Голос. Интонация. Психосоматика.
учебно-методическое пособие по музыке
«Мне не нравится мой голос. Он глухой, низкий и невыразительный. Я говорю, а меня не слушают…» Знакомая картина? Чтобы снять голосовые зажимы, полюбить и принять свой голос, попробуйте три упражнения. После них вам станет легче говорить.Голос и Интонация играют ролей в процессе невербальной-коммуникации ,так как они помогают передать эмоциональное состояние и намерение говорящего.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
детская школа искусств им. Ю.А.Гагарина
вокально-хоровое отделение
доклад
По предмету: «Народный вокал»
На тему : «Голос. Интонация. Психосоматика »
Выполнил преподаватель высшей категории народного вокала , фольклорного ансамбля Зубкова Елена Анатольевна
г. Котельниково
2023 г
Содержание:
- Что такое интонация
- Почему нас не слушают
- Почему мне не нравится мой голос
- Позвольте быть себе заметным
- Психосоматика. (упражнения)
«Мне не нравится мой голос. Он глухой, низкий и невыразительный. Я говорю, а меня не слушают…» Знакомая картина? Чтобы снять голосовые зажимы, полюбить и принять свой голос, попробуйте три упражнения. После них вам станет легче говорить. Голос и Интонация играют ролей в процессе невербальной-коммуникации ,так как они помогают передать эмоциональное состояние и намерение говорящего. Интонация включает такие элементы как тон,громкость,темп .Темп речи помогают выразить радость, грусть .Гнев удивление и другие эмоции,делая общение более живым и понятным. Кроме того, интонация помогает подчеркнуть значимость и контекст сказанного. А темп речи может указать на важность или срочность сообщения, восприятие. И все эти характеристики необходимо учитывать как слушателю так и говорящему.
Голос открывает нас миру. Не только наши мысли, но и то, что мы чувствуем и иногда не хотели бы показывать. По нему о нас судят окружающие, и он во многом определяет их отношение к нам. Как-то однажды на тренинге мы получили задание: прочесть одну и ту же фразу с разными интонациями. Ведь богатым считается именно голос со щедрой мелодикой, позволяющий себе легко взлетать и падать, играть оттенками. Интонации были написаны для каждого на листочках, фраза на доске гласила: «Какой сегодня день. Не то слово». Интрига была в том, чтобы угадать интонацию.
И вот одна из нас начинает: «Какой сегодня день», а остальные догадываются — ирония? ехидство? Не угадали. Это звучала интонация радости в исполнении автора. Другая девушка читает: «Какой сегодня день. Не то слово» — и мы спрашиваем у нее: грусть? тревога? Снова не угадали — фраза читалась с интонацией удивления.
Обнаружилась странная вещь: в голосе у каждой из нас прозвучала та базовая жизненная интонация, тот голос души, который мы сами даже не осознаем. У кого-то в речи всегда есть нотки жалобы, чей-то голос звучит вопросительно, а кто-то, наоборот, одним звуком своего голоса может успокоить и вернуть надежду. Вот так. Мы произносим слова, чтобы что-то сообщить, а оказывается, сама мелодика речи уже все сказала за нас. И если словами мы говорим одно, а интонацией — другое, поверят не словам, а ей.
ПОЧЕМУ НАС НЕ СЛУШАЮТ?
Осознаем ли мы, как наш голос звучит со стороны? Похоже, иногда он живет своей жизнью. Не слушается. У каждой из нас оказались к нему (и к себе самим) вопросы: «Как снять зажимы, когда ведешь тренинг по логистике, а голос садится?», «Не умею его контролировать — как только вижу мужчину, начинаю тараторить», «Что делать с плоским и монотонным голосом переводчику?», «Меня не слушают, да мне и самой не нравится, что я говорю»…
Знаете ли вы, какой процент в общении приходится на то, что мы рассказываем о себе словами?» По статистике — всего 7%. «Иными словами, нас понимают только на 7% из той информации, которую мы предоставляем с помощью слов. Намного больше — на 35% — за нас говорит интонация, ритм речи, сбивчивость дыхания», — поясняет психолог Валерия Агинская.
Именно то, что мы, тщательно подбирая слова, практически не контролируем и что выдает наши эмоции и вообще отношение к жизни. Это значит, что само звучание голоса решает очень многое. Оттого-то и встречаются люди, которых «не слышат», «не слушают». Тон их голоса сообщил о том, что человек не уверен, боится — или ему в глубине души давно неинтересно то, о чем говорят. Даже в простом «здравствуйте» можно расслышать скрытую агрессию или обещание скандала или искреннюю радость и оптимизм.
ПОЧЕМУ МНЕ НЕ НРАВИТСЯ МОЙ ГОЛОС?
Многим не нравится собственный голос, особенно в записи. Все дело в том, что мы не слышим себя так, как мы звучим для других. Мы слышим себя «изнутри собственного тела» со всеми его резонаторами. И еще потому что мы не принимаем самого себя. Нам не нравится в собственном голосе его скованность, зажатость — и правильно не нравится! Это значит, что мы не хотим быть зажатыми и скованными.
Но сам голос как пленник — если дать ему свободно лететь, если услышать его без зажимов, он у каждого прекрасен. Глубокий как виолончель, нежный как кларнет, летящий как скрипка.
Многие хотят что-то в голосе изменить: сделать его более высоким, тонким, женственным. Но работать надо в первую очередь над тем, чтобы природный голос звучал свободно и наполненно, свободно поднимался вверх и спускался, если надо, вниз до каких-то своих бархатных ноток. Голос может казаться глухим, плоским, невыразительным и при этом объективно по тону он высокий, выше первой октавы.
Наш голос настолько уникален, что в течение жизни остается таким, каким дан нам природой
Как в «12 стульях» Ильфа и Петрова: «Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности: могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка, может нагрянуть тучность, может одолеть крайняя худоба, но голос у нее не изменится. Он останется таким же, каким был у нее гимназисткой, невестой или любовницей молодого повесы».
«Если подойти к роялю, можно найти свою ноту — именно ту, на которой звучите вы. Вот такая у каждого своя музыка, — говорит Валерия Агинская. — Она ваша, и ее надо принять и полюбить. А дальше будем работать над „спасением“, освобождением своего голоса. Тембр голоса ваш, и он останется с вами, он дан вам так же, как и ваше уникальное тело, а вот подарить голосу звонкость, глубину, певучесть вполне возможно».
Как изменить присущую вам базовую интонацию, которая выдает ваши эмоции? Станьте немного актером, попробуйте сначала произносить какие-то фразы как ваша любимая актриса или тот, кем вы восхищаетесь. Сначала это будет непривычно, а потом, если это действительно «ваше», станет частью вашего образа. Это не произойдет сразу, на это потребуется тренировка.
1. Темп и ритм
Кто-то делает долгие паузы, речь может быть торопливой и сбивчивой, а может звучать размеренно и монотонно.
Что такое темп речи? Это отражение нашего отношения к жизни, того, как мы торопимся жить. А ритм — ну что ж, если он сбивчивый, получается, мы и сами живем не по плану, нас несет ее поток. Такую информацию о нас может считать любой, кто услышит торопливую и сбивчивую скороговорку. Наверное, этого достаточно для того, чтобы вы захотели звучать немного иначе.
Для начала попробуйте прочесть какой-нибудь текст по слогам и нараспев, чтобы замедлить свой бег, приучить себя говорить спокойно. А потом — подумайте, ритм ведь есть у всего живого! Наша речь ритмична, как ритмична музыка. Ритм передает энергию, биение жизни. Он может немного замедляться, он может ускоряться, но он должен быть живым.
2. Дикция и артикуляция
Очень многие из нас проглатывают звуки и не считают, что это важно. Кто бы подумал, что наша дикция может оказаться важнее того, что мы знаем и говорим? Отчетливая речь характеризует уверенного в себе человека — вспомните, как говорила Гермиона Грейнджер в «Гарри Поттере». Такого человека всегда слушают, даже если он будет говорить шепотом.
3. Громкость и высота
Некоторые люди боятся говорить громко или искусственно завышают свой голос. Здесь один совет: позвольте себе быть заметным! Позвольте своему голосу «дотянуться» до самого дальнего угла комнаты, переговаривайтесь с домашними, находясь в разных комнатах. Поверьте в то, что вы произносите важные вещи и все хотят их услышать.
4. Сжатые челюсти
Он возникает от стремления не закричать от гнева, скрыть эмоцию. Хранить проблемы в себе. Чтобы сдержать гнев или боль, мы стискиваем челюсти. Чтобы снять такой зажим, нужно расслабить мышцы челюсти. Можно двигать ее своей рукой вверх-вниз, можно открывать, а закрывая, оказывать сопротивление рукой, — чтобы она преодолевала это сопротивление с усилием. Потом попробуйте опустить свою челюсть рукой вниз и произносить в таком положении звуки «а-о-у». Послушайте, как свободно они теперь звучат.
ПОЗВОЛЬТЕ СЕБЕ БЫТЬ ЗАМЕТНЫМ
Но прежде надо понять, что говорим мы не голосовыми связками. Представьте тот поток воздуха, который несет к голосовым связкам наше «мышиное дыхание», если мы дышим быстро и часто, как мышка. Или если мы сжимаемся и делаем паузу на выдохе.
Говорит все наше тело, свободное, прочно стоящее на земле обеими ногами. Его легкость передается с потоком воздуха нашим легким, а они несут этот поток к гортани, и он так же свободно и плавно течет, облекаясь в звуки вашей речи. Легкий вдох — и снова слова, те, которые вы вольны произнести, с полной свободой и уверенностью. Тогда и речь звучит как музыка, которую хочется слушать.
Громкий и звучный голос — это признак нашей животной силы, здоровья, он убеждает. Глухой, сдавленный, прерывистый голос скован мышечными зажимами, о которых мы и поговорим. Что сдерживает нас от того, чтобы проявить себя?
Зажатые мышцы. Артикуляционные и не только.
Что такое «зажим»? Мы часто упоминаем это слово. Оно стало уже привычным, наш мозг относится к нему как старому знакомому. Мы все знаем про вокальные зажимы. А я буду утверждать, что нет, мы знаем очень мало.
Вы думаете, когда ваши мышцы напряжены, страдает ваш голос? Если бы! Когда ваши мышцы напряжены в первую очередь страдает даже не голос, в первую очередь страдает мозг!
Вспомните, как часто на замечание или кого-то из близких вы впадали в состояние растерянности и полного непонимания происходящего. Иногда это состояние сопровождается туманом в голове, иногда кажется что ноги сейчас перестанут держать, может нахлынуть слабость. И всегда на первый план выступает беспомощность. Вы начинаете чувствовать себя глупым и не находчивым.
Большинство людей, сталкивались с такими состояниями. Но дело здесь совсем не в глупости или отсутствии способностей. Все дело в том, что мозг ваш находится в режиме голодания.
Если ваши артикуляционные, плечевые, шейные, грудные и другие группы мышц находятся в напряжении, то мозг всегда голодный. Он недополучает ни необходимых ему питательных веществ, ни достаточного снабжения кислородом и углекислым газом.
И получается, что также, как мы должны мыслить шире в вопросах дыхания, точно также мы должны расширить свое понимание и в вопросах раскрепощения мышц.
Мы должны выглянуть за пределы «зажатой челюсти» и «зажатого живота». Потому что если страдает мозг, то как бы вы не старались заниматься и осваивать правильную технику, вы все время будете чувствовать себя глупым и неспособным. Что ведет за собой уже угнетение психического состояния и веры в себя.
Мы теряем свободу работы мышц, артикуляционных и других, постепенно не замечая этого. К сожалению, после 40 лет, а может и еще раньше, мы начинаем постепенно терять естественную подвижность своего тела. Помните, как в мультфильме «Алиса в Зазеркалье», Чёрная Королева говорит Алисе: «Чтобы оставаться на месте нужно бежать со всех ног, а чтобы куда-то успеть, нужно бежать вдвое быстрее»? И это правда.
Нам крайне необходимы действенные способы восстановления мышечной вокальной и телесной свободы. Состояние ваших мышц невероятно важно. Артикуляционные мышцы и другие типы мышц - это Богом нам данный способ выражения любви в мир. Через речь, слово, движение, действие и конечно же пение - происходит наше творчество.
И я буду утверждать, что вместе с вокальными навыками и восстановлением голосовой подвижности, мы можем расширить свои ментальные способности, обрести гибкость мышления, сообразительность, восприимчивость к новому и в придачу сияющие глаза.
КАК СНЯТЬ ГОЛОСОВЫЕ ЗАЖИМЫ.ПСИХОСАМАТИКА.ТРИ УПРАЖНЕНИЯ.
Зажим № 1. Сжатые челюсти
Он возникает от стремления не закричать от гнева, скрыть эмоцию. Хранить проблемы в себе. Чтобы сдержать гнев или боль, мы стискиваем челюсти. Чтобы снять такой зажим, нужно расслабить мышцы челюсти. Можно двигать ее своей рукой вверх-вниз, можно открывать, а закрывая, оказывать сопротивление рукой, — чтобы она преодолевала это сопротивление с усилием. Потом попробуйте опустить свою челюсть рукой вниз и произносить в таком положении звуки «а-о-у». Послушайте, как свободно они теперь звучат.
Зажим № 2. Сдавленная гортань
Когда мы хотим подавить плач, у нас сжимает горло. Что нужно с этим делать? Разжать гортань, расправить даже мысленно этот мышечный ком. Лучшее упражнение для этого — просто зевать, громко, долго и протяжно, не стесняясь. Тогда уйдет сдавленность, покашливание и першение в горле.
И кстати, те из нас, кто говорит в нос, делают это тоже по причине сжатости гортани. У них напряжен корень языка, сжата гортань, и потому звук выходит через нос.
ще одно упражнение для того, чтобы расслабить гортань, — смех. Но не простой. Однажды на занятии кундалини-йогой нам дали такое задание: смеяться ровно 10 минут. Как засмеяться по заказу в поздний час, ни над чем, и при этом не выглядеть глупо перед другими «йогами»? Мы скромно и слегка фальшиво захихикали. Это оказалось заразительным, и мало-помалу смех стал общим, к хору добавлялись все новые солисты. У многих уже текли слезы, и не хотелось останавливаться… Вот такой «смех по заказу» снимает зажимы гортани.
Зажим № 3. Губы
Зажим возникает от нашей привычки «улыбаться из вежливости». От такой притворной улыбки голос приобретает натянутость, кукольную сладость и кажется сдавленным и плоским. А слушать его неприятно потому, что мы незаметно для себя «проговариваем» вместе с говорящим его слова, повторяя его артикуляцию, так же, как он, напрягая гортань или сжимая губы.
Не зря Фридрих Ницше сказал: «Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, — короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за музыкой, личность, скрывающаяся за страстностью: то есть все то, что не может быть написано…»
Список литературы
1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.
2. С.А.Казачков «От урока к концерту». Казань, 1990. 343с.
3. С.А.Казачков «От урока к концерту». Казань.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психосоматика
Определенные физические заболевания часто соответствуют определенным типам проблем.Мы не даем 100 % гарантии, что это именно так, но часто полезно иметь какую-то подсказку. Тело – это инструмент,...
"Стресс и психосоматика"
материал для родителей...

Психосоматика.Физически болезни и их наиболее вероятные первопричины на психологическом уровне.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Название "психосоматические заболевания" – говорит само за себя, это заболевания,причины которых кроются в психике. Однако, это не значит, что это какие-то...

Мастер-класс в ДОУ «Голос, дикция, выразительное пение, интонация – одни из основных компонентов здоровья дошкольников»
Голос, дикция, выразительное пение, интонация - одни из основных компонентов здоровья дошкольников...

Детская психосоматика.
Психосоматика («психо»— душа, «сома»— тело)— термин, который обозначает различные взаимодействия между физическим состоянием и психикой.Болезнь ребенка &ndash...
Психосоматика бессоницы
Почему не получается заснуть, что с этим делать и как себе помочь?...

