Голос. Интонация. Психосоматика.
учебно-методическое пособие по музыке

Елена Анатольевна Зубкова

 

«Мне не нравится мой голос. Он глухой, низкий и невыразительный. Я говорю, а меня не слушают…» Знакомая картина? Чтобы снять голосовые зажимы, полюбить и принять свой голос, попробуйте три упражнения. После них вам станет легче говорить.Голос и Интонация играют ролей в процессе невербальной-коммуникации ,так как они помогают передать эмоциональное состояние и намерение говорящего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023doklad_golos.intonatsiya.docx27.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

детская школа искусств  им. Ю.А.Гагарина

                вокально-хоровое  отделение

                                доклад

        По предмету: «Народный вокал»

        На тему : «Голос. Интонация. Психосоматика »

        

Выполнил  преподаватель высшей категории  народного вокала , фольклорного ансамбля  Зубкова Елена Анатольевна

        

        

        г. Котельниково

                2023 г        

Содержание:

  1. Что такое интонация
  2. Почему нас не слушают
  3. Почему мне не нравится мой голос
  4. Позвольте быть себе заметным
  5. Психосоматика. (упражнения)

«Мне не нравится мой голос. Он глухой, низкий и невыразительный. Я говорю, а меня не слушают…» Знакомая картина? Чтобы снять голосовые зажимы, полюбить и принять свой голос, попробуйте три упражнения. После них вам станет легче говорить. Голос и Интонация играют ролей в процессе невербальной-коммуникации ,так как они помогают передать эмоциональное состояние и намерение говорящего. Интонация включает такие элементы как тон,громкость,темп .Темп речи помогают выразить радость, грусть .Гнев удивление и другие эмоции,делая общение более живым и понятным. Кроме того, интонация помогает подчеркнуть значимость и контекст сказанного. А темп речи может  указать на важность или срочность сообщения, восприятие. И все эти характеристики необходимо учитывать как слушателю так и говорящему.

Голос открывает нас миру. Не только наши мысли, но и то, что мы чувствуем и иногда не хотели бы показывать. По нему о нас судят окружающие, и он во многом определяет их отношение к нам. Как-то однажды на тренинге мы получили задание: прочесть одну и ту же фразу с разными интонациями. Ведь богатым считается именно голос со щедрой мелодикой, позволяющий себе легко взлетать и падать, играть оттенками. Интонации были написаны для каждого на листочках, фраза на доске гласила: «Какой сегодня день. Не то слово». Интрига была в том, чтобы угадать интонацию.

И вот одна из нас начинает: «Какой сегодня день», а остальные догадываются — ирония? ехидство? Не угадали. Это звучала интонация радости в исполнении автора. Другая девушка читает: «Какой сегодня день. Не то слово» — и мы спрашиваем у нее: грусть? тревога? Снова не угадали — фраза читалась с интонацией удивления.

Обнаружилась странная вещь: в голосе у каждой из нас прозвучала та базовая жизненная интонация, тот голос души, который мы сами даже не осознаем. У кого-то в речи всегда есть нотки жалобы, чей-то голос звучит вопросительно, а кто-то, наоборот, одним звуком своего голоса может успокоить и вернуть надежду. Вот так. Мы произносим слова, чтобы что-то сообщить, а оказывается, сама мелодика речи уже все сказала за нас. И если словами мы говорим одно, а интонацией — другое, поверят не словам, а ей.

ПОЧЕМУ НАС НЕ СЛУШАЮТ?

Осознаем ли мы, как наш голос звучит со стороны? Похоже, иногда он живет своей жизнью. Не слушается. У каждой из нас оказались к нему (и к себе самим) вопросы: «Как снять зажимы, когда ведешь тренинг по логистике, а голос садится?», «Не умею его контролировать — как только вижу мужчину, начинаю тараторить», «Что делать с плоским и монотонным голосом переводчику?», «Меня не слушают, да мне и самой не нравится, что я говорю»…

Знаете ли вы, какой процент в общении приходится на то, что мы рассказываем о себе словами?» По статистике — всего 7%. «Иными словами, нас понимают только на 7% из той информации, которую мы предоставляем с помощью слов. Намного больше — на 35% — за нас говорит интонация, ритм речи, сбивчивость дыхания», — поясняет психолог Валерия Агинская.

Именно то, что мы, тщательно подбирая слова, практически не контролируем и что выдает наши эмоции и вообще отношение к жизни. Это значит, что само звучание голоса решает очень многое. Оттого-то и встречаются люди, которых «не слышат», «не слушают». Тон их голоса сообщил о том, что человек не уверен, боится — или ему в глубине души давно неинтересно то, о чем говорят. Даже в простом «здравствуйте» можно расслышать скрытую агрессию или обещание скандала или искреннюю радость и оптимизм.

ПОЧЕМУ МНЕ НЕ НРАВИТСЯ МОЙ ГОЛОС?

Многим не нравится собственный голос, особенно в записи. Все дело в том, что мы не слышим себя так, как мы звучим для других. Мы слышим себя «изнутри собственного тела» со всеми его резонаторами. И еще потому что мы не принимаем самого себя. Нам не нравится в собственном голосе его скованность, зажатость — и правильно не нравится! Это значит, что мы не хотим быть зажатыми и скованными.

Но сам голос как пленник — если дать ему свободно лететь, если услышать его без зажимов, он у каждого прекрасен. Глубокий как виолончель, нежный как кларнет, летящий как скрипка.

Многие хотят что-то в голосе изменить: сделать его более высоким, тонким, женственным. Но работать надо в первую очередь над тем, чтобы природный голос звучал свободно и наполненно, свободно поднимался вверх и спускался, если надо, вниз до каких-то своих бархатных ноток. Голос может казаться глухим, плоским, невыразительным и при этом объективно по тону он высокий, выше первой октавы.

Наш голос настолько уникален, что в течение жизни остается таким, каким дан нам природой

Как в «12 стульях» Ильфа и Петрова: «Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности: могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка, может нагрянуть тучность, может одолеть крайняя худоба, но голос у нее не изменится. Он останется таким же, каким был у нее гимназисткой, невестой или любовницей молодого повесы».

«Если подойти к роялю, можно найти свою ноту — именно ту, на которой звучите вы. Вот такая у каждого своя музыка, — говорит Валерия Агинская. — Она ваша, и ее надо принять и полюбить. А дальше будем работать над „спасением“, освобождением своего голоса. Тембр голоса ваш, и он останется с вами, он дан вам так же, как и ваше уникальное тело, а вот подарить голосу звонкость, глубину, певучесть вполне возможно».

Как изменить присущую вам базовую интонацию, которая выдает ваши эмоции? Станьте немного актером, попробуйте сначала произносить какие-то фразы как ваша любимая актриса или тот, кем вы восхищаетесь. Сначала это будет непривычно, а потом, если это действительно «ваше», станет частью вашего образа. Это не произойдет сразу, на это потребуется тренировка.

1. Темп и ритм

Кто-то делает долгие паузы, речь может быть торопливой и сбивчивой, а может звучать размеренно и монотонно.

Что такое темп речи? Это отражение нашего отношения к жизни, того, как мы торопимся жить. А ритм — ну что ж, если он сбивчивый, получается, мы и сами живем не по плану, нас несет ее поток. Такую информацию о нас может считать любой, кто услышит торопливую и сбивчивую скороговорку. Наверное, этого достаточно для того, чтобы вы захотели звучать немного иначе.

Для начала попробуйте прочесть какой-нибудь текст по слогам и нараспев, чтобы замедлить свой бег, приучить себя говорить спокойно. А потом — подумайте, ритм ведь есть у всего живого! Наша речь ритмична, как ритмична музыка. Ритм передает энергию, биение жизни. Он может немного замедляться, он может ускоряться, но он должен быть живым.

2. Дикция и артикуляция

Очень многие из нас проглатывают звуки и не считают, что это важно. Кто бы подумал, что наша дикция может оказаться важнее того, что мы знаем и говорим? Отчетливая речь характеризует уверенного в себе человека — вспомните, как говорила Гермиона Грейнджер в «Гарри Поттере». Такого человека всегда слушают, даже если он будет говорить шепотом.

3. Громкость и высота

Некоторые люди боятся говорить громко или искусственно завышают свой голос. Здесь один совет: позвольте себе быть заметным! Позвольте своему голосу «дотянуться» до самого дальнего угла комнаты, переговаривайтесь с домашними, находясь в разных комнатах. Поверьте в то, что вы произносите важные вещи и все хотят их услышать.

4. Сжатые челюсти

Он возникает от стремления не закричать от гнева, скрыть эмоцию. Хранить проблемы в себе. Чтобы сдержать гнев или боль, мы стискиваем челюсти. Чтобы снять такой зажим, нужно расслабить мышцы челюсти. Можно двигать ее своей рукой вверх-вниз, можно открывать, а закрывая, оказывать сопротивление рукой, — чтобы она преодолевала это сопротивление с усилием. Потом попробуйте опустить свою челюсть рукой вниз и произносить в таком положении звуки «а-о-у». Послушайте, как свободно они теперь звучат.

ПОЗВОЛЬТЕ СЕБЕ БЫТЬ ЗАМЕТНЫМ

Но прежде надо понять, что говорим мы не голосовыми связками. Представьте тот поток воздуха, который несет к голосовым связкам наше «мышиное дыхание», если мы дышим быстро и часто, как мышка. Или если мы сжимаемся и делаем паузу на выдохе.

Говорит все наше тело, свободное, прочно стоящее на земле обеими ногами. Его легкость передается с потоком воздуха нашим легким, а они несут этот поток к гортани, и он так же свободно и плавно течет, облекаясь в звуки вашей речи. Легкий вдох — и снова слова, те, которые вы вольны произнести, с полной свободой и уверенностью. Тогда и речь звучит как музыка, которую хочется слушать.

Громкий и звучный голос — это признак нашей животной силы, здоровья, он убеждает. Глухой, сдавленный, прерывистый голос скован мышечными зажимами, о которых мы и поговорим. Что сдерживает нас от того, чтобы проявить себя?

Зажатые мышцы. Артикуляционные и не только.

Что такое «зажим»? Мы часто упоминаем это слово. Оно стало уже привычным, наш мозг относится к нему как старому знакомому. Мы все знаем про вокальные зажимы. А я буду утверждать, что нет, мы знаем очень мало.
Вы думаете, когда ваши мышцы напряжены, страдает ваш голос? Если бы! Когда ваши мышцы напряжены в первую очередь страдает даже не голос, в первую очередь страдает мозг!
Вспомните, как часто на замечание или кого-то из близких вы впадали в состояние растерянности и полного непонимания происходящего. Иногда это состояние сопровождается туманом в голове, иногда кажется что ноги сейчас перестанут держать, может нахлынуть слабость. И всегда на первый план выступает беспомощность. Вы начинаете чувствовать себя глупым и не находчивым.
Большинство людей, сталкивались с такими состояниями. Но дело здесь совсем не в глупости или отсутствии способностей. Все дело в том, что мозг ваш находится в режиме голодания.
Если ваши артикуляционные, плечевые, шейные, грудные и другие группы мышц находятся в напряжении, то мозг всегда голодный. Он недополучает ни необходимых ему питательных веществ, ни достаточного снабжения кислородом и углекислым газом.
И получается, что также, как мы должны мыслить шире в вопросах дыхания, точно также мы должны расширить свое понимание и в вопросах раскрепощения мышц.
Мы должны выглянуть за пределы «зажатой челюсти» и «зажатого живота». Потому что если страдает мозг, то как бы вы не старались заниматься и осваивать правильную технику, вы все время будете чувствовать себя глупым и неспособным. Что ведет за собой уже угнетение психического состояния и веры в себя.
Мы теряем свободу работы мышц, артикуляционных и других, постепенно не замечая этого. К сожалению, после 40 лет, а может и еще раньше, мы начинаем постепенно терять естественную подвижность своего тела. Помните, как в мультфильме «Алиса в Зазеркалье», Чёрная Королева говорит Алисе: «Чтобы оставаться на месте нужно бежать со всех ног, а чтобы куда-то успеть, нужно бежать вдвое быстрее»? И это правда.
Нам крайне необходимы действенные способы восстановления мышечной вокальной и телесной свободы. Состояние ваших мышц невероятно важно. Артикуляционные мышцы и другие типы мышц - это Богом нам данный способ выражения любви в мир. Через речь, слово, движение, действие и конечно же пение - происходит наше творчество.
И я буду утверждать, что вместе с вокальными навыками и восстановлением голосовой подвижности, мы можем расширить свои ментальные способности, обрести гибкость мышления, сообразительность, восприимчивость к новому и в придачу сияющие глаза.

КАК СНЯТЬ ГОЛОСОВЫЕ ЗАЖИМЫ.ПСИХОСАМАТИКА.ТРИ УПРАЖНЕНИЯ.

Зажим № 1. Сжатые челюсти

Он возникает от стремления не закричать от гнева, скрыть эмоцию. Хранить проблемы в себе. Чтобы сдержать гнев или боль, мы стискиваем челюсти. Чтобы снять такой зажим, нужно расслабить мышцы челюсти. Можно двигать ее своей рукой вверх-вниз, можно открывать, а закрывая, оказывать сопротивление рукой, — чтобы она преодолевала это сопротивление с усилием. Потом попробуйте опустить свою челюсть рукой вниз и произносить в таком положении звуки «а-о-у». Послушайте, как свободно они теперь звучат.

Зажим № 2. Сдавленная гортань

Когда мы хотим подавить плач, у нас сжимает горло. Что нужно с этим делать? Разжать гортань, расправить даже мысленно этот мышечный ком. Лучшее упражнение для этого — просто зевать, громко, долго и протяжно, не стесняясь. Тогда уйдет сдавленность, покашливание и першение в горле.

И кстати, те из нас, кто говорит в нос, делают это тоже по причине сжатости гортани. У них напряжен корень языка, сжата гортань, и потому звук выходит через нос.

ще одно упражнение для того, чтобы расслабить гортань, — смех. Но не простой. Однажды на занятии кундалини-йогой нам дали такое задание: смеяться ровно 10 минут. Как засмеяться по заказу в поздний час, ни над чем, и при этом не выглядеть глупо перед другими «йогами»? Мы скромно и слегка фальшиво захихикали. Это оказалось заразительным, и мало-помалу смех стал общим, к хору добавлялись все новые солисты. У многих уже текли слезы, и не хотелось останавливаться… Вот такой «смех по заказу» снимает зажимы гортани.

Зажим № 3. Губы

Зажим возникает от нашей привычки «улыбаться из вежливости». От такой притворной улыбки голос приобретает натянутость, кукольную сладость и кажется сдавленным и плоским. А слушать его неприятно потому, что мы незаметно для себя «проговариваем» вместе с говорящим его слова, повторяя его артикуляцию, так же, как он, напрягая гортань или сжимая губы.

Не зря Фридрих Ницше сказал: «Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, — короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за музыкой, личность, скрывающаяся за страстностью: то есть все то, что не может быть написано…»

Список литературы

1.        Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.

2. С.А.Казачков «От урока к концерту». Казань, 1990. 343с.

3. С.А.Казачков «От урока к концерту». Казань.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психосоматика

Определенные физические заболевания часто соответствуют определенным типам проблем.Мы не даем 100 % гарантии, что это именно так, но часто полезно иметь какую-то подсказку. Тело – это инструмент,...

"Стресс и психосоматика"

материал для родителей...

Психосоматика.Физически болезни и их наиболее вероятные первопричины на психологическом уровне.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Название "психосоматические заболевания" – говорит само за себя, это заболевания,причины которых кроются в психике. Однако, это не значит, что это какие-то...

Буклет. Психосоматика обиды

почему вредно обижаться...

Мастер-класс в ДОУ «Голос, дикция, выразительное пение, интонация – одни из основных компонентов здоровья дошкольников»

Голос, дикция, выразительное пение, интонация - одни из основных компонентов здоровья дошкольников...

Детская психосоматика.

Психосоматика («психо»— душа, «сома»— тело)— термин, который обозначает различные взаимодействия между физическим состоянием и психикой.Болезнь ребенка &ndash...

Психосоматика бессоницы

Почему не получается заснуть, что с этим делать и как себе помочь?...