Особенности адаптации детей в начальном периоде обучения в музыкальной школе
статья по музыке

Статья о проблемах адаптации первоклассников в музыкальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii_-_popova.docx26.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности адаптации детей в начальном периоде обучения в музыкальной школе

 Попова Наталья Владимировна

преподаватель фортепиано

МБУДО «Первая детская музыкальная

школа» города Кирова

В настоящее время в сфере музыкального образования тема адаптации является особенно актуальной: вхождение в учебный процесс музыкальной школы, смена режима жизнедеятельности, освоение навыков поведения сказывается почти на всех первоклассниках.

Поступление ребенка в музыкальную школу становится принципиально новым этапом в его жизни. Многие дети часто испытывают стрессовое состояние, когда приходится совмещать первый класс с учебой в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях. Преподавателям музыкальной школы бывает очень сложно мобилизовать малышей на свой урок. Возбужденные или совсем поникшие после учебы в первую смену, они приходят в класс, где необходимо настроиться на совершенно другой урок – урок искусства. Ребенок убежден в том, что у него должно все хорошо получаться, поэтому очень переживает свои неудачи, и далеко не всегда понимает их причины.

Главной заботой родителей и преподавателя в период адаптации первоклассника становится поддержание и развитие стремления к учебе и познанию нового. На плечи родителей ложится контроль посещения всех учебных дисциплин, организация домашних занятий.

Я всегда приветствую присутствие родителей на моих уроках. Так ребенку легче адаптироваться к школе, классу, преподавателю. Папы и мамы должны знать и видеть мою работу, индивидуальный подход к ученику с учетом его психологических, физиологических особенностей. Такое начало всегда приносит отличный результат. Впоследствии родители моих детей становятся помощниками и единомышленниками.

Успех занятий в этот период зависит и от атмосферы, царящей в семье. Совсем не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы выразить интерес к новой деятельности ребенка, создать условия для занятий и во имя их отодвинуть личные проблемы и обстоятельства. Дети быстро улавливают фальшь и равнодушие в поведении взрослых.

Хочу привести пример из практики, когда способный семилетний мальчик Егор вдруг охладел к занятиям. Мама рассказала, что во время долгой командировки отца мальчик готовился к его встрече. Он охотно разучивал упражнения, песенки, с восторгом по телефону рассказывал ему о своих занятиях. В день приезда папы Егор с утра волновался, повторял свою программу, но концерт не получился. С первых же тактов папа уткнулся в телефон, а потом, даже не дослушав до конца, сказал: «Чем заниматься такой ерундой, лучше бы ты записался в бассейн или поиграл с ребятами в футбол во дворе. И пользы больше, и времени отнимает меньше!». Через некоторое время мальчик ушел из школы.

Зачастую к обучению в музыкальной школе родители относятся, как к некоей форме кружковой работы, к заполнению детского досуга. Не все в полной мере осознают, что этот процесс системный, длительный, требующий терпения и от них самих. Такие высказывания как: «Ну сколько тебе раз повторять? Когда же, наконец, ты научишься играть?», - не вызовут ничего кроме раздражения с обеих сторон. Здесь важно поддержать и подбодрить, выразить веру в силы ребенка.

Еще одна проблема – это отсутствие инструмента дома. Родители не спешат приобретать фортепиано в первый год обучения, а ведь как раз в начальный период ребенку необходимо проникнуться любовью к своему инструменту. Причины находятся разные: не позволяет площадь квартиры, или ошибочное мнение, что школьного инструмента достаточно. В таких случаях я объясняю, что нельзя научиться играть не играя. А некоторые родители вместо пианино решают приобрести синтезатор. Этот инструмент по своей механике не пригоден для воспитания юного музыканта (совершенно другой звук, отсутствуют педали и т.д.). Домашняя работа за фортепиано должна начинаться и с правильной посадки ребенка. А это значит наличие в доме специального стула с регулировкой высоты и скамеечек для ног обязательно.

От отношения к музыкальной школе родителей будет зависеть отношение к ней и ребенка. Если в семье интересуются классической, живой музыкой, посещают концерты, то и ребенок будет ей увлечен. В этот период самая главная задача родителей – дать ребенку опыт самостоятельной работы, внушая, что только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит в школе.

  • Не следует постоянно вместе с ребенком делать уроки, поскольку потом он не будет заниматься один без взрослых.
  • Если родители имеют музыкальное образование, то их помощь понадобиться может, но это не должно превращаться в систему, потому что ребенок постарается переложить ответственность за свои ошибки на папу или маму.
  • Выполнение домашнего задания по общеобразовательной школе следует чередовать с выполнением музыкальных заданий. Переключение деятельности всегда снижает накопившуюся усталость.
  • Ни в коем случае нельзя допускать превращение занятий музыкой в наказание. К примеру: «У тебя недостаточно высокие оценки в школе, поэтому сегодня ты будешь заниматься музыкой на 15 минут дольше!». Такие меры вырабатывают негативное отношение к музыке.
  • Не стоит интересоваться исключительно оценками, родителям лучше узнать, что нового и увлекательного сегодня было в школе.
  • Первое время необходим ненавязчивый контроль за выполнением домашних заданий, пока ребенок не привык к новому режиму дня.

Золотым правилом для семьи первоклассника является соблюдение режима дня. Определенный и закрепленный распорядок настраивает на учебу, физическую активность, отдых, облегчает процесс выполнения всех дел. У ребенка формируется условный рефлекс. Распорядок дня должен учитывать индивидуальные особенности и иметь запас времени в соблюдении режимных моментов. Ежедневно на время сна отводится 9-10 часов, учебные периоды необходимо чередовать с периодами отдыха, выполнением домашних заданий по общеобразовательной и музыкальной школам. Музыкой необходимо заниматься ежедневно. В первом классе 30 минут для этого вполне достаточно. В выходные дни можно устраивать семейные концерты, где дети могут исполнять выученные песенки и упражнения.

Успешная адаптация первоклассников зависит и от правильной организации уроков в музыкальной школе.

К сожалению, не всегда удается сделать удобным расписание, так как пребывание первоклассника в общеобразовательных школах (гимназиях, лицеях) все больше и больше увеличивается за счет дополнительных факультативов, обязательных внеклассных мероприятий. Часто между школами не удается сделать большую паузу, чтобы ребенок как следует отдохнул.

Преподаватель музыкальной школы обязательно планирует свои уроки с учетом психологических особенностей детей этого возраста. Внимание и память их в основном непроизвольны, поэтому для концентрации внимания часто требуется внешняя помощь (интересные картинки в сборниках нот, звуковые сигналы, игровые ситуации). Дети очень непосредственны. Слушая веселую, энергичную музыку, они начинают двигаться, соскакивать с места, им хочется попрыгать, потанцевать. Жалобная, грустная мелодия может напомнить об обидах, о разлуке с мамой. Разные образы могут вызвать сильные переживания и затормозить мыслительную деятельность.

Первоклассники не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Задача педагога – сделать материал простым и доступным, творчески подойти к его изложению, используя игровые формы. В этот период важно правильно хвалить школьника. Не просто говорить, какой ты молодец, а хвалить именно его поведение или результат деятельности. Так ребенок получит информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим учеником.

В настоящее время педагоги и психологи часто используют такое понятие, как динамика работоспособности. Так у первоклассников уже через 10-15 минут непрерывной учебной деятельности работоспособность снижается. Далее наступает двигательное беспокойство – это явный признак утомления. Одергивать ученика: «Сиди спокойно, не отвлекайся, сосредоточься», - совершенно бесполезно. Младшему школьнику необходим периодический отдых, переключение с одного вида деятельности на другой. На уроках фортепиано возможны: физкультминутки под музыку, игровые моменты, различные упражнения на освобождение игрового аппарата, прослушивания музыкальных произведений с последующим обсуждением, сочинение подтекстовок к мелодиям.

Преподавателю важно выстроить взаимодействие с учеником: эмоционально и морально поддерживать, создавать ситуацию успеха не только на уроках, но и при выступлении на классных концертах перед родителями и другими учениками. Интерес к музыке поддерживается организацией коллективных классных выходов на музыкальные спектакли, городские концерты, конкурсы, фестивали.

Трудности периода адаптации всегда преодолимы, если преподаватели и родители с первых дней обучения ребенка находятся в тесном контакте.

Я не только провожу открытые уроки для своих родителей, тематические классные концерты, беседы о важной роли музыкального воспитания и образования. Я всякий раз даю почувствовать родителям, что музыкальная школа – это необходимость. Как известно, окружение и среда растит и питает личность. Общение с музыкой помогает воспитывать детскую душу, развивает ум, волю, творческое начало, интеллектуальный мир ребенка, формирует общий культурный уровень.

Несмотря на то, что у ребенка нет ярких способностей, что некуда поставить пианино, что у бабушки нет возможности возить ребенка на «музыку», что у ребенка большая нагрузка в общеобразовательной школе и ему вообще некогда заниматься, учить ребенка музыке все-таки надо, чтобы быть успешным, грамотным в огромном музыкальном пространстве нашего времени. Таким образом, успешная адаптация первоклассников является важным фактором эффективности их обучения в детской школы искусств. Родители и преподаватели являются главными помощниками ребенка в этом процессе. От их внимания и заботы зависит то насколько легко и быстро ребенок сможет освоить принципиально новый для него вид деятельности - музыкальное образование.

Список литературы

  1. Дробинская А.О. Чтобы здоровье не подвело, или как избежать проблем при встрече со школой. – М.: МГППУ, 2007.
  2. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004.
  3. Петрушин В.И. Музыкальная психология, 1997.
  4. Скубченко Т.Г. Особенности адаптации первоклассников / Материалы II международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Вопросы комплексного развития детей в начальный период обучения игре на домре

Данная работа объединяет личный педагогический опыт автора и опыт предыдущих поколений музыкальных педагогов. Эта методическая  разработка может быть ис...

Доклад" Взаимодействие педагога - музыканта с семьёй учащегося на начальном этапе обучения в музыкальной школе и школе искусств."

Взаимодействие педагога - музыканта с семьёй учащегося на начальном этапе обучения в музыкальной школе и школе искусств....

Начальный период обучения игры в баскетбол на уроках физической культуры в школе

В данной статье даны упражнения для обучения техническим приемам игры в баскетбол...

Презентация "Особенности адаптации детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) к условиям обучения в массовой школе".

Презентация поможет педагогам массовой школы найти ключ к ребенку с ОВЗ при инклюзивном образовании....

Методическая Работа "Формирование штриховой культуры саксофонистов на начальном этапе обучения в музыкальной школе"

Работа посвещена описанию школ игры на саксофоне , а также важности формирования культуры саксофонистов на начальном этапе обучения в музыкальной школе....