Определение динамики как громкости звучания музыки

05.10

т~

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


Дата проведения План        факт

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

~22 23

24

~25 26

27

~28 29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47


Развитие чувства ритма. Ритмические игры        07.10

Формы песни: запев, куплет, припев, кода        12.10

Развитие чувства ритма. Ритмические игры        14.10

Типы голосов        19.10

Развитие чувства ритма. Ритмические игры        21.10

Виды голосов        26.10

Развитие чувства ритма. Ритмические игры        28.10

Типы дыхания        02.11

Знакомство с распеванием        04.11

Динамические игры        09.11

Определение типов дыхания, их особенности        11.11

Ритмические игры        16.11

Гигиена голосового аппарата        18.11

Развитие чувства ритма. Ритмические игры        23.11

Музыкальная викторина        25.11

Характер музыки (беседа)        02.12

Развитие чувства ритма и слуха        07.12

Беседы о музыке: жанровое разнообразие музыки        09.12

Развитие чувства ритма и слуха        14.12

Жанры в музыке (викторина)        16.12

Музыкальные беседы: песня в жизни человека        21.12

Новогодние песни разных стран (слушание)        23.12

Просмотр видео-концерта        28.12

Подведение итогов        30.12

Динамические и ритмические игры        10.01

Слушание музыки        11.01

Динамические и ритмические игры        12.01

Слушание музыки        13.01

Единство художественного и технического        18.01

Знакомство с микрофонами        20.01

Работа над постановкой художественного номера        25.01

Работа с микрофонами        27.01

Работа над постановкой художественного номера        01.02

Работа с микрофонами        03.02

Работа над постановкой художественного номера        08.02

Работа с микрофонами        10.02

Работа над дыханием и артикуляцией в номере        15.02

48

Работа с микрофонами

1

17.02

49

Работа над дыханием и артикуляцией в номере

1

22.02

50

Работа с микрофонами

1

24.02

51

Работа над мелодической линией в песнях

1

01.03

52

Вокальная работа на сцене

1

03.03

53

Работа над мелодической линией в песнях

1

09.03

54

Вокальная работа на сцене

1

10.03

55

Работа над мелодической линией в песнях

1

15.03

56

Вокальная работа на сцене

1

17.03

57

Работа над мелодической линией в песнях

1

22.03

58

Вокальная работа на сцене

1

24.03

59

Работа над правильным интонированием

1

29.03

60

Постановка сценических движений

1

31.03

61

Работа над правильным интонированием

1

05.04

62

Постановка сценических движений

1

07.04

63

Работа над правильным интонированием

1

12.04

64

Постановка сценических движений

1

14.04

65

Работа над динамикой в песнях

1

19.04

66

Постановка сценических движений

1

21.04

67

Работа над динамикой в песнях

1

26.04

68

Постановка сценических движений

1

28.04

69

Работа над динамикой в песнях

1

03.05

70

Музыка военных лет

1

05.05

71

Отработка художественного номера

1

10.05

72

Развитие умения правильно интонировать

1

12.05

73

Отработка художественного номера

1

17.05

74

Развитие умения правильно интонировать

1

19.05

75

Отработка художественного номера

1

24.05

76

Развитие умения правильно интонировать

1

26.05

77

Урок-концерт

1

29.05

78

Итоговый урок

1

31.05

Итого

78

~        План        Факт

2        Введение, знакомство с основными этапами работы        1.09

3        Вокальная работа

1.09

4        Музыкальные инструменты, народная музыка

6.09.

  1. Вокальная работа
  2. Народная музыка, слушание
  3. Вокальная работа

6.09

5.09

5.09

Календарно-тематическое планирование для средней группы

8        Романс. Известные исполнители романсов

13.09

9        Формирование певческих навыков

13.09

10        Романс, слушание

15.09

11        Формирование певческих навыков

15.09

12        Вокальная работа, динамические и ритмические игры

20.09

13        Вокальная работа, динамические и ритмические игры

20.09

14        Что такое голос?

22.09

15        Работа над мелодической линией

22.09

16        Гигиена голосового аппарата

27.09

17        Работа над мелодической линией

27.09

18        Работа над правильным интонированием

29.09

19        Работа над мелодической линией

29.09

20        Динамические и ритмические игры

04.10

21        Музыкальные беседы: что такое жанр и стиль?

04.10

22        Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания

06.10

23        Музыкальные беседы: история возникновения джаза

06.10

24        Отработка сценической постановки художественного номера

11.10

25        Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

11.10

26        Музыкальные беседы: Эстрадная музыка

13.10

27        Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

13.10

28        Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания

18.10

29        Музыкальные беседы: история возникновения джаза

18.10

30        Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания

20.10

31        Отработка сценической постановки художественного номера

20.10

32        Музыкальные беседы: Эстрадная музыка

25.10

33        Отработка сценической постановки художественного номера

25.10

34        Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

27.10

Музыкальные беседы: тембровая окраска голоса в современных

27.10

~35        стилях музыки         

36        Отработка сценической постановки художественного номера

01.11

37        Тембровая окраска. Закрепление материала

01.11

38        Отработка сценической постановки художественного номера

04.11

39        Певческая установка, вокальная артикуляция

04.11

40        Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

08.11

41        Эстрадная музыка. Слушание

08.11

42        Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

10.11

Музыкальные беседы: тембровая окраска голоса в современных

10.11

Ж        стилях музыки         

44        Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

15.11

Хроматический звукоряд

15.11

Работа над тембровой окраской и правильным дыханием

17.11

13

  1. Тоны и полутоны         
  2. Отработка сценической постановки художественного номера
  3. Тоны и полутоны в пении         
  4. Отработка сценической постановки художественного номера
  5. Уменьшенные и увеличенные интервалы         
  6. Отработка сценической постановки художественного номера
  7. Колыбельные песни во все времена        
  8. Отработка сценической постановки художественного номера
  9. Колыбельные песни, слушание        
  10. Отработка сценической постановки художественного номера
  11. Певческая установка, вокальная артикуляция        
  12. Работа над тембровой окраской         
  13. Слушание новогодних песен        
  14. Работа над тембровой окраской         
  15. Отработка сценической постановки художественного номера
  16. Работа над тембровой окраской         
  17. Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания         
  18. Отработка сценической постановки художественного номера
  19. Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания         
  20. Отработка сценической постановки художественного номера
  21. Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания         
  22. Отработка сценической постановки художественного номера
  23. Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания         
  24. Отработка сценической постановки художественного номера
  25. Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания         
  26. Просмотр концерта в видео-записи         
  27. Повторение музыкального материала         
  28. Ритмические и динамические игры         
  29. Просмотр концерта в видео-записи         
  30. Ритмические и динамические игры         
  31. Повторение музыкального материала         
  32. Развитие слуха, музыкальной памяти, дыхания         
  33. Работа над тембровой окраской         
  34. Отработка сценической постановки художественного номера
  35. Отработка сценических движений         
  36. Отработка сценической постановки художественного номера
  37. Отработка сценических движений         
  38. Отработка сценической постановки художественного номера
  39. Отработка сценических движений         
  40. Отработка сценической постановки художественного номера
  41. Отработка сценических движений         
  42. Современная музыка - что это?        
  43. Знакомство со сценическими движениями         
  44. Слушание современной музыки         
  45. Разучивание сценических движений         
  46. Отработка сценической постановки художественного номера
  47. Разучивание сценических движений         
  48. Отработка сценической постановки художественного номера
  49. Разучивание сценических движений         
  50. Что такое речитатив?         
  51. Отработка речитативных мелодий

  1. Что такое фальцет?        
  2. Развитие фальцетного пения        
  3. Работа над сценическими движениями         
  4. Отработка сценической постановки художественного номера
  5. Развитие фальцетного пения        
  6. Работа над сценическими движениями         
  7. Развитие фальцетного пения        
  8. Работа над сценическими движениями         
  9. Развитие фальцетного пения        
  10. Работа над сценическими движениями         
  11. Отработка сценической постановки художественного номера
  12. Развитие певческого диапазона        
  13. Отработка сценической постановки художественного номера
  14. Развитие певческого диапазона        
  15. Отработка сценической постановки художественного номера
  16. Развитие певческого диапазона        
  17. Освоение придыхательного пения         
  18. Отработка предыхательного пения в песнях        
  19. Освоение придыхательного пения         
  20. Отработка предыхательного пения в песнях        
  21. Развитие певческого диапазона        
  22. Отработка сценической постановки художественного номера
  23. Развитие певческого диапазона        
  24. Отработка сценической постановки художественного номера
  25. Подведение итогов        
  26. Урок-концерт         
  27. Просмотр видео-концерта         
  28. Ритмические и динамические игры         
  29. Просмотр видео-концерта         
  30. Ритмические и динамические игры         
  31. Развитие певческого диапазона        
  32. Отработка сценической постановки художественного номера
  33. Развитие певческого диапазона        
  34. Отработка сценической постановки художественного номера
  35. Развитие певческого диапазона        
  36. Отработка сценической постановки художественного номера
  37. Развитие певческого диапазона        
  38. Работа над музыкальным и сценическим образом         
  39. Отработка сценической постановки художественного номера
  40. Работа над музыкальным и сценическим образом         
  41. Отработка сценической постановки художественного номера
  42. Работа над музыкальным и сценическим образом         
  43. Отработка сценической постановки художественного номера
  44. Работа над музыкальным и сценическим образом         
  45. Песни военных лет        
  46. Просмотр военного концерта         
  47. Слушание военных песен         
  48. Отработка сценической постановки художественного номера
  49. Работа над музыкальным и сценическим образом         
  50. Отработка        сценической        постановки        художественного        номера
  51. Работа над музыкальным и сценическим образом         

148

Отработка сценической постановки художественного номера

1

16.05

149

Работа над музыкальным и сценическим образом

1

18.05

150

Отработка сценической постановки художественного номера

1

18.05

151

Работа над музыкальным и сценическим образом

1

23.05

152

Отработка сценической постановки художественного номера

1

23.05

153

Повторение музыкального материала

1

25.05

154

Повторение полученных знаний

1

25.05

155

Урок-концерт

1

30.05

156

Итоговый урок

1

30.05

Итого

156

16

Календарно-тематическое планирование для старшей группы.

№        Тема урока        Кол-во

час


Дата проведения План        Факт

т~        Введение, знакомство с основными этапами работы.        1.09

  1. Гигиена голосового аппарата.        1.09
  2. Что такое хор?        6.09.
  3. Вокальная работа.        6.09
  4. Что такое ансамбль?        .09
  5. Вокальная работа        09
  6. Типы певческих голосов в ансамбле.        13.09
  7. Вокальная работа, динамические и ритмические игры.        13.09
  8. Кто такой солист?        15.09
  9. Разучивание музыкальных произведений.        15.09
  10. Что такое дуэт, трио, квартет.        20.09
  11. Разучивание музыкальных произведений.        20.09
  12. Современность в музыке.        22.09

14

  1. Работа над мелодической линией в песнях.        22.09
  2. Разнообразие жанров в современной музыке.        27.09
  3. Работа над мелодической линией в песнях.        27.09
  4. Работа над правильным интонированием в песнях.        29.09
  5. Работа над мелодической линией в песнях.        29.09
  6. Динамические и ритмические игры.        04.10
  7. Работа над музыкальным материалом.        04.10
  8. Уменьшенные интервалы в песнях и вокализах.        06.10
  9. Пение уменьшенных интервалов.        06.10
  10. Увеличенные интервалы в песнях и вокализах.        11.10
  11. Пение увеличенных интервалов.        11.10
  12. Знакомство с разнообразием темпов в музыке.        13.10
  13. Работа над правильным дыханием в песнях.        13.10
  14. Знакомство с медленными темпами и их названиями.        18.10
  15. Работа над правильным дыханием в песнях.        18.10
  16. Знакомство со средними темпами и их названиями.        20.10
  17. Работа над правильным дыханием в песнях.        20.10
  18. Знакомство с быстрыми темпами и их названиями.        25.10
  19. Работа над мелодической линией в песнях.        25.10
  20. Музыкальная викторина.        27.10
  21. Подведение итогов.        27.10
  22. Просмотр видео-концерта с музыкальными номерами.        01.11
  23. Слушание любимой музыки.        01.11
  24. Просмотр видео-концерта с музыкальными номерами.        04.11
  25. Слушание любимой музыки.        04.11
  26. Что такое пение acapello?        08.11
  27. Работа над мелодической линией в песнях.        08.11
  28. Acapello в народных песнях.        10.11
  29. Работа над мелодической линией в песнях.        10.11
  30. Фальцет в современной музыке.        15.11
  31. Работа над мелодической линией в песнях.        15.11
  32. Знакомство с упражнениями для развития фальцетного пения.        17.11
  33. Разучивание сценических движений.        17.11

Упражнения для фальцетного пения.        22.11

17

  1. Разучивание сценических движений.        
  2. Упражнения для фальцетного пения.        
  3. Разучивание сценических движений.        
  4. Что такое форсированное звучание голоса?         
  5. Отработка сценических движений.        
  6. Упражнения для дыхания и артикуляции.        
  7. Соединение пения и движений в песне.        
  8. Упражнения для дыхания и артикуляции.        
  9. Работа над образом в произведениях.         
  10. Упражнения для дыхания и артикуляции.        
  11. Работа над образом в произведениях.         
  12. Упражнения для дыхания и артикуляции.        
  13. Работа над образом в произведениях.         
  14. Упражнения для дыхания и артикуляции.        
  15. Отработка сценической постановки художественного номера.
  16. Упражнения для развития чувства ритма.        
  17. Отработка сценической постановки художественного номера.
  18. Упражнения для развития чувства ритма.        
  19. Отработка сценической постановки художественного номера.
  20. Упражнения для развития чувства ритма.        
  21. Отработка сценической постановки художественного номера.
  22. Урок-концерт.        
  23. Подведение итогов.         
  24. Ритмические игры.         
  25. Динамические игры.        
  26. Посещение концерта или театра.         
  27. Посещение концерта или театра.         
  28. Просмотр видео-концерта.        
  29. Обсуждение номеров, прозвучавших в видео-концерте.        
  30. Слушание любимых песен.         
  31. Обсуждение содержания прослушанных песен.        
  32. Построение музыки (формы музыки).         
  33. Упражнения на дыхание и артикуляцию.         
  34. Одночастная форма музыки.        
  35. Упражнения на дыхание и артикуляцию.         
  36. Двухчастная форма музыки.         
  37. Разучивание новых распевок.         
  38. Трехчастная форма музыки.         
  39. Распевание, работа над расширением диапазона голоса.        
  40. Форма «вариации».        
  41. Распевание, работа над расширением диапазона голоса.        
  42. Разучивание новых музыкальных произведений.        
  43. Работа над правильным интонированием в песнях.        
  44. Что такое кода?        
  45. Разучивание новых музыкальных произведений.        
  46. Реприза в песнях.         
  47. Работа над правильным интонированием в песнях.        
  48. Куплетная форма.        
  49. Работа над правильным интонированием в песнях.        
  50. Современные жанры и стили в музыке (классификация).        
  51. Работа над мелодической линией в песнях.

99

Современные танцевальные стили в музыке.        

100

Работа над мелодической линией в песнях.         

101

Блюз,фанк и джаз в современной музыке.         

102

Работа над мелодической линией в песнях.         

103

Хип-хоп и трип-хоп - современные стили в музыке.        

104

Работа над мелодической линией в песнях.         

105

Особенности мелодических линий в современной музыке.

106

Работа над мелодической линией в песнях.         

107

Повторение выученного музыкального материала.        

108

Урок-концерт к празднику 8 марта.        

109

Упражнения для развития фальцетного и акапельного пения.

110

Работа над артикуляцией в песнях.        

111

Сравнение классической музыки и современной музыки.

112

Работа над артикуляцией в песнях.        

113

Музыкальная викторина.         

114

Подведение итогов.        

115

Посещение концерта, театра.         

116

Посещение концерта, театра.         

117

Просмотр видео-концерта.         

118

Обсуждение номеров.         

119

Слушание новых стилей в музыке.         

120

Выявление особенностей в новых стилях музыки.         

121

Народный стиль в современной музыке.        

122

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

123

Упражнения для развития фальцетного и акапельного пения.

124

Работа над двухголосием в песнях.        

125

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

126

Работа над двухголосием в песнях.        

127

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

128

Работа над двухголосием в песнях.        

129

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

130

Работа над двухголосием в песнях.        

131

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

132

Работа над двухголосием в песнях.        

133

Разучивание сценических движений.         

134

Работа над двухголосием.        

135

Разучивание сценических движений.         

136

Упражнение для артикуляции и певческого дыхания.         

137

Отработка сценических движений.         

138

Трудовые песни. История праздника «1 мая».        

139

Отработка сценических движений.         

140

Музыка военных лет.        

141

Урок-концерт, посвященный празднику Великой Победы.

142

Отработка сценических движений.         

143

Упражнение для артикуляции и певческого дыхания.         

144

Отработка сценических движений.         

145

Упражнение для артикуляции и певческого дыхания.         

146

Соединение вокальной линии и сценических движений.         

147

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

148

Соединение вокальной линии и сценических движений.         

149

Современные музыкальные инструменты.        

150

Работа над образом в песнях.

1

18.05

151

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

1

23.05

152

Отработка сценической постановки художественного номера.

1

23.05

153

Упражнения для развития навыка многоголосного пения.

1

25.05

154

Отработка сценической постановки художественного номера.

1

25.05

155

Урок-концерт.

1

30.05

156

Подведение итогов.

1

30.05

Итого

156

Репертуар:

«Мамино сердце»

«Возрождайся Россия»

«Учитель мой»

«Благодарю»

«День без выстрела на земле»

«Мечтай»

«Исправим мир»

«Дети войны»

«Классный мюзикл»

«Мир без войны»

«Любимая школа»

«Россия»

Итого реализация программы вокально-хоровой студии «Мотив»: 350 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа вокальной студии "Ветер детства"

Программа базируется на курсе "Эстрадный вокал". Предназначена для студий и кружков, занимающихся вокалом....

рабочая программа вокально-хоровой студии "Созвучие"

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания.В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа вокальной студии "Музыкальная карусель".

Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая) программа вокальной студии "Музыкальная карусель"....

Программа вокальной студии "Гармония"

Программа вокальной студии "Гармония" для детей 6,5-10 лет...

Программа вокальной студии

Заинтересовать обучающихся музыкальным искусствам, привить любовь к пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-...

Рабочая программа вокальной студии «Улыбка»

Рабочая программа вокальной  студии «Улыбка», «Обучение детей вокально-эстрадному искусству», направлена на формирование художественного вкуса, вокальных навыков и развитие певческого голоса. Про...

Рабочая программа Вокальная студия 7 класс

Авторская программа "Вокальная студия" 7 класс...