Духовно-нравственное развитие школьников на уроках музыки
статья по музыке по теме
Варианты решения проблемы духновно-нраственного развития школьника на уроках музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_25.docx | 23.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьника на уроках музыки.
К сожалению, мы сегодня вынуждены говорить о том, что у большинства представителей нашего современного общества нет общей системы нравственных ориентиров. Как мы с вами, коллеги, не стараемся в стенах школы культивировать уважение к родному языку, к культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории, выходя за пределы учебного заведения, дети окунаются в агрессивный социум, определяющий их неокрепшее сознание. А учителей все чаще сегодня обвиняют в недостаточном нравственном воспитании ученика…
Конечно, ценности личности, в первую очередь формируются в семье. Но понимая, что школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России, мы с вами стараемся сосредоточить не только интеллектуальную, но и духовную, культурную жизнь школьника и что немаловажно, родителей, по мере возможности, конечно, тоже.
Сегодня концепция федерального государственного образовательного стандарта общего образования определяет нам цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, определяет систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Нам сегодня говорят о том, что мы должны ориентировать ребенка на некий воспитательный идеал, подразумевающий под собой и компетентного гражданина, и патриота, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Все это правильно и хорошо. И мы это выполняем. К сожалению, до последнего времени место предмета «музыка» в нравственном воспитании детей, особенно в общеобразовательной школе, было не только неустойчиво, но испытывало постоянную тенденцию к все большему его сужению, к утере самостоятельной ценности. Каждый из нас, имеющих дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены дети в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития.
Так что ж есть «духовное»? По-видимому, это активный элемент всего сознания, внутренняя и субъективная сущность индивида; это то, откуда исходят волевые решения, где находится источник внимания и усилия. А «нравственность»? Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Исходя их этих определений, мы с вами и формируем компетентные качества, развиваем их, чтобы в будущем наш с вами, пока еще маленький, хрупкий человечек смог не только адаптироваться в обществе, но и влиять на него, сделать его лучше, совершеннее. И нам с вами, уважаемые коллеги, здесь повезло больше, чем другим предметникам, поскольку мы можем влиять на умы посредством языка чувств - музыки.
Каким же образом мы с вами решаем проблему духовно-нравственного развития школьников на уроках музыки? Мы воспитываем музыкальный вкус учащихся, эмоциональное отношение к музыке разных стилей; воспитываем слушательскую культуру, приобщаем детей к практическим навыкам в различных видах музыкально-творческой деятельности, развиваем музыкальный слух, певческий голос, музыкальную память. Все эти комплексные меры и приводят к формированию музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры. Немаловажно и то, что мы заботимся об интересах детей, стремимся к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания в процессе занятий в школе.
Нравственное воспитание средствами музыки в нашем предмете мы главным образом сосредоточиваем в трех направлениях:
- попытаться раскрыть творческие способности к самостоятельному творчеству;
- приобщить учащихся всех возрастов к окружающим их звукам; рассматривать звуковую картину мира как музыкальное сочинение,
главным композитором которого является человек, эмоционально
оценивать это звучание, чтобы совершенствоваться; - определить то звено или ту общую точку, где могли бы
встретиться все искусства для совместного гармоничного развития.
И очень хорошо, что уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, не на обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление.
Мы учим эстетическому сопереживанию и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становится основой для самостоятельной созидательной деятельности школьников. Мы воспитываем способность активно сопереживать и это становится важнейшим условием для формирования духовно развитой личности.
Мы развиваем навыки импровизации, что служит основой формирования художественно-ценностного отношения к окружающему миру. Ведь образное мышление развивается во многом именно на основе импровизационного творчества. Потому что импровизация — это самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая ведет к раскрепощению личности.
Хотелось бы сказать несколько слов об авторской программе по музыке Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой, по которой я работаю, не принижая достоинств других популярных и не менее продуктивных авторских программ. Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Ребенок осмысливает музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, ведет поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?
Особенность данной программы и всего УМК в целом - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.
Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Эта программа основана и на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Каждый год обучения в программе разделен на несколько разделов, например таких как:
1.« Россия - Родина моя» - помогает познать, услышать удивительную красоту народной музыки, познакомиться с народным фольклором.
2. «О России петь - что стремиться в храм» - дает понятие о храмовых
песнопениях, видах колокольных звонов. Звучит музыка на фоне иллюстраций древних икон, картин духовного содержания.
3. «Музыка и изобразительное искусство» - рассматривает взаимодействие музыки и изобразительного искусства (живописи, скульптуры), вводит в мир творческого воображения, перехода от зрительных образов к музыкальным и наоборот, предусматривает множество творческих заданий, расширяет и углубляет нравственно - эстетические впечатления от музыки и живописи.
4. «Музыка и литература» - рассматривает взаимодействие музыки и литературы в различных жанрах вокальной музыки.
Из перечня этих разделов становится очевидно, как тесно переплетается музыка с различными видами искусства, и какой широкий эстетический и эмоциональный и нравственный импульс получают дети на уроках музыки.
В заключении хочу заметить, что музыка и пение - это могучее средство воспитания, которое может эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. И, безусловно, необходима любовь самого учителя к музыкальному искусству, его профессиональное владение инструментом и голосом, знание теории, истории музыки, методики музыкального воспитания, владение художественной речью, жестом, мимикой, творческой интуицией для полноценного духовно-нравственного воспитания школьников на уроках музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка
духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ
Статья по итогам первого года работы по модулю ОМРК...
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения
Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...
презентация к проекту" Духовно-нравственное воспитание личности на интегрированных уроках музыки и литературы и во внеурочное время"
Презентация к проекту...
Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...
Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.
Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....
«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»
Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа диалога национальных культур) с 2002 года является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...