ПК 4.3
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Доронина Ирина Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы. Статья на тему «Интеллект-карты как средство развития мышления у школьников на уроках музыки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1_2.docx20.37 КБ
Файл konspekt_2.docx19.17 КБ
Файл statya.docx21.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 23.04.2024                                                                                                          ФИО студента: Доронина Ирина Сергеевна

Школа: МАОУ «СОШ №152 г. Челябинска»                                                        ФИО учителя: Шумакова Татьяна Валерьевна

Класс:        7                                                        

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема: Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»

Цель: формирование у обучающихся представления о жанре рок-оперы; ознакомление с фрагментами рок-оперы Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с направлением рок-музыки.

Развивающие: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство; развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод музыкального обобщения.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: колонки, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Муз.материал: Л.Уэббер «Иисус Христос – суперзвезда»; Машина времени - «Поворот».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока и рефлексия

Этап урока.

Хронометраж

Содержание урока

Задачи

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный момент

5 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Послушайте небольшой музыкальный фрагмент и подумайте к какому жанру он относится.

Звучит увертюра из рок - оперы «Иисус Христос – суперзвезда»

  К какому жанру относится прозвучавшая музыка? 

  Ребята, а знаете ли вы, что такое опера?

  Опера - это музыкальное драматическое произведение: синтез слов, музыки и сценических действий.

  Что такое ария?

  Ария - это вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу.

  Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

  Сегодня мы поговорим не просто об опере, про рок-оперу. Среди рок-опер выделяются «Иисус Христос - суперзвезда» Л.Э. Уэббера. Именно об этой рок-опере сегодня пойдёт речь.

  Открываем тетради, пишем число и тему.

Я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания.

Слушают музыкальный фрагмент.

Ответы обучающихся.

Создать условия для успешной работы учеников.

Организация слушательской деятельности

20 мин

  Как вы думаете, что такое рок-опера?

  Рок-опера — опера в жанре рок-музыки. Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты. Возникла в кон. 1960 х гг. в США как разновидность мюзикла. 

  Основные черты рок-музыки:

  • родилась среди молодёжи, её истоки – рок-н-ролл, ритм-энд-блюз
  • особая манера пения – «открытые» звуки, с выкриками
  • специфический инструмент – электрогитары, электронно-клавишные инструменты, усилительная аппаратура

  Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» была создана в 1969г. молодыми англичанами Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс.Это произведение отразило отношение целого поколения к проблемам христианской веры и показало, что евангельские сюжеты и образы можно воплощать в форме оперы и стиле рока.

  12 июля 1971 года состоялась премьера рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Тогда появление оперы со столь скандальным названием, по мнению церкви, было настоящим святотатством, но по прошествии лет, страсти улеглись – даже Ватикан был вынужден признать художественную ценность этого произведения. 

  В основу сюжета рок-оперы положены события Евангелие, повествующие о последних семи днях земной жизни Иисуса Христа.

Что такое Евангелие?

  В рок-опере органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки (такой как соул, хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др.), что сделало доступными образы и музыкальный язык рок-оперы широкому кругу молодежи, слушателям, которые желали приблизиться к пониманию библейской легенды об Иисусе Христе, как о Спасителе мира. Публика приняли рок-оперу с восторгом, некоторые песни из рок-оперы стали хитами 20-го века. 

  Ребята, предположите, в чём заключается сюжет этой рок-оперы?

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» разбита на 4 раздела, сегодня мы с вами прослушаем 2-ой раздел данной рок-оперы.

Слушание 2-го раздела рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда»

  В основе – сюжет, взятый из Евангелие, рассказывающий о семи последних днях жизни Христа, о «страстной неделе». Драма Иисуса, пострадавшего за людские грехи, предательство Иуды, отречение апостола Петра.

  Обратите внимание на слайд. На экране представлены главные герои данной оперы. Запишите их в свои тетради.

Иисус Христос – предназначен для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой.

Иуда – предатель, но который предает ради спасения самого Христа и его дела.

Понтий Пилат – который наказывает против своей воли

Царь Ирод – в нем воплощены все возможные пороки.

  Иисус в опере совершенно не тот, которого мы знаем по писаниям евангелистов. Скорее он напоминает лидера движения молодых хиппи. Он видит свою цель в избавлении людей от зла, но при этом полон сомнений, трагических предчувствий.

  Сейчас мы с вами повторно прослушаем 2-ой раздел рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда», но перед этим я разделю вас на 4 группы.

  1. Какие черты приобретает музыка во втором разделе увертюры?
  2. Какие музыкальные инструменты солируют во втором разделе увертюры?
  3. Какие чувства вызвал у вас данный раздел рок-оперы?
  4. Как вы думаете, почему тема песни «Суперстар» неожиданно обрывается?

Слушание 2-го раздела рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда»

  Сейчас мы проведем увлекательную диагностику, которая поможет нам оценить уровень развития вашего системного мышления. Эта диагностика станет не только интересным опытом, но и полезным инструментом для дальнейшего развития ваших музыкальных способностей. 

Выполнение диагностики методика «Сравнение понятий» Л.С. Сахаров, Л.С. Выготский 

Ответы обучающихся.

Это книга, входящая в состав Библии, в которой рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа.

Ответы обучающихся.

Записывают главных героев в тетрадь.

  1. Музыка приобретает черты активно-грозного звучания, при поддержке агрессивного ритма, напоминающего скачку.
  2. Медные и ударные.
  3. Тревога и волнение.
  4. Это песня об Иисусе Христе, это Он назван в рок-опере вождем, лидером, «суперзвездой». Его жизнь трагически обрывается в конце оперы.

Обучать обучающихся внимательно слушать музыкальные произведения.

Развивать у учеников музыкальный слух, умение различать музыкальные тона и ритмы.

Организация исполнительской деятельности

10 мин

Итак, ребята, пора нам переключиться к следующей части урока.

Сейчас мы с вами разучим новую песню Машина времени - «Поворот»

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

 - нисходящая мелодия

- скачки на чистую кварту

 - повторение одной ноты

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

Ритмические:

- Живой темп

- Собственный показ.

Дикционные:

- Проговаривание звуков «р», «тся».

- Четкое проговаривание текста.

Разучивают песню

Развивать у учеников музыкальные способности, такие как слух, ритм, память. Воспитывать у учеников любовь к музыке и желание заниматься ею.

Итог урока и рефлексия

5 мин

  С каким произведением рок-оперы вы сегодня познакомились?

Почему оперу не признавала церковь?

  Почему Эндрю Ллойд Уэббер написал музыку этого произведения  в стиле рок?

  Понравилась ли вам музыка, которая сегодня прозвучала? Опишите свои чувства.

Хотелось бы, чтобы вы были такими же активными и в следующий раз. Всем спасибо!

Ответы обучающихся.

Именно рок, как одно из направлений современной музыки, наиболее остро и точно передаёт всю гамму человеческих страданий и переживаний.

Подвести итоги урока, обсудить с учениками, что они узнали нового и как это может пригодиться им в жизни.



Предварительный просмотр:

Дата: 25.04.2024                                                                                                          ФИО студента: Доронина Ирина Сергеевна

Школа: МАОУ «СОШ №152 г. Челябинска»                                                                          ФИО учителя: Шумакова Татьяна Валерьевна

Класс:        7                                                        

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема: рок–опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова

Цель: формирование у обучающихся представления о взаимосвязях традиций и новаторства, которая способствовала появлению гениальных образцов современной музыки на примере рок-оперы «Юнона и Авось».

Задачи:

Образовательные: познакомить с новым жанром и на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы.

Развивающие: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство; развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод музыкального обобщения.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: колонки, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Муз.материал: А. Рыбников рок-опера «Юнона и Авось», романс «Ты меня на рассвете разбудишь», «Сцена помолвки и прощания», Машина времени - «Поворот».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока и рефлексия

Этап урока.

Хронометраж

Содержание урока

Задачи

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный момент

5 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня я проведу урок музыки. Многие привыкли считать, что к серьезной музыке относятся все классические произведения, написанные много лет назад великими композиторами. А современные произведения – это произведения легкого жанра.

Согласны ли вы с этим утверждением? 

Серьезная музыка – это та музыка, над которой человек задумывается, которая оставляет в его душе след и не оставляет равнодушным. Именно к таким произведениям можно отнести произведение современного композитора Алексей Рыбникова, написанное на слова Андрея Вознесенского.

А знаете ли вы, что такое рок-опера?

Именно о ней сегодня и пойдёт речь.

Открываем тетради, пишем число и тему.

Я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания.

Ответы обучающихся.

Ответы обучающихся.

Создать условия для успешной работы учеников.

Организация слушательской деятельности

20 мин

  «Юнона» и «Авось», так назывались два корабля, на которых в 1806 году в Калифорнию к берегам Америки отправился русский граф, камергенер Николай Петрович Резанов.

   В основу оперы положена романтическая история любви русского путешественника и дочери мэра Сан-Франциско Кончиты ди Аргуэльо.

  Духовная удушливость, невыносимость существования в России заставляют Резанова искать новых земель для осуществления вечной мечты о свободной стране для русских людей. Он, однако понимает утопичность своих замыслов, понимает, что трудности на его пути непреодолимы. Но даже наличие самого минимального шанса на удачу, вера в «авось» заставляет Резанова подавать одно прошение за другим в просьбой разрешить ему путешествие в Калифорнию.

  Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент «Ты меня на рассвете разбудишь» из рок-оперы «Юнона и Авось». Во время слушания предположите с кем прощается граф Резанов. Каким вы себе представляете главного героя? Его основные черты характера? Что необычного вы услышали в исполнении?

Слушание фрагмента «Ты меня на рассвете разбудишь» из рок-оперы «Юнона и Авось»

  Как думаете, в каком жанре написано музыкальное произведение? 

  Запишите в свои тетради романс «Ты меня на рассвете разбудишь».

  Посланец Его Императорского Величества произвёл на юную испанскую красавицу стремительное и неизгладимое впечатление. Она полюбила Резанова всем сердцем. Когда он сделал ей предложение, она не на минуту не задумываясь, согласилась. Родители Кончитты были поражены, узнав о намерении Николая Петровича жениться на их дочери. В ещё больший ужас они пришли, когда поняли, что Кончитта не откажется от своей любви, несмотря на все уговоры и аргументы. Но Резанов не остановился и добился помолвки.

  А сейчас мы послушаем следующий фрагмент «Сцена помолвки и прощания» из рок-оперы «Юнона и Авось».

  Как изменились музыкальные образы главных героев?

  Предположите, что произошло дальше в судьбе этих героев?

Слушание фрагмента «Сцена помолвки и прощания» из рок-оперы «Юнона и Авось»

Сейчас мы с вами повторно прослушаем фрагмент «Ты меня на рассвете разбудишь» из рок-оперы «Юнона и Авось». Обратите внимание на распечатки на ваших партах. Сейчас по ним мы будем создавать интеллект-карту. Интеллект-карта - это инструмент для создания наглядной схемы, которая отображает связи и отношения между идеями, концепциями или задачами. Она позволяет визуализировать информацию и упрощает процесс принятия решений.  

Объяснение приёмов создания интеллект-карт

Слушание фрагмента «Ты меня на рассвете разбудишь» из рок-оперы «Юнона и Авось»

С Родиной.

Настойчивый, образованный, глубоко любящий свою Родину.

Включение разговорных номеров.

Романс.

Запись в тетради.

Трагично, пронзительно, покорно, взволнованно на срыве, крике.

Ответы обучающихся.

Создание интеллект-карты.

Обучать обучающихся внимательно слушать музыкальные произведения.

Развивать у учеников музыкальный слух, умение различать музыкальные тона и ритмы.

Организация исполнительской деятельности

10 мин

Итак, ребята, пора нам спеть песню, с которой мы познакомились на прошлом уроке.

Как она называлась?

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

 - нисходящая мелодия

- скачки на чистую кварту

 - повторение одной ноты

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

Ритмические:

- Живой темп

- Собственный показ.

Дикционные:

- Проговаривание звуков «р», «тся».

- Четкое проговаривание текста.

Новый поворот

Поют песню

Развивать у учеников музыкальные способности, такие как слух, ритм, память. Воспитывать у учеников любовь к музыке и желание заниматься ею.

Итог урока и рефлексия

5 мин

  С каким произведением рок-оперы вы сегодня познакомились?

  Рок опера - музыкально-театральный жанр, который соединил в себе традиции классической оперы и новаторство современных композиторов и исполнителей. Вы согласны с этим утверждением? Почему, объясните?

  Понравилась ли вам музыка, которая сегодня прозвучала? Опишите свои чувства.

Хотелось бы, чтобы вы были такими же активными и в следующий раз. Всем спасибо!

Ответы обучающихся.

Подвести итоги урока, обсудить с учениками, что они узнали нового и как это может пригодиться им в жизни.



Предварительный просмотр:

И. Доронина,

Челябинский педагогический колледж №1,

Научный руководитель: Муталиева Л.С.

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Актуальность нашей проблемы исследования: модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, и именно школа является критически важным элементом в этом процессе.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС) предъявляет новые требования к результатам обучения. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Увеличивается объем информации, который необходим человеку для успешной деятельности. В связи с этим учитель в школе должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют «разбудить» дремлющую в каждом ребенке жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Как научить учиться всех обучающихся?  Важнейшим психическим процессом, влияющим на обучаемость школьников, является мышление. Ведь мышление можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. В педагогике существует много различных технологий и методик развития мышления, такие как: технология развивающего обучения, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), технология развития критического мышления и мн.др.

Исследованиями подтверждено, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах, и поэтому в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих.  Поэтому задача учителя-гуманитария, и в частности, учителя музыки, усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие возможности учащихся. Необходимо найти способы запоминания большого объема музыкальной информации, терминологии, повысить в целом уровень музыкальной образованности.

Нами были изучены следующие вопросы: общая характеристика мышления как психического познавательного процесса, особенности мышления младших школьников, интеллект-карта как современный инструмент обучения, развитие мышления у школьников на уроках музыки посредством интеллект-карт

В нашем исследовании мы рассмотрели общую характеристику мышления как психического познавательного процесса. Мы изучили точки зрения разных исследователей на проблему развития мышления и пришли к выводу, что мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера.

Значительный вклад в изучение мышления внесли А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже и др.

Особенности мышления младших школьников.
Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.
Основным видом мышления в младшем школьном возрасте является наглядно-образное мышление, а к концу начальной школы происходит переход к словесно-логическому, который осуществляется в процессе приобретения детьми определенных знаний.

Современный инструмент обучения – интеллект карта. Интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Интеллект карты — это: метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы; диаграмма связей; техника визуализации мышления и альтернативной записи; отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать; графическое отображение процесса радиантного (ассоциативного) мышления; способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.

Рассмотрим преимущество интеллект карт:

1. Процесс обучения становится осмысленным. Осмысленное обучение обычно противопоставляется зубрёжке. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.

2. Информация лучше запоминается. Диаграммы также способствуют более эффективному запоминанию, человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.

3. Сложные концепции проще воспринимаются. С помощью интеллект - карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.
        Возможности развития мышления у школьников посредством использования интеллект-карт. Развитие ребенка с применением интеллект-карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии.
        Цели применения интеллект-карт: передача знаний школьникам, прояснение сложного для понимания вопроса, понятия по предмету, запоминание и повторение основных положений теоретического материала, проведение самоконтроля знаний. Несмотря на то, что урок музыки-урок искусства и имеет свои специфические особенности, интеллект-карты могут быть полезны в структурировании учебного материала, в запоминании музыкальной терминологии, основных сведений по творчеству композиторов, в запоминании шедевров мировой музыкальной культуры. Грамотное использование интеллект-карт, кроме развития мышления школьников, позволит повысить и уровень музыкальной образованности.

Библиографический список

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Бершадская, Е. А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся / Е. А. Бершадская. - Москва : Педагогические технологии,  2009. — с. 21. – Текст: непосредственный.
  2. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Т. Бьюзен. – Москва, 2019. – 113 с. – Текст: непосредственный.
  3. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - Москва : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. – 105 с. – Текст: непосредственный.
  4. Шардаков, М. Н. Мышление школьника / М. Н. Шардаков. - Москва : Учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1963. – 256 с. – Текст: непосредственный.

Интернет-ресурсы

  1. Studbooks.net : официальный сайт. – 2013. – URL: https://studbooks.net/720598/psihologiya/opredelenie_ponyatiya_myshleniya (дата обращения 16.04.2022). – Текст: электронный.