ПК 4.3
методическая разработка

Пятков Иван Александрович

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы (представлен в виде фрагментов уроков). Статья на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.97 КБ
Файл konspekt_2_pateticheskaya_sonata.docx27.95 КБ
Файл konspekt_novy.docx26.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

И.Пятков,

Челябинский педагогический колледж №1,

научный руководитель: Муталиева Л.С.

     ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Познавательный интерес – одна из движущих сил в процессе обучения. При наличии познавательного интереса в процессе обучения у учащихся создается плотная почва для развития, воспитания и обучения.

Проблема развития познавательного интереса школьников занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и одновременно, основным средством ее оптимизации.

Проблемой развития познавательного интереса занимались Л.А.Венгер, Л.И.Божович, А.А.Любинская, Г.М.Чуткина и др.  Исследователи сходны во мнении, что познавательный интерес – основа мотивации получения знаний. Развитие этого интереса влияет на показатель отношения к процессу обучения, а также на формирование познавательных процессов.

Развитие познавательного интереса школьников является и одной из проблем музыкальной педагогики. Анализ научной литературы показывает, что понимание интереса к музыке неоднозначно: Ю.Б. Алиев, Г.П. Стулова и др. связывают интерес к музыке с развитием эмоциональной сферы, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая и др. подчеркивают необходимость музыкального просвещения детей, Л.Г. Арчажникова указывает на взаимосвязь интереса к музыке и активной творческой деятельности.

В области музыкального образования активно используются   информационные технологии. Применение информационных технологий в образовательной среде все больше вызывает интерес в отечественной педагогике. Вклад в изучение и развитие процессов информатизации образования внесли ученые: Я.А.Ваграменко, Е.П.Велихов, Б.С.Гершунский, В.И.Гриценко, Г.Р.Громов, Д.В.Зарецкий,  Е.В.Зворыгин, В.М.Монахов и др.

Известно, что мотивом каждой деятельности является интерес. Этот вопрос интересует многих психологов и педагогов. Под понятием «познавательный интерес» подразумеваются различные состояния индивида, все это обобщает положительная направленность к деятельности: энтузиазм, увлечения, предрасположенности и другие.

По предметной направленности интересов и ограниченно связанными с ним сферами деятельности вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные, технические, познавательные и т.д.

Особой и важной областью общего феномена «интерес» является познавательный интерес.

Психологи утверждают, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что развивается и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека, т.е. источником познавательного интереса является жизнь, окружение человека. Однако в окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает человека, не все он стремится исследовать, понять, познать.

Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Его познавательный интерес бывает, прежде всего, связан с тем, в чем он испытывает нужду, потребность, что для самой личности имеет особое значение, «особый жизненный смысл».

Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.

        Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения.

При переходе ребенка в школу, под влиянием обучения наступает перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослому человеку. Это происходит в связи с тем, что у детей появляются новые виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия дополнительных психологических качеств.

Уже в первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, сильное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность.

Познавательный интерес учащихся в возрасте 7-10 лет выделяется своей непрочностью и слабой дифференцированностью. В этот период редко встречается огромный интерес к изучению какого-либо отдельного предмета. Из особенностей интересов младших школьников можно выделить следующие: подражательность, непостоянство, кратковременность, поверхностность, близость к собственному опыту, разбросанность, направленность на ближайший результат.

Младший школьный возраст является этапом накопления знаний об окружающей действительности и отношении к ней индивида. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность учащегося постоянно направлена на познание окружающей действительности и построение своей картины мира.

В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей.

Процесс формирования целостной информационной культуры личности включает в себя как инструментальную грамотность – овладение навыками информационного поиска и оперирования данными, работы в различных программных средах, так и культуру получения знаний посредством информационных моделей тех или иных явлений материального мира.

Средства информационных технологий, направленные на повышение познавательного интереса на уроках музыки и во внеклассной работе, следующие: 1) обучающие компьютерные программы, которые заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров; 2) обучающие общие программы, предназначенные для детей школьного возраста по предмету «Музыка».

Практический курс «Учимся понимать музыку», «Музыкальный класс» – программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные программой по музыке. Курс «Теория музыки» поможет учащимся узнать и понять основные термины музыкальной грамоты – нота, тон, интервал, мелодия, гармония, ритм и многие другие, а «Музыкальный диктант» поможет проверить свой музыкальный слух и память. Приложение «История музыкальных инструментов» поможет не только узнать, какие существуют музыкальные инструменты, но и услышать их звучание.

Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» - фонохрестоматии, произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов.

Караоке - современная информационная технология нашего времени. Караоке на уроках музыки - это одно из средств, позволяющих не только повысить интерес к урокам за счёт разнообразной аранжировки фонограмм песен, но и дающих возможность в разы расширить репертуар и более качественно проводить оценку исполнения песен учениками.

Развитие познавательного интереса школьников представляет собой целенаправленный процесс, который предусматривает поиск путей и способов его организации через включение школьников в творческое направление учебной деятельности. Огромные возможности для развития познавательных интересов современных школьников открывают именно информационные технологии, которые позволяют решить актуальные задачи педагогики: развитие человека, его интеллектуального, творческого потенциала, критического мышления, самостоятельности в работе с информацией и мн.др.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания / Н.Ф. Добрынин // Психологическая наука в СССР. – Т.1. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. – С. 207 – 217
  2. Кривошеева, А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ [Текст] / А.О. Кривошеева // Информационные технологии. – 1996.- № 2.
  3. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова // Учителю о познавательном интересе – М.: Знание, 2009. – С. 246
  4. РХарламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов // Педагогика: учебное пособие – М.: Юрист, 2007. – С. 512
  5. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина // Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе  – М.: Просвещение, 1979. – С. 160
  6. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся – Ленинград : ЛГПИ, 1983. – С. 205

Статьи из периодических и продолжающихся изданий

  1. Гончар С.А. Применение ИКТ как эффективного средства контроля знаний учащихся средней школы [Текст] // В сборнике: Молодежь XXI века: шаг в будущее Материалы XIX региональной научно-практической конференции. В 3-х томах – 2018. – С. 268-269  
  2. Канянина Т.И. Способы диссеминации инновационного опыта школ в области развития ИКТ-компетентности педагогов [Текст] / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, С.Ю. Степанова // Тенденции развития науки и образования – 2018. – Т. 41. – № 1. – С. 28-30
  3. Троицкая О.Н.О необходимости подготовки учащихся начальной школы к продолжению образования с ИКТ-поддержкой в основной школе [Текст] / О.Н. Троицкая, Н.П.  Рудакова //  Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 1. – № 2. – С. 68-71
  4. Филина Е.В. ИКТ на уроках технологии как мост между школой и современным производственным оборудованием [Текст] / Е.В. Филина, М.В. Маринина // В сборнике: Информационные технологии в образовании Саратовский государственный университет. – 2015. – С. 333-336



Предварительный просмотр:

Дата: 02.05.24     

Учитель: Швец Наталья Викторовна

Академический лицей №95

Методист: Муталиева Лейла Суймбаевна

Класс: 4(5)

Руководитель ВКР: Анищенко Ирина Леонидовна

Разработчик: Пятков Иван Александрович

Технологическая карта по музыке

Тема: «Патетическая соната»

            Цель деятельности учителя: Знакомство обучающихся с 1 частью Патетической сонаты и биографией Л. Бетховена.

        Задача урока по практической части ВКР: Развитие познавательного интереса у обучающихся путем введения интерактивных платформ в образовательный процесс.

            Задачи:

Образовательная: Познакомить обучающихся с «Патетической сонатой» Л. Бетховена, дать определение понятию «соната», продолжать изучение творчества зарубежных композиторов.

Развивающая: развивать умение учащихся воспринимать музыкальные   произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения, продолжать развивать внимание, умение слушать, совершенствовать вокальные исполнительские навыки обучающихся

Воспитательная: воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к прекрасному, формировать духовно-нравственные качества личности, чувства уважения к историческому и культурному наследию человечества.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный, наглядный, наглядно-слуховой, интерактивный метод.

Материалы, оборудование: компьютер, колонки, проектор, гитара, фортепиано, кубик рефлексии, интерактивная платформа «LearningApps»

Музыкальный репертуар: муз. Й. Гайдн, сл. П. Синявского – «Мы дружим с музыкой; Л. Бетховен – Патетическая соната, 1 часть.

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Челябинск, 2024

Этап

Хронометраж

Содержание урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

3 минуты

Здравствуйте, ребята! Перед началом нашего урока поздороваемся музыкально.
Распевка «Здравствуйте, ребята!»

Присаживайтесь. Давайте вспомним, с творчеством какого композитора мы знакомились на прошлой неделе?

Правильно, Фредерик Шопен. Сегодня мы познакомимся с творчеством другого зарубежного композитора, которого зовут Людвиг ван Бетховен. А также мы познакомимся с произведением «Патетическая соната». Так и звучит тема нашего сегодняшнего урока.

Здравствуйте!

Шопен!

продолжать развивать внимание, умение слушать

Организация слушательской деятельности

12 минут

Фортепианное творчество Венского классика Людвига ван Бетховена можно назвать бессмертным наследием, которое отражает не только внутренние переживания композитора, но и перемены в эпохе. «Патетическая соната» Бетховена является одним из ярчайших произведений среднего творческого периода жизни композитора. Но что же такое соната? Сейчас будет разбираться!
Соната (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

Сонаты Бетховена в целом – это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения, нет душевных состояний, которые не преломились бы в музыкально-динамическом плане. Людвиг ван Бетховен – один из венских классиков. Композитор, которого постигла трагедия – глухота, и, тем не менее он продолжал жить и сочинять необыкновенную музыку. Фортепианные сонаты считают «творческой лабораторией» Бетховена, именно в них он отрабатывает все приемы, которые появляются в симфонической музыке композитора. Некоторые современники называли сонаты Бетховена «симфониями для фортепиано». Сонаты Бетховена с давних пор стали драгоценным достоянием человечества. Их знают, играют и любят во всех странах мира.

Сегодня мы познакомимся с первой частью сонаты. Необычно уже начало сонаты. Музыке в быстром темпе предшествует медленное вступление. Мрачно и вместе с тем торжественно звучат тяжёлые аккорды. Из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Всё настойчивее звучат грозные вопросы. Им отвечает нежная, певучая, с оттенком мольбы мелодия, звучащая на фоне спокойных аккордов.

Кажется, что это две различные, резко контрастирующие между собой темы. Но если сравнить мелодическое строение обеих тем, то окажется, что они очень близки между собой, почти одинаковы. Как сжатая пружина, вступление затаило в себе огромную силу, которая требовала выхода, разрядки.

Давайте послушаем начало первой части.

Слушание – Патетическая соната, 1 часть.

Итак, ребята, какие у вас впечатления вызвала 1 часть сонаты?

Сейчас мы с вами совместными силами заполним дерево наших эмоций. На доске изображено дерево, на которое мы должны повешать яблоки. У каждого из вас есть яблоки, на которых нужно написать ваши впечатления. После этого мы повешаем их на дерево. Приготовьтесь и подумайте о музыке, которая сейчас будет звучать.

Повторное слушание – Патетическая соната, 1 часть.

Теперь мои помощники помогут мне повешать эти яблоки на дерево.

Выполняем задание

Хорошо! Вот такое интересное дерево у нас получилось. Теперь мы с вами встанем и немного разомнемся.

Физ. минутка

Тревожные, странные чувства

Познакомить обучающихся с «Патетической сонатой» Л. Бетховена, дать определение понятию «соната», продолжать изучение творчества зарубежных композиторов, воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к прекрасному, формировать духовно-нравственные качества личности, чувства уважения к историческому и культурному наследию человечества, развивать умение учащихся воспринимать музыкальные   произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения.

Организация исполнительской деятельности

15 минут

Сегодня мы также продолжаем разучивание песни «Мы дружим с музыкой».

Вспомним с вами первый куплет песни.

Вспоминаем первый куплет, исправляем ошибки

Хорошо, теперь нам пора разучить слова 2 и 3 куплетов
разучивание 2 куплета

Неплохо! Пора соединить 2 куплет с 1 куплетом.

Соединяем 2 и 1 куплет.

Теперь наша с вами задача полностью исполнить под аккомпанемент 1 и 2 куплет

Исполнение под аккомпанемент

Присаживайтесь!

развивать умение учащихся воспринимать музыкальные   произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, продолжать развивать внимание, умение слушать.

Итог урока

10 минут

Ребята, у нас с вами осталось одно незаконченное дело. Вам интересно, что это за дело такое?

Нам с вами нужно пройти интересную квест игру. Для этого мы должны работать единой командой. Наша цель – выбраться из комнаты. Для этого нам будут даны подсказки, где будут содержаны вопросы по пройденной теме. Вы готовы пройти квест?

Работа с платформой LearningApps

У нас получилось! Вы большие молодцы! Сегодня вы стали чуточку дружнее и умнее. Теперь нам пора оценить вашу работу на уроке. Для этого мы воспользуемся кубиком, которым пользовались на прошлом уроке. Не все успели поработать с ним, поэтому сегодня мы начнем именно с тех, кто не успел в прошлый раз.

Кубик рефлексии

Хорошо! Сегодня мы познакомились с творчеством Л. Бетховена. На следующих уроках мы продолжим знакомиться с зарубежными композиторами. А пока я желаю вам хорошего дня! До свидания

Да!

Да!

До свидания!

продолжать развивать внимание, умение слушать



Предварительный просмотр:

Дата: 18.04.23

Учитель музыки: Швец Наталья Викторовна

Школа № 95

Руководитель практики: Муталиева Лейла Суймбаевна

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Фоменко Ирина Владимировна

Студента 30 группы

Преподаватель вокала: Булатова Алена Сергеевна

Пяткова Ивана

Тема урока музыки: «Не молкнет сердце чуткое Шопена»

            Цель: Знакомство обучающихся с творчеством Ф. Шопена и культурным наследием Польши.

            Задачи:

Образовательная: формировать представления о творчестве Ф. Шопена, знакомить обучающихся с музыкальными формами (полонез, мазурка).

Развивающая: развивать образное, творческое восприятие детей, развивать умение соотносить музыку с хореографическим искусством.

Воспитательная: воспитывать интерес к музыкальному искусству, эмоциональную отзывчивость на восприятие фортепианной музыки.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод музыкального обобщения, метод сравнения, интерактивный метод.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, фортепиано, гитара, бумажные монетки, призы.

Музыкальный репертуар:

Структура урока:  

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока и рефлексия

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

3 мин

 Здравствуйте, ребята! Выпрямим спины, опустим руки вдоль туловища и поздороваемся музыкально.

Распевка «Здравствуйте, ребята!»

Сейчас мы с вами вспомним, о чем шла речь на прошлом занятии. С каким композитором мы познакомились? Из какой страны он был?

А сегодня мы отправимся в одну замечательную европейскую страну. Давайте посмотрим на экран и по подсказкам подумаем, что это за страна.

Эта страна – Польша. Сегодня мы отправимся туда для того, чтобы познакомиться с самым популярным польским композитором – Фредериком Шопеном.

Итак, запишем тему нашего урока – «Не молкнет сердце чуткое Шопена».

Сегодня самые активные ребята получат от меня самые настоящие польские монеты, которые называются польский злотый.

Итак, приступаем.

Приветствуют учителя.

Поют.

Вспоминают пройденный материал.

Размышляют над ответом.

Записывают тему урока.

2.

Организация слушательской деятельности

20 мин

А перед началом изучения новой темы я предлагаю посмотреть на экран. Эта игра знакома вам? Ранее мы играли с вами в эту игру, в этой игре у каждой овечки было свое слово. Сегодня они принесли нам новые слова, которые нужно будет записать на скорость. Готовы? Начинаем!

Интерактивная игра «Найди овечку»

Успели записать? А мы начинаем знакомство с Польшей и её самым популярным композитором.

Ребята, Польша – это очень интересная и красивая страна, которая граничит с нашей Калининградской областью. Кто мне скажет, какое название носит столица Польши?

Да, это Варшава. Так вот, в 1810 году в Польше, недалеко от Варшавы родился будущий композитор Фредерик Шопен. Сейчас мы посмотрим с вами интересное видео, где поближе познакомимся с его творчеством.

Просмотр видеоурока.

Итак, кто же такой Фредерик Шопен? На каком инструменте он блестяще играл? Какие произведения он написал?

Сегодня мы также послушаем несколько его произведений. Первое произведение – Полонез №3. Ребята, у вас же записано слово «полонез» после нашей игры? Итак, допишем, что полонез – торжественный танец-шествие. Сейчас мы с вами послушаем полонез №3 и подумаем, в каком характере и темпе он звучит.

Слушание – Полонез №3.

Ребята, все-таки какой характер и темп вы услышали? Как вы думаете, когда исполнялись полонезы?

Хорошо, но у нас ещё осталось 2 новых слова. Это слово «мазурка» и «вальс». Кто-то уже знаком с этими словами?

Итак, записываем. Вальс – парный круговой танец, а мазурка – это живой польский народный танец.

Мы также послушаем мазурку №5. Подумайте, чем она отличается от полонеза, а чем схожа с ним?

Слушание – Мазурка №5.

Ну что? Чем же они похожи, а чем отличатся? Как вы думаете?

Сейчас для вас будет особое задание. Мы поделимся с вами на команды, и у каждой команды будет свое задание. 1 команда – вам нужно будет изобразить осциллограмму этого произведения. Она похожа на кардиограмму нашего сердца, пример можно видеть на доске. 2 команда – ваша задача будет изобразить мероприятие, на котором играет мазурка, я вам помогу в этом. 3 команде нужно будет придумать движения для этого танца. Задания сложные, вам нужно будет поработать сообща и помогать друг другу.

Повторное слушание, проверка заданий.

Сейчас мы узнаем, какова была судьба Фредерика Шопена.

Ребята, вы большие молодцы. А сейчас мы встанем для того, чтобы немного передохнуть и размяться.

Физминутка.

Вспоминают игру.

Проходят игру

Пробуют ответить на вопрос.

Смотрят видеоурок

Отвечают на вопросы после просмотра.

Записывают определение.

Слушают полонез, раздумывают над поставленным вопросом

Отвечают на вопросы.

Думают над определениями слов.

Записывают определения.

Слушают, ищут сходства и различия.

Отвечают на вопросы.

Повторно слушают, выполняют задания.

Досматривают видеоурок.

Выполняют физминутку.

3.

Организация исполнительской деятельности

13 мин

Итак, на прошлых занятиях мы с вами учили песню. Кто мне скажет, как она называется?

Да, это песня «Маленькая страна». Сегодня мы с вами её повторим, споем под инструмент и под минусовку.

Для начала вспомним мелодию.

Отлично! Сейчас же попробуем спеть её под инструмент.

Теперь вы готовы спеть её с минусовской. Встанем красиво, выпрямимся и улыбнемся.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Нисходящая мелодия

- Графический жест при разучивании

Ритмические:

- пунктирный ритм

- При сложностях прохлопать ритмический рисунок

Дикционные:

- Частое проговаривание звука «р»

- Четкое проговаривание текста

Вспоминают название песни.

Вспоминают мелодию и текст.

Исполняют под гитару.

Исполняют под минус.

5.

Итог и рефлексия урока

4 мин

Ребята, проверем ваши знания. С каким композитором мы сегодня познакомились? Какие произведения послушали? Как сложилась судьба этого композитора?

Хорошо, а сейчас мы подсчитываем наши польские злотые, чтобы обменять их на призы.

Ребята, также перед вами лежат карточки с сосудом. Жидкость, которой мы будем наполнять сосуд – это ваши полученные знания. Наполняем наши сосуды настолько, насколько вы усвоили данную тему.

Я желаю вам хорошего дня! До свидания!

Отвечают на вопросы по пройденному материалу.

Подсчитывают монеты, получают призы.

Рефлексируют.

Прощаются с учителем.