Развитие музыкальной памяти
материал по музыке

Парицкая Анастасия Викторовна

В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая память, поскольку музыка – это искусство слуховых впечатлений.  Но мало запомнить произведение на слух, нужно постараться его пропеть как бы внутри себя, пережить его, потому что в одном музыкальном произведении разные участки, эпизоды могут быть разной эмоциональной окраски, то есть произведение нужно «пропустить через себя», что очень важно для его понимания, чтобы правильно передавать то, что заложил в нем композитор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muz_pamyati.docx25.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическое сообщение

«Развитие музыкальной памяти».

Преподаватель первой

квалификационной категории

Парицкая А.В.

2024г.

Методы  развития музыкальной памяти.

Более века назад на эстраде стала актуальной и утвердилась тенденция концертного исполнения без нот. С тех пор вопросы развития музыкальной памяти волнуют и маститых исполнителей, и начинающих музыкантов, и педагогов.

 Музыкальной памятью называется «способность человека к запоминанию, сохранению (кратковременному и долговременному) в сознании, и последующему воспроизведению музыкального материала».  По мнению психолога В.И. Петрушина, «хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания».

Формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития – регулярность.

В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти - двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта. Ведь у кого-то хорошо развита зрительная, у кого-то слуховая память. Но для развития у детей музыкальной памяти необходимо сочетание и развитие всех видов памяти. Только благодаря их совокупности развиваются музыкальные способности.

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Допустим, у ребенка хорошо развита моторно-двигательная память, которая позволяет ему бегло играть. Он может запомнить, что в каком-то конкретном эпизоде произведения нужно играть определенным образом, то есть у ребенка развивается техника игры на музыкальном инструменте. Пальцы могут запомнить, как играть, но зрительно воспроизвести произведение целиком ребенок не в состоянии, ему требуется держать перед глазами ноты, поэтому следует обратить внимание на развитие его зрительного восприятия.

В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая память, поскольку музыка – это искусство слуховых впечатлений.  Но мало запомнить произведение на слух, нужно постараться его пропеть как бы внутри себя, пережить его, потому что в одном музыкальном произведении разные участки, эпизоды могут быть разной эмоциональной окраски, то есть произведение нужно «пропустить через себя», что очень важно для его понимания, чтобы правильно передавать то, что заложил в нем композитор.

У исполнителя нужно целенаправленно развивать все виды памяти и учиться виртуозно использовать их в целях усвоения музыкального материала. Причём, все виды памяти должны не только дополнять друг друга, но иногда и дублировать один другой. Так, исполнителю полезно  представлять себе совместно со звучанием либо «картинку» движения пальцев, либо, образ страницы нотного текста. Чем большее количество органов чувств принимает участие в запоминании музыкального произведения, тем успешнее и скорее дается нам это запоминание. Если из-за эстрадного волнения один из них «откажет», то другие заменят его, не допуская перерыва в общем ходе исполнения.

Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.

Нет сомнений в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Это – факт неопровержимый. Однако спорным представляется утверждение, что для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к занятиям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним. Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции.

Считается, что до 10 лет развивать способности к музыке намного проще - в этот период психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:

 УПРАЖНЕНИЯ

Каждая игра включает в себя элементы всех видов музыкальной памяти.

  1. «Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех детей с ритмическим рисунком - это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.
  2. «Ритмические зарисовки». Взрослый выбирает на каждого ребенка по одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.
  3. «Скакалки». Преподаватель проигрывает мелодию на инструменте. Задача воспитанников – запомнить ее движение, ритмический рисунок, как расположены пальцы, после чего воспроизвести мелодию в разных октавах и тональностях. Постепенно учитель усложняет данное упражнение, добавляя паузы, изменяя тональность. Ребята должны запомнить проигранные мелодии и воспроизвести впоследствии в точности.

Запоминания нотного текста.

Освоение нового сочинения многие начинают сразу с игры. Музыка этого не любит и будет вам препятствовать большим количеством ошибок.
Современная педагогическая психология доказала, что запоминание, идущее от понимания материала, его осмысленного усвоения, превосходит в качественном отношении запоминание, оторванное от понимания. Из этого следует, что заучивать музыкальное произведение наизусть следует только после того, как оно тщательно разобрано.
Как и нового человека, пьесу необходимо внимательно выслушать и   понять. Прослушивание произведения в хорошем исполнении (а еще лучше, в разных интерпретациях) даст вам возможность лучше проникнуть в его образный мир, запомнить музыкальные особенности, сравнить варианты исполнения. В это время работает слуховая память, и она будет страховать  от лишних ошибок во время разбора по нотам.

 Во время прослушивания можно взять ноты сочинения и карандаш, и  разметить  его основные разделы. Или поиграть в игру «найди все сходства и отличия». Задача ученика - найти в тексте все повторяющиеся или схожие музыкальные фрагменты, отметив их одним способом, а другим - выделите отличающиеся места. Вы будете удивлены тому, насколько эта нехитрая игра сэкономит время и облегчит работу памяти при разучивании музыки за инструментом.
 Очень важно обращать внимание на развитие
логической памяти: разбивка, выявление опорных пунктов, смысловое сопоставление, анализ музыкальной формы, тональности и гармонического плана  
Музыкальный психолог Д.К. Кирнарская пишет: «Музыкальная память пользуется материалом, который ей предоставляет внутренний аналитический слух, поскольку не понятое и не расчленённое нельзя запомнить: хаос не поддаётся сознательной фиксации. И запоминает человек любой материал не сразу и не вдруг, а чаще всего постепенно, то есть по необходимости, разлагая этот материал на элементы и слои, на этапы и разделы, которые шаг за шагом укладываются в памяти». Из этого следует, что углубленное понимание музыкального произведения, его образно-поэтической сущности, особенностей его структуры, формообразования, то есть осознание того, что хотел выразить композитор и как он это сделал – основное, первоочередное по важности условие успешного, художественно полноценного запоминания музыки.

Рационализировать запоминание музыки, повысить продуктивность этого запоминания, улучшить его качество – таковы насущные задачи педагогики музыкальной памяти.  В самом процессе активной деятельности по логическому запоминанию выделяются три основных направления: смысловая разбивка, выявление опорных пунктов – ориентиров и смысловое сопоставление.  Рассмотрим как это происходит при запоминание музыки. Первое направление теснейшим образом связано с анализом музыкальной формы, ибо смысловые единицы – это крупные компоненты целого (экспозиция, разработка, реприза, отдельные части циклов и т. д.), более мелкие (главная, побочная, заключительная партии, отдельные элементы сложных и простых форм), и самые мелкие компоненты структуры (период, предложения, фраза, мотив). Процесс осмысленного запоминания движется от частного к целому, объединяя мелкие структурные составные во все более крупные. Умение анализировать на только содержание, но и форму музыкальных произведений совершенно необходимо каждому обучающемуся музыке. Это является условием прочного осмысленного запоминания музыки.

И.Гофман предложил формулу простейшего запоминания музыки. Она состоит из 3 частей:

1.Работа без инструмента. На этом этапе изучается нотный текст, происходит мысленное восприятие музыки, которое осуществляется за счет определения основного настроения мелодии, и с помощью чего оно выражается, ключевой идеи произведения, позиции автора и своей собственной позиции относительно этой музыки. Этот этап запоминания существенно влияет на формирование мышления, зрительной памяти, способностей к анализу.

2.Работа за инструментом. Ее суть в проигрывании произведения в определенном темпе, но не обязательна точность исполнения. На этом этапе начинается отработка музыкального произведения, определяются смысловые части, проблемные места, непривычные движения.

3.Работа наизусть (без текста). Исполнение игры наизусть полностью поглощает музыканта, именно поэтому данный навык является важным в развитии музыкальной личности. При этом сам исполнитель по желанию и потребностям сосредотачивается на разных сторонах произведения: басы, мелодия, динамические оттенки. На данном этапе важную роль приобретают ассоциации музыканта: они наполняют произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Также, связь с ассоциациями - один из принципов развития памяти в целом.

Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение - важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение. Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминании, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие. В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях. В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении наученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно.

Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний.

Когда произведение выучено, необходимо регулярное повторение с целью закрепления в памяти. И чем старше человек, тем больше необходимо осуществить повторений, так как возможности памяти с возрастом уменьшаются.

Объем памяти характеризуется, во-первых, количеством сочинений, одновременно сохраняющихся в сознании в течение некоторого времени; во-вторых, протяженностью произведения, после однократного его восприятия. Расширение объема памяти по линии увеличения количества одновременно сохраняющихся в течение некоторого времени сочинений происходит в процессе работы как над быстротой и точностью их запоминания, так и над увеличением срока сохранения в сознании.

Чрезвычайно важно для музыкального воспитания детей младшего школьного возраста создать условия для накопления ими запаса музыкальных впечатлений, объёма репертуара, опыта разнообразной музыкальной деятельности. Процессом, опосредующим это накопление и использование музыкального материала в различных видах деятельности, является музыкальная память. Музыканты-педагоги придают очень большое значение музыкальной памяти в комплексе музыкальности ученика и диагностируют уровень ее развития на приемных испытаниях в учебные заведения.

Тренировка долгосрочной памяти осуществляется посредством репертуара. Также он имеет большое значение в развитии музыкальных интересов учащихся. Ученик должен постоянно пополнять свой репертуарный список, этим самым оттачивая и совершенствуя технику исполнения.

Итак, можно сформулировать некоторые выводы: для музыканта-исполнителя память имеет большое значение; она поддается развитию и совершенствованию; для ее укрепления необходимы специальные методы тренировки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и развитие музыкальной памяти

Свойства и развитие музыкальной памяти...

Развитие музыкальной памяти

Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Гигантской муз...

Различные формы диктантов как средство комплексного развития музыкальной памяти

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по хоровому сольфеджио. В данной работе приведены примеры вспомогательных форм диктантов, которые могут быть использованы на начальном...

«Основные методы работы по развитию музыкальной памяти у учащихся ДШИ»

Иедивидуальный  подход к развитию музыкальной памяти у учащихся ДШИ, методы и приемы работы....

Методы и приёмы развития музыкальной памяти на уроках музыки в начальной школе.

В данной статье рассматриваются методы и приемы которые позволяют создавать уроктак, чтобы он воспринимался учащимися как урок искусства.  Применяемые методы и приемы позволяют вовлечь ребенка в ...

Развитие музыкальной памяти

Музыкальная память – пожалуй, самая неисследованная область музыкальной психологии и педагогики. В то же время, знание о работе музыкальной памяти и её развитии необходимо каждому преподавателю музыки...

Развитие музыкальной памяти

Хорошая музыкальная память - это быстрое запоминание музыкального произведения,его прочного сохранения и максимально точное воспроизведение....