ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
статья по музыке

Гринь Наталья Андреевна

В статье рассматриваются вопросы целенаправленного формирование гармоничной личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе, в целом, зависящей  от  многих  факторов,  одним  из  которых  является  формирование потребности взаимодействия с музыкальным искусством, освоения его ценностей, и составляет общую суть воспитания музыкальной культуры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Сегодняшняя школа – это основной социально-культурный институт, детерминирующий развитие не только современной, но и последующей генерации. В этой связи вопросы, связанные с формированием культуры современных школьников и реализацией инновационных идей в педагогической практике, становятся особенно важными. Учитывая целый ряд общественных факторов данные вопросы следует рассматривать с позиции системного деятельностного подхода.

Урок учебного цикла «Музыка» в понимании общего культурного воспитания рассматривается как установленная готовая совокупность знаний, которая сможет сформировать в ребенке ключевое понимание культуры в целом и музыкального искусства в частности.

Я считаю, что, несмотря на ценностную и давно обоснованную учеными-педагогами значимость учебного музыкального курса в школе, та музыкальная реальность, в которой развиваются современные школьники,  не соответствует действительности, предлагаемого музыкально-теоретического материала в рамках предмета «Музыка». Важным является тот факт, что «шедевры»  популярной музыки, которым отдают предпочтение современные школьники, глубокую философскую или смысловую мелодическую нагрузку содержат крайне редко. Сложно найти в них наполненность образами или ценное музыкальное содержание, которые так необходимы для настоящего понимания искусства.

Серьезная классическая, особенно вокальная, музыка явление сложное для понимания неподготовленного слушателя, так как имеет огромное количество стилей, форм, жанров, специфична по инструментальной организации. Естественно, «легкая» «модная» музыка в массовой доступности получает преимущество в количестве симпатий у школьников.

Потребности накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные знания и навыки, то есть воспитать культуру, ребенку помогает взрослый. Современные исследования специалистов в области музыкальной педагогики и психологии убеждают нас в необходимости более серьезного подхода к проблеме воспитания музыкальной культуры младших школьников на практике.

Воспитание музыкальной культуры детей в начальной школе будет эффективно только в том случае, если педагог, организующий процесс взаимодействия ребенка с музыкальным искусством будет учитывать все критерии: общее развитие детей, знать специфику психофизических особенностей данного возраста, использовать соответствующие методы и приемы в работе. Соответственно формирование музыкальной культуры будет строиться на взаимной связи различных наук, то есть на основе данных, полученных педагогикой, психологией и физиологией.

Воспитывая музыкальную культуру младшего школьника на основе обогащения его музыкально-слухового опыта на уроках музыки, нужно помнить, что уже в данном возрасте складывается своеобразная музыкальная субкультура детей, представляющая собственный набор ценностных интересов. Эффективность процесса воспитания и развития ценностных интересов во многом зависит от учета педагогом норм поведения и типа мышления детской субкультуры. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что успешность вхождения взрослого в субкультуру младших школьников зависит от того насколько он осведомлен о его увлечениях, потребностях и склонностях. Лишь опираясь на психологические особенности детей начальной школы, и отталкиваясь от детских потребностей, учитель музыки может ненавязчиво, без принуждения направлять развитие эстетической культуры ребенка и обогащать творческий опыт на основе ценной в эстетическом отношении музыки.

Вызвать у ученика интерес к музыке,  «настоящей» культуре задача не простая. Относясь уважительно к интересам и вкусам современного школьника, не пренебрегая его приоритетами, учитель обязан помочь ребенку познакомиться и полюбить классические музыкальные шедевры, способные воздействовать на интеллектуальное развитие ребенка позитивно, на доступном для него языке. Опираясь на собственные  профессиональные знания и навыки, педагог сумеет найти современную образцовую альтернативу тому, чем интересуются дети. Запасы качественно отобранной учителем современной музыки, открывают дополнительные возможности воспитания у сегодняшнего школьника духовных и нравственных качеств, доброты, сострадания, любви к своей стране и многое другое. В совокупности с классическим курсом современных методических разработок новые модификации в качестве образцовых примеров современной музыки будут гармонично дополнять и обогащать общий курс обучения предмета «Музыка». Последовательная интерференция качественных примеров современной музыки резюмирует дальнейшее развитие школьника в сфере высокого музыкального искусства элитарного плана. Постепенно, ребенок вместе с учителем урок за уроком будет открывать для себя невообразимо богатый мир высокой музыки посредством изучения данного предмета, через знакомые ему современные музыкальные образы.

Для этих целей на уроке применимы и классические и инновационные методы обучения, которые, как правило, используются в определенных видах деятельности. Для развития общих творческих способностей, музыкального кругозора и эстетической культуры младших школьников, педагог вправе выбирать любые методы, совмещать их или разрабатывать собственные.

Следовательно, современные задачи музыкального воспитания в современной школе и определяют выбор методов, выявляя потребность общения детей с музыкой, повышая интерес к музыкальной деятельности, степень детской активности. А, соответственно, в практической деятельности указывают на необходимость индивидуального, дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей младших школьников, намечают этапы работы на уроке музыки.

Резюмируя, отмечаем, что выбор надлежащих эффективных и целесообразных методов активизирует логическое мышление детей, позволяет им на практике использовать музыкальную информацию, развивает творческие способности и интерес к музыке. То есть поможет учителю музыки в полноценном развитии музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Список литературы:

  1. Алиев Ю. Б. Общие вопросы музыкального воспитания / Ю. Б. Алиев Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж : НПО «МОДЕК», 1998. – 240 с.
  2. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие. / Э. Б. Абдуллин. – М., 2002. – 350с.
  3. Михеева М. И. Музыка - детям: Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Сб. статей / Составитель Л. Михеева. Вып. 4. – Л.: М.: Ленингр. отд-ние, 1981. - 135 с.: нот. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Патриотическое  воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...

«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"

Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....

Художественно-образное воспитание школьников на уроках музыки.

Примеры интеграции искусства на уроках музыки, МХК, ИЗО....

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки»     Коробко Л.Г. учитель музыки первой категории.  Современное российское общество требует ориентации системы образовани...

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки»     Коробко Л.Г. учитель музыки первой категории.  Современное российское общество требует ориентации системы образовани...

Патиотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В статье освещены проблемы патриотического воспитания подростающего поколения, даются рекомендации по формированию чувств патриотизма...

Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников на уроках музыки

Методическая разработка для воспитания музыкально-эстетической культуры малдших школьников...