Эстрадный вокал
рабочая программа по музыке

Гормакова Светлана Викторовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Эстрадный вокал» направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование социальных навыков и коммуникативных компетентностей. Предлагаемая программа направлена на создание условий для совершенствования общего образования за счёт углубления, расширения и применения школьных знаний, а также на воспитание многогранной личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estradnyy_vokal_23-24.docx58.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска

"Средняя школа № 25 им. Н.К. Крупской"

Рассмотрена на заседании        Утверждаю

педагогического совета        Директор Средней школы

Протокол №____________                                              № 25 им. Н.К.Крупской

от ________________20___г.        ____________  Н.С.Жидова

 Приказ №___  от___________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Эстрадный вокал»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 10-17 лет

Срок реализации: 1 год

 Разработчик программы:

 Гормакова

 Светлана Викторовна

 Педагог дополнительного    

 образования

Ульяновск, 2023

Содержание:

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы).

1.2. Цели и задачи программы.

1.3. Содержание программы.

1.4. Планируемые результаты.

II. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Календарный учебный график.

2.2. Условия реализации программы.

2.3. Формы аттестации.

2.4. Оценочные материалы.

2.5. Методические материалы.

III. Список литературы.

I. Комплекс основных характеристик

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Эстрадный вокал» направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование социальных навыков и коммуникативных компетентностей. Предлагаемая программа направлена на создание условий для совершенствования общего образования за счёт углубления, расширения и применения школьных знаний, а также на воспитание многогранной личности.

         Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
  • Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
  • Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
  • - Устав СОШ №25;
  • - Положение о проектировании ДООП в СОШ №25;
  • - Положение о проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП.

Программа «Эстрадный вокал» имеет художественную направленность и предполагает получение дополнительного образования в сфере вокального искусства, реализуется в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.

Уровень программы –стартовый.

Адресат программы: программа рассчитана на один год обучения, адресована детям 10-17 лет, которые любят петь и стремятся развивать свои вокальные способности.

Объём и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общее количество часов в год — 68 часа.

Форма обучения – очная с применением дистанционных образовательных технологий.

Состав группы – 15 человек, возраст 10-17 лет; режим занятий -1 час в неделю, с продолжительностью занятия 40 минут.

Пение – одно из важнейших средств формирования духовности человека, его сознания, чувственно-эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности, формирование и развитие вокальных умений и навыков, творческого мышления и самовыражения на лучших образцах современной вокальной культуры способствует духовно-нравственному, профессиональному и социальному становлению, самовыражению и самоутверждению личности.  

Программа составлена с учетом запросов и потребностей детей и родителей на основе собственного опыта работы педагога. В реализации программы используются практические рекомендации по обучению вокалу педагогов И.О. Исаевой; Е. Ю. Белобровой; С.В. Фигаровской, методика «пения в речевой позиции» Сета Риггса; метод интонационно-корректирующих упражнений ученого-исследователя В.В. Емельянова, других отечественных и зарубежных педагогов, которые позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающими мышечное напряжение и психологические зажимы.

Актуальность программы продиктована необходимостью социализации ребенка, его творческой реализацией и профессиональным самоопределением, состоит в разработке и реализации системно-деятельностного подхода, соответствующего цели обучения. Это позволяет построить учебно-воспитательный процесс с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, формировать и развивать музыкальные способности детей, навыки вокально-творческой деятельности, воспитывать нравственные и патриотические качества через понимание лучших образцов современного эстрадного искусства.

В настоящее время актуальной проблемой современного человека являются психофизические зажимы, которые блокируют его развитие, влияют на самочувствие, провоцируют заболевания, становятся непреодолимым барьером, чтобы сделать жизнь успешной. Психологические и физические зажимы отрицательно влияют и на пение, поэтому большое значение в программе уделяется здоровьесбережению: снятию физического и психологического напряжения, обеспечению эмоционального благополучия, формированию правильного дыхания, красивой осанки, хорошей дикции, правильной артикуляции, связной грамотной речи, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, навыков по раскрытию голоса. В работе используется метод интонационно-корректирующих упражнений, дыхательная гимнастика, танцевальная терапия, скороговорки, ритмические упражнения, физкультминутки и т.д.  

Новизна данной программы в том, что для обучающихся создаются условия для раскрытия творческих способностей.

С учетом модернизации российского образования в программе:

  • Смещены акценты с освоения знаний на социализацию и профессионализацию обучающихся средствами современных методик вокальной практики;  
  • В основу программы положены инновационные технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: личностно-ориентированное обучение, дифференцированный подход, информационно-коммуникативные, игровые, здоровьесберегающие технологии, педагогика сотрудничества, коллективная творческая деятельность, доступность, последовательность и системность обучения, смешанное обучение;
  • Усовершенствована структура обучения за счет комплексного подхода в обучении: первоначальные профессиональные навыки дети получают одновременно в нескольких видах художественного творчества: музыкальном, вокальном и сценическом.

Педагогической целесообразностью программы является создание образовательного пространства, в котором присутствует сотворчество обучающихся и педагога, направленное на достижение конкретного результата конкретным обучающимся.

Голос – это тонкий инструмент, над которым нужно долго, терпеливо и ежедневно работать. Для того, чтобы научиться петь правильно и красиво, получать от этого удовольствие и доставлять удовольствие окружающим, необходимо освоить теорию и технику эстрадного пения, благодаря которой вокалист может управлять своим голосом.  

Отличительные особенности программы

В отличие от школ искусств и некоторых других образовательных учреждений, куда принимают только одаренных детей, в детском объединении «Волшебный микрофон» имеют возможность реализовать свои способности дети с различным уровнем стартовых вокальных данных. Программа носит гибкий вариативный характер и может быть адаптирована к каждому конкретному ребенку.

Основной спецификой программы является поиск для каждого вокалиста собственного оригинального звука, характерной, легко узнаваемой манеры пения, формирование неповторимого уникального голоса и сценического образа.

Мероприятия воспитательной деятельности: выступление на День учителя, День Матери, Новый год, День Защитника Отечества, Международный женский день, Пасха, День Победы. Участие в акциях Орлята России, РДШ.

1.2. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Эстрадный вокал»

Цель программы – создать условия для самореализации обучающихся через раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; выявление, развитие и поддержка одаренных детей.

Задачи программы

Образовательные:

  • Обучение основам вокальной техники: звукообразования и звуковедения, певческого дыхания, дикции, артикуляции, чистоты интонирования, навыкам осмысленной работы над своим голосом и репертуаром;  
  • Расширение знаний в области теоретических основ пения, строения голосового аппарата, гигиены голоса.

Развивающие:

  • Развитие природных вокальных данных и музыкальных способностей, совершенствование исполнительского мастерства.
  • Формирование художественно-эстетического вкуса, умения понимать, чувствовать музыку, устойчивой мотивации к саморазвитию и творчеству, здоровому образу жизни, профессиональному самоопределению.

Воспитательные:

  • Воспитание творческой и социальной активности, положительных личностных качеств: самостоятельности, ответственности, коммуникабельности, гражданской позиции личности, способной ориентироваться в современных условиях;
  • Формирование интереса к музыкальной культуре.

     Развитие и реализация природных голосовых возможностей человека происходит постепенно. Оптимальным считается прохождение нескольких этапов. На первом этапе осуществляется постановка голоса, на следующем этапе –освоение необходимых приемов эстрадного вокала. На последнем этапе происходит самое важное и сложное – формируется уникальный, узнаваемый голос, с характерной манерой пения и собственным сценическим образом.  

1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Эстрадный вокал»

Раздел 1. «Формирование вокальных навыков» - 36ч.

Теория: Формирование исполнительских навыков, приобретение необходимых теоретических сведений в сочетании с элементами исполнительского мастерства, ознакомление с культурой использования голосового аппарата. Певческая установка и навыки певческого дыхания. Три основных части голосового аппарата. Атака звука. Мягкая атака – основа вокала. Общее здоровье организма человека – главное условие здорового голоса.

Практика: Правильная постановка корпуса при пении, правильное ощущение гортани (нижняя челюсть свободная). Выработка грамотных голосовых, речевых, певческих навыков. Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен. Выравнивание гласных, выработка навыка резонирования, активность работы артикуляционного аппарата. Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох не должен нарушать смысл слова. Вдох между фразами в быстром произведении. Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Упрямая овечка», «Собачка» и др. Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Упражнения для развития и укрепления диафрагматического дыхания. Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания. Исполнение распеваний, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определѐнные гласные, слоги, на улучш ние звукообразования, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания в мажоре и миноре, включающие скачки на терцию, кварту, квинту (для ансамбля). Развитие способности самоанализа и самоконтроля обучающихся своих ощущений. Контроль за собственным телом с помощью зеркала. Выполняем упражнения на развитие артикуляции. Скороговорки для улучшения дикции. Распевки на дикцию: «Мы перебегали берега», «Алфавит» и другие. Основы артикуляционной разминки (упражнение для губ, языка, освобождения челюсти). Вокальные каноны. Упражнения на развитие гармонического слуха.

Раздел 2. «Актерское мастерство» - 16 ч.

Теория: Ознакомление обучающихся с исполнительской культурой певца, техникой речи, со значением сценического движения в создании вокальных номеров.

Практика: Выбор репертуара, доступного по вокально-техническому и исполнительскому уровню, тесситуре, содержанию. Слушание песни, ее анализ с детьми; разучивание текста песни; отдельно изучение мелодии и отработка ее интонационных трудностей. Исполнение песни по партиям. Художественная отработка звучания каждого из куплетов песни. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного исполнения.

Раздел 3. «Работа над репертуаром» - 16 ч.

Концертно-исполнительская деятельность предусматривает приобретение обучающимися навыков публичных выступлений, помогает преодолевать психологические комплексы, зажимы, боязнь сцены, воспитывает волю, формирует навыки самоанализа, самооценки, саморегуляции, способствует профессиональной ориентации детей, их социальной адаптации.

Теория: Знакомство с творчеством современных композиторов, а также с новейшими методами и приёмами формирования певческого голоса.

Практика:  Практическая работа по созданию эстрадного номера. Тема песни и еѐ сценическое воплощение. Эмоциональность при исполнении песни. Развитие умения двигаться под мелодию исполняемой песни, а также умения вслушиваться и понимать смысл репертуарных песен. Отработка выхода на сцену и ухода после выступления. Изучение правил пользования микрофонами. Этюды и упражнения, направленные на то, чтобы помочь начинающим эстрадным артистам осознать эмоциональную природу собственного «я», развивать творческое воображение, фантазию.

          Каждое занятие в классе сольного пения обязательно предполагает следующие виды деятельности образующие его структуру:

  • вокальные распевания, включающие в себя упражнения на выработку правильного дыхания, опоры звука, чистой интонации, артикуляции, вокального строя, грамотного ансамблевого звучания;
  • работа над репертуарными произведениями;
  • мероприятия воспитательно-познавательного характера.

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Часов

Теория

Практика

I. Формирование вокальных навыков

36

10

26

Введение в образовательную программу/ Вводное занятие

1

1

0

Устный опрос. Музыкальное тестирование

Диагностика стартовых вокальных умений и навыков

1

-

-

Музыкальное тестирование

Певческая установка. Распевание

8

3

6

Самоконтроль, наблюдение педагога

Строение голосового аппарата

1

1

-

Устный опрос

Правила охраны детского голоса

2

2

-

Устный опрос

Певческое дыхание

4

-

4

Самоконтроль, устный опрос, наблюдение педагога.

Звукообразование

8

1

7

Самоконтроль, наблюдение педагога

Дикция

6

0

6

Конкурс скороговорок

Артикуляция

3

1

2

Устный опрос,

Конкурс скороговорок

Фразировка

2

1

1

Самоконтроль, наблюдение педагога

II.  Актерское мастерство

16

-

16

Мышечная свобода. Снятие зажимов

4

-

4

Самоконтроль, наблюдение педагога

Развитие внимание и воображения

4

-

4

Самоконтроль, наблюдение педагога

Сценический образ, развитие актерских способностей

4

-

4

Творческое задание

Сценическое движение

4

-

4

Творческое задание

III.  Работа над репертуаром

16

-

16

Работа над репертуаром

10

-

10

Самоконтроль, наблюдение педагога

Концертно-исполнительская деятельность

5

-

5

Конкурс, фестиваль

Итоговое занятие

1

-

1

Отчетный концерт

Итого

68

10

58

1.4. Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Эстрадный вокал»

Предметные результаты

Обучающийся знает:

  • Понятия: певческая установка, певческое дыхание, диафрагма, атака звука, голосоведение, дикция, артикуляция, артикуляционный аппарат, тембр, регистры, резонаторы, вокальная маска, вокальная фраза, логическое ударение;
  • Основы правильного звукоизвлечения и звуковедения;
  • Основные средства художественной выразительности: мелодия, лад, темп, ритм, нюансы, динамика;
  • Типы дыхания;
  • Произведения, разученные за учебный год.

Обучающийся умеет:

  • Соблюдать правильную певческую установку;
  • Правильно брать дыхание, менять его в процессе пения (владеть различными приёмами);
  • Выразительно петь, чисто интонируя, сочетая пение со сценическим движением;
  • Использовать различные характеры голосоведения, различные виды атак;
  • Точно исполнить свою партию в двухголосном произведении;
  • Контролировать и анализировать свое исполнение и творческие работы своих товарищей;
  • Работать с микрофоном;
  • Самостоятельно и осмысленно работать над своим голосом и репертуаром.  

Метапредметные результаты

Результативность обучения зависит от того, как педагог использует в учебном процессе метапредметные связи. На занятиях педагог опирается на знания и навыки, полученные учащимися в общеобразовательной школе, в школе искусств, в театральном объединении. Учащиеся получают элементарные знания по теории вокала, сценическому мастерству, технике речи. Коллективно-творческая деятельность, занятия в ансамбле расширяют музыкальный кругозор учащихся. Участие в конкурсах и фестивалях играет положительную роль на формирование общекультурных компетенций.

Обучающийся знает:

  • Правила поведения на занятиях, во время выступлений;
  • Особенности и возможности человеческого голоса, строение голосового аппарата;
  • Гигиену певческого голоса;
  • Классификацию певческих голосов;
  • Строение артикуляционного аппарата;
  • Элементы музыкальной грамоты;
  • Жанры вокальной музыки.

Обучающийся умеет:

  • Правильно формировать гласные и согласные звуки;
  • Выразительно прочитать текст песни;
  • Освобождать артикуляционный аппарат;
  • Владеть элементами сценической культуры;
  • Владеть навыками пения в ансамбле;
  • Соблюдать гигиену голоса;
  • Решать задачи поискового и творческого характера;
  • Имеет представление о средствах создания сценического имиджа, поведении певца до выхода на сцену и во время выступления.

Личностные результаты:

  • Формируется сознательное отношение к пению, потребность к творчеству, совершенствуется исполнительское мастерство;
  • Вырабатывается эстетическая оценка окружающего мира, доброта, отзывчивость, ответственность, коллективизм, эмоциональность;
  • Формируется потребность в здоровом образ жизни, улучшается физическое, психологическое, физиологическое состояние;
  • Развивается интерес к культурным традициям и истории родного края.
  • Укрепляется дыхательный аппарат, дикционные навыки, свобода артикуляционного аппарата; расширяется диапазон голоса;
  • Повышается общий интеллектуальный уровень;
  • Вырабатывается сотворчество между педагогом и детьми в разработке сценария исполнения, выборе репертуара, сценического имиджа;
  • Развивается коммуникабельность, уверенность в себе, умение держаться на сцене, положительные личностные качества;
  • Появляется потребность в получении дальнейшего профессионального образования.

II. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Волшебный микрофон»

занятия

Месяц

Число

Форма

занятий

Количество

часов

Тема занятий

Место

проведения

Форма контроля

36

I. Формирование вокальных навыков

1

Сентябрь

06

Групповая,

 индивидуальная

1

Введение в образовательную программу.

Вводное занятие

СОШ №25

Устный опрос.

Музыкальное

тестирование

2

Сентябрь

08

Групповая,

индивидуальная

1

Диагностика стартовых вокальных умений и навыков

СОШ №25

Музыкальное

тестирование

3-5

Сентябрь

13, 15, 20

Групповая

3

Певческая установка. Распевание

СОШ №25

Самоконтроль,

наблюдение педагога

Устный опрос

6-7

Сентябрь

19,22

Групповая

2

Певческая установка. Распевание

СОШ №25

Практические занятия, пение упражнений

8-9

Сентябрь

26, 20

Групповая

2

Певческая установка. Распевание

СОШ №25

Практические занятия, пение упражнений

10-11

Октябрь

 03, 06

Групповая

2

Певческая установка. Распевание

СОШ №25

Практические занятия, пение упражнений

12

Октябрь

 10

Групповая

1

Строение голосового аппарата

СОШ №25

Устный опрос

13-14

Октябрь

13, 17

Групповая

2

Правила охраны детского голоса

СОШ №25

Устный опрос

15-18

Октябрь, ноябрь

20, 24, 27, 31

Групповая

4

Певческое дыхание

СОШ №25

Самоконтроль,

устный опрос,

наблюдение педагога,

практические занятия

19

Ноябрь

03

Групповая

1

Звукообразование

СОШ №25

Самоконтроль,

устный опрос,

наблюдение педагога

20-21

Ноябрь

07, 10

Групповая

2

Звукообразование

СОШ №25

Практические занятия, пение упражнений

22-23

Ноябрь

14, 17

Групповая

2

Звукообразование

СОШ №25

Практические занятия, пение упражнений

24-25

Ноябрь,

21, 24

Групповая

2

Звукообразование

СОШ №25

Практические занятия, пение упражнений

26

Ноябрь

28

Групповая

1

Звукообразование

СОШ №25

Практические занятия, пение упражнений

27-29

Декабрь

01, 05, 08

Групповая

3

Дикция

СОШ №25

Конкурс скороговорок, Практические занятия, пение упражнений

30-32

Декабрь

12, 15, 19

Групповая

3

Дикция

СОШ №25

Конкурс скороговорок, Практические занятия, пение упражнений

33

Декабрь

22

Групповая

1

Артикуляция

СОШ №25

Самоконтроль,

устный опрос,

34-35

Декабрь,

 

26, 29

Групповая

2

Артикуляция

СОШ №25

пение упражнений

Конкурс скороговорок

36-37

Январь

09,12

Групповая

2

Фразировка

СОШ №25

Самоконтроль,

наблюдение педагога,

тренировочные упражнения

16

II.  Актерское мастерство

38-41

Январь

16,19,

23,26

Групповая

4

Мышечная свобода. Снятие зажимов

СОШ №25

Самоконтроль,

наблюдение педагога,

практические занятия.

42-45

Январь, февраль

30,02,

06,09

Групповая

4

Развитие внимание и воображения

СОШ №25

Самоконтроль,

наблюдение педагога,

практические занятия

46-49

Февраль

13,16,

20,27

Индивидуальная,

парная

4

Сценический образ, развитие актерских способностей

СОШ №25

Творческое задание, разыгрывание сценок, передача образов.

50-53

Март

01,05,

12,15

Индивидуальная, парная

4

Сценическое движение

СОШ №25

Конкурс, концерт

16  

III.  Работа над репертуаром

54-58

Март,

апрель

19, 22,26,

29,02

Индивидуальная, парная

5

Работа над репертуаром

СОШ №25

Конкурс, фестиваль, концерт

59-63

Апрель  

05,09,

12,16,

19

Индивидуальная, парная, групповая

5

Работа над репертуаром

СОШ №25

Конкурс, фестиваль, концерт

64-68

Апрель,Май

 

23,26,

30,07,

10

Групповая,

сольная,

дуэтная

5

Концертно-исполнительская деятельность

СОШ №25

Конкурс, концерт

69

Май

14

Групповая

1

Итоговое занятие

СОШ №25

Отчетный концерт

Итого:

68

При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.          

2.2. Условия реализации дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Эстрадный вокал»

Программа разработана для детей в возрасте от 10 до 17 лет. Наполняемость группы определяется благоприятным режимом работы и отдыха, с учетом требований СанПиН.

В ходе реализации программы основной аспект ставится на достижение конкретного результата конкретным учащимся, поэтому численный состав объединения – 6-15 человек.

Основные виды занятий – индивидуальное, работа в парах, групповое и коллективное творчество. Во время подготовки некоторых мероприятий бывает необходимость проведения сводных репетиций.

Программный материал разработан в соответствии с возрастными особенностями детей - младший школьный возраст (10-17 лет). В данном возрасте преобладает верхний резонатор, голоса мальчиков и девочек однородны. Диапазон ограничен звуками ре 1 – ре 2. Наиболее удобные звуки – ми 1 – ля 1. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача педагога – добиваться более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона. Время бурного роста сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях, поэтому занятия с младшей группой проходят очень динамично.

В программе учитывается, что у детей 10 – 17 лет надо стараться предупреждать и искоренять форсирование звука и неправильную артикуляцию. Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный репертуар, соответствующий певческим возрастным особенностям детей.

     В случае карантинных мер, при вынужденном переходе на дистанционное обучение академический час сокращается на основании Приложения 7. п.4.7 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

     Как показала практика, данный срок позволяет выйти на определенный уровень взаимодействия педагога с детьми, при котором работа выстраивается по четкому алгоритму:

  • Для одаренных детей – подготовка к конкурсам и фестивалям различного уровня;
  • Для детей со средним уровнем музыкальных способностей – совершенствование на муниципальном уровне и подготовка к областным конкурсам, при условии, что ребенок достиг чистого интонировании;
  • Для детей с низким уровнем музыкальных способностей – работа над чистотой интонирования в максимально адаптированных под вокальный диапазон песнях.

Индивидуальная работа может быть построена как на решении лишь одной из проблем, возникших при занятиях с детьми, так и на преодолении ряда сложностей, которые испытывает конкретный ребенок при освоении программы.

Применяемые методики плавно переходят одна в другую, образуя неразрывное пространство, позволяющее с каждым этапом переходить на новый уровень реализации личностного творческого потенциала детей. Освоение каждой техники, вокальных умений и навыков, представляет собой определенную ступень к реализации личностного творческого потенциала. После освоения всех навыков и умений, предусмотренных программой, учащиеся совершенствуются в самостоятельном творчестве.

Освоение каждого уровня программы дает свой результат, на основании чего планируется дальнейшая работа. В процессе обучения способы реализации личностного творческого потенциала обучающихся повторяются, но повышается их уровень сложности:

  • Применение специальных вокальных упражнений (в первую очередь работаем не над песней, а над проблемами, возникающими при ее исполнении).
  • Приоритетность индивидуального подхода (даже если ребенок стабильно проходит программу, убедиться, нет ли в нем скрытого потенциала).
  • Наработка сценического опыта (цепочка: страх – интерес – комфорт – кураж при выходе на сцену).
  • Вариативный подход (переход от одного этапа программы к другому, не придерживаясь четкой последовательности).

Важную роль в реализации данной программы имеют:

  • Учет возрастных особенностей учащихся и общего развития личности;
  • Доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • Правильный подбор методов и средств обучения, соответственно целям и содержанию занятий и эффективность их применения;
  • Целенаправленность деятельности педагога и учащегося;
  •      Умение правильно сочетать индивидуальную, парную, групповую, коллективную формы обучения.

 Методы обучения:

  • Словесный: объяснение, беседа и рассказ педагога, диалог, указания, пояснения, анализ музыкального текста, его структуры и т.д.;
  • Наглядный: показ педагога, работа с дидактическими материалами, собственные наблюдения учащихся;
  • Практический: активизация слуха, игра упражнений, отработка двигательных приемов, тренинги, выполнение самостоятельной работы;
  • Объяснительно-иллюстративный: доступные для детского восприятия показ и иллюстрация педагогом музыкальных образов;
  • Репродуктивный: воспроизведение учеником освоенного или услышанного ранее материала;
  • Поисковый: педагог ставит проблему, ученик самостоятельно ищет пути её решения;
  • Частично-поисковый: в решении проблемы принимают участие и педагог, и ученик; дети учатся сами формулировать выводы;
  • Исследовательский: дети ставят перед собой задачу и сами её решают, опираясь на запас своих собственных знаний и представлений;
  • Демонстрационный: прослушивание аудиоматериалов, просмотр видеоматериалов, посещение концертов;
  • Метод импровизации;
  • Игровой метод.

Комплексный подход в реализации программы «Волшебный микрофон» способствует развитию обучающихся, успешной социализации, мотивации к творческой деятельности, получению знаний и дальнейшему профессиональному росту в специальных учебных заведениях.

Выбор репертуара

Вся вокальная работа проводится на доступном обучающимся материале с учетом их индивидуальных качеств и возрастных различий. В задачи педагога входит развитие творческой индивидуальности каждого ребёнка, культуры исполнения, высокого художественного вкуса.

Песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности учреждения дополнительного образования.

 Подбор программного репертуара осуществляется по принципам:

  • Художественная ценность;
  • Доступность музыкального и литературного текста;
  • Разнообразие жанров и стилей;
  • Логика компоновки будущей концертной программы;
  • Соответствие индивидуальным качествам учащегося, его имиджу и возрасту.

Примерный репертуар:

Ю. Началов - Ах, школа, школа; Дюймовочка.

Г. Струве - Школьный корабль; Моя Россия; С нами друг.

Н. и В. Осошник - За окнами дождь, Золотая осень.

И.Крутой - Я пою; Музыка; Добрая песня.

Братья Заволокины - Русский перепляс.

В. Купревич (М. Хотимский) - Пряники русские.

В. Алексеев - Что такое счастье; В небе облака; Песня о школе.

Ю. Саульский - Чѐрный кот.

М. Дунаевский - Непогода; Лев и брадобрей.

Е. Крылатов - Колыбельная медведицы; До чего дошѐл прогресс; Мы маленькие дети.

К. Певзнер - Оранжевая песенка.

И. Дунаевский - Песенка о капитане; Песенка о весѐлом ветре.

О.Хромушин - Что такое лужа?; Сколько нас.

В.Львовский - Новогодний сундучок; Зимние сюрпризы; В новогоднюю сказку поверь.

М. Ланда и С. Васильев - Круглая песенка.

А.Варламов - Посиделки.

Е.Зарицкая - Перемена.

В.Шаинский - Дважды два четыре.

Ж.Колмагорова - Добрая песенка; Буги-вуги в стиле осьминог.

В.Осошник - Плакали зверушки.

В.Алексеев - Песенка-капель; Сказки детства.

А.Ермолов - Паровоз-букашка; Звѐздная страна; Мы хомячим; Весѐлая песенка; Солнечные зайчики.

В.Бровко - Шли куда попало.

Н. Богословский - Тѐмная ночь.

М. Блантер - Катюша; В лесу прифронтовом.

2.3. Формы аттестации дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Эстрадный вокалкак ден»

Контроль знаний, умений и навыков, обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на конкурсах, фестивалях, концертах и других мероприятиях.

Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. Текущий контроль определяет степень усвоения ребенком музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности обучающегося к занятиям, его заинтересованность в усвоении материала.

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся, проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого отчета или конкурсного выступления по окончании первого и второго полугодия. Для оценки результативности освоения теоретической части программы по разделу «Формирование вокальных навыков используются такие методы контроля, как тест, викторина, кроссворд; по разделу «Актерское мастерство» - творческое задание; по разделу «Работа над репертуаром» – конкурс, фестиваль, концерт.

Итоговый контроль проводится по окончании обучения по дополнительной образовательной программе. Формой аттестации усвоения учебного материала является итоговый тест по всему теоретическому курсу обучения, уровень практического освоения программы оценивается в результате участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого воспитанника.

Основными критериями контроля практической подготовки обучающихся являются:

  • Уровень сформированности вокально-исполнительных навыков: качество звука, чистота интонирования, свобода и выразительность в пении, практическое использование полученных знаний, умений и навыков;
  • Проявление творческой активности;
  • Учебная дисциплина вокалиста.

2.4. Оценочные материалы дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Эстрадный вокал»

Критерии аттестации уровня теоретической и практической подготовки обучающихся:

Низкий уровень. Плохо усваивает теоретические знания и практические умения. Обучающийся овладел менее, чем на 50% знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Слабое выступление, удовлетворительные музыкальные и технические данные, недостатки звуковедения, вялость и закрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое исполнение на низком уровне.

Средний уровень. Частично усваивает теоретические знания и практические умения. Объём усвоенных знаний, умений и навыков у обучающегося составляет 70-50%.  Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных, стилевых.

Высокий уровень. Усваивает теоретические знания и практические умения в полном объеме. Обучающийся овладел на 100-80% знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой за конкретный период. Яркое концертное выступление, отточенная вокальная техника исполнения, стилевые признаки, стройность и выразительность ансамбля.

2.5. Методические материалы дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Волшебный микрофон»

         Методическое обеспечение программы:

Раздел

или тема

программы

Формы

занятий

Приёмы и методы

организации

образовательного

процесса (в

рамках занятия)

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

занятий

Вводное

занятие

Игра, беседа, традиционное занятие, комбинированное

Постановка задачи, показ педагога, объяснение, выполнение обучающимися заданий педагога, практический

Игра – знакомство «Как тебя зовут?»   Игра «Ритмическое эхо».

Диагностическое занятие

Диагностика

Постановка задачи, выполнение обучающимися заданий педагога, заполнение диагностической таблицы

Диагностическая таблица

Синтезатор, компьютер

Формирование вокальных

навыков

Игра, беседа, упражнение, традиционное занятие, комбинированное

Показ педагога, объяснение, словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, практический

Игры и упражнения «Как тебя зовут?», «Ритмическое эхо», «Вешалка», «Марионетки», «Пол и потолок», «Веревочка», «Крест», «Грим», «Вертолет», «Самомассаж», «Цветочный магазин», «Вдох-выдох», «Воздушный шарик», «Насос», «Погаси свечу», «Упрямая свеча», «Раздувание огня». Упражнения и распевки на гласные, согласные «м», «р», на слоги по хроматической гамме. Полшкова В.В.

Видеоурок «Правильное дыхание». Упражнения на линейку гласных:

«У – О – А – Э – И – Ы», скороговорки. Аудиозаписи распевок и упражнений. Артикуляционные упражнения «Надулись – улыбнулись», «Дразнилка», «Жало», «Маятник». Игры и упражнения на артикуляцию. Видеоматериалы (записи мастер-классов, занятий, мероприятий, виртуальные лекции по темам образовательной программы), презентации.  

Синтезатор, компьютер, активные акустические колонки, микшерный пульт, мультимедиа-проектор

Актерское

мастерство

Беседа, игра, упражнение, анализ, традиционное занятие, индивидуальная и групповая работа, работа в парах

Постановка задачи, показ педагога, объяснение, выполнение обучающимися заданий педагога, практический, словесный, наглядный, частично-поисковый, практический

Ролевые игры «Ракета», «Кошка и котёнок», «Мама и дочка». Этюды на развитие внимания и воображения: «Неодушевленный предмет», «Животный мир», «Мир профессий», видеоматериалы (виртуальные лекции по темам образовательной программы)

Компьютер

Работа над

репертуаром

Слушание, беседа, словесный, упражнение, анализ, традиционное занятие, индивидуальная и групповая работа, репетиция

Объяснение, словесный, демонстрационный, показ педагога, постановка задачи, выполнение обучающимися заданий педагога, репродуктивный, частично-поисковый, практический

Минусовые фонограммы и оригинальные аудиозаписи изучаемых произведений, видеоматериалы (записи мастер-классов, занятий, мероприятий)

Активные акустические колонки,

микшерный пульт,

микрофоны шнуровые или радиомикрофоны, компьютер, сцена

Концертно-исполнительская деятельность

Концертное выступление, мастер-класс, выездное занятие, демонстрационный

Постановка задачи, выполнение обучающимися заданий педагога

Минусовые фонограммы

Активные акустические колонки,

микшерный пульт,

микрофоны шнуровые или радиомикрофоны, компьютер, сцена

Диагностическое занятие

Комбинированное, тест

Постановка задачи, выполнение обучающимися заданий педагога, выполнение теста

Тест

Компьютер, бланки заданий

Материально-техническое обеспечение программы:

  • Кабинет для занятий;
  • Столы и стулья для педагога и учащихся;
  • Шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
  • Компьютерный стол;
  • Музыкальный инструмент (фортепиано);
  • Зеркала;
  • Активные акустические колонки 2 шт. по 150 ВТ;
  • Микшерный пульт;
  • Микрофоны шнуровые или радиомикрофоны – 4 шт.;
  • Ноутбук;
  • Принтер;
  • Мультимедиа-проектор.

Литература для педагога:

  1. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - М., 1987.
  2. Гонтаренко Н.Б. Секреты вокального мастерства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.
  4. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать о детском голосе. - М.,1972.
  5. Далецкий Т. О вокальной культуре эстрадного исполнителя. Молодежная эстрада. № 5 - 1990 г.
  6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб., 1997.
  7. Ершова А., Букатов В. Актѐрская грамота – детям. – СПб., 2005.
  8. Исаева И.О. Экспресс-курс развития вокальных способностей. – М.:АСТ: Астрель 2006.
  9. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-21 век, 2004.
  10. Маркуорт Л. Самоучитель по пению. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  11. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.
  12. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
  13. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  14. Никитин В. Ю. Модерн джаз-танец. – М.: ГИТИС, 2000.
  15. Немеровский А. Пластическая выразительность актѐра. - М., 1982.
  16. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
  17. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. – СПб.: Лань, 2007.
  18. Риггс С. Школа для вокалистов «Как стать звездой». – М., 2000.
  19. Рутберг И.Г. Пантомима, движение и образ. - М.: Советская Россия, 1981.
  20. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1988.
  21. Сухин И.Г. Весѐлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль, Академия Холдинг, 2002.
  22. Хачатуров В.Х. Видео-школа по эстрадному вокалу. 1996 г.Смит Л. Танцы. Начальный курс. – М.: АСТ: Астрель, 2001.

Список литературы, рекомендуемый родителям и детям:

  1. Буренина А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1 (Учебно-методическое пособие с аудиоприложением). – М., Музыкальная палитра, 2002.
  2. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., Просвещение, 2000.
  3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебнометодическое пособие. – М., Музыкальная палитра, 2005.
  4. Марголис М. Крепкий Турок. Цена успеха Хора Турецкого. – М.: ВКТ: Астрель, 2012.
  5. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  6. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. - М., Просвещение, 1988.
  7. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
  8. Полятков С.С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
  9. Суханцева В.К. Музыка как мир человека. - К.:Факт, 2000.
  10. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом!: Сто секретов музыки для детей: Вып. 1: Игры звуками. - СПб: ЛОИРО, 2003.
  11. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.,1991.
  12. Чередниченко Т.В. Поп-музыка. - М., Изд. ИФ РАН, 1999.
  13. Энциклопедия юного музыканта. Санкт-Петербург, Золотой век, 1996г.
  14. Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994.

Список интернет-ресурса:

  1. Цифровая платформа  «Легко сказать»: https://yandex.ru/alice/legko-skazat
  2. Детский тренажёр для развития речи в Яндекс.Станции и других устройствах с Алисой: https://yandex.ru/alice/legko-skazat
  3. Эстетическое воспитание детей и подростков в интернете: https://dshi-online.ru/
  4. Театральная библиотека Сергея Ефимова: https://theatre-library.ru/
  5. Актерское мастерство для детей по программе К. С. Станиславского под руководством профессоров и доцентов Щепкинского и Щукинского училищ: https://teatrps.ru/detskaya-teatralnaya-studiya/
  6. Весёлый тренинг по сценической речи проводит доцент кафедры сценической речи Театрального института имени Б. Щукина Комаровой Ольги Алексеевны: https://www.youtube.com/watch?v=qSN8VxTEw88
  7. Видеоурок №1 Артикуляция: https://www.youtube.com/watch?v=sBucT_aECWU
  8. Видеоурок № 2 Расслабление: https://www.youtube.com/watch?v=p3KaL3w-a3o
  9. Видеоурок № 3 Дыхание: https://www.youtube.com/watch?v=2Wd2wqMzDYc 
  10. Видеоурок № 4 Дикция: https://www.youtube.com/watch?v=BmtYgbT_E1w
  11. Тренинг по сценической речи https://www.youtube.com/watch?v=sSfzwD8OPOA
  12. Сайт о технике современного вокала: https://vocalmechanika.ru 
  13. Уроки вокала для начинающих и поющих: https://www.yell.ru/moscow/com/poylegko
  14. Развивающий мультфильм для детей «Видеть музыку»: https://www.youtube.com/watchv
  15. Музыкальная викторина для младших школьников: https://www.youtube.com/watch?
  16. Музыкальная викторина: топ-45:https://babyben.ru/obrazovanie/muzykalnaya-viktorina-top-45-voprosov-i-otvetov.html
  17. Soundtimes: https://soundtimes.ru 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» среднего профессионального образования (повышенный уровень)

Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментальног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Эстрадный вокал»

Рабочая программа учебной дисциплины «Эстрадный вокал»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образовани...

Программа детского объединения "Аллегро" - эстрадный вокал

Материал представляет собой Авторскую образовательную программу объединения "Аллегро" вокально-эстрадного творчества  для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Автор - педагог д...

Эффективность использования в практической деятельности педагога эстрадного вокала СОТ

Краткая аналитическая записка об эффективности использования на занятиях эстрадного вокала современных образовательных технологий:личностно - ориентированный подход;игровые технологии;компетентностно ...

"Современный эстрадный вокал"

Музыкальные способности. Основные приемы эстрадно-вокального исполнительства. Техника эстрадного вокала....

Эстрадный вокал , как синтетический жанр .

  Эстрадный вокал ,как единая система музыкальных ,вокальных и актерских умений и навыков...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ» (ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ)

Важной эстетической задачей Детской Музыкальной школы является развитие музыкальных способностей у учащихся. Целью создания класса эстрадного вокала в Каширской ДМШ № 2 является приобщение детей и мол...