Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников на уроках музыки
методическая разработка по музыке

Методическая разработка для воспитания музыкально-эстетической культуры малдших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_i_uprazhnenya_peragova_lira.docx27.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Городской дворец детского (юношеского)

творчества им. Н.К.Крупской»

Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников на уроках музыки

Авторы: Перагова Н.О., Цимфер Е. В.,

педагоги дополнительного образования

Новокузнецк, 2024

Спецификой данной методики является следующее условие: внедрение в процесс обучения специальных упражнений и заданий осуществляется без изменений основных методологических положений программы, принципов и методов обучения. Данные задания включались в такие виды деятельности на уроке как слушание музыки, вокально-хоровая работа, игра на детских музыкальных инструментах. Использовались приемы двигательного и пластического интонирования, инсценировки песен и оркестровки инструментальных произведений. Кроме фронтальной работы, в которой выполняемые задания были ориентированы на повышение общего уровня музыкально-эстетической культуры учащихся класса, широко применялись задания, требующие индивидуального выполнения. Такие задания, в основном, давались для выполнения дома.

Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. В педагогике под методом понимается форма теоретического и практического усвоения учебного материала, способы деятельности учителя, направленные на глубокое, осознанное и прочное освоение знаний учащимися и обеспечивающие управление познавательной деятельностью школьников.

Определяя методы для организации учебно-воспитательного процесса, мы опирались на те из них, которые стали уже традиционными в педагогике. Это прежде всего три основных метода музыкального воспитания и обучения: наглядный, словесный и практический.

Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В музыкальном воспитании он также незаменим. Беседа, рассказ, пояснение и разъяснение – таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания, поясняет музыкальные произведения и т.д. С помощью слова восприятие музыки углубляется, делается более образным, осмысленным. Одно из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в музыке. Эти пояснения являются важнейшими для понимания детьми сущности содержания музыкального произведения.

Здесь происходит взаимодействие нескольких методов, а именно: метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский), анализа и сравнения, метод обобщения (Э.Б. Абдуллин). Метод размышления о музыке опирается не только на процесс эмоционально-эстетического переживания музыки, но и на продуктивное мышление, позволяющее формировать музыкально-эстетическую культуру на более высоком уровне.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, т.к. без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование аудиозаписей – основное содержание этого метода.

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатление, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, познакомить с музыкальными инструментами и т.д.  Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется в зависимости от возраста учащихся, наличия программности и изобразительности в музыкальном образе.

В отдельную группу можно выделить методы стимулирования музыкальной деятельности. Они применяются на уроках музыки для создания эмоциональной, творческой атмосферы. Одним из них выступает метод эмоционального воздействия (Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко). Здесь учителю музыки необходимо применить все выразительные приемы для усиления эмоционального воздействия музыки и обогащения впечатлений учащихся.

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). Движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук, танцевальных и образных движений.

Речь идет не о выработке навыков и умений исполнительства, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах). Так, оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого их применения. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания. Этот прием способствует дифференцированию восприятия, выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, регистра, динамики, тембра, артикуляции), изобразительных моментов.

На уроках использовались произведения русских композиторов XIX и XX веков. Так как слуховой опыт, накопленный ребятами за первый год музыкального обучения еще не велик, появляется необходимость в его обогащении, знакомстве с новыми для них композиторами. Наиболее близкими и понятными ребятам композиторами в начальной школе становятся русские композиторы: Чайковский, Мусоргский, Майкапар, Глинка, Прокофьев, Шостакович. Яркие черты творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся. На этом этапе развития их музыкальной культуры данные композиторы будут представлены произведениями, доступными детскому восприятию.

Нами были выбраны произведения русских композиторов, написанные специально для детей. Это фортепианные циклы: «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Бирюльки» С.М. Майкапара, «Танцы кукол» Д.Д. Шостаковича, «Детская музыка» С.С. Прокофьева. Кроме того, в заданиях и упражнениях были использованы пьесы из фортепианных циклов П.И. Чайковского «Времена года», «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, «Военный марш» Г.В. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метели», «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Словесный метод предоставляет широкие возможности для проведения различных заданий. Весь используемый нами музыкальный материал относится к программной музыке и имеет яркое эмоционально-образное содержание. Беседа педагога перед прослушиванием может включать в себя сведения о музыке как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Педагог своими вопросами подводит ребят к осознанию тех настроений и чувств, которые выражены в музыкальном произведении. Характеристики нежная, задумчивая, тревожная, взволнованная, весела, радостная являются словами-образами. Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке.

Задание 1. «Сколько лиц имеет марш».

При изучении темы «Сколько лиц имеет марш» ребята знакомились с разновидностями марша (военный, сказочно-фантастический, кукольно-игрушечный и траурный). Использовались произведения: Марш Г.В. Свиридова из «Метели», «Марш деревянных солдатиков» и «Похороны куклы» П.И. Чайковского из «Детского альбома», «Марш Черномора» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», «Марш кузнечиков» С.С. Прокофьева.

На первом этапе ребятам предлагается прослушать варианты маршей и выявить характер каждого, жанровые признаки произведений, услышать и назвать составляющие его элементы, объяснить интонационный состав. Учащиеся выполняют задание в процессе самостоятельного размышления после прослушивания. Учитель называет композитора и разновидность марша только после совместного обсуждения. Он направляет ответы ребят вопросами: «Какой должна быть музыка, помогающая объединить людей в едином направлении чувств и действий?», «Какое настроение вы услышали в каждом из маршей?», «Какими средствами композитор создал тот или иной характер?»

Используя словесный метод (беседа), учитель активизирует уровень знаний, связанный с социальным опытом учащихся и направляет их размышление на обозначенные вопросы. На первых порах для выполнения такого рода задания целесообразно использовать «Словарь эстетических эмоций» В.Г. Ражникова [30], однако постепенно необходимо предоставлять детям все большую самостоятельность в подборе эпитетов.

Задание 2. «Картинки с выставки».

Учащимся предлагается послушать две разнохарактерные пьесы из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского: «Баба яга» и «Гном». Задание – сделать «словесный портрет» героев этих музыкальных произведений.

Предварительно учитель рассказывает ребятам о ближайшем друге композитора, художнике В. Гартмане, который скоропостижно скончался, но оставил после себя богатое наследие. «Однажды Модест Петрович Мусоргский побывал на выставке рисунков художника Виктора Гартмана и загорелся желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке. Музыку, рожденную под впечатлением выставки, композитор посвятил другу Гартману и дал ей название «Картинки с выставки». Мусоргский музыкальными красками нарисовал сюжеты и героев рисунков художника В. Гартмана».

Учитель показывает ребятам рисунок-эскиз бронзовых настольных часов Гартмана. Они изображают изящную аккуратную избушку на курьих ножках. Предлагает послушать пьесу М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) и рассказать, какой предстает перед ними хозяйка этого домика?

Далее учитель обращается к пьесе «Гном». Рисунок Гартмана до нас не дошел, известно лишь, что рисунок изображал елочную игрушку, на которой можно было увидеть сказочного персонажа в виде щипцов для колки орех. После прослушивания пьесы ребята делятся своими впечатлениями о музыкальном образе каждой пьесы. Наводящие вопросы учителя помогают разобрать средства выразительности, интонации каждого произведения.

Задание 3. «Танцы кукол».

На уроке учащиеся слушают пьесы из сюиты Д.Д. Шостаковича «Танцы кукол»: Романс, Вальс-шутка, Гавот. Предварительно учитель рассказывает историю создания этого произведения: «Когда Дмитрий Дмитриевич Шостакович был маленький, ему приснился сказочный сон. Будто бы он забрел на чердак своего дома и среди старых вещей он нашел огромный, покрытый паутиной и пылью сундук, который был наполнен самыми разными куклами. Здесь были куклы из детского кукольного театра, куклы в старинных бальных нарядах, и куклы-матрёшки, а также куклы, сшитые из тряпок. А на самом дне лежала кукла необыкновенной красоты. Вдруг зазвучала чудесная музыка и куклы и танцевать, танцевать… Позже, став композитором, Шостакович воплотил свой сон в музыке и посвятил этот цикл дочери».

Учитель предлагает детям прослушать три танца из этой сюиты и представить, какой характер у каждой куклы, как она выглядит, придумать историю каждой. Детям не сообщатся название танцев перед прослушиванием. Лишь после того как ребята поделились своими впечатлениями, учитель сообщает название каждой пьесы и обсуждает ее жанровые особенности, сравнивает с рассказами ребят.

Задание 4. «Детский альбом».

При знакомстве с пьесами «Детского альбома» П. Чайковского, во время слушания учитель ставит задачу придумать сюжетный ход, краткий рассказ о происходящем, который мог объединить два контрастных произведения. В качестве вариантов можно предложить связать «Болезнь куклы» и «Новую куклу», «Марш деревянных солдатиков» и «Игру в лошадки», «Зимнее утро» и «Маму».

Восприятие музыки, организованное таким образом, когда необходимо связать произведения по принципу сходства и контраста ведёт к углубленному переживанию музыкального впечатления, к большей погруженности детей в музыкальное искусство.

Использование наглядного метода дает возможность применять на уроках музыки самые разнообразные упражнения и задания, в зависимости от особенностей каждого класса. Нами были разработаны следующие.

Упражнение 1: «Времена года» в музыке и живописи.

Ребятам предлагается прослушать пьесы из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года»: «Март. Песня жаворонка», «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке». Пьесы могут исполнятся педагогом или звучать в записи. Учащиеся слушают музыкальный фрагмент и должны из всех предложенных репродукций выбрать наиболее соответствующую по настроению музыке картину. В качестве материала для задания используются специально подобранные репродукции с картин русских художников: И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, В. Поленова.

Упражнение 2. «Сколько лиц имеет марш».

На этапе слушания музыки в контексте изучения темы «Сколько лиц имеет марш» ведущим методом является наглядно-слуховой. Процесс слушания приобретает смысловую направленность, когда учитель задает вопросы. Использование индивидуальных карточек (наглядно-зрительный метод) позволяет учащимся достаточно уверенно справится с поставленными задачами.

При изучении темы ребята знакомились с разновидностями марша (военный, сказочно-фантастический, кукольно-игрушечный и траурный). Для проведения задания учитель готовит карту для каждого учащегося (Карта № 1 Приложение Б), затем исполняет музыкальные фрагменты произведений: Марш Свиридова из «Метели», «Марш деревянных солдатиков» и «Похороны куклы» П.И. Чайковского из «Детского альбома», «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Марш кузнечиков» Прокофьева.

Учащиеся должны выбрать на карточках подходящие иллюстрации к каждому из прозвучавших маршей.

Задание 3. «Нарисуй персонажа».

На уроке учащиеся слушали музыкальные произведения – «Баба Яга» П.И. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского. Задание на дом – нарисовать обеих героинь.

Задание 4. «Времена года» в музыке».

В конце каждой четверти ребятам предлагается нарисовать иллюстрацию к ранее пройденной пьесе или песне подходящую по теме. Темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Музыкальные произведения: из циклов «Времена года» Чайковского, «Детская музыка» Прокофьева, «Бирюльки» Майкапара.

Практический метод – основной в работе с младшими школьниками. Для творческой активности детей необходима постоянная разнохарактерная их деятельность. Практический метод подразумевает двигательную, вокальную деятельности, игру на простейших музыкальных инструментах. Данный метод с применением проблемности открывает для педагога широкие возможности разработки и проведения заданий на развитие воображения, креативности детей, что способствует вовлеченности учащихся в музыкальную деятельность, формированию личностного отношения к происходящему.

Приведем некоторые задания и упражнения, которые могут быть использованы в рамках практического метода для развития музыкально-эстетической культуры учащихся.

Задание 1. «Сколько лиц имеет марш»

На этом этапе изучения темы четверти «Сколько лиц имеет марш» используются практические методы освоения жанра марша: движение под музыку, импровизация. Через движения происходит постижение эмоционального образа каждого вида марша.

Детям поочередно предлагается послушать следующие марши: Марш Г.В. Свиридова из «Метели», «Марш деревянных солдатиков» и «Похороны куклы» П.И. Чайковского из «Детского альбома», «Марш Черномора» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», «Марш кузнечиков» С.С. Прокофьева.

Учитель просит ребят встать и пошагать на месте (или пройтись по классу, если позволяет пространство) в соответствии с характером музыки. С ребятами обсуждается характер марша через двигательные образы. При обсуждении учитель с ребятами выявляет характерные черты каждого марша – двудольность, четкий ритм, пульс – и заполняет таблицу.

Военный марш

Кукольный марш

Сказочно-фантастический марш

Траурный марш

Черты характера в музыке

Средства музыкальной выразительности

Задание 2. «Музыкальные инструменты»

Упражнение 1: Ребята знакомятся с инструментами шумового оркестра: ложки, трещотки, бубны, коробочки(тон-блок), маракасы, кастаньеты. Эти инструменты не имеют ярко выраженного звуковысотного положения. Учитель рассказывает о способах игры, использовании, заучивается название инструмента, демонстрируется его звучание, обсуждается тембр.

Далее учитель просит ребят закрыть глаза и на слух определить какой инструмент звучит и дать характеристику тембровой окраски.

Упражнение 2. Учитель предлагает ребятам «поговорить друг с другом» языком инструментов. Ребята должны сами придумать персонажей и выбрать инструмент.

Упражнение 3. Далее при знакомстве с инструментами выбирается произведение, для сопровождения которого будут использоваться шумовые инструменты. Ребятам предлагается придумать ритмический рисунок и выдержать его на протяжении всего произведения. При выполнении задания возможна помощь педагога, можно заменить инструмент. Возможно исполнение песни и ритмического сопровождения к ней группами.

Упражнение 4. Учитель предлагает разучить первый куплет песни «Во кузнице» и сделать к ней ритмическое сопровождение. Эта песня всем знакома, не очень сложная и в то же время ритмически не очень простая. Важно, чтобы каждая партия уловила свой ритмический рисунок и держала на протяжении всей песни.

Данные формы работы расширяют интонационно-тембровый слуховой багаж, предполагают развитие инструментально-тембрового слуха детей, активизацию творческих проявлений ребенка через «игру на музыкальных инструментах».

Задание 3. «Играем в оркестр».

В этом задании учитель предлагает учащимся выбрать инструменты для сопровождения различных пьес С.М. Майкапара. Все пьесы фортепианного цикла «Бирюльки» программные или жанрово определены, имеют яркую образную выразительность, небольшие по объему. Их названия подсказывают ребёнку содержание, помогая развернуться его творческой фантазии. В каждой пьесе раскрывается один определённый музыкальный образ.

Педагог играет на фортепиано пьесы из цикла «Бирюльки»: «В садике» C-dur, «Сиротка» a-moll, «Пастушок» G dur, «Осень» e-moll, «Маленький командир» G-dur, а ученики аккомпанируют на выбранном ими ударном инструменте (можно пьесы поставить в записи, чтобы педагог имел возможность помочь ребятам).

В данном задании используется метод создания «композиций», который способствует «включению» детей в практическую музыкальную деятельность. Такие композиции могут быть представлены в виде ансамблей и солистов.

Задание 4. «Сочиняем песню».

Учитель предлагает детям досочинить вместе с ним 3 варианта одной мелодии: в жанре лирической песни, в жанре польки и в жанре марша. Учитель поет мелодию, дети ее повторяют и придумывают продолжение. Задача детей не только сочинить саму мелодию, но и выбрать слог, на который они будут ее исполнять в зависимости от жанра. Например, жанр лирической песни – слог «люли-люли», полька – слог «ля-ля», марш – слога «тра-та-та-та». Выбор слога каждым ребенком должен сопровождаться его объяснением.

Данное задание можно разделить на два этапа.

Упражнение 1: Учитель предлагает детям досочинить мелодию и сам исполняет начало и предлагает возможные варианты ее окончания. Ученики должны выбрать наиболее подходящий или предложить свой вариант. Необходимо, чтобы учащийся объяснил свой выбор (или свой вариант).

Упражнение 2: Детям предлагается досочинить песню (импровизация мелодии на текст). Учитель поет начало, ученик должен продолжить и закончить песню в заданном характере. Если ответ учащегося не удовлетворяет педагога, нужно предложить ребенку вариант, объяснить его импровизацию.

Все упражнения и задания, разработанные нами направлены на развитие воображения, образного мышления и творческого подхода к восприятию музыки, что способствует формированию музыкально-эстетической культуры ребят. Очень важно, чтобы при выполнении заданий учащиеся непременно объясняли свои действия, рассуждали о возможных вариантах выполнения одного и того же задания.

Часть заданий использовались в качестве домашней работы детей. Это позволяло учащимся более полно раскрывать свой творческий потенциал. Большой плюс домашних заданий состоит, также, в том, что дети не ограничены временными рамками урока, а это позволяет им больше и свободнее фантазировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа - "Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки"

Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать  основания для развития личности в целом,  ее самораскрытия, само...

Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки

В реферате рассмотрен очень важный  аспект музыкального  развития ребенка-  ритмическая сторона. Многие годы педагоги "бьются" над этой проблемой и не секрет, что неритмичных детей...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Патриотическое  воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...

«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"

Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В статье рассматриваются вопросы целенаправленного формирование гармоничной личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе, в целом, зависящ...

Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников

В данной разработке даны специальные задания и упражнения, которые включены в разные виды деятельности на уроке музыки...