Георгий Свиридов. "Альбом пьес для детей"
методическая разработка по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

Георгий Свиридов создал замечательный фортепианный цикл "Альбом пьес  для детей". В него вошли 17 пьес самого разнообразного содержания, характера, сложности. У каждой пьесы есть название, что помогает понять смысл произведения. Хочется отметить своеобразие, тонкость гармонического письма. Пьесы Свиридова прочно вошли в детский репертуар, что не удивительно: ведь дети должны учиться на лучших образцах классической музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sviridov.docx26.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Детский альбом» Г. Свиридова занимает прочное место в детском репертуаре. Это высококлассная музыка, предназначенная для детского слушания и исполнения.

«Детский альбом» Г. В. Свиридова наполнен множеством необычных и красивых композиторских находок. Во-первых, это одно из характерных для свиридовского гармонического и фактурного письма сочинение; во-вторых, это сочинение, предназначенное не только для детей. Это сборник зрелых, тонких и серьёзных миниатюр. Здесь, как и во многих произведениях композитора, мы видим новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту и выразительность.

Знакомясь с музыкой этого великого русского композитора, мы становимся чуточку лучше, красивее и мудрее. Она заставляет нас думать, чувствовать, сопереживать. Г. В. Свиридову принадлежат замечательные слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом её основная миссия».

«Альбом для детей» Г. Свиридова принадлежит к числу тех немногих сочинений, которые, будучи доступными детскому восприятию и воспроизведению, в состоянии пробуждать художественную фантазию, учить исполнительскому творчеству. Он не только может принести большую пользу в процессе обучения юных пианистов, но и сыграть значительную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения. А ведь в этом заключается одна из важнейших задач музыкальной культуры.

Очень многие композиторы сочиняли и сочиняют музыку для детей.

Самые замечательные из них те, кого мы сейчас зовем классиками, и детская музыка им особенно удавалась. Может быть потому, что неповторимую пору детства человек вспоминает на протяжении всей своей жизни, и воспоминания эти для него всегда очень волнующие и драгоценные.

Представленные единичными образцами в девятнадцатом столетии (Шуман, Бизе, Чайковский), они получили большой резонанс в двадцатом веке. Возник даже самостоятельный жанр «Детского альбома» как своеобразного вместилища информации о жизни ребенка во всем ее многообразии. Лучшие образцы детских фортепианных циклов часто создавались композиторами для конкретного, близкого и горячо любимого ребёнка. Значение этого обстоятельства для детской музыкальной литературы велико. Ведь нет лучшей музыки, чем музыка, написанная для самых близких тебе людей. Детские фортепианные альбомы – это подарок юному музыканту, только начинающему свой путь в искусстве.

Формируя музыкальное мышление, композиторы с помощью музыкальных образов знакомят детей с собственными музыкальными и человеческими идеалами, со всем, что самим близко и дорого, со своими музыкальными привязанностями, а иногда и антипатиями. Тематика циклов – события, случающиеся в детской жизни, игры, природа, эмоционально-психологические состояния, портреты человеческого характера, сказки, фольклор, отражение современности. Продолжая традиции немецкого композитора Р. Шумана, авторы в игровой форме знакомят детей с современным музыкальным языком, включают в сборники и инструктивные пьесы – полифонические, этюды и другие. Но даже они получают программные наименования и подзаголовки, определяющие жанр.  Асафьев в статье «Русская музыка о детях и для детей» пишет: «... Детский альбом...в самом деле домашний альбом...загляните в таковые - в них и поздравления, и стихи на память, и разные записи семейных происшествий, и  карандашные зарисовки с маленькими акварельками...нет ничего случайного, мозаичного и внешне превходящего».

Д.Б. Кабалевский: "Пишут музыку для детей многие, но очень мало кто по-настоящему знает и любит детей так, как должен их знать и любить тот, кто берётся сочинять для них".

Не стал исключением и Георгий Васильевич Свиридов, сочинивший в 1948 году «Альбом пьес для детей» по случаю рождения сына. Впервые в музыке Свиридова возникает мир детства…

Часто мы говорим о литературе, живописи, музыке как о чем-то очень разном, и конечно, различия здесь не малые, но много и общего. И вот это общее особенно ощущаешь, слушая музыку Свиридова. И в самом деле, Свиридов больше написал вокальных произведений, где музыка неразрывно связана со словом. Выразительность звуков и слов дополняют, обогащают друг друга. И так свойственно Свиридову выражать музыкой смысл слова, что и пьесы, написанные им для фортепиано, кажется, словно говорят с нами и вместе с тем, очень ярко рисуют картины окружающего мира, так как это сделал в своем альбоме художник. Вот почему название «Детский альбом» очень точно обозначает характер сборника фортепианных пьес Г. В. Свиридова.

«Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Георгий Васильевич Свиридов. Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей.

Все мы хорошо знаем, что такое альбом– альбом для рисования, фотоальбом, альбом с марками – это собрание рисунков, фотографий, марок. Есть и музыкальные альбомы – собрание разных музыкальных пьес. 

В своем музыкальном альбоме композитор рассказывает о том, что интересно детям. «Альбом пьес для детей» Свиридова включает семнадцать небольших произведений, различных по характеру, масштабу, технической трудности. Порядок в расположении миниатюр естествен и логичен как в художественном, так и в методическом отношениях: в целом трудность - будь она преимущественно художественно-выразительной или технической - постепенно возрастает к концу сборника.

Главное достоинство пьес Свиридова – яркая образность, свежесть языка, которая сочетается с доступностью детскому восприятию и педагогической целесообразностью применяемых стилистических средств. Трудно определить те бесчисленные "штрихи", которые придают даже простейшим пьесам Свиридова черты исключительной, ярко-национально окрашенной самобытности. Они и в интонационном строе, близком русскому народному творчеству, и в гармоническом языке, ритмическом строении, особенностях фактуры, полифонического письма, формообразования.

Особенно ценным представляется гармонический синтез простоты, ясности и глубокого стилистического своеобразия авторского письма. Свойство это вообще присуще зрелым произведениям Свиридова, которому удается сочетать новаторство музыки с широкой доступностью ее понимания. Видимо, поэтому и разговор композитора с детьми отличается такой естественностью, непринужденностью, внутренней свободой и гармоничностью.

Пьесы Свиридова принадлежат к числу именно тех немногих сочинений, которые будучи доступными для детского восприятия и исполнения, в состоянии учить главному — исполнительскому творчеству, неразлучному с освоением современного музыкального языка, современных средств художественной выразительности.

Бесконечно разнообразна, звучащая вокруг нас музыка, но как часто первые музыкальные впечатления человека связанные со слышанными в самом раннем детстве задушевными колыбельными песнями. Может быть, поэтому и открыл Свиридов свой альбом «Колыбельной песней».

«Колыбельная песня» - это и в самом деле песня, только без слов. Зато смысл ее угадать совсем не трудно, и если бы были в ней слова, то говорилось  бы в ней о чем-то очень хорошем, ласковом, добром. Во всей пьесе, как это бывает в колыбельных песнях, повторяется одна и та же простая убаюкивающая мелодия. "Колыбельная песенка" учит простоте и естественности фразировки, достижению мягкого, плавного легатного звучания. Пьеса эта прививает простейшие полифонические навыки, а также наглядно знакомит с принципом вариационного развития, типичного, в частности, для народной музыки. При многократном повторении первоначальной темы - обращает внимание использование выразительности различных регистров фортепиано.

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит,

Малым деткам спать велит:

«Спите, спите поздний час,

Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,

В серебре мой сарафан.

Встречу брата и пойду,

Спрячусь в божием саду,

А под вечер брат уснёт

И меня гулять пошлёт.

Сладкий сон вам пошлю,

Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,

Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.

Детям спится до утра».

(А. Блок. Колыбельная песня).

«Попрыгунья» - вторая пьеса из «Альбома». Вот и утро настало, хорошее, погожее утро, когда так весело начертить на асфальте квадратики и скакать на одной ноге, играя в классики.  Слушая, как музыка передает, изображает скачки на одной ноге, кажется, будто сам следишь за веселой игрой маленькой попрыгуньи.

Галдят грачи на дереве,

Гремят грузовики,

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:

Тут верёвка на пути.

Хором девочки считают

Десять раз по десяти.

Это с нашего двора

Чемпионы, мастера

Носят прыгалки в кармане,

Скачут с самого утра.

(А. Барто. Попрыгунья).

«Ласковая просьба». Чья же это просьба? О чем она? К кому она обращена?

Ответов мы не найдем в авторском названии: об этом можно только догадываться, слушая саму пьесу. Но ведь главная цель в музыкальных произведениях именно в том, чтобы создав общее настроение, позволить каждому вспомнить что-то свое собственное, созвучное этому настроению. Настроение ласковой просьбы очень тонко удалось передать Свиридову в этой пьесе.

Упрямец». Хорошее ли это качество? Странный вопрос, Вы скажете. Да, но, пожалуй, не такой уж и простой. Упрямство порой оказывается очень важным, а порой даже необходимым, когда нужно преодолеть какую-нибудь трудность, научиться чему-нибудь. Во что бы то ни стало решить сложную задачу. Это упрямство точнее было бы назвать упорством. Но есть и другое упрямство. Бессмысленное, жалкое. Упрямство ради упрямства. Вот о таком маленьком упрямце и написал пьесу Свиридов. На все уговоры и сердитые окрики. Упрямец знай, твердит, бубнит свое: ни хочу, не буду. Разумеется, ни к чему хорошему такое упрямство привести не может. И не удивительно, что конец пьесы довольно грустный. Стоило ли, в самом деле, так упираться, когда видишь сам что был не прав.

«Звонили звоны». Творчество Свиридова очень тесно связано с народной музыкой. Часто обращается он к напевам, которые на протяжении многих столетий создавал русский народ. Имена создателей большинства этих напевов неизвестны, но мелодии продолжают нас радовать своей великолепной красотой и по-новому звучать в творчестве композиторов. В основу пьесы «Звонили звоны» положена русская народная песня «Звонили звоны». Ее мелодия напоминает торжественный звон колокола, и вот эту тему и характер мелодии развил в своей пьесе Свиридов. К одинокому колокольному набату, присоединяется звон новых колоколов. Непрерывно растет и ширится этот звон до самого конца пьесы.

Кто долго жил в глуши печальной

Друзья, тот верно знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам.

(А. Толстой.Звонили звоны).

«Музыкальный ящик». А вот перед нами старый музыкальный ящик, играющий лишь одну единственную мелодию с незатейливым сопровождением – аккомпанементом. Сейчас такой ящик встретишь лишь в музеях. Заведешь такую музыкальную игрушку и словно перенесешься в далекое прошлое, когда не было еще ни проигрывателей, ни радио, ни телевизора, и сам ящик и трогательная, незатейливая его музыка словно пришли к нам из сказок Г. Х. Андерсена или из волшебной истории, которую рассказал советский писатель В. Ф. Одоевский о маленьких человечках-колокольчиках, которые живут в сказочной музыкальной табакерке.

 «Старинный танец». О давних - давних временах рассказывает следующая пьеса детского альбома. Кажется, что повествует она о благородных рыцарях и прекрасных дамах, о древних замках с зубчатыми стенами, Сам ритм и характер этого танца напоминает действительно существовавший и очень распространенный в свое время танец – «Менуэт». Его размеренное и спокойное движение кажется то немного чопорным, то более горделивым, а в середине пьесы будто слышишь звон и бряцание оружия: старинных мечей или сабель.

«Парень с гармошкой». Из путешествия в чужие страны в далекие времена снова возвращает нас музыка Свиридова на родную землю. Звонкие, заливистые звуки гармошки, озорной мотив так и заставляют нас пуститься в пляс. До чего же разудалый парень, как заражает он всех своей игрой, своим весельем.

Как гармошка поёт

Я люблю послушать,

Ведь мелодии её

Трогают мне душу.

Гармонист, сыграй на ней

О родной сторонке,

Чтоб раздался в тишине

Её голос звонкий!

(С. Брискин. Парень с гармошкой).

«Перед сном».  Но вот утихло веселье, сгустились вечерние тени. Ночь вступила на порог. Снова убаюкивает малыша ласковая колыбельная песня, но не сразу приходит сон. В дремоте чудится темный-претемный лес, со всех сторон обступивший маленькую избушку на курьих ножках, то слышатся какие-то тревожные, таинственные звуки. Но бояться нечего: «Я с тобой», словно говорит полная любви и нежности мелодия и сладко-сладко баюкает и успокаивает детские страхи. Спокойной ночи, малыш.

«Веселый марш». Снова перед нами возникают музыкальные картины разнообразно и ярко рисующие окружающую жизнь. Беспечным, озорным ликованием полна музыка веселого марша. Кажется, будто это марш среди веселого карнавала, пестрого сборища разных забавных масок, Так и видятся яркие краски, так и слышится звонкий смех, а в конце к задорным возгласам труб словно присоединяется громкая дробь барабана.

«Колдун». Это пьеса-сказка. Само название говорит об этом. Ведь всем известно, что никаких колдунов в природе не бывает. Зато сказки редко обходятся без колдунов, иногда добрых, но чаще страшных и злых. Вот и колдун, о котором рассказывает пьеса Свиридова, злой колдун. Недаром он бормочет какие-то темные заклинания, готовя свое чудодейственное зелье, а потом несется через поля и леса, через горы и долы, стараясь навести страх и смести все на своем пути. Очень хочет он наколдовать так, чтобы мы поверили в его силу и могущество, но что делать мы ему не верим. Ведь сам Свиридов словно говорит нам своей музыкой, особенно в конце пьесы, где вновь слышны ворчливые заклинания: «Не относитесь к нему слишком серьезно, ведь все это только сказка».

За морями, за горами

Чёрный жил колдун – злодей.

Не любил злодей людей.

Он жил на острове широком,

Он жил на острове далёком.

Он гостей не принимал,

Детей от дома отгонял.

Никого не уважал,

Всех в округе обижал!

(Т. Саксон. Колдун).

«Грустная песенка». Одна из самых красивых пьес детского альбома. Хотя она и названа композитором грустной, но грусть эта кажется очень спокойной, очень светлой. В начале, словно под аккомпанемент гитары чудесная, бесконечно льющаяся мелодия будто звучит в исполнении женского голоса. Потом слышно звучание целого хора, где музыка приобретает порою характер скорбной жалобы, И, наконец, снова возвращается первоначальная мелодия, но ее поет уже более низкий голос, а сопровождение становится более разнообразным. Простота и значительность – чудесное свойство музыки Свиридова воплощены в этом произведении.

«Маленькая токката».  Токката – это виртуозная, то есть трудная для исполнения музыкальная пьеса, выдержанная в быстром, ровном, четком движении. Какое содержание данной пьесы? Какая картина появляется у слушателя? Думается, что это могут быть самые разные картины, ведь музыка дает простор фантазии слушателя.

«Зима». Суровая мерная поступь басовых звуков, однообразных, как снежная пелена, покрывшая землю, как оголенные стволы и ветви деревьев. Всё словно застыло, скованное льдом и холодом. Солнечное тепло, зеленые кущи лесов, цветущие луга, все это осталось позади и не скоро вернется вновь. Но есть суровая красота и в долгих зимних ночах, и в бескрайних снежных полях, и в глубоких сугробах. Об величавой зимней красоте рассказывается в этой пьесе.

Зима пришла.

Где сладкий шёпот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов?

Деревья голы,

Ковёр зимы

Покрыл холмы

Луга и долы.

Под ледяной

Своей корой

Ручей немеет        

Всё цепенеет

Лишь ветер злой,

Бушуя, воет

И небо кроет

Седою мглой.

(Е.Баратынский. Зима).

«Дождик».  Это пейзажная зарисовка, картинка природы, рисующая музыкальными звуками летний дождь. Вот он нежданно-негаданно застал путников в дороге; застучали, заплясали озорные дождевые капли, косая стена дождя заволокла, сделала неясными предметы, Неугомонные, водяные струи все чаще, громче. Лужи превратились в бурные, стремительные потоки, скорее нужно искать укрытие. Гром загрохотал где-то вдалеке, но ливень пронесся быстро. Уже стекают с ветвей последние струйки, расходится на гладкой поверхности лужи кружок от последней капли дождя и все, кончился дождик.

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри.

Если лужицы нальются,

Так и хочется разуться,

Побежать и потрясти

В тёплом дождике кусты…

Дождь плясал по огороду,

Расплескал на грядки воду,

Тучу – лейку перенёс,

Напоил в полях овёс.

Сохнут вымытые чисто

Лопухов большие листья.

Значит очень хорошо,

Что сегодня дождик шёл!

(З. Александрова. Дождик).

«Марш на тему М. И. Глинки». К этой пьесе даже и не требуется никакого пояснения: автор сам снабдил ее эпиграфом, выразив в словах содержание музыки.

«По склону вверх король повёл

Полки своих стрелков.

По склону вниз король сошёл

Но только… без полков…»

До чего же ярко, картинно Свиридов изобразил в музыке гордого, смелого короля, который ведет в бой свои полки и уверен в победе, а вслед за этим – его же, удрученного поражением, одинокого и покинутого.

«Музыкальный момент». Эта пьеса завершает «Детский альбом» Свиридова. Пожалуй, это самая сложная для исполнения пьеса. Музыка стремительная, изящная, танцевальная. Интересен переход от ля-минорной тональности к Ля-мажорной, это придает пьесе еще большую жизнерадостность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий пьесы для детей " ЛАДУШКИ-ЛАДУШКИ " ( по мотивам русского детского фольклора )

Пьеса для детей младшего школьного возраста представляет один  день из жизни простой русской  крестьянской семьи с утра до вечера . Действующие лица- мама и дети / пятеро сыновей  и доч...

«Сказки про Слона Хортона» Пьесы для детей по мотивам произведений Доктора Сьюза

Данный материал включает в себя две пьесы на английском языке "Horton Hatches the Egg", "Horton Hears a Who!", которые были поставлены детьми 8-10 лет в театрально-игровой студии изучении английского ...

Билингвальные посиделки "Шесть шляп отцов и детей по пьесе Степана Васильченко"

Целью внеклассного мероприятия является ознакомление детей с традициями русского и украинского народов, устным народным творчеством, отражающим его жизнь, мировоззрения, идеалы; развивать навыки ...

День Георгиевского креста. День Георгиевского креста Орден св. Георгия (полное название — Императорский Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия) был официально учрежден 26 ноября 1769 г.

День Георгиевского креста.День Георгиевского креста Орден св. Георгия (полное название — Императорский Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия) был официально учрежден 26 нояб...

Конспект интегрированного занятия "Их героические имена носят улицы нашего города. Георгий Дмитриевич Костылев" (для детей старший и подготовительной группы ЗПР)

Цель: продолжать формировать чувство гордости за  соотечественников,  защищавших нашу Родину во время Великой Отечественной войны.Задачи:Обучающая:через организацию интегрированного занятия ...