Программы учебных предметов
рабочая программа по музыке

Рабочие программы по учебным предметам: "Музыкальный инструмент. Баян", "Специальность (баян/аккордеон)", Ансамбль (баян, аккордеон)", Чтение с листа (баян, аккордеон)" "Фортепиано" - для обучающихся отделений народных и духовых инструментов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Школа искусств №2» г. Усть-Илимска Иркутской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

ПРОГРАММА

по учебному предмету

Музыкальный инструмент

(баян)

Срок реализации – 4 года

        Составитель:

                                                                           Прокопьева Елена Валентиновна

        Преподаватель

        МБУ ДО «Школа искусств № 2»

                                                   г. Усть-Илимск

                                                    2015 г.

«Одобрено»

Методическим советом

МБУ ДО «Школа искусств №2»

«____» __________________ 2015 г.

«Утверждаю»

Директор: Волкова Татьяна Ивановна

______________

(подпись)

«____» __________________ 2015 г.

 

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы №2 на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся                        

IV. Формы и методы контроля, система оценок         

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • График аттестации. Контрольные требования на разных этапах обучения;
  • Критерии оценки.

        

V. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Методические рекомендации по творческому развитию учащихся
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

  • Учебная литература;
  • Учебно-методическая литература;
  • Методическая литература.

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» разработана на основе следующих программ:

  1. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон). Составитель В.В. Цветков. Москва, 2013г.
  2. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент баян-аккордеон». Составитель Кымысова Т.В. г. Нижневартовск, 2014г.
  3. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства» «Музыкальный инструмент (фортепиано)». Составитель Осипова А.А. Тверь, 2014г.

В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.

Баян является одним из самых популярных инструментов, используемых в профессиональной и любительской исполнительской практике.

Разнообразный баянный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, от народной, классической, популярной до джазовой.

Формирование навыков игры на баяне позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, помогает в освоении учебных предметов теоретической подготовки.

Эффективным способом развития детей является игра в ансамбле, в том числе с преподавателем, позволяет совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки играть ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие учащимся и позволяет уже на начальном этапе почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции являются серьёзным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы, заменяя одну из сольных пьес.

Данная программа направлена на приближение обучения игре на баяне к запросам учащихся и их родителей: овладение музыкальным инструментом с целью применить полученные знания после окончания музыкальной школы, культурное и творческое развитие ребёнка.

Программа предусматривает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Предлагаемая программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян)» составляет 2 часа в неделю, занятия проходят в индивидуальной форме.

Данная программа предполагает завершение обучения в виде исполнения сольной программы (зачет), состоящей из трёх любых музыкальных произведений. Одно из них может быть исполнено в ансамбле с преподавателем или в ансамбле учащихся.

Выступление на конкурсах, концертах также может считаться формой промежуточной аттестации.

2. Срок реализации

Срок реализации предлагаемой программы учебный предмет «Музыкальный инструмент (баян) 4 года.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 9–12 лет.

Продолжительность учебных занятий каждый год обучения составляет 35 недель в год.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент(баян)» составляет 2 часа в неделю.

Занятия проходят в индивидуальной форме.

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)»

Таблица 1

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Самостоятельная работа

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Максимальная учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

64

76

560

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его способности, эмоционально-психологические особенности и полнее раскрыть его музыкальные возможности, а также построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. При занятиях игрой в ансамбле допускается объединение учащихся – мелкогрупповые формы занятий (от 2 учащихся).

5. Цели и задачи учебного предмета «Музыкальный предмет (баян)» 

Цель: развитие творческих способностей и индивидуальности учащихся, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на баяне, формирование практических умений и навыков игры на баяне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи:

  • ознакомление детей с баяном, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
  • развитие у детей интереса к музыке и музыкальному творчеству, а также, развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, чувства ритма, эмоциональной отзывчивости, музыкальности и артистизма через обучение игре на баяне;
  • формирование основных исполнительских навыков игры на баяне, позволяющих грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
  • овладение учащимися знаниями в области музыкальной культуры, музыкальной грамоты. необходимыми при обучении;
  • знание специальной терминологии
  • формирование понятий об основных музыкальных жанрах и стилистических направлениях;
  • формирование знаний, умений и навыков, позволяющих учащимся приобретать собственный практический опыт игры на баяне (чтение с листа, игра в ансамбле, публичные выступления);
  • формирование умения эффективного использования времени при самостоятельной работе с музыкальными произведениями;
  • обучение использованию в работе справочных и энциклопедических
  • источников;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в деятельности досуга;
  • формирование навыков культуры сценического поведения;
  • обеспечение учащихся системой знаний, умений, навыков и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них - формирование игровых навыков и приёмов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на баяне, в том числе, игры в ансамбле, чтения с листа.

6. Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета «Музыкальный инструмент(баян)» используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • метод упражнений и повторений (выработка учебных навыков ученика);
  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
  • объяснительно-иллюстративный (показ педагогом произведения учебного репертуара с методическими комментариями);
  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от способностей, возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

8. Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета.

Материально-техническая база МБОУ ДОД «Школа искусств №2» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные классы для занятий по учебному предмету «Музыкальный инструмент (баян)» оборудованы всем необходимым для занятий: учебной мебелью, подставками различной высоты, пюпитрами.

Образовательное учреждение обеспечивает наличие баянов разного размера в соответствии с возрастом учащихся.

В Школе искусств №2 созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Для проведения мероприятий в школе есть два зала – малый и большой.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам, включая аудио и видеозаписи.

Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом.

Библиотечный фонд укомплектовывается и обновляется периодической, учебно-методической и нотной литературой.

II. Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени

Общая трудоемкость учебного предмета «Специальность (баян)» при 4-летнем сроке обучения составляет 560 часов. Из них: 280 часов – аудиторные занятия, 280 часов – самостоятельная работа

Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
  • подготовка к аттестационным мероприятиям;
  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
  • использование ресурсов Интернета для просмотра музыкальных фильмов, прослушивания музыкальных произведений, для участия в развивающих музыкальных играх;
  • посещение учреждений культуры города;
  • участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МБУ ДОУ «Школа искусств №2».

2.Годовые требования по классам

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, направленного на освоение учебного материала

Первый класс

Аудиторные занятия - 2 часа в неделю

Самостоятельные занятия - 2 часа в неделю

В донотном периоде необходимо в основном опираться на слуховые представления: активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Знакомство с инструментом.

Индивидуальная настройка ремней;

Знакомство с основами посадки, постановки рук.

Знакомство с принципами и особенностями звукоизвлечения.

Знакомство с основами меховедения.

Освоение простых ритмических рисунков, включающих целые, половинные и четвертные длительности. Игра упражнений, лёгких песенок-прибауток на одной-двух нотах,

Освоение основных штрихов: non legato legato, detashe. staccato, Знакомство с элементами музыкальной грамоты.

Знакомство с динамикой – forte, mezzo forte, mezzo piano, piano;

Знакомство с изменениями динамики –crescendo, diminuendo;

Игра по нотам.

В течение года ученик должен освоить 12-16 различных музыкальных произведений, в том числе:

  • попевки, детские песенки, народные песни и танцы;
  • этюды;
  • 2-4 ансамбля;
  • гаммы: до, соль, фа мажор правой рукой в одну октаву различными штрихами (non legato, legato, detashe, staccato,).

Примерный репертуарный список

Блага В. Чудак

Бухвостов В. Маленький вальс

Белорусская народная песня «Колыбельная»

Васильев-Буглай Д. Осенняя песенка

Витлин В. Кошечка

Детские песенки «Лошадка». «Солнышко»

Дремлюга Н. Настала зима. Новый год.

Кабалевский Д. Барабанщики. Маленькая полька. Маленькая пьеска

Калинников В. Журавель

Качурбина М. Мишка с куклой пляшут полечку

Компанеец З. Мы дошкольники. Паровоз

Красев М. Детская песенка. Зайчик

Лушников В. Маленький вальс

Метлов Н. Паук и муха

Русские народные песни: «Барашечки», «Василек», «Дождик». «Как под горкой, под горой», «Ой,качи», «Лиса», «Сорока», «Теремок», «У кота», «Частушка» «Там, за речкой»

Украинские народные песни: «Веселые гуси», «Диби, диби», «Волк», «Семейка», «Ой, джигуне, джигуне», «По дороге жук

Белорусская народная песня «Колыбельная»

Раухвергер М. Воробей

Рыбицкий Ф. Шалун

Фиготин Б. Малыш

Филиппенко А. Праздничная. Цыплята

Цитович М. Песенка Винни-Пуха

Шестериков И. Я пришел на этот праздник

Этюды 

Гедике А. Этюд ля минор

Гурлитт К. Этюд ля минор

Денисов А. Этюд до мажор

Доренский А. Этюды: №22 до мажор, №45 соль мажор, №46 фа мажор

Зуев Г. Этюд соль мажор,

Иванов В. Этюд до мажор

Рожков А. Этюды: до мажор, ля минор

Скворцов С. Этюд №1 до мажор

Ансамбли

Американская народная песня «Шесть утят» обработка Г. Бойцовой

Башкирская народная песня «На лодочке» обработка Л. Заложновой

Детская песенка «Весёлые гуси» обработка Л. Заложнвой

Васильев-Буглай Осенняя песенка

Недялков Х.  Зимняя песенка

Р. Паулс «Мальчик и сверчок» обработка Г. Бойцовой

Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» Л. Заложновой

Русская народная песня «Сеяли девушки» Л. Заложновой  

Русская народная песня «Со вьюном я хожу» Л. Заложновой  

Русская народная песня «Там за речкой» Л. Заложновой

Русская народная песня «Вдоль по улице метелица метёт» обработка Г. Бойцовой

Русская народная песня «Как родник ключевой» обработка А. Ручина

Русская народная песня «Уж я золото хороню» обработка А. Ручина

Русская народная песня «В хороводе были мы» обработка В. Лушникова

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай» Г. Бойцовой

Украинская народная песня «Ой знати, знати» обработка А. Ручина 

Чешская народная песня «Солнышко» Г. Бойцовой

Васильев-Буглай Д. Осенняя песенка

Паулс Р. Мальчик и сверчок обработка Г. Бойцовой

Примерные программы для исполнения на зачёте в конце учебного года

1 вариант

Русская народная песня «Василек»

Украинская народная песня «По дороге жук»

2 вариант

Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»

Русская народная песня «Там, за речкой»

3 вариант

Лушников В. Маленький вальс

Шестериков И. Я пришел на этот праздник

                 Второй класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Самостоятельные занятия - 2 часа в неделю

Продолжение работы над посадкой и постановкой исполнительского аппарата;

Дальнейшее развитие навыков свободной ориентации на клавиатуре, музыкально-слуховых представлений, исполнительских приемов игры на инструменте;

Освоение более сложных ритмических рисунков;

Дальнейшая работа над художественным образом произведения. Развитие музыкально-образного и ассоциативного мышления учащегося;

Воспитание навыков активного слухового контроля над качеством звука при интонационной работе.

Игра в ансамбле с преподавателем.

В течение года ученик должен освоить 12-16 различных музыкальных произведений, в том числе:

  • 2 этюда
  • 2 обработки народных песен или танцев
  • 6-8 разнохарактерных пьес, включая старинную музыку, песни из мультфильмов и кинофильмов.
  • 2-4 ансамбля
  • мажорные гаммы: до, соль, фа отдельно каждой рукой в одну-две октавы (штрихами non legato, legato, detashe, staccato);
  • Арпеджио, аккорды отдельно правой рукой.

                         Примерный репертуарный список

Белорусская народная песня «Журавель»

Белорусская народная песня «Перепелочка»

Бирич И. Лягушонок

Богданова В. Споем в лесу

Доренский А. Полечка

Иванов Аз. Полька

Коробейников А. Канцона. Песня без слов. Полька-фитюлька. Снежинка

Старинный романс. У ёлки

Латышев А. Сюита для детей «В мире сказок»

Моцарт В.А. Менуэт

Моцарт Л. Менуэт

Паулс Р. Колыбельная

Русская народная песня «Во сыром бору тропина» обработка А. Ручина

Русская народная песня «Как на тоненький ледок» обработка А. Ручина

Русская народная песня «Как у наших у ворот» обработка А. Ручина

Русская Русская народная песня «Мой костер» обработка А. Ручина

Русская народная песня «На улице дождь идет» обработка А. Ручина

Русская народная песня «Ой, полна, полна коробушка» обработка А. Ручина

Русская народная песня «Посею лебеду на берегу» обработка

Русская народная песня «Я гуляю во дворе» обработкаВ.Бухвостова

Савельев Б. Песенка кота Леопольда.

Самойлов Д. Вальс фа мажор. Кадриль.

Телеман Г. Гавот

Тихончук А. Полька

Украинские народнае песни: «Бандура» «Верховина» «Ночь такая лунная»

Филиппенко А. На мосточке

Чайкин Н. Пионерский горн. Танец Снегурочки

Шаинский В.: Антошка из м/ф «Карусель». Песенка про кузнечика из м/ф «Приключения Незнайки», Песенка крокодила Гены из м/ф «Чебурашка», Белые кораблики. Голубой вагон из м/ф «Шапокляк» обработка А. Романова

Этюды

Белов В. Этюд до мажор

Беренс Г. Этюд ля минор

Ванхаль И. Этюд фа мажор

Гурлитт Г. Этюды до мажор, соль мажор

Денисов А. Этюд до мажор

Доренский А. Этюды: №22 до мажор, №45 соль мажор

Зуев Г. Этюд-полька соль мажор

Иванов В. Этюд до мажор

Накапкин В. Этюд ля минор

Попов В.  Этюд до мажор

Ризоль Н. Этюд до мажор.

Ручин А. Этюд-мазурка до мажор

Скворцов С. Этюды: №5 до мажор, №6 до мажор

Фиготин Б. Этюд до мажор

Шитте Л. Этюды: ре мажор, фа мажор

Ансамбли

Бажилин Р. На лужайке. Радуга

Доренский А. Юмористический вальс

Иванов А. Полька

Красев. М Ёлочка

Итальянская народная песня «Санта Лючия»

Коннова Е. Хоровод

Островский А.  Спят усталые игрушки

Паулс Р. «Мальчик и сверчок»

Польский народный танец Мазурка

Русские народная песни: «Котик», «Маки», «Да во городе», «На зеленом лугу», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ой, при лужку», «Во саду ли в огороде», «Там за речкой», «Маки», «Котик», «Тень, тень», «Пойду ль я, выйду ль я»

Русская народная песня «На речушке на Дунае» обработка С. Павина

Русская народная песня «Как у наших у ворот» обработка А. Ручина

Русская народная песня «Частушка» обработка А. Ручина

Русский народный танец «Полянка»

Украинские народные песни: «Ой, знати, знати», «Соловейко»

Хренников Т. Колыбельная из к/ф «Гусарская баллада»

Шуберт Ф.  Благородный вальс

Шаинский В. Песенка про Кузнечика из м/ф «Приключения Незнайки»

Примерные программы для исполнения на зачете

в конце учебного года

1вариант

Коробейников А. Снежинка

Тихончук А. Полька

2 вариант

Коробейников А. У ёлки

Иванов Аз. Полька

3 вариант

Моцарт В.А. Менуэт

Розас Д. Вальс «Над волнами» 

3 класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Воспитание у учащегося навыков самостоятельного контроля за посадкой, постановкой рук.

Продолжение работы над координацией рук и развитием навыков свободной ориентации на клавиатуре.

Совершенствование ранее освоенных исполнительских приемов игры на баяне.

Знакомство с особенностями исполнения двойных нот и аккордов в музыкальных произведениях.

Работа над улучшением качества звукоизвлечения и меховедения.

Освоение более сложных ритмических рисунков.

Продолжение развития умения грамотного использования динамики при работе над интонационными особенностями музыкального произведения.

Работа над укреплением взаимосвязи внутреннего слуха и игровых движений.

Продолжение работы над развитием музыкально-образного и ассоциативного мышления.

Игра в ансамбле, чтение с листа.

В течение года ученик должен освоить 9-12 различных музыкальных произведений, в том числе:

  • 2 этюда;
  • 2 обработки народных песен и танцев;
  • 3-4 разнохарактерные пьесы;
  • 2-4 ансамбля;
  • мажорные гаммы: до, соль, фа отдельно каждой рукой в одну -две октавы (штрихами non legato, legato, detashe, staccato);
  • Арпеджио, аккорды в названных тональностях отдельно каждой рукой;
  • Минорные гаммы: ля, ми, ре минор правой рукой в одну октаву (три вида минора: натуральный, мелодический, гармонический).

Примерный репертуарный список

Бах И.С. Мюзет ре мажор

Бетховен Л. Сурок

Бетховен Л. Экосез

Гайдн Й. Менуэт ре мажор

Гладков Г. Песенка Львёнка из м/ф «Приключения Львёнка и Черепахи» обр. А.Романова

Глинка М. Жаворонок

Глинка М. Полька

Глюк К. Мелодия

Доренский А. Мамин вальс

Доренский А. Хоровод и Наигрыш

Дунаевский И. Колыбельная из к/ф «Цирк»

Кригер Г. Менуэт соль мажор

Листов К. В землянке

Молчанов К. Вальс из к/ф «Доживём до понедельника»

Моцарт В. Бурре ми минор

Моцарт В. Колыбельная

Моцарт Л. Менуэт ре минор

Моцарт Л. Менуэт до мажор

Пахмутова А. До свиданья, Москва!

Перселл Г. Ария ре минор

Польская народная песня Кукушечка обработка А. Мирека

Пономаренко Г. Ивушка

Прокудин В. Грустный паровозик

Пушкарева В. Важный гном. Мой добрый пёс. Танец снежинок.

Русская народная песня «Вдоль, да по речке» обработка В. Лушникова

Русская народная песня «Грушица» обработка А. Мирека

Русская народная песня «Ивушка» обработка А. Мирека

Русская народная песня «Как под яблоней» обработка Аз. Иванова

Русская народная песня «Как пошли наши подружки» обработка В. Медведева

Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша» обработка А. Мирека

Русская народная песня «Перевоз Дуня держала» обработка А. Мирека

Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» обработка Г. Бойцовой

Русская народная песня «Сел комарик на дубочек» обработка Г. Бойцовой

Русская народная песня «Ходила младешенька» обработка Д. Самойлова

Русская народная песня «Я на горку шла» обработка Аз. Иванова

Савельев Б. «Неприятность эту мы переживем» обработка А. Романова

Словацкая народная песня «Дуй пастух в дудочку» обработка П. Лондонова

Савельев Б. Неприятность эту мы переживем  из м/ф « Лето кота Леопольда»

Словацкая народная песня «Дуй пастух в дудочку» обработка П. Лондонова

Телеман Г.Ф. Гавот до мажор

Тюрк Д. С весёлым настроением. Андантино

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай» обработка  П. Говорушко

Украинская народная песня «Ой, под вишнею» обработка А. Онегина

Уотт Д. «Три поросенка»

Французская народная песня Танец маленьких утят обработка Г. Бойцовой

Хейд Г. Чарльстон обработка Г. Бойцовой

Хренников Т. Колыбельная Светланы

Циполи Д. Менуэт ре минор

Чайкин Н. Вальс

Чайковский П. Старинная французская песенка

Чешская народная песня Аннушка обработка Аз. Иванова

Шуберт Ф. Лендлер

Эстонский народный танец «Деревянное колесо»

Этюды

Аксюк С. Этюды: ре мажор, соль минор

Беньяминов Б. Этюд ля минор

Денисов А. Этюд ре мажор

Дювернуа Ж Этюд до мажор

Жилинский А. Этюд до мажор

Зубарев А. Этюд до мажор

Лешгорн А. Этюд ре минор

Мясков К. Этюд ля минор  

Нечипоренко А. Этюд ля минор  

Онегин А. Этюды: соль мажор, ми минор

Розе А. Этюд соль мажор

Рожков А. Этюд ре минор

Ручин А. Этюд-кадриль до мажор, этюд-тарантелла ля минор, этюд-мазурка до мажор

Черни К. Этюд до мажор

Ансамбли

Белорусский народный танец «Янка»

Гречанинов А. Мазурка

Доренский А. Прелюдия

Т. Хренников «Колыбельная Светланы»

Русская народная песня «Я с комариком плясала» обработка А. Лядова Г. Русская народная песня «Калинка» обработка Г. Бойцовой

Русская народная песня «В сыром бору тропина» обработка Г. Бойцовой Русская народная песня «Перевоз Дуня держала» обработка И. Шестерикова

Штраус И. «На прекрасном голубом Дунае» обработка Г. Бойцовой

Украинская народная песня «Бандура» обработка И. Шестерикова

Украинская народная песня «Ти до мене не ходи» обработка И. Шестерикова

Украинская народная песня «Солнце низенько» обработка И. Шестерикова

Чешская народная песня «Аннушка» обработка А. Чинякова

Примерные программы для исполнения на зачете в конце учебного года

1 вариант

Дунаевский И. Колыбельная из к/ф «Цирк»

Чешская народная песня Аннушка обработка Аз. Иванова

2 вариант

Хренников Т. Колыбельная Светланы из к/ф Гусарская баллада»

Уотт Д. Три поросёнка

3 вариант

Глинка М. Жаворонок

Гладков Г. Песенка Львёнка из м/ф «Приключения Львёнка и Черепахи»

4 класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Самостоятельные занятия 2-4 часа в неделю

Продолжение работы над координацией рук и развитием навыков свободной ориентации на клавиатуре.

Совершенствование ранее освоенных исполнительских приемов игры на баяне.

Продолжение работы над развитием музыкально-образного мышления и укреплением взаимосвязи внутреннего слуха и игровых движений, Освоение более сложных ритмических рисунков.

Воспитание самостоятельности в мышлении при работе над музыкальным произведением, умения анализировать собственное исполнение.

Освоение более сложных ритмических рисунков

Игра в ансамбле, чтение с листа.

Подготовка программы к зачету - 3 любых музыкальных произведения по желанию учащегося, с учётом рекомендаций преподавателя. Одно произведение

В течение года ученик должен освоить 8-9 различных музыкальных произведений, в том числе:

  • 2 этюда;
  • 2 обработки народных песен и танцев;
  • 2-3 разнохарактерные пьесы,
  • 2 ансамбля;
  • Мажорные гаммы: до трёх знаков в ключе разными длительностями и штрихами;
  • Арпеджио, аккорды в названных тональностях отдельно каждой рукой;
  • Минорные гаммы: ля, ми, ре минор отдельно каждой рукой в одну-две октавы (три вида минора: натуральный, гармонический, мелодический);
  • Арпеджио, аккорды отдельно правой рукой.

Примерный репертуарный список

Баснер В. «На безымянной высоте» из к/ф «Тишина»

Баснер В. «С чего начинается Родина?»                             

Бах И.С. Бурре ми минор

Бах И.С. Бурре ре минор

Бах И.С. Менуэт Соль мажор

Белоусский народный танец «Полька-Янка» обработка В. Жигалова

Бухвостов В. Маленькая сюита: «Частушка, Хоровод, Переборы».

Бушуев Ф. Оригинальный вальс

Варламов А. «Белеет парус одинокий»

Верди К. «Хор охотников»

Верди К. Марш из оперы «Аида»

Гайдн Й. Серенада

Гедике А. Сонатина До мажор

Гендель Г. Ария ре минор

Гендель Г. Сарабанда ре минор

Глинка М. Вальс Фа мажор

Гречанинов А. Мазурка

Гречанинов А. Вальс Фа мажор

Джойс А. Вальс «Осенний сон» обработка А. Романова

Джоплин С. «Артист эстрады» обработка Г. Бойцовой

Доренский А. Сюита «Интервалики»

Доренский А. «Свинг» Фа мажор

Дрейзен Е.  Вальс «Березка» обработка А. Мирека

Дюбюк А. Романс

Завальный В. «Колыбельная»

Завальный В. «Мелодия»

Завальный В. «Школьный вальс»

Ивановичи И. Вальс «Дунайские волны»

Лихтенен Р. «Летка-енка»

Майкапар С. «Раздумье»

Моцарт В. Бурре ре минор

Нефе Х. Аллегретто

Пооп А. «Манчестер-Ливерпуль»

Пушкарева В. «Кобра»

Пушкарева В. «Пони»

Пушкарева В. «Цапля»

Ротт Г. Вальс Ре мажор

Рубинштейн А. «Мелодия» переложение А. Мирека

Русская народная песня «Во поле береза стояла» обработка П. Говорушко

Русская народная песня «Как у месяца» обработка А. Заборного

Русская народная песня «Как у наших у ворот» обработка А. Суркова

Русская народная песня «Метелки» обработка В. Грачева

Русская народная песня «По улице мостовой» обработка Аз. Иванова

Телеман Г.Ф. Аллегро

Украинский народный танец «Гопак» обработка А. Мирека

Украинский народный танец «Казачок» обработка Аз. Иванова

Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне» обработка Ю. Грибкова

Украинская народная песня «Сусидка»

Чайковский П. Итальянская псенка

Чайковский П. Немецкая песенка

Шаинский В. «Вместе весело шагать»

Шатров И. Вальс «На сопках Маньчжурии»

Штейбельт Д. Сонатина

Шуман Р. Марш солдатиков

Шуман Р. «Смелый наездник»

Эстонский народный танец «Коломиес» обработка А. Суркова

Этюды

Беньяминов В. Этюд ля минор

Данилов В. Этюд ля минор

Данилов В. Этюд Соль мажор

Денисов А. Этюд ля минор

Денисов А. Этюд Ля мажор

Денисов А. Этюд Ре мажор

Дювернуа А. Этюд До мажор

Евченко Н. Этюд Си-бемоль мажор

Иванов В. Этюд ми минор

Кравченко И. Этюд-частушка

Лемуан А. Этюд Соль мажор

Мясков К. Этюд ля минор

Мунтян О. Этюд ми минор

Самойлов Д. Этюд №3 До мажор

Самойлов Д. Этюд №4 До мажор

Ансамбли

Белорусский народный танец «Янка»

Гречанинов А. Мазурка. На гармошке

Доренский А. Прелюдия, Родные напевы

Мясков К. Вальс

Бухвостов В. Незабудка. Переложение Е. Левина

Коробейников А. Песня

Литовская народная песня «Матушка моя». Обработка В.Бухвостова

Польский народный танец «Мазурка»

Пьерпонт Д. Рождественские колокольчики. Переложение Е. Левина

Русская народная песня «Во поле береза стояла». Обработка В. Бухвостова

Савельев Б. Если добрый ты из м/ф «День рождение кота Леопольда»

Самойлов Д. Кадриль (шутка)

Свиридов Г. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»

Словацкая народная полька «Танцуй!». Обработка Г. Бойцовой

Современная народная песня «Родина». Обработка И. Шестерикова

Тобис Б. Негритенок улыбается

Украинская народная песня «Ты до мене не ходи» Обработка В. Грачева

Украинская народная песня «Бандура». Обработка А. Чинякова

Хейне О. Вальс

Чешская народная песня «Аннушка». Обработка В. Ребикова

Шаинский В. Песенка Чебурашки из муз. сказки «Чебурашка». Улыбка из мультфильма «Крошка Енот»

Штраус И. «На прекрасном голубом Дунае» обработка Г.Бойцовой

      Примерные итоговые исполнительские программы

                                    Зачёт (май)

1 вариант

У.н.п. «Ой, джигуне, джигуне» обработка Ю. Грибкова

Чайковский П. Немецкая песенка

В. Баснер «С чего начинается Родина?»

Игра в ансамбле: Савельев Б. Если добрый ты из м/ф «День рождение кота Леопольда»

2 вариант

Ивановичи И. Вальс «Дунайские волны»

У.н.п. «Сусiдка»

Джоплин С. «Артист эстрады» обр. Г. Бойцовой

Игра в ансамбле: Свиридов Г. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»

3 вариант

Чайковский П. Итальянская песенка

Бушуев Ф. Оригинальный вальс

Русская народная песня «Во поле береза стояла» обработка П. Говорушко 

Игра в ансамбле: Доренский А. Прелюдия

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончании Школы искусств ученик должен получить следующие знания и навыки:

  • знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
  • знание теории музыки и музыкальной терминологии;
  • умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в ансамбле;
  • умение самостоятельно разучивать несложные музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения
  • умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложных музыкальных произведений;
  • навыки чтения с листа;
  • навыки публичных выступлений.

Учащийся, окончивший детскую школу искусств инструментального отделения, должен стать любителем музыки, активным ее слушателем, иметь развитый общий кругозор и художественный вкус.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся
  • промежуточная аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

  • отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;
  • качество выполнения предложенных заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, на котором учащийся исполняет 2 разнохарактерных произведения. Урок проводит преподаватель, ведущий предмет.

С учётом результатов текущего контроля выводятся оценки за I учебное полугодие.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Формой промежуточной аттестации является зачет.

На зачете в рамках промежуточной аттестации в конце учебного года в присутствии комиссии учащиеся исполняют сольную программу:

в 1-3 классе - 2 разнохарактерных произведения;

в 4 классе -3 разнохарактерных произведения.

Одно из произведений может исполняться в ансамбле с преподавателем или в ансамбле с другими учащимися.

На основании результатов промежуточной аттестации (зачета) в 1-3 классах выставляется оценка за год и осуществляется перевод учащегося в следующий класс.

У учащихся 4 класса завершение обучения проходит в форме исполнения сольной программы (зачет), на котором учащиеся исполняют 3 любых музыкальных произведений по желанию учащегося, с учетом рекомендаций преподавателя, в обязательном присутствии преподавателей, заведующего секцией народных инструментов, заведующего музыкальным отделением школы.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое носит рекомендательный, аналитический характер, отмечает степень освоения учебного материала учащимся, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в концертах и конкурсах школьного уровня приравнивается к выступлению на зачетах.

  1. График аттестации

Таблица 2

Класс

Первое полугодие

Текущий контроль

Второе полугодие

Промежуточная аттестация

1

Контрольный урок (декабрь)

2 разнохарактерные пьесы

Зачёт (май)

2 разнохарактерные пьесы

2

Контрольный урок (декабрь)

2 разнохарактерные пьесы

Зачёт (май)

2 разнохарактерные пьесы

3

Контрольный урок (декабрь)

2 разнохарактерные пьесы

Зачёт (май)

2 разнохарактерные пьесы

4

Контрольный урок (декабрь)

2 разнохарактерные пьесы

Зачёт (май)

3 произведения,

3. Критерии оценки

Фонды оценочных средств, разработанные в Школе искусств №2 обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

Результаты обучения учащихся оцениваются дифференцированно. При выставлении переводной оценки учитываются:

  • возрастные и индивидуальные особенности каждого учащегося
  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на контрольном уроке, зачете;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании полугодий учебного года.

Критерии оценки за выступление на итоговом (выпускном) экзамене основаны на требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Таблица 4 

5 («отлично»)

Выступление может быть названо концертным:

ученик умеет использовать приобретённые исполнительские навыки в передаче художественного образа музыкального произведения;

в программе представлены произведения различных стилей достаточно высокого уровня сложности;

высокая культура при общении с инструментом

«

4 («хорошо»)

Владение исполнительскими приемами и навыками звукоизвлечения

Уверенное, осмысленное, достаточно качественное исполнение программы умеренной сложности, в котором более очевидна грамотная и профессиональная работа преподавателя, нежели самого ученика;

Оценка 4 может быть также поставлена за исполнение достаточно сложной программы, если в исполнении присутствовали техническая неряшливость и недостатки в культуре обращения с инструментом при наличии в целом ясного понимания содержания исполняемых произведений.

- 

3 («удовлетворительно»)

Исполнение программы заниженной сложности без музыкальной инициативы и должного исполнительского качества;

Исполнительские навыки развиты слабо (или не развиты вовсе);

Однообразное исполнение;

Неточность штрихов и ритмического рисунка; вялая динамика;

Исполнение нестабильно

также оценкой 3 оценивается достаточно музыкальная и грамотная игра с остановками и многочисленными исправлениями при условии соответствия произведений уровню программных требований.

2 («неудовлетворительно»)

Неисполнение текста.

«зачет» (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, но, по какой-либо уважительной причине, не оцениваемый отметкой.

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Четырёхлетний срок реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» позволяет: продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам:

  • занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой;
  • посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов;
  • большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать

высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и

содержанию, оригинальную, старинную музыку, произведения русских и зарубежных классиков, музыку современных композиторов, песни из мультфильмов и кинофильмов, для продвинутых учащихся циклические формы (лёгкие детские сюиты, части из сюит, сонатин);

  • необходимо познакомить учащегося с историей баяна, рассказать о выдающихся баянистах - исполнителях и композиторах.
  • общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
  • изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях;
  • предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые
  • произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления;
  •  для учащихся, успешно осваивающих программу, рекомендованы концертные выступления;
  • требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития;
  • данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося;
  • на заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения
  • произведений разных жанров и стилистических направлений. песен, опыт игры в ансамбле, исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике;
  • параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты;
  • методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
  • способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально игровых навыков;
  • важным элементом обучения является накопление художественного
  • исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых);
  • каждый ребёнок обладает определёнными творческими задатками и задача педагога – помочь выявить, раскрыть и развить способности ученика;
  • развитие творческих способностей ученика так же важно, как и обучение игре на музыкальном инструменте;
  • курс обучения, который предусматривает освоение программы в более короткие сроки, даёт возможность учащимся получить навыки игры на музыкальном инструменте, обогатить свой внутренний мир, развить и реализовать творческие способности на более профессиональном уровне, под руководством педагога – музыканта;
  • формы творческого развития учащихся разнообразны: концертные выступления, беседы о музыке и музыкантах, изучение творчества композиторов разных эпох и различных музыкальных жанров, походы на концерты, в музеи, выставки с последующим обсуждением, формирование музыкального вкуса.

Творческое развитие учащихся предусматривает:

  • организацию творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
  • организацию посещений учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
  • создание творческих коллективов;
  • организацию творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с дошкольными учреждениями, другими детскими школами искусств, а также с образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • использование в образовательном процессе современных компьютерных технологий.

  • Методические рекомендации
  • по организации самостоятельной работы обучающихся

Основные правила организации домашней работы:

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • объем самостоятельных занятий в неделю – от 2 до 4 часов.
  • объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания,
  • ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
  • индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Все рекомендации по домашней работе учащемуся в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.

VI.        Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

1. Учебная литература

  1. Алексеев И., Корецкий Н. Баян в 1 классе. Киев: Музична Украина, 1987
  2. Алексеев И., Корецкий Н. Баян в 3 классе. Киев: Музична Украина, 1981
  3.  Бажилин Р. Детский альбом для аккордеона. М.: Издательство Катанского, 2002
  4. Бажилин Р. За праздничным столом. Популярные песни в переложении для аккордеона и баяна. Выпуск 1. М.: Издательство Катанского, 2000
  5. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. Москва, 2008
  6. Бойцова Г. Юный аккордеонист. 1, 2 части. М.: Музыка, 1994
  7. Бойцова Г. Юный аккордеонист. 2 ч. М.: Музыка, 1994
  8. Бушуев Ф. Баян в музыкальной школе 1-2 классы. Вып. 7. М.: Советский композитор, 1971
  9. Бушуев Ф. Баян в музыкальной школе. 1-3 классы. Вып. 64. М.: Советский композитор, 1991
  10.  Гаврилов Л. Этюды для баяна. М.: Советский композитор, 1985
  11. Говорушко П. Произведения русских и зарубежных композиторов в переложении для баяна. Вып. 2. Л.: Музыка, 1987
  12.  Говорушко П. Репертуарная тетрадь юного баяниста. Л.: Музыка, 1989
  13.  Голиков В. Пьесы и ансамбли для русских народных инструментов. М.: Владос, 2004
  14. Гречухина Р., Лихачёв М. Хрестоматия для баяна. 1-2 классы ДМШ. Вып. 2. СПб.: Композитор, 2004
  15. Гречухина Р., Лихачёв М. Хрестоматия для баяна. 2-3 классы ДМШ. Вып. 3. СПб.: Композитор, 2006
  16.  Гречухина Р., Лихачёв М. Хрестоматия для баяна. 3-4 классы ДМШ. Вып. 4. СПб.: Композитор, 2007
  17.  Двилянский М. Аккордеон в музыкальной школе. Вып. 58. М.: Советский композитор, 1989
  18.  Двилянский М. Аккордеон в музыкальной школе. Вып. 60. М.: Советский композитор, 1990
  19.  Двилянский М. Этюды для аккордеона. Вып. 14. М.: Советский композитор, 1981
  20. Доренский А. Музыка для детей. 2-3 классы. Вып. 2. Ростов-на/Д.: Феникс, 1998
  21. Заложнова Л. ДоРеМИшка. Нотно-методическое пособие для начинающих. Новосибирск, 2009
  22. Зуева Ю., Ручин А. Соловейко. Хрестоматия педагогического репертуара для баяна. 2 класс ДМШ. Новосибирск, 2002
  23. Иванов В. Ансамбли баянов и аккордеонов. М.: Музыка, 1990
  24. Играем вдвоём. Облегчённые переложения популярной музыки для средних классов ДМШ. /Сост. Ф. Гимерверт. СПб.: Союз художников, 2001
  25. Коробейников А. Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона. Часть 2. СПб.: Композитор, 2003
  26. Коробейников А. Детский альбом для баяна и аккордеона. Москва, 2004
  27. Лёгкие пьесы. Для чтения с листа на аккордеоне. Сост. П.Шашкин. М., Советский композитор, 1983                        
  28. Литовко Ю. Веселый концерт. Пьесы для младших классов ДМШ (аккордеон, баян). СПб., 2010
  29. Лондонов П. Народная музыка в обработке для баяна или аккордеона. М.: Советский композитор, 1985
  30. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. Москва, 1977
  31. Мирек А. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона. 1-2 классы ДМШ. М.: Советский композитор, 1962
  32. Новожилов В. Музыкальная акварель. Пьесы для аккордеона. Вып.5. Москва, 1988
  33. Павин С. Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. М.: Советский композитор, 1985
  34. Романов А.Н. А я играю на баяне.  Вып.1.Новосибирск, 2008
  35. Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. М.: Кифара, 1996
  36. Скуматов Л.С. Оригинальная музыка и обработки. Хрестоматия для баяна и аккордеона. 1-3 годы обучения. 6 часть. СПб.: Композитор, 2007
  37. Соловейко. Хрестоматия педагогического репертуара для баяна. 2 класс ДМШ. Новосибирск, 2002
  38. Солохин Б. Пьесы для аккордеона. СПб.: Композитор, 2003
  39. Судариков А.Ф., Талакин А.Д. Ансамбли для баяна, аккордеона. СПб.: Композитор, 1999
  40. Этюды для аккордеона. Вып. 20. /Сост. М. Двилянский. М.: Советский композитор, 1987
  41. Юхно С. Популярная музыка для аккордеона (баяна). 3-4 класс ДМШ. СПб.: Союз художников, 2004

3. Учебно-методическая литература

1. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. М.: Издательство Катанского, 2002

2. Бойцова Г. Юный аккордеонист. 1, 2 части. М.: Музыка, 1994

3.Бойцова Г. Юный аккордеонист. 2 ч. М.: Музыка, 1994

4. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. М.: Издательство Катанского, 2004

5. Говорушко П. Школа игры на баяне. СПб.: Советский композитор, 1981

6. Заложнова Л. ДоРеМИшка. Нотно-методическое пособие для начинающих. Новосибирск, 2009

7. Иванов А. Начальный курс игры на баяне. Л.: Музыка, 1976

8.Левина Л. Баян. От первых шестнадцати уроков до уверенных выступлений на начальном этапе обучения.

9. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1990

10. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М.: Советский композитор, 1987

11. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. М.: Советский композитор, 1972

12. Онегин А. Школа игры на баяне. М.: Музыка, 1990

4. Методическая литература

1. Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., 1980

2. Булыго К. Проблемное обучение музыканта-исполнителя. Минск, 1982

3. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. М.: Музгиз, 1953

4. Готсдинер А. Музыкальная психология. М., 1993

5.Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне //Вопросы профессионального воспитания баяниста: Труды ГМПМ им. Гнесиных. Вып.48. М., 1980

6. Ковалев А.И. Творческая активность педагога-музыканта. Монография. Минск, 2006

7. Костюк Т.А. Работа над произведениями кантиленного характера. Братск: БМУ, 2005

8. Костюк П.М., Костюк Т.А. Психологическая подготовка концертному выступлению (проблемы эстрадного волнения). Братск: БМУ, 2003

9. Крупин А., Романов А. Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне. Новосибирск: Классика, 2002

10. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., 1983

11. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л.: Музгиз, 1963

12. Мирек А. Основы постановки аккордеониста. М., 1991

13. Актуальные проблемы исполнительства на народных инструментах. Петрозаводск, 1992

14. Мирек А. Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. М., 1994

15. Мотов В., Гаврилов Л. Работа над музыкальным произведением. М., 1961 16. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., 2001

17. Солопов М. Теория и практика обучения юного баяниста-аккордеониста творческому музицированию. Минск, 2003

18. Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. М., 1978

19. Ушенин В. Школа художественного мастерства. Ростов-на/Д., 2009

20. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. Учебное пособие. М.: Музыка, 1996

21. Басурманов А. Работа баяниста над мелодией и ее сопровождением. М., 1961

22. Басурманов А. Справочник баяниста. М., 1987

23. Баян и баянисты. Сборник методических статей. Вып. 5. М., 1981

24. Баян и баянисты: сборник методических статей. Вып. 6. М., 1984

25. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М.: ЦМК Министерства культуры РСФСР, 1971

26. Бубен В.П. Развитие и совершенствование двигательных навыков аккордеониста на начальном этапе обучения. Минск, 1991

27. Бубен В.П. Теория и практика обучения игре на аккордеоне. Минск: БГПУ, 2006


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...