Первое путешествие в музыкальный театр
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Волкова Валерия Максимовна

Знакомство с оперой "Руслан и Людмила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_lala.docx22.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир музыки, мир яркий и разнообразный.Что он нам откроет, я думаю вы догадаетесь, если отгадаете следующие загадки:

(Отгадай загадки)

#1057;он и отдых позабыты, пишет песню …

3. Взмахнёт волшебник палочкой и музыка звучит.

Палочка застынет и весь оркестр молчит.

3. Это что за представленье, людям всем на удивленье?

Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!

4. Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,

То такое представленье называется…

- А теперь подберите общее слово, которое объединять все

-Я думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о… театре, а точнее о музыкальном.

- Верно, тема нашего урока: Путешествие в музыкальный театр.

- Какие же спектакли можно увидеть в музыкальном театре?

- Что такое опера?

- Что такое балет?

Так вот, музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета.

- Посмотрите на фотографию, знакомо ли вам это место?

Открытие Челябинского театра оперы и балета имени Глинки состоялось 29 сентября 1956 года. Первой постановкой стала опера «Князь Игорь». В день премьеры театру решением исполкома городского Совета депутатов трудящихся было присвоено имя Михаила Глинки.

В первую оперную труппу театра входили певцы из разных театров страны и выпускники Московской, Ленинградской, Свердловской консерваторий.

-Знаете ли вы когда возникла опера?

Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного пения.

Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?!

В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство( костюмы, декорации), реже хореография.

Так какие же виды искусства объединяет опера?

-Итак, мы в театре. В фойе можно купить небольшую брошюрку-программу с кратким изложением сюжета оперы. Оно называется либретто, в переводе с итальянского означает книжечка. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение-роман, повесть, миф, легенда, поэма, сказка, былина.

Пройдя в зрительный зал, можно сесть в удобное бархатное кресло и открыть нашу книжечку с кратким изложением сюжета оперы «Руслан и Людмила"

( Прочитай либретто, а после ответь на вопросы)

Великий князь Киевский Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян предсказывает им разлуку и испытания, но молодожены клянутся в вечной любви. В разгар праздника Людмилу похищает Черномор, и Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто её спасет. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски.

Руслан встречает волшебника Финна, который предсказывает его победу над Черномором и рассказывает о своей несчастной любви к Наине. Трусливый Фарлаф также ищет Людмилу и встречает Наину, желающую отомстить Финну.

Руслан находит поле с костями павших воинов и огромную голову, которая рассказывает ему о Черноморе и передает волшебный меч для мести. В замке Наины тоскует Горислава, влюбленная в Ратмира, но Финн разрушает её чары.

Людмила страдает от власти Черномора. Руслан вызывает карлика на бой, но Черномор усыпляет Людмилу. В бою Руслан лишает Черномора силы, но не может разбудить Людмилу. Фарлаф с помощью Наины похищает её и привозит в Киев. Руслан, используя волшебный перстень Финна, пробуждает Людмилу, за что его славят киевляне.

-Кто главные герои оперы?

-Кто такой Черномор?

-Что пошли делать Ратмир, Руслан и Фарлаф?

- А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки.

- Послушай увертюру из оперы «Руслан и Людмила», и представь, что могло происходить на сцене.

()

- Что происходит на сцене? Что вы представили слушая увертюру?

- какой характер был у музыки?

- А что же такое увертюра? Запишите, Увертюра – это вступление к опере или к балету.

(Послушай еще раз и представь себя в роли дирижера, дирижерский жест большой, если музыка звучит громко, а если музыка звучит тихо, то дирижерский жест маленький)

(Прочитай литературную загадку)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

- Какое сказочное литературное произведение начинается этими строками, какого-то поэта?

- Это поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

- Послушай арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила», а после ответь на вопрос какой образ рисует нам композитор?

( )

- Каким вы себе представили Руслана?

- В каком настроении исполнен фрагмент?

- Как вы думаете, что происходило на сцене?

- Наш спектакль еще не заканчивается и на сцене появляется Людмила, какой же ее изобразил композитор?

- Прошу всех встать, сейчас мы с вами окажемся на месте дирижера, ваша задача, дирижировать под музыку

- Послушай каватина Людмилы и ответь на вопрос, какой ее изображает композитор?

()

- Какой ее изобразил композитор?

- В каком настроении исполнен ее фрагмент?

- Героиня грустит и радуется. Она тосковала перед разлукой с отцом и Киевом и словно предвидит уготованную ей печальную долю.

- Запишите себе, что такое каватина. Каватина – это небольшая лирическая оперная ария.

- Вспомни, как звучала ария Руслана?

- схожи ли они по характеру с каватиной Людмилы?

- Руслан изображён в опере как рыцарски благородный и мужественный герой, защитник земли русской от сил зла, представлен сосредоточенным и мужественным, а Людмила — весёлой и беззаботной, но с чертами душевной силы и решительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс Первое путешествие в музыкальный театр

Урок музыки в 5 классе по теме "Первое путешествие в музыкальный театр" по программе Е.Д.Критской...

Урок "Первое путешествие в музыкальный театр"

Урок для 5 класса, Посвящен опере...

Урок "Первое путешествие в музыкальный театр"

Презентация к уроку. % класс, Опера...

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Открытый урок "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера."...

Первое путешествие в музыкальный театр - Опера

конспект урока для 5 класса "первое путешествие в музыкальный театр -опера"...

Тема урока "Первое путешествие в музыкальный театр"(Музыка 5 класс. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, М.: Просвещение, 2014г).;

Презентация ученицы 5 "А" класса Трошиной Дарьи "Великие итальянские композиторы"( А.Вивальди, Н.Паганини и др.)...

План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".

Данный урок предназначен для уч-ся 5 класса по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Цель данного урока познакомить уч-ся с особенностями оперного жанра , с разновидностями вокальных и инструмента...