Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 5 класса второго отделения.Темы занятия: ФП. Звуки «Ц-С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться. РСВ. Текст «Москва
план-конспект занятия (5 класс)

Майстришина Наталия Валерьевна

Занятие рекомендовано для учащихся 5 класса школ I и II вида.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №15»

Индивидуальное занятие

по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 5  класса второго отделения.

Темы занятия:

ФП. Звуки «Ц-С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями  -тс; -тся; -ться.

РСВ. Текст «Москва – столица нашей Родины». Восприятие фраз текста по порядку; слов, словосочетаний  и вопросов к тексту.

   

                                                     Составитель:

                                                                         учитель – дефектолог

                                                                 Майстришина Н.В.

Омск  -  2019 г.

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 5  класса второго отделения.

Темы занятия: ФП. Звуки «Ц-С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями  -тс; -тся; -ться.

РСВ. Текст «Москва – столица нашей Родины». Восприятие фраз текста по порядку; слов, словосочетаний  и вопросов к тексту.

Цели: ФП. Дифференциация произношения звуков «ц» и «с» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; закрепить произношение слов с сочетаниями  -тс; -тся; -ться.

РСВ. Развитие слухового восприятия на материале слов и словосочетаний текста «Москва – столица нашей Родины», а также вопросов к тексту со слуховыми аппаратами и без них.

Коррекционно-образовательные задачи:

ФП. - закрепить дифференцированное произношение звуков «ц» и «с» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;

- закрепить правило произношения слов с  сочетаниями  -тс; -тся; -ться;

РСВ. - вырабатывать умение различать слова и словосочетания;

-  вырабатывать умение воспринимать вопросы к тексту  «Москва – столица нашей Родины» со слуховыми аппаратами и без слуховых  аппаратов (левое ухо).

-вырабатывать умение воспринимать вопросы к тексту.

-вырабатывать умения давать полные ответы на вопросы к тексту.

Коррекционно-развивающие задачи:

ФП. - закрепить самостоятельное дифференцированное произношение звуков «ц» и «с»;

- развивать навыки словоизменения;

- развивать познавательную активность;

- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

РСВ. - cовершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слуховую память.

Коррекционно- воспитывающие задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

-воспитывать положительные качества личности

Оборудование:

- презентация с заданиями по теме «Москва – столица нашей Родины»;

- атлас;

- профили произношения звуков  «ц» и «с»;

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Школьник (ш.): Здравствуйте.

Учитель (у): Здравствуй.

(У.): Садись. Как ты слышишь?

(Ш.): Я слышу хорошо, аппараты работают.

2. Объявление темы занятия.

Какая тема была на прошлом занятии по развитию слухового восприятия?

(Ш.): На прошлом занятии я работал с текстом «Россия – Родина моя».

Назови столицу России.

(Ш.): Москва – столица России.

Как ты думаешь, какая тема по развитию слухового восприятия сегодня.

(Ш.): О Москве.

Правильно.

Как ты думаешь, почему мы изучаем эту тему?

(Ш.): Каждый человек должен больше узнавать о своей стране, расширять кругозор.

Где могут пригодиться тебе эти знания?

(Ш.): На уроках литературы, истории, географии.

(У.):  В слове «столица» какой первый звук в слове?

(ш.):  Звук с.

(У.):А предпоследний?

(Ш.): Звук ц.

(У.):  КАК ты думаешь, какая тема нашего занятия по произношению?

(Ш.):Тема по произношению « Звуки Ц-С».

(У.):  КАК ты думаешь, для чего мы отрабатываем произношение разных звуков?

(Ш.): Я их отрабатываю, чтобы хорошо говорить на уроках, в магазине, в транспорте, чтобы меня лучше понимали другие люди.

Правильно, старайся следить за звуками.

(У.):  Если темы занятия: Звуки «Ц – С». Дифференциация. Работа над произношением слов с  сочетаниями  -тся, - ться, -тс. Текст «Москва –столица нашей Родины». Восприятие вопросов к тексту. То какие цели нашего занятия?

3. Постановка целей.

(ш.): Цели занятия:

-дифференцировать произношение звуков «ц» и «с» в слогах, словах, предложениях, тексте;

-правильно произносить слова с  сочетаниями -тся, - ться, -тс;

-развивать слуховое восприятие на материале словосочетаний и  вопросов к тексту «Москва –столица нашей Родины» на рабочем и резервном расстоянии, а также без аппаратов.

А что мы будем делать для того,  чтобы достигнуть эти цели?

Мы будем читать слоги, слова, предложения и следить в тексте за звуками ц и с. Следить в речи за правилом орфоэпии….. Закреплять умения давать  полный ответ на вопросы к тексту. Воспринимать предложения в аппарате и без него.

4. Формулировка критериев оценки.

 II Работа над формированием произношения.

1. Анализ артикуляции звуков «ц» и «с». (Слайд № 2)

(У.): Обрати внимание на профили произношения звуков «ц» и «с». При произношении обоих звуков губы принимают положение лёгкой улыбки; зубы сближены; голоса нет. Однако  когда мы говорим звук «с», кончик языка упирается в дёсны нижних зубов; когда мы говорим звук «ц», кончик языка тоже упирается в дёсны нижних зубов, но спинка языка сначала смыкается с бугорками – альвеолами, а следом язык принимает положение звука «с».

1. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях.

(У.): Повтори слоги со звуками «ц» и «с».

(Ш.): Повторяет:

са-ца   со-цо   су-цу   сы-цы

са-цо   со-ца   су-цы   сы-цу

ца-со   цо-са   цу-сы   цы-су

аца- аса, ацы –асы, ацо-асо

ица –иса, ицу – ису, ацу-асу

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я повторял слоги со звуками «ц» и «с».

(У.): Прочитай слова и словосочетания. Слайд № 3.

Столица - Москва

Улица  – проспект

Культурные ценности

Сер(д)це  – центр

Достопримечательности столицы

Гости – иностранцы- туристы

Европейская часть России

Правительство государства

Границы России

Российская Федерация

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я читал слов и словосочетания со звуками «ц» и «с».

(У.): Образуй существительные от прилагательных.

Стабильный – стабилизация,

Абстрактный –абстракция,

Станционный - станция

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я образовал существительные от прилагательных.

 (У.): Составь  предложения.

(из, Москва, красивейших, мира, одна, столиц)

Москва – одна из красивейших столиц мира.

(разных , стран, Люди, Москву, посетить, стремятся)

Люди  разных стран стремятся посетить Москву.

(слайд  № 4)

(У.): Соблюдай правило: сочетания  -тся  и -ться говори в словах как ца; сочетание  -тс говори в словах как ц. Повтори.

(Ш.): Повторяет: сочетания  -тся  и -ться говори в словах как ца; сочетание  -тс говори в словах как ц.

Измени предложения по образцу.

Я горжусь. – Они гордятся.

Я стремлюсь.

(Ш.): - Они стремятся.

(У.): Я мчусь.

(Ш.): - Они мчатся.

(У.): Я любуюсь.

(Ш.): – Они любуются.

(У.): Я удивляюсь.

 (Ш.): –Они удивляются.

(У.): Я учусь.

(Ш.): - Они учатся.

(У.): Я нахожусь.

(Ш.): - Они находятся.

(У.): Я стремлюсь.

(Ш.): Они стремятся.

(У.):  Я стараюсь.

(Ш.): Они стараются.

Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!"

( слайд  № 5).

На слайде – записана пословица:

Москвой – столицей весь народ гордится.

(У.): Прочитай пословицу. Правильно говори слова с сочетаниями -тся, -ться, -тс.

(Ш.): Читает пословицу, соблюдая закрепляемое правило орфоэпии.

(У.): Правильно. Что ты сделал?

(Ш.): Я прочитал пословицу.

(У.): Как ты понимаешь эту пословицу?

(Ш.): Каждый человек должен знать культурные ценности своего края и своей столицы, и гордиться ими.

III. РСВ

(У.) Сейчас мы будем слушать текст «Москва столица нашей Родины». Слушай и повторяй. (Школьник повторяет отраженно)Москва – столица нашей Родины

Москва находится в европейской части России.

Москва – главный город, столица нашей Родины.

Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий.

Ему поставлен памятник в центре столицы.

Это очень большой и красивый город.

В Москве много школ, театров, кинотеатров, стадионов, парков. По широким улицам Москвы идут пешеходы, бегут трамваи, автобусы, троллейбусы.

Под землёй быстро мчатся поезда метро.

Красная площадь – самая красивая площадь Москвы.

На ней стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор (храм Василия Блаженного) (показ слайда).

На Красной площади находится Кремль.

Над Кремлём развевается российский флаг. В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.

(У.): Что ты делал?

(Ш.)Я слушал фразы текста на рабочем расстоянии.

(У.): Будем слушать вопросы на резервном расстоянии. Слушай  и отвечай на вопросы.

Назови столицу России.

Где находится Москва?

Какая площадь самая красивая в Москве?

Что находится на Красной площади в Москве?

Кто считается основателем Москвы?

Покажи границу России.

Покажи на карте Москву.

(У.): Что ты делал?

(Ш.)Я слушал фразы текста на резервном расстоянии.

(У.): Будем слушать слова и словосочетания  без аппарата. Сними аппараты. (Учитель проговаривает за экраном слова, школьник повторяет отраженно.)

Город Москва

Столица

Культурный центр России

Станции метро

Российская Федерация

(У.): Что ты делал?

(Ш.)Я слушал слова и словосочетания без аппарата.

(У.): Как ты слушал?

(Ш.)Я слушал хорошо.

(У.): Ты хорошо слушал слова, вопросы и словосочетания в аппарате и без него. Получи наклейку.

Если ты будешь слушать хорошо, то тебе легче будет общаться с другими людьми.

На следующем занятии мы будем слушать текст о достопримечательностях Москвы.

IV Итог занятия.

(У.): Как ты думаешь, занятие своей цели достигло?

(Ш.): Да.

(У.): Почему?

(Ш.): Я закрепил произношение звуков «ц» и «с» в слогах, словах, предложениях, тексте; я правильно произносил слова с сочетаниями  -тся, -ться, -тс; я хорошо слушал словосочетания и вопросы к тексту «Москва – столица нашей Родины».

(У.): Как ты думаешь, ты хорошо занимался?

(Ш.): Я занимался хорошо.(Обоснование через критерии оценки)

 (У.): Я согласна, ты занимался отлично и цели занятия достигнуты.

 (У.): Занятие окончено. До свидания,…….

(Ш.):До свидания, Наталия Валерьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 3 В класс 2016 г. Дифференциация звуков [ Г - К ] с помощью речевого тренажера "Интон - М".

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 3 в класс 2016 г. Дифференциация звуков  [ Г - К ] с помощью речевого тренажера "Интон - М"....

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 2 Б класс 2015 г. Дифференциация звуков [ З - Ж ]

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 2 Б класс 2015 г. Дифференциация звуков [ З - Ж ]...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4 В класс 2018 г. Дифференциация звуков [ Ш - Щ ]

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4 В класс 2018 г. Дифференциация  [ Ш - Щ ]...

Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП Звук Ш. Автоматизация .Безударный гласный о в словах. РСВ тема"Одежда"

Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения  в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП  Звук Ш. Автоматизация .Безударный  гласный о в словах. РСВ тема"Одеж...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...