Урок музыки по теме "Музыкальный портрет"
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Гаджиева Марина Владимировна

Урок музыки по теме "Музыкальный портрет" где раскрывается содержание музыкального материала М. Мусоргского "песня Варлаама"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_5_muzykalnyy_portret_moy.docx21.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыкальный портрет"

Цель: углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведения музыки - “Песня Варлаама” М.Мусоргского и изобразительного искусства - картины И.Репина “Протодьякон”

задачи урока:

  • развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения;
  • выработка умения раскрыть свойства “живописной музыки” благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических, ладовых);

Ход урока:

Актуализация:

- Сегодняшний урок, я предлагаю начать с игры, которая называется «Ассоциации». Я назову слово, а вам необходимо сказать ваши ассоциации к этому слову. Итак, это слово – портрет. Молодцы, вы подобрали много слов, которые так или иначе связаны со словом портрет. Я хочу добавить только одно слово – музыка.

- Как вы думаете, можно ли связать между собой эти 2 слова?

- Попробуйте составить словосочетание из этих слов.

Выход на проблему:

слайд1. Я услышала интересное словосочетание «Музыкальный портрет». Как вы понимаете, что же такое «Музыкальный портрет»?

- Почему мы не смогли дать точного ответа на поставленный вопрос?

- Что надо сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос?

- Сегодня, мы с вами попробуем разобраться, что же такое музыкальный портрет.

Слайд 2. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? А фотографию можно считать портретом? Как вы думаете, у кого фотографический портрет получится лучше, у любителя или профессионала? Настоящие шедевры, фотопортреты, как и портреты в живописи, и музыкальные портреты создавали и создают настоящие мастера своего дела.

Слайд 3. А это портрет великого русского композитора, которого зовут Модест Петрович Мусоргский. Этот портрет написал его друг Илья Репин. Почему же я предлагаю вашему вниманию портрет именно этого композитора, это вам предстоит выяснить.

На столе у каждого есть лист, на котором написано несколько предложений о творчестве Мусорского. Прочитайте и подчеркните предложения, которые доказывают, что именно творчество этого композитора поможет нам разобраться, что же такое музыкальный портрет (индивидуальная работа).

Действительно, Мусоргский – величайший композитор – портретист, настоящий гений. Его очень сильно волновали проблемы людей и народа. Слайд 4.

- В ранний период своего творчества Мусоргский создает настоящий шедевр оперной музыки – оперу “Борис Годунов” по трагедии А.С.Пушкина, признанный в наши дни одной из “чисто русских опер”. Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – малолетнего царевича Дмитрия.

- Наше внимание на сегодняшнем уроке будет приковано к интереснейшему персонажу оперы – беглому монаху Варлааму, который предпочел свободную разгульную, веселую жизнь, вместо служения Богу. Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.

Послушайте как в опере поет Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани…».

Мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Они, как волшебники, могут создать любое настроение, любую картинку. Нужно только раскрыть секрет этого волшебства.

Слушая музыку, попытайтесь сопоставить цветовую гамму с музыкальным характером, увидеть цветовую палитру, которая возникла у вас в воображении от прослушиваемого эпизода. Обратите внимание на тембр его голоса, особенности музыки, манеру исполнения.

- слушание Песни Варлаама в записи Ф.И.Шаляпина (попутно выполняем задание: вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер).

Слайд 5. - Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? - Дети…(выбирают на доске подходящую характеристику) (молодецкая, мощная, могучая, добрая, нежная, светлая, лихая, буйная, густая, яркая)

- Какими музыкальными красками композитор написал этот музыкальный портрет? Как манера исполнения выдаёт характер героя? (Низкий голос певца, его густой бас, постоянно громкое звучание песни, грозные, звероподобные интонации в голосе, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели людей).

- Какие краски симфонического оркестра использовал композитор для передачи характера Варлаама? (Разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, быстрый темп, использование разных регистров в оркестре, которые постоянно мечутся вверх – вниз.)

- Итак, ребята, проанализировав «Песню Варлаама», мы подобрали к ней эпитеты, которые характеризуют нам Варлаама, создали цветовую гамму, больше всего подходящую к этому образу, нашли даже портрет, схожий, по-нашему мнению, с образом Варлаама – беглого монаха-разбойника. А теперь давайте ещё раз послушаем музыкальный портрет Варлаама и осознанно сопоставим его с репинским «Протодьяконом».

- Можно ли назвать это произведение музыкальным портретом? В начале урока мы поставили вопрос, что же такое музыкальный портрет. Давайте вернемся и ответим на него.

Что же такое музыкальный портрет? Какой облик рисует нам музыка, внешний или внутренний?

Слайд 6. Это портрет характера героя, в нем неразрывно слиты выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка.

Слайд 7. - Посмотрите на картину И. Репина «Протодьякон». Можно ли в ней увидеть Варлаама?

Когда эта картина появилась на выставке передвижников, известный музыкальный критик В.Стасов, увидел в персонаже этой картины один из самых истинных, глубоко национальных русских типов. «Варлаамище» из пушкинского «Бориса Годунова» - так определил он колоритную фигуру, изображенную на портрете. Точно так же Мусоргский, увидев «протодьякона», воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”

В портрете “Протодьякона” И.Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево.

- Так что же позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям, композитору и художнику, обратить внимание на такого человека? (Такие люди были на Руси.)

- Песня Варлаама не была написана Мусоргским к картине Репина. Протодьякон и Варлаам – самостоятельные образы, которые изображали подобные и характерные для Древней Руси типы монахов и попов.

Слайд 8. (запись в тетрадь и просмотр видео)

- Чем отличается музыкальный портрет от портрета художника? ( Правильно, ребята. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот).

- Обладает ли музыка изобразительностью? (Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. Очень важно вслушиваться в музыку).

- Можем ли мы увидеть музыку?

- Возможно ли в наши дни создать музыкальные портреты?

Давайте прослушаем музыку и попытаемся увидеть: портрет какого человека нарисовал композитор? (прослушивание “Песни о маленьком трубаче” С.Никитина и С.Крылова)

- Кого вы увидели в этом музыкальном портрете?

- Как вы думаете, мог ли бы такой человек, как Варлаам, совершить такой подвиг какой совершил маленький трубач? Почему?

- Как мы уже говорили, в музыкальном портрете исполнитель старается ярко и выразительно передать характер героя. Давайте и мы постараемся исполнить так, чтобы получился музыкальный портрет.

(разучивание песни) Особое внимание обратить на паузы между фразами, на выразительную роль интервалов (в медленном темпе, короткими фразами проигрывается мелодия первого куплета, затем поется со словами). Призывные интонации кварты (ре-соль) и квинты (соль-ре) вместе с пунктирным маршевым ритмом придают музыке героический характер. Маленькие интервалы между звуками мелодии (примы и секунды) будто рисуют маленького героя песни. Обращаем внимание учащихся на необходимость изменения динамических и темповых красок интонации в разных куплетах

- Таким образом, если два первых музыкальных предложения песни создают внешний “портрет” героя, тогда как третье предложение передает его внутреннюю решимость стать вместе со взрослыми на защиту Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки с презентацией "Музыкальный портрет" (5 класс 3 четверть)

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «Можем ли мы увидеть музыку?» ТЕМА УРОКА: "Музыкальный портрет" («Там, на неведомых дорожках…»)   Цель: формирование ключевых компетенций младших школьников на основе восприяти...

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Урок музыки в 3-м классе "Портрет в музыке"

Данный урок проводится в 3 классе по теме Портрет в музыке. Он является вторым в разделе "День, полный событий", на изучение которого отводится 4 часа. Урок связан с предыдущим уроком "Утро", так как ...

Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве" проводится во втором полугодии по теме "Музыка и изобразительное искусство"...

Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».

Тема: Портрет в музыке и живописи.Класс: 6Предметы: музыка, изобразительное искусствоЦель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных ...

Портрет в музыке и живописи. 6 класс 4 урок 1 четверть урок музыки

Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Н. Заболоцкий....