Материалы для развития функциональной грамотности на уроках музыки.
учебно-методический материал по музыке (6 класс)

Материалы для развития функциональной грамотности

на уроках музыки.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   Формирование функциональной грамотности на уроках музыки.

Современный урок музыки - это сложный учебно-творческий процесс, где основой развития личности ребенка становится классическое музыкальное искусство. Порою недостигаемое, требующее глубокого осмысления, умения вслушиваться, понимать его «особенный язык».

Как сделать так, чтобы мои ученики приходили на урок музыки с радостью, понимали ценность классического искусства, чувствовали сопричастность к чувствам и мыслям великих композиторов.

Как сделать так, чтобы урок музыки соответствовал современным требованиям, и мог реализовывать не только учебные задачи, направленные на формирование знаний, умений и навыков, но и способствовал развитию функциональной грамотности.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А. Леонтьев)

Среди составляющих функциональной грамотности особое место занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация. В основе этих компетенций лежат воображение, умение выражать идеи, поиск ассоциаций, аналогий, умение управлять собой и взаимодействовать с другими. Развитие этих компетенций возможно, если учитель включает в урок креативные задачи.

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Условия формирования функциональной грамотности на уроках музыки:  поисковая деятельность;  преемственность, взаимосвязь разных уровней образования;  межпредметные связи и параллели; развитие рефлексии; развитие мышления, а на его основе – речи; развитие гибких или мягких навыков  и коммуникативных умений.

Пути формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка»:  восприятие музыки и размышления о ней; певческая деятельность: хоровая, сольная, ансамблевая;  музицирование: игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации музыкальных сочинений, импровизации;  освоение музыкального языка в процессе изучения элементов музыкальной грамоты; работа с «текстами» учебников и рабочих тетрадей; при поиске информации в Интернете, словарях.

Пути формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка»: в процессе развития ассоциативно-образного мышления школьников; в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся; при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях образования;  при использовании информационно-коммуникационных технологии на уроках музыки;  в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки;

Сказкотерапия» -  это одно из направлений арт-терапии (арт-педагогики), которая является  здоровьесберегающей технологией.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. В основе арт технологий лежит процесс творчества.

Педагоги задействуют арт технологии для того, чтобы предупредить проблемы общения маленького человека, развить творческое начало личности, удовлетворить жажду познания детей. Специалисты считают арт методы важными инструментами развития и обучения детей.

Арт – терапия имеет несколько направлений:
изотерапия,музыкотерапия,сказкотерапия,куклотерапия,имаготерапия (театральное действие),кинезитерапия (движение танца),библиотерапия,
фототерапия.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Функции сказок: 1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням – к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности при коммуникации. 2. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие «ловушки», искушения и трудности можно встретить в жизни и как с ними справляться; как найти и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как бороться и прощать. 3. Сказки возвращают ребёнка и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Они дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих взаимоотношениях.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.
Моя задача как педагога – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть внедрить здоровье сберегающие технологии в образовательный процесс.
Уроки музыки содержат в себе разные виды деятельности, в которые успешно можно включить использование здоровье сберегающих технологий.

 1. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на  занятиях провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

Одну из таких разминок представляю в виде сказки.

Сказка про язычок. Жил был язычок. Проснулся он однажды, а вокруг темно и страшно и т.д.

Конец сказки: улыбнулись зеркальцу, улыбнулись друг другу.

Задание ученикам придумать сказку, где задействован голосовой аппарат

Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

2.Об использовании звучащих жестов для начальной ступени активного музицирования следует сказать особо. Звучащие жесты – это игра звуками всего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье и др. Подобные формы ритмического сопровождения в том, или ином виде есть у всех народов мира. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки и для освоения детьми ее ритма.

Боди-перкуссия – направление, в котором в качестве инструмента используется всё тело. Телесная перкуссия – это техника владения своим телом как музыкальным инструментом. Эта техника способствует раскрепощению, налаживанию контакта с телом, творческому выражению.

Звучащие жесты - это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы по музыкальному воспитанию вводит 4 типа звучащих жестов:

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями,   потирание ладоней и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Разучивание песни «Чепуха» - притоп, шлепки, хлопание, щелчки. Потом спеть каноном. Эту песню можно применять в качестве физкультминутки, при знакомстве с термином «канон». Под музыку Э.Грига «В пещере горного короля» - хлопки или «Шуточка» Селиванова с шуршанием бумаги и колокольчиков.

         3.Вместе с классным руководителем ребята посетили           музыкально-драматический театр. Они посмотрели спектакль      «Маленькая колдунья» по мотивам сказки Отфрида Пройслера  в исполнении актёров Московского Губернского театра. Учительница попросила ребят предположить, какие профессии участвовали в создании спектакля.

Из ряда профессий, имеющих отношение к созданию оперного спектакля, найдите  цепочки, в которых есть лишние слова.

1.балетмейстер, парикмахер, дизайнер, декоратор

                           2.режиссёр, стоматолог, осветитель, хореограф

                           3.дирижёр, скрипач, костюмер, художник

                          4.либреттист, вокалист, композитор, гримёр

                          5.реквизитор, капельдинер, режиссёр, бутафор

                              6.бутафор, звукорежиссёр, повар, балерина

4.Дедушка Фёдора Иван Петрович коллекционирует         почтовые марки с 1975 года. В его коллекции есть марки, посвящённые композиторам. Последней в коллекцию он приобрёл марку в честь 200-летия со дня рождения М. И. Глинки. Дедушка попросил Фёдора найти в интернете информацию обо всех марках, посвящённых этому композитору. Вот что узнал Фёдор: «В 1954 году в СССР были выпущены две почтовые марки, посвящённые 150-летию со дня рождения, а в 1957 году — опять же две почтовые марки СССР, посвящённые уже 100-летию со дня смерти Глинки. В 2004 году музыкальный мир отмечал 200 лет со дня рождения композитора. Почта России посвятила сцепку почтовых марок этому событию. Сцепка состоит из трёх марок и купона. На первой марке помещён портрет композитора, на двух других изображены сцены из его опер «Жизнь за царя» и

«Руслан и Людмила». А в купоне, объединившем все марки в единое целое, находится факсимиле (подпись) композитора и лист с нотами гимна-марша «Славься».

Прочитайте текст. Рассмотрите марку. Опираясь на содержание текста и информацию на марке, выберите верные утверждения.

                         

                          1.Иван Петрович начал собирать марки в XX веке.

2.В 2004 году весь музыкальный мир отметил 200 лет со дня рождения М. И. Глинки.

3.На марке, выпущенной к 200-летию со дня рождения М. И. Глинки, нет сцен из опер.

4.250 лет со дня рождения М. И. Глинки будет отмечаться в 2060 году.

5.Последней в коллекцию Ивана Петровича приобретена марка, посвящённая 100- летию со дня смерти композитора М. И. Глинки.

6.В разные годы в стране выпускались марки только в честь дня рождения М. И. Глинки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №144 с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г.Казани РТ

Материалы для развития функөионалҗной грамотности

на уроках музыки.

                         Иванова Гульнара Камильевна

учитель музыки

Казань 2024г.

 

6 КЛАСС   I ЧЕТВЕРТЬ

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1.Как появилось слово Романс.

2.В каком веке романс появился в России.

Романс и песня относится к жанру вокальной музыки. Романс – это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без сопровождения. «Романс» возник в Испании в Средневековье в 15 веке. Наибольшей популярностью в Испании в средние века пользовался напев, исполнявшийся под аккомпанемент гитары, арфы, клавесина. Когда появились такие песни, народный язык Испании называли романским, отсюда и произошло название «Романс». В романсе отражаются личные интересы человека с его радостями страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств. - В России романс был популярен в XIX веке. Перечисленные вами образы звучали в романсах русских композиторов Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского – Корсакова, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова. Конечно же, такую музыку создавали зарубежные композиторы-романтики: Ф Щуберт и Р. Шуман, Ф. Шопен и Брамс, Ф. Мендельсон и Э. Григ. В  песне может быть много купдлетов,в романсе не более трех куплетов.Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с её радостями и страданиями – всё звучит в романсе.

3.Распределить в таблице отличие романса от песни.

Песня

Романс

Прочитать в учебнике стихотворение А. С. Пушкина

«Я помню чудное мгновенье» (демонстрирует портрет), обращает внимание, что

стихотворение поэт посвятил А. П. Керн (демонстрирует портрет).

- Подберите к каждому из шести четверостиший названия (эпитеты), которые соответствуют их образно-смысловому содержанию.

Порыв, воспоминание, забвение, вдохновение, встреча, радость

Встреча
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Воспоминание

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Порыв
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Забвение
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Вдохновение
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Радость
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Подводя итог, отметим, что креативные задания на уроке, направлены на достижение метапредметных результатов образования, а значит и на формирование универсальных учебных действий. В своей работе Алесашина И.Ю. отмечает: «Анализ творческих задач показывает, что чем выше творческий уровень задачи, тем больший спектр универсальных учебных действий задействован в процессе ее решения. Это преимущественно познавательные УУД, включающие в себя общеучебные, исследовательские и логические действия. Творческие задачи требуют от решающего сочетания интеллектуальных, креативных, волевых, эмоционально чувственных качеств, поэтому можно говорить об интегративном характере образовательных результатов творческой задачи, способствующих развитию навыков человека XXI века».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках музыки

Варианты решения проблемы духновно-нраственного развития школьника на уроках музыки...

«Развитие интереса к урокам музыки через фольклор»

I.               Справочно-информационные сведения об опыте 1....

Методическая разработка Тема: «Музыкально-певческое развитие учащихся на уроках музыки и занятиях хорового кружка»

Цели:Активизировать живой интерес школьников к музыке через творческие приемы;Способствовать усвоению нового музыкального материала через связь с жизнью детей, с окружающим миром, с событи...

Развитие воображения на уроках музыки

В данной работе, рассказывается, как развить воображение , по средставам музыки у детей...

Духовно-нравственное развитие детей на уроках музыки.

Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания за...

Духовное и творческое развитие учащихся на уроках музыки

В этой статье говорится о духовном и творческом развитии школьников на уроках музыки....

Материалы для развития функциональной грамотности на уроках технологии.

Материалы для развития функциональной грамотностина уроках технологииТема: Народные промыслы России и Татарстана.7 классЧто такое ремесло? (рассуждение, уточнение понятия-фронтально)Что такое промысел...