Музыкальный фольклор народов Польши
план-конспект урока по музыке (5 класс)

 

5 класс

Урок №17

 Модуль № 5 «Музыка народов мира».

Тема: Музыкальный фольклор народов Польши.

 

Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством Польши, выявить характерные особенности польской музыки.

Задачи

Цели урока:

  • Образовательная: показать особое значение роли музыканта – исполнителя  при исполнении фортепианной музыки; понимание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей;
  • Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, находить параллели в образах музыки и литературы; развивать эмоционально- целостное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
  • Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, воспитывать чувство стиля, интерес и уважение к музыкальному наследию
  • предметные
    уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
    метапредметные
    наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
    участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
    личностные
    развитие чувства гордости за свою Родину на основе изучения лучших образцов русской музыки и литературы;
    наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
    реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Вид урока: Сообщение и усвоение новых знаний.

Оборудование:                                                                                                                                                         компьютер с колонками, учебник Г.П. Сергеевой, Е. Д .Критской "Музыка" для 5 класса, папка  творчества, портрет Ф. Шопена, раздаточный материал.

Музыкальный материал :

 Ф. Шопен  «Мазурка» ля минор, «Полонез» Ля мажор Вальс №7 (Шопениана»)

 «Дарите музыку друг другу» муз. О. Юдахиной сл. В. Степанова

Музыкальный словарь:

Жанр, Инструментальная музыка , Жанры фортепианной музыки                                                                                                                                                                                                                                      Лирическое стихотворение, Фридерик Шопен                                                                                                                                                                                                                                                            Камерная музыка,

Ход урока

  • I. Организационный момент. Приветствие
  • II. Изучение нового материала.                                                                                                                            Показ презентации. Беседа по теме урока.
  • Ребята, вы, наверное, обратили внимание на музыку, которая звучала при входе в класс? Определите жанр данного музыкального произведения. (песня)
  • Да, это была песня. Кто из вас знает на каком языке она прозвучала? (на польском)
  • Знаете ли вы, где находится Польша, и что вы знаете об этой стране? (ответы учащихся)

. Рассказ учителя «Польская музыка»

Слайд 1

Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с польской музыкой.

Слайд 2

Польша – это страна, расположенная в северной части Европы, она граничит с такими станами как Россия, Литва, Белоруссия, Украина, Чехия, Словакия и Германия.

Слайд 3

Польская музыка имеет глубокие корни и богатую историю, которая нашла свое отражение в книгах различных авторов.

Слайд 4

Самые ранние из польских музыкальных композиций (например, манускрипты полифонической музыки, найденные в Старом Сонче), датируются XIII веком. Примерно в это же время была написана «Богородица», самая старая известная польская песня. Но первый известный польский композитор, Миколай Радомский, жил в XV веке.

Слайд 5

Особенностью польской музыки является то, что в ней очень тесно и органично переплелись танцы и пение. Народными польскими танцами являются – краковяк, полонез, мазур(ка), оберег и куявяк.

Слайд 6

Некоторые из них, такие, как полонез и мазурка, получили известность во всем мире.

Слайд 7, 8, 9, 10, 11

История происхождения танца:

Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский, дословно «ходимый», «вышагиваемый»;) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Возник в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony). Сначала полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. В XVII веке полонез стал популярным во всей Европе и получил своё нынешнее название. Незамысловатый народный танец «ходзоный» приобрёл звучное имя «полонез», сделался более сложным и превратился в пышный дворцовый танец.

Интересно:

Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.

Слайд 12

В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами фигурам (променад, фонтан, веер, колонна, звездочка и другие). Музыкальный размер танца — ¾.

https://urok.1sept.ru/articles/623985/f_clip_image002.jpg

Типичный ритм полонеза

Практическое задание 1: Давайте вместе прохлопаем типичный для полонеза ритм.

Слайд 13

Сегодня на уроке мне хотелось бы вас познакомить с музыкой польских композиторов, музыка которых и сегодня трогает сердца слушателей.

Михаил Клеофас Огинский приобрел большую известность среди любителей музыки благодаря своему полонезу «Прощание с Родиной», о котором он говорил, что это «полонез не для танца». Задушевная мелодия не похожа на тему торжественного полонеза, лишь в средней части отчетливо слышится характерный для полонеза ритм, музыка становится торжественной.

Дата рождения: 25 сентября 1765

Место рождения: Гузув, Речь Посполитая

Дата смерти: 15 октября 1833 (68 лет)

Профессии: политический деятель; композитор

Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы — полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Слушание: М.Огинский, полонез «Прощание с Родиной».

Слайд 14, 15, 16, 17

История происхождения танца:

Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец (18 век), который появился во время правления короля Августа III, стал танцем городским и придворным. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Слайд 18

Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами.

Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.

https://urok.1sept.ru/articles/623985/f_clip_image004.jpg

Типичный ритм мазурки

Практическое задание 2: Давайте прохлопаем ритм мазурки.

Слайд 19

Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.

Слушание: «Мазурка» Ф.Шопена

III. Закрепление нового материала. Работа с классом по вопросам:

 Работа в группах «Знакомство с композитором»

Практическое задание 3: класс делится на 5 групп, каждой группе дается определенный отрывок из биографии Ф.Шопена (Приложение 2), необходимо найти, выделить и зачитать главные мысли.

. Презентация работы групп

  • IV. Вокально-хоровая работа:
    • знакомство с польской народной песней «Кукушка» в обработке А.Сигединского (беседа о содержании);
    • построчное разучивание песни;
    • выразительное исполнение по группам.

10. Практическое задание 4 (Слайд 20):

Вопросы-тесты для закрепления нового материала:

  1. Танцы какого народа сегодня звучали на уроке? (польского)
  2. Как называют торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение? (полонез)
  3. Какой танец польского народа, появившийся во время правления короля Августа III, стал не только придворным, но и городским танцем? (мазурка)
  4. Музыка каких польских композиторов звучала сегодня на уроке? (Ф.Шопен, М.Огиньский)
  5. В какой стране закончился жизненный путь Ф.Шопена? (во Франции)

Д/З: нарисовать иллюстрацию к уроку «Польская музыка», составить по ней небольшой рассказ.

11. Подведение итогов, выставление оценок

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_urok_17.docx30.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс

Урок №17

 Модуль № 5 «Музыка народов мира».

Тема: Музыкальный фольклор народов Польши.

Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством Польши, выявить характерные особенности польской музыки.

Задачи

Цели урока:

  • Образовательная: показать особое значение роли музыканта – исполнителя  при исполнении фортепианной музыки; понимание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей;
  • Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, находить параллели в образах музыки и литературы; развивать эмоционально- целостное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
  • Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, воспитывать чувство стиля, интерес и уважение к музыкальному наследию
  • предметные
    уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
    метапредметные
    наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
    участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
    личностные
    развитие чувства гордости за свою Родину на основе изучения лучших образцов русской музыки и литературы;
    наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
    реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Вид урока: Сообщение и усвоение новых знаний.

Оборудование:                                                                                                                                                         компьютер с колонками, учебник Г.П. Сергеевой, Е. Д .Критской "Музыка" для 5 класса, папка  творчества, портрет Ф. Шопена, раздаточный материал.

Музыкальный материал :

 Ф. Шопен  «Мазурка» ля минор, «Полонез» Ля мажор Вальс №7 (Шопениана»)

 «Дарите музыку друг другу» муз. О. Юдахиной сл. В. Степанова

Музыкальный словарь:

Жанр, Инструментальная музыка , Жанры фортепианной музыки                                                                                                                                                                                                                                      Лирическое стихотворение, Фридерик Шопен                                                                                                                                                                                                                                                            Камерная музыка,

Ход урока

  • I. Организационный момент. Приветствие
  • II. Изучение нового материала.                                                                                                                            Показ презентации. Беседа по теме урока.
  • Ребята, вы, наверное, обратили внимание на музыку, которая звучала при входе в класс? Определите жанр данного музыкального произведения. (песня)
  • Да, это была песня. Кто из вас знает на каком языке она прозвучала? (на польском)
  • Знаете ли вы, где находится Польша, и что вы знаете об этой стране? (ответы учащихся)

. Рассказ учителя «Польская музыка»

Слайд 1

Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с польской музыкой.

Слайд 2

Польша – это страна, расположенная в северной части Европы, она граничит с такими станами как Россия, Литва, Белоруссия, Украина, Чехия, Словакия и Германия.

Слайд 3

Польская музыка имеет глубокие корни и богатую историю, которая нашла свое отражение в книгах различных авторов.

Слайд 4

Самые ранние из польских музыкальных композиций (например, манускрипты полифонической музыки, найденные в Старом Сонче), датируются XIII веком. Примерно в это же время была написана «Богородица», самая старая известная польская песня. Но первый известный польский композитор, Миколай Радомский, жил в XV веке.

Слайд 5

Особенностью польской музыки является то, что в ней очень тесно и органично переплелись танцы и пение. Народными польскими танцами являются – краковяк, полонез, мазур(ка), оберег и куявяк.

Слайд 6

Некоторые из них, такие, как полонез и мазурка, получили известность во всем мире.

Слайд 7, 8, 9, 10, 11

История происхождения танца:

Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский, дословно «ходимый», «вышагиваемый»;) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Возник в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony). Сначала полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. В XVII веке полонез стал популярным во всей Европе и получил своё нынешнее название. Незамысловатый народный танец «ходзоный» приобрёл звучное имя «полонез», сделался более сложным и превратился в пышный дворцовый танец.

Интересно:

Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.

Слайд 12

В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами фигурам (променад, фонтан, веер, колонна, звездочка и другие). Музыкальный размер танца — ¾.

https://urok.1sept.ru/articles/623985/f_clip_image002.jpg 

Типичный ритм полонеза

Практическое задание 1: Давайте вместе прохлопаем типичный для полонеза ритм.

Слайд 13

Сегодня на уроке мне хотелось бы вас познакомить с музыкой польских композиторов, музыка которых и сегодня трогает сердца слушателей.

Михаил Клеофас Огинский приобрел большую известность среди любителей музыки благодаря своему полонезу «Прощание с Родиной», о котором он говорил, что это «полонез не для танца». Задушевная мелодия не похожа на тему торжественного полонеза, лишь в средней части отчетливо слышится характерный для полонеза ритм, музыка становится торжественной.

Дата рождения: 25 сентября 1765

Место рождения: Гузув, Речь Посполитая

Дата смерти: 15 октября 1833 (68 лет)

Профессии: политический деятель; композитор

Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы — полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Слушание: М.Огинский, полонез «Прощание с Родиной».

Слайд 14, 15, 16, 17

История происхождения танца:

Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец (18 век), который появился во время правления короля Августа III, стал танцем городским и придворным. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Слайд 18

Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами.

Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.

https://urok.1sept.ru/articles/623985/f_clip_image004.jpg

Типичный ритм мазурки

Практическое задание 2: Давайте прохлопаем ритм мазурки.

Слайд 19

Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.

Слушание: «Мазурка» Ф.Шопена

III. Закрепление нового материала. Работа с классом по вопросам:

 Работа в группах «Знакомство с композитором»

Практическое задание 3: класс делится на 5 групп, каждой группе дается определенный отрывок из биографии Ф.Шопена (Приложение 2), необходимо найти, выделить и зачитать главные мысли.

. Презентация работы групп

  • IV. Вокально-хоровая работа:
  • знакомство с польской народной песней «Кукушка» в обработке А.Сигединского (беседа о содержании);
  • построчное разучивание песни;
  • выразительное исполнение по группам.

10. Практическое задание 4 (Слайд 20):

Вопросы-тесты для закрепления нового материала:

  1. Танцы какого народа сегодня звучали на уроке? (польского)
  2. Как называют торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение? (полонез)
  3. Какой танец польского народа, появившийся во время правления короля Августа III, стал не только придворным, но и городским танцем? (мазурка)
  4. Музыка каких польских композиторов звучала сегодня на уроке? (Ф.Шопен, М.Огиньский)
  5. В какой стране закончился жизненный путь Ф.Шопена? (во Франции)

Д/З: нарисовать иллюстрацию к уроку «Польская музыка», составить по ней небольшой рассказ.

11. Подведение итогов, выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный фольклор народов Ямала

Цели деятельности педагога: познакомить с музыкальной  историей народов Ямала, с народными музыкальными инструментами, рассказать о музыкальных жанрах, закрепить слуховое восприятие тембра ...

КРАЕВОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОНКУРС « КУБАНЬ – КРАЙ 100 НАРОДОВ «Культура и фольклор народов края»

Я живу в красивом живописном месте в городе Тимашевске Краснодарского края (см. Приложение 1) Я здесь родилась, но корни моей семьи из Армении. Мои родители родились в Армении. Отец мой из Кировакана ...

«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"

Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Конспект урока 6 класс урока музыки по теме: Музыкальный фольклор народов России

Обряды и  обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена ...

Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"

Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программыв области "Музыкальное искусство" ДПОП  "Музыкальный фольклор"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР" ...