Вопросы интонирования интервалов и их восприятия
методическая разработка по музыке
Нередко в музыкальных школах тема музыкальных интервалов вызывает у учащихся недоумение, им кажется это очень сложным. Запомнить звучание интервалов подчастую становится одной из сложнейших задач, с которой не все учащиеся справляются. Однако, если посмотреть вглубь проблемы, окажется, что и проблемы в этом нет. Просто необходимо знать алгоритм и уметь его вовремя включать, когда требуется. Авторская методика по эффективному усвоению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 309.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Динара Антонова
Преподаватель ДО
Вопросы интонирования интервалов и их восприятия.
Авторская методика по сольфеджио
для учащихся старших классов музыкальной школы.
Интервалом называется сочетание двух звуков и расстояние между ними (от intervallum – промежуток).
Соотношение интервалов с числами восходит к пифагорейскому учению о музыкальной гармонии.
Пифагору приписывают открытие неотрывности числа от музыкального интервала. «Интервал есть то, что ограниченно двумя голосами, имеющими различное натяжение»[1].
Простые интервалы:
прима – ч 1 секунда – м 2 и б 2 терция – м 3 и б 3 кварта – ч 4 | квинта – ч 5 секста – м 6 и б 6 септима – м 7 и б 7 октава – ч 8 |
Октава, кварта и квинта являются консонансами (при пении в октаву голоса сливаются воедино, с разницей лишь в регистровом отношении).
Еще один консонантный интервал – квинта. Квинта меньше октавы, и потому менее совершенна (голоса сливаются, но не так сильно, как при пении октавы – «унисон»). Еще меньше октавы и квинты интервал кварты, но он также относится к консонансам хотя и «твёрдым», не абсолютным в сравнении с примой и октавой. Такая структура созвучий носила у пифагорейцев имя гармонии:
Внутренний предел – еще один интервал – тон.
Октава-квинта-кварта также начинают обертоновый звукоряд (каждый музыкальный звук имеет в своем составе обертоны (призвуки, или частичные тоны), одновременно возникающие при колебании частей источника звука (например, струны или воздушного столба)). Эта стало основой и для тонального кварто-квинтового круга.
Сложность всегда возникает при построении интервалов от звука вне тональности. Часто студенты не понимают как раз закон неотрывности числа от интервала (ошибочно студенты отстраивают интервал, считая первым звуком – 0). Но согласно учению о гармони исходным тоном будет число – 1.
В курсе «Теории музыки» изучают простые и составные интервалы, тритоны и характерные интервалы, в последовательном (мелодическом виде) и одновременном (гармоническом виде) сочетании.
Звучание октавы, квинты и кварты необходимо запомнить, они имеют характерное сопряжение звуков.
Октава – повторение звука на другой высоте, по сути, звучит один звук, лишь разнорегистровый. Кварта легко запоминается, потому как имеет призывное звучание, внутреннюю энергию. Квинта звучит пусто. Только, если к квинте прибавить терцовый тон появится мажорное или минорное звучание.
Другие простые интервалы (терции-сексты; секунды-септимы) можно запомнить, исходя из определенного алгоритма:
- Сначала определить звучит консонанс или диссонанс;
- Далее слушать сопряжение тонов – тесное или широкое.
Консонанс | Диссонанс |
– тесное звучание – м. 3 или б. 3 – широкое звучание – б. 6 или м. 6 | – тесное звучание – м. 2 или б. 2 – широкое звучание – м. 7 или б. 7 |
Если услышали терции или сексты, следующий шаг – определить звучит минор или мажор. Минорное звучание характерно для малой терции и малой сексты, мажорное для больших терций и секст.
Если определили, что звучат секунды и септимы, следующий шаг – распознать: малая секунда имеет самое диссонирующее звучание, сопряжение тонов в объёме малой секунды создает эффект трения. Большая секунда воспринимается менее диссонантно, но также слышно малое расстояние между звуками.
Септимы очень характерно звучат. Если хочется разрешить верхний звук септимы вниз, то это малая септима, если интонируете разрешение наверх, то это большая септима.
Тренироваться в определении некоторых интервалов очень удобно, если интонировать и слушать образцы фольклора. Например, в веснянках чаще, чем в других жанрах фольклора используется трихорд в кварте[2], поэтому квартовый ход легко запоминается.
Также необходимо помнить, что в ладовой основе материалов традиционной музыкальной культуры лежит попевка[3]. И, поскольку эта небольшой мелодический оборот, вытекающий из речевой интонации, человек это воспринимает органично и естественно.
[1] Аристоксен. Элементы гармоники. Пер. и прим. В. Г. Цыпина. М.: МГДОЛК им. Чайковского, 1997, с. 20.
[3] Попевка – кратчайшая, логически завершенная музыкальная фраза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование пластического интонирования для формирования вокальных навыков на уроках музыки» Эссе и ссылка на собственные видео.
Данный материал является результатом собственной исследовательской деятельности по теме,...

Статья "Формирование и развитие детского музыкального интонирования"
В обществе происходит процесс возрождения национального самосознания, народной культуры. Важнейшая роль в воспитании подрастающего поколения и каждой личности ...

Пластическое интонирование в условиях современного урока
Одним из эффективных методов, применяемых на уроке музыки, должен стать метод «пластического интонирования». Этот метод направлен на освоение способов «активного слушания»....

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Вопросы к зачету.Метод интервалов. Рациональные уравнения выше второй.
В помощь учителю предлагаются вопросы к зачету по теме: Метод интервалов. Рациональные уравнения выше второй....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 3 класса второго отделения школы для глухих и сла...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 5 класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...
