Главные вкладки

    Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
    план-конспект занятия (5 класс) на тему

    Макажанова Аделя Канатовна

    Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx26.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

    «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №15»

    ОТКРЫТОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

    ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

    Темы:

    ФП: Звуки ш-ж. Оглушение звонких согласных на конце слова.

    РСВ: Текст «Про зайца».

    Составитель:

    учитель – дефектолог

    Макажанова А.К..

    Омск 2016г.

    Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

    Темы занятия: 

    ФП: Звуки ш-ж. Оглушение звонких согласных на конце слова.

    РСВ: Текст «Про зайца».

    Цели:

        Учить умению дифференцировать звуки Ш-Ж на различном речевом материале, учить правильно произносить звонкие согласные на конце слова.

    Учить умению различать на слух текст, предложения текста, а также вопросы и задания.

    Способствовать воспитанию личностных качеств  через содержание занятия.

    Коррекционно – образовательная задача:

    ФП.      Закрепить дифференцированное произношение звуков Ш-Ж  на                    материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и самостоятельной речи;

    РСВ.     Закрепить умение различать на слух с индивидуальным аппаратом и на голое ухо текст, предложения текста, а также вопросы и задания.

    Коррекционно – развивающая задача:

    ФП.        Развивать познавательные процессы: произвольное внимание,  зрительную память, а также самоконтроль за произношением;

    РСВ.       Развивать слуховое внимание и слуховую память, а также умение различать на слух различный речевой материал.

    Коррекционно – воспитывающая задача:

    ФП.     Воспитывать интерес к занятиям, мотивировать на самоконтроль за своим произношением.

    РСВ.    Использовать материал занятия для воспитания личностных качеств, воспитывать любовь к животным.

    Оборудование:

    -экран;

    - ИКТ;

    - Карточка с речевым материалом на звуки Ш-Ж.

    План занятия:

    1. Организационный момент.
    1. Определение темы занятия ФП.
    2. Постановка целей по ФП.
    3. Критерии оценки.

            II.     Работа над формированием произношения.

    1. Работа с профилем
    2. Чтение слогов со звуками Ш-Ж.
    3. Вставка звуков Ш-Ж в слова
    4. Составление словосочетаний по картинкам
    5. Составление предложений из слов
    6. Правило орфоэпии: звонкие согласные на конце слова.

             III.    Работа над развитием слухового восприятия:

    1. Определение темы занятия РСВ
    2. Постановка целей по РСВ.
    3. Критерии оценки.
    4. Чтение текста целиком.
    5. Выяснение понимания содержания
    6. Слуховое восприятие предложений
    7. Слуховое восприятие вопросов к тексту
    8. Слуховое восприятие словосочетаний на увеличенном расстоянии.
    9. Слуховое восприятие словосочетаний без аппарата.

             IV.   Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Школьник (Ш.): Здравствуйте, Аделя Канатовна.

    Учитель (У.): Здравствуй. Садись.

     (У.): Как ты слышишь?( за экраном)

    (Ш.): Я слышу хорошо.

    2. Определение темы урока.

    (У.):Посмотри на экран, назови картинки, назови первый звук в словах

    Компьютерный слайд № 2.

               (Ш.): Жираф- шахматы. В слове жираф первый звук ж, в слове шахматы первый звук ш.

               (У.): Как ты думаешь, какая тема занятия?

               (Ш.): Звуки «Ш-Ж»

               (У.): Послушай темы по формированию произношения: Звуки ш- ж. Орфоэпия. Оглушение звонких согласных на конце слова.

    1. Постановка целей.

    (У.): Послушай, что будешь делать по формированию произношения:

    - будешь различать звуки ш-ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

    - будешь соблюдать правило орфоэпии, оглушение звонких согласных на конце слова.

    (У.): Что ты будешь делать?

     (Ш.): Я буду правильно говорить и различать звуки ш-ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Буду соблюдать правило орфоэпии, оглушение звонких согласных на конце слова.

    Критерии оценки

    (У.): Если правильно будешь говорить ш-ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях получишь наклейку

          Если будешь соблюдать правило орфоэпии- оглушение звонких согласных на конце слова, получаешь наклейку

    За все задания ты получишь 2 наклейки.

    1. Работа над формированием произношения.

    (У.): Сначала будем работать над произношением.

    Компьютерный слайд № 3.

    Вспомним артикуляцию звуков Ш-Ж

    Чем похожи звуки Ш-Ж?

    (Ш.): При произнесении звуков ш-ж язычок поднят вверх в виде чашечки, воздушная струя сильная.

    (У.): Чем отличаются звуки?

    (Ш.): При произнесении звука ш- нет голоса, он глухой согласный, при произнесении ж- есть голос, звук звонкий.

    (У.): Прочитай слоги.

    Компьютерный слайд № 4.

    (Ш.):

    АША- АЖА              ША- ЖА

    ОШО- ОЖО              ШО- ЖО

    УША-УЖА               ШУ- ЖУ

    (У.): Что ты делал?

    (Ш.): Я прочитал слоги.

    (У.): Вставь «Ш или Ж», прочитай слова.

    Карточка с речевым материалом на звуки Ш-Ж.

    (Ш.): ПОЖАР, МАШИНА, ЖАБА, ЛОШАДЬ, ГРУША, НОЖИ, ВИШНЯ, ЕЖИ, КОШКА.

    (У.): Что ты сделал?

    (Ш.): Я вставил ш или ж, правильно прочитал слова.

    (У.): Составь словосочетание по картинкам.

    Компьютерный слайд № 5.

    (Ш.): Большой жук, книжный шкаф, жёлтый шар.

    (У.): Что ты сделал?

    (Ш.): Я составил словосочетания.

    (У.): Составь предложения из слов.

    Компьютерный слайд № 6.

    (Ш.): Кошка бежит за мышкой.

    Одежда висит в шкафу.

    (У.): Что ты сделал?

    (Ш.): Я составил предложения.

    (У.): Ты молодец, хорошо говорил звуки ш-ж на различном речевом материале, получаешь  наклейку.

              - Как произносятся звонкие согласные на конце слова?

              (Ш.): Звонкие согласные в конце слова произносятся как глухие.

              (У.): Поставь слова в единственном числе.

              Компьютерный слайд № 9.

              (Ш.):  Гаражи- гараж

                         Ежи-  ёж

                         Ужи- уж

              (У.): Почему так говорил?

              (Ш.): Потому что, звонкие согласные в конце слова произносятся как глухие.

              (У.): Что ты делал?

              (Ш.): Я прочитал правило и прочитал правильно слова.

               (У.): Ты молодец, правильно прочитал правило и слова, получаешь наклейку.

            4. Работа над развитием слухового восприятия.

    (У.): Послушай, что будешь делать по развитию слухового восприятия:

    - Будешь слушать на рабочем расстоянии. Тема: текст «Про зайца».

    Цель: будешь различать текст, предложения текста и отвечать на вопросы.

    Повтори тему и цель.

    (Ш.): Я буду слушать текст «Про зайца», предложения текста  и отвечать на вопросы.

    Критерии оценки:

    (У.): Если ты хорошо будешь слушать текст, предложения текста  и правильно отвечать на вопросы, получишь наклейку.

                      Слушай текст. ( за экраном)

            О ком рассказ?

    (Ш.): Рассказ о зайце.

    (У.): Слушай и повторяй предложения

     - Сегодня под кустиком выспится, завтра ямку в снегу выкопает, там и спит. (за экраном)

    - Днем заяц спит, а ночью выходит погулять и покормиться. (за экраном)

    Школьник повторяет предложения.

    (У.): Будем отвечать на вопросы.

             Где живет заяц? ( за экраном)

    (Ш.): Заяц живет под кустиком.

    (У.):  Какая шубка у зайца? ( за экраном)

    (Ш.): Шубка у зайца пушистая, теплая, белая.

    (У.): Что делает заяц днём, а что делает ночью? ( за экраном)

    (Ш.): Днем заяц спит, а ночью гуляет и ищет корм.

    (У.): Чем питается заяц? ( за экраном)

    (Ш.): Заяц кушает травку, грызет кору деревьев.  

    (У.): Слушай и повторяй предложения. Я увеличиваю расстояние Шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. . ( за экраном)

      Что ты делал?

    (Ш.): Я слушал предложения и  отвечал на вопросы в аппарате.

    (У.): Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.

     Лютая стужа . ( за экраном)

    (Ш.): Лютая стужа

    (У.): Замени синонимом.

    (Ш.): Холодная зима.

    (У.): Пушистая шубка . ( за экраном)

    (Ш.): Пушистая шубка

    (У.): Что ты делал?

    (Ш.): Я слушал без аппаратов.

    (У.): Надень аппараты.

    Как ты слушал текст, предложения, вопросы и словосочетания?

    (Ш.): Я слушал хорошо.

    (У.): Ты молодец, получаешь наклейку.

    Развивай свои слуховые возможности, чтобы тебе легко было воспринимать речь других людей и общаться с ними.

    1. Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.

    (У.):Как ты думаешь, достигло целей наше занятие?

    (Ш.): Да.

    (У.): Почему?

    (Ш.): Потому что я хорошо говорил ш-ж на различном речевом материале. Я правильно произносил слова с оглушением звонких на конце согласных звуков. Я различал текст, предложения, словосочетания, отвечал на вопросы без ошибок

     (У.): Как ты думаешь, как ты сегодня занимался?

    (Ш.): Я занимался хорошо.

    (У.): Почему?

    (Ш.): Я получил 3 наклейки.

    (У.): Я тоже думаю, что ты занимался хорошо. Ты молодец. Получи 3 наклейки.

    (Ш.): До свидания.

    (У.): До свидания.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения 4 класс по теме "Лето"

    Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения. 4 класс. Тема :Лето", с презентацией....

    Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 5 класс II вид

    В первой части ("формирование произношения") представлены разнообразные виды работы и задания по автоматизации, дифференциации звуков, формированию естественной интонации. Смена заданий способствует п...

    Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

    Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

    Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

    Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

    Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

    Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...

    Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП Звук Ш. Автоматизация .Безударный гласный о в словах. РСВ тема"Одежда"

    Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения  в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП  Звук Ш. Автоматизация .Безударный  гласный о в словах. РСВ тема"Одеж...