Как научиться читать с листа
учебно-методическое пособие по музыке
Чтение с листа - это интересное и полезное занятие для любого музыканта. Оно открывает целый мир новой музыки, расширяет музыкальный кругозор и развивает музыкадьное мышление. Умение читать с листа способствует развитию интереса ученика к занятиям музыкой. Педагог должен научить этому умению , приемам чтения музыкальных произведений с листа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие навыков чтения с листа
Навык чтения с листа – обязательный, практически необходимый для каждого музыканта. Чтение с листа открывает возможности для широкого ознакомления с музыкальной литературой, а это расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальное сознание.
Часто ученик, не обладающий навыками чтения с листа, при знакомстве с незнакомым произведением просто привычно разбирает нотный текст.
Задача разбора – тщательное воспроизведение всех элементов текста в медленном темпе, анализ текста. Задача чтения с листа – получить целостное представление о главных музыкальных образах, идеях сочинения, эмоциональное исполнение в темпе, как можно более соответствующем указанию автора. При этом возможно жертвовать некоторыми текстовыми деталями ради общего впечатления.
Как же научиться читать? И. Гофман, знаменитый педагог-пианист, говорил: «Лучший способ научиться читать – это как можно больше читать». Конечно, стихийное чтение не может не принести пользы, однако, есть приёмы, которые помогут научиться хорошо читать с листа.
Прежде чем читать пьесу непосредственно на инструменте, следует познакомиться с ней путём мысленного прочтения, медленно и внимательно проигрывая её в уме. Это даёт возможность сконцентрироваться на содержании музыки, её строении, её интонациях, гармонии, ритмах.
При игре необходимо мысленное (зрительное) опережение играемого в данный момент на один-два такта. (Рассказывают, что Лист при исполнении незнакомых произведений просматривал нотный текст на восемь (!) тактов вперёд).
Неотрывность взгляда играющего от нотного текста очень важна при читке с листа. Это требует умения играть не глядя на руки, «вслепую».
Ориентироваться при игре по графическим абрисам нотной записи, по контурным очертаниям нотных структур. Зная внешний вид аккордов, нет необходимости расшифровывать каждый звук на нотоносце, достаточно найти только один нижний звук аккорда.
Читая новое и достаточно сложное произведение, нет необходимости тщательно воспроизводить каждый знак нотного текста. Вполне допустимы некоторые упрощения аккордов, фигурационных орнаментов, возможно упустить мелизмы. Минимум нот и максимум музыки. Однако нельзя вносить изменения в мелодические линии и басы.
При чтении с листа всегда необходимо опознавать более или менее законченные музыкальные мысли, играть по фразам, иначе игра будет бессмысленной.
Упражнения в чтении с листа должны проводиться регулярно и систематически. Кратковременные занятия, как правило, бесплодны, так как неустоявшиеся навыки быстро теряются.
Не жалейте времени на чтение с листа! Со временем выработается и вы Можно сравнить процесс обучения музыке с обучением иностранному языку. По современным методикам в дошкольных группах обучение иностранному языку начинают не с грамматики, не с чтения, а с устной речи: детям сообщат наименование окружающих предметов и привычных действий. Они слышат и сами произносят короткие осмысленные фразы. К чтению приступают позже и дают вначале уже хорошо известный по значению и произношению текст. Таким образом, начертание слова, а затем и фразы ассоциируются в сознании ученика с знакомым ему предметом или действием, т.е. обучение чтению строится на понимании значения текста.
Аналогию эту нельзя считать полной, но сходство процесса чтения словесного и музыкального текстов очень велико и при обучении музыке чрезвычайно важно, чтобы слуховые представления предшествовали усвоению нотной записи. Необходимо помнить, что только после накопления учеником определённых слуховых и двигательных навыков, связанных с пением, игрой и подбором песенок по слуху, можно переходить к развитию навыков чтения нотного текста. В любом случае, навыки чтения с листа естественно развиваются на основе приобретаемых в процессе обучения исполнительских навыков.
Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, проанализируем, что включает в себя этот сложный комплекс способностей, называемый навыком чтения с листа. С психологической точки зрения развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшей взаимосвязи зрения, слуха и моторики, т.е. слияние элементов вижу-слышу-играю. На начальном этапе обучения ученик должен постепенно овладевать связями между отдельными звеньями этого комплекса. Например, сначала отрабатывать связь «слышу-вижу», т.е. знакомые по слуху мелодии показываются ученику в нотной записи. Для налаживания этой связи полезно, чтобы ученик при помощи педагога записал нотами какую-нибудь несложную мелодию, знакомую ему по этапу пения и подбора по слуху. Этим можно заниматься одновременно с обучением нотной грамоте. При этих записях мы приучаем учащихся к зрительному представлению движения мелодии. Обычно ученикам очень нравится процесс записывания знакомых песенок. Для того чтобы подготовить ученика к такому этапу, очень полезно заниматься с ним устным анализом мелодий, приучая его отвечать на 2 вопроса: куда (вверх или вниз) и как (подряд или через одну ноту) движется мелодия. Причём анализировать надо как на слух (педагог играет, ученик анализирует, затем поёт и подбирает на слух), так и зрительно по нотному тексту. Тем самым, приобретаются первоначальные навыки графического прочтения мелодии.
Обучение нотной грамоте после этапа пения и подбора на слух можно сначала ограничить общими правилами, а именно: 1. ноты «идут» подряд, если пишутся по-разному: одна на линеечке, другая между линеечками. 2. Ноты «идут» через одну, если пишутся одинаково: или только на соседних линеечках, или только между линеечками. У себя в классе мы эти правила закрепляем песенками: По желанию педагога можно в эти песенки сразу включить ноты на добавочных линейках. Сначала ученик поёт их под аккомпанемент педагога, а потом с удовольствием сам подбирает на слух и играет, постепенно запоминая названия нот.
Обычно ученики легко усваивают эти правила и устно «читают» нотный текст, ещё не зная нот. Зная же эти правила, а также написание хотя бы только одной ноты «соль» 1-й октавы, они в силах справиться с записью знакомой мелодии. Эти общие правила универсальны и позволяют безболезненно и ненавязчиво обучать ученика грамоте, причём включая и басовый ключ, используя так называемую 11-ти линейную систему и ориентацию на 3 «палочки-выручалочки»: Фа-малой – До- первой – Соль-первой
Одновременно с этим закрепляются навыки обратной связи «Вижу – Слышу», когда ученик учится узнавать знакомую песенку по нотной записи. Для этого, анализируя нотную запись, он сначала называет ноты, потом играет одним пальцем, постепенно во время игры узнавая знакомую мелодию. Потом можно усложнить задание, предлагая ученику заполнить недостающие такты, фразы.
Наряду с усвоением комплекса визуального чтения нот, необходимо заниматься развитием специфических навыков, входящих в понятие «навык чтения с листа». Это прежде всего: А) выработка уверенной ориентировки рук на клавиатуре, не нуждающейся в постоянной поддержке зрением, т.е. умение настолько ощущать клавиатуру, чтобы играть не глядя на клавиши.
В книге «Школа чтения с листа» доцент Мюнхенской консерватории В. Кайльман пишет: «Чтобы овладеть техникой чтения нот с листа необходимо разграничить функции глаз и рук. Они должны быть возможно более независимы друг от друга, взгляд следует направлять только на нотный текст, пальцы должны управлять клавишами вслепую. Тогда глазам не придётся нести двойную нагрузку- читать ноты и отыскивать клавиши.
Итак, важнейшей предпосылкой чтения нот с листа является игра вслепую.» Многие педагоги, даже может быть не осознанно, занимаются развитием этого навыка, когда уже на первых уроках, начиная с момента ознакомления клавиатурой, учат ученика вслепую находить разные группы чёрных клавиш. Можно находить, не глядя на руки, белые клавиши, окаймляющие группу чёрных. А затем – расположенные между ними. При этом пальцы беззвучно касаются чёрных клавиш, служащих надёжным ориентиром, благодаря тому, что они сгруппированы по 2 и 3. Таким же образом можно находить полутона на белых клавишах – «белую дорогу», одновременно закрепляя это понятие.
Выдающиеся педагоги 18 столетия – Ф. Куперен, Д. Тюрк, Ф.Э. Бах предлагали определённые приёмы, помогающие выработать свободную, независимую от зрения, осязательную ориентировку рук: 1) разучивание и исполнение пьес со скрытой от глаз исполнителя клавиатурой при помощи специальной планки или ткани. У себя в классе я закрываю клавиатуру от глаз ученика обычным сборником нот. 2) исполнение выученных наизусть пьес с закрытыми глазами или в темноте. Этот приём я часто использую в классной работе, убедившись на опыте, что он помогает ученику, когда тот не успевает сразу следить при игре за двумя руками. Попробовав сыграть, закрыв глаза, какой-нибудь гаммообразный пассаж в одной руке, ученик убеждается, что эта рука «может играть сама.» Ему же остаётся контролировать только другую руку. Приём же с закрытой клавиатурой у себя в классе я практикую очень часто, начиная сразу после этапа пения и подбора по слуху и при чтении с листа, и при закреплении нотной грамоты.
Кроме того, можно рекомендовать, как упражнение, играть гамму, выученную в одну октаву non legato, разными штрихами, не глядя на руки. В обязательном порядке со всеми начинающими учениками мы в классе играем в своеобразную игру, которую называем «найди ноту». Я нажимаю любую клавишу в пределах первой октавы, ученик, стоя спиной к клавиатуре, внимательно слушает, интонирует голосом, а затем, повернувшись к инструменту, ищет её на клавиатуре. Сначала я помогаю ему, подсказывая, когда надо искать ноту выше или ниже, но очень скоро он самостоятельно уверенно находит нужную ноту. Сколько бывает радости, когда “попадание” происходит с первого раза!
Затем задание усложняется и искать приходится не одну ноту, а целую попевку. Это могут быть восходящие или нисходящие мотивы, короткие попевки, которые как бы перекликаются друг с другом в разных октавах: Ученик с удовольствием включается в игру с клавишами «попал- не попал» и перестаёт бояться довольно высоко поднимать руки над клавиатурой. Такие игры-упражнения не только помогают выработке уверенной ориентировке рук на клавиатуре, но и развивают слух ученика.
Другое специфическое для чтения нот с листа умение – уверенное знание «языка нот», ускоренное восприятие нотной графики, (так называемое относительное чтение) необходимо развивать одновременно с обучением нотной грамоте, после периода пения и подбора по слуху, когда у ученика уже накапливаются определённые слуховые представления. «Относительное чтение» строится на чётком представлении пространственных дистанций между нотными знаками – одна нота (обычно нижняя в интервале или аккорде и первая в горизонтальной последовательности) воспринимаются по абсолютному положению на нотном стане, остальные – по расстоянию между ней и соседними нотами, т.е. относительно. К относительному чтению ученик уже подготовлен, если с ним систематически заниматься устным анализом мелодий ещё в донотный период, если он знает общие правила нотной грамоты.
В дальнейшем по мере накопления знаний и усложнения материала необходимо добиваться, чтобы нотные знаки стали для ученика символами осмысленных музыкальных комплексов, типичных мелодических и гармонических оборотов: гамм, арпеджио, интервалов, аккордов. Даже при первоначальных навыках чтения с листа надо обязательно учить ученика (сначала с помощью педагога) охватывать взглядом графическое изображение сочетания нот, а не отдельные нотные знаки, т.е. учить ученика складывать музыкальные «слова». Например, сначала закрепляется у ученика реакция на «слово» из 2-х идущих друг за другом нот, затем из 3-х и т.д. Причём, это надо делать каждой рукой отдельно, а затем чередуя их, включая и басовый ключ, играя разными пальцами и штрихами: После таких упражнений ученик быстро реагирует на любое поступенное движение или движение через 1 ноту, охватывая взглядом «слово» целиком и привыкая к нему. А на начальном этапе такие движения в разных вариантах являются основными музыкальными «словами». Таким же образом надо вырабатывать у ученика реакцию на вертикальные комплексы – интервалы и аккорды с тем, чтобы он быстро зрительно опознавал их «в лицо» по графическому рисунку. С терциями и квинтами ученика можно знакомить рано, делая упражнения «Шаги» через октаву разными пальцами non lеgato сначала отдельными руками, затем чередуя их. В дальнейшем закреплять эти навыки можно по «Фортепианной азбуке» Е. Гнесиной.
Знакомя ученика с аккордами, необходимо научить его схватывать аккорд как единое целое: рассмотреть, наметить и взять, а не «складывать» его из отдельных звуков. Помимо графического опознания аккорда, надо научить его находить тонику в аккорде, что поможет ему в дальнейшем легко определять тональность. У себя в классе для закрепления данного навыка я пользуюсь специальными карточками, глядя на которые он должен назвать вид аккорда и тонику.
В уверенное знание «языка нот» входит и умение понимать, осмысливать нотную запись, уметь разбираться в так называемом «музыкальном» синтаксисе. Уже с первых уроков необходимо знакомить ученика с тем, что музыкальная речь, как и любая другая делится на фразы, предложения и т.д. Ученик с удовольствием проставляет «знаки препинания»: запятые и точки.
Вообще, привычку просматривать и анализировать текст, прежде чем приступить к проигрыванию, надо воспитывать у ученика с самых первых уроков. Педагогам хорошо известна склонность многих учеников брать не раздумывая первые звуки, а потом исправлять ошибки. следует в оюязательномв обязательном порядке приучать ученика к устному анализу музыкального текста как при чтении с листа, так и при работе над заданным произведением. На самых первых уроках это: 1) анализ движения мелодии; 2) нахождение тоники; 3) определение на слух лада. В дальнейшем, на каждом новом этапе, схема анализа усложняется: 1) анализ фортепианной фактуры; 2) членение музыкальной речи; 3) ритмические сложности; 4) моменты изменение тональности; 5) наличие секвенций и т.д.
Уже на первом году обучения ученик в состоянии сам определить тональность, если он научен находить тонику, может сыграть трезвучие и определить на слух мажор или минор.
Ещё одно необходимое условие умелого чтения с листа – аппликатурная техника, т.е. доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатуру, наилучшую в данной игровой ситуации. Хорошо известно, что аппликатура опирается на некие общие закономерности, типовые формулы. Свободное владение этими формулами играет особую роль при игре с листа. Как отмечает Л.А. Баренбойм в своей книге «Фортепианная педагогика» «...плохое чтение с листа зачастую бывает вызвано тем, что учащийся не представляет себе, как расставить пальцы в нотном тексте и играет первыми «подвернувшимися» пальцами. Поэтому типичная аппликатура основных технических форм – гамм, арпеджио, двойных нот и аккордов – должна войти в плоть и кровь учащегося. В противном случае наступает полная анархия в области аппликатуры».
Уже на первом этапе ученику сообщаются элементарные аппликатурные принципы: подряд ноты – подряд пальцы, пропускается нота – пропускается палец, сообщаются позиции и их смена. Возможны такие аппликатурные упражнения: 1) первоначальные навыки аппликатурных последований их 2-х нот закрепляются по так называемой «формуле Шопена» отдельными руками при изучении штриха legato. Постепенно упражнения усложняются за счёт увеличения мотива до 5 нот. 2) очень полезно при помощи специальных карточек отрабатывать двигательную реакцию ученика на разную форму зрительного сигнала, выбрав определённый мотив их 3-х нот (e- fis- gis). Сначала двигательная программа задаётся цифрами (аппликатурой), затем нотным рисунком: Постепенно задания надо усложнять за счёт увеличения мелодической ячейки до кварты и квинты, включая в работу прежде не занятые 4 и 5 пальцы: Мотивы можно изменять во всевозможных мелодических и ритмических вариантах, ставя перед учеником разные задачи. Например, на закрепление отработанной по предыдущим заданиям аппликатуры, подобрав ее самостоятельно.
Добившись от ученика хорошей аппликатурной реакции каждой рукой отдельно, можно переходить к игре двумя руками. Сначала это лучше делать на симметричной аппликатуре (противоположное движение), а затем приступать к параллельному движению. Реакцию на смену позиции нужно отрабатывать, закрепляя игрой разными штрихами, сначала с остановками перед новой позицией, а затем с применением подкладывания 1 пальца.
Развитие основ аппликатурной техники находится в тесной связи с формированием уверенной ориентировки рук на клавиатуре и даёт наибольший результат, если сочетается с работой по освоению клавиатуры «слепым методом». Так же необходима выработка ускоренного восприятия нотной графики. Таким образом можно сказать, что все 3 основные специфические навыка, входящие в понятие «навык чтения с листа» взаимосвязаны и дополняют друг друга
Кроме вышеперечисленных умений, для развития навыка с листа особое значение имеет способность предвосхищать текст, умение «забегать глазами вперёд». Можно ли этому учить? Если не учить, то помогать развитию этого навыка надо обязательно, т.к. ученики, особенно начинающие, боятся оторвать взгляд от ноты, которую играют. Очень помогает направить взгляд ученика вперёд указка-карандаш, если водить ею во время игры по тексту, опережаю проигрываемый в данный момент отрывок сначала на 1 ноту, потом на всё увеличивающийся промежуток.
Благотворно влияет на развитие навыка чтения с листа слушание музыки с нотами в руках или простое «слежение» глазами по нотам при игре педагога. При этом происходит сцепление слуховых и зрительских восприятий. Постоянно пользуясь этим приёмом, можно добиться развития внутреннего слуха и умения «читать музыку».
Направленное развитие навыка чтения с листа необходимо проводить с самых первых уроков до того, как у ученика успеет укорениться вредная привычка разбирать текст по складам. Только систематические и целенаправленные занятия принесут результат. И очень скоро время, потраченное на уроке, начнёт окупаться. Приобретённые навыки сказываются на всей работе ученика: на точности прочтения текста при разборе, на быстроте овладения новыми произведениями, помогают ученику самостоятельно работать, экономят время на уроке, не говоря уже о домашней работе.
Эффективность же занятий зависит во многом от того, удастся ли педагогу вызвать у ученика живой интерес к игре по нотам. А ведь это и является одной из основных задач музыкальной школы – воспитать у ученика потребность познавать новое, постоянно музицировать, знакомясь с музыкальной литературой, воспитать «просвещённого любителя», любящего и понимающего музыку, который сможет, что особенно важно, самостоятельно сыграть музыкальное произведение.
Список литературы:
1. Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию», Л, «Сов. композитор» 1979 г.
2. Гнесина Е.Ф. «Методическая записка» к «Фортепианной азбуке». М. Музгиз 1956 г.
3. Фейгин М. «Музыкальный опыт учащихся». Сб. «Вопросы фортепианной педагогики» вып. 3. М. «Музыка» 1971
4. Лерман М. «О некоторых задачах обучкения будущего пианиста». Сб. «Вопросы фортепианной педагогики» вып. 3 М. 1971 г.
5. Брянская Ф. «Навык игры с листа, его структура и принципы развития». Сб. «Вопросы фортепианной педагогики» вып. 4 М. «Музыка» 1976 г. 6. Сб. «Малыш за роялем» - учебное пособие М. «Сов. композитор» 1986
Можно сравнить процесс обучения музыке с обучением иностранному языку. По современным методикам в дошкольных группах обучение иностранному языку начинают не с грамматики, не с чтения, а с устной речи: детям сообщат наименование окружающих предметов и привычных действий. Они слышат и сами произносят короткие осмысленные фразы. К чтению приступают позже и дают вначале уже хорошо известный по значению и произношению текст. Таким образом, начертание слова, а затем и фразы ассоциируются в сознании ученика с знакомым ему предметом или действием, т.е. обучение чтению строится на понимании значения текста.
Аналогию эту нельзя считать полной, но сходство процесса чтения словесного и музыкального текстов очень велико и при обучении музыке чрезвычайно важно, чтобы слуховые представления предшествовали усвоению нотной записи. Необходимо помнить, что только после накопления учеником определённых слуховых и двигательных навыков, связанных с пением, игрой и подбором песенок по слуху, можно переходить к развитию навыков чтения нотного текста. В любом случае, навыки чтения с листа естественно развиваются на основе приобретаемых в процессе обучения исполнительских навыков.
Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, проанализируем, что включает в себя этот сложный комплекс способностей, называемый навыком чтения с листа. С психологической точки зрения развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшей взаимосвязи зрения, слуха и моторики, т.е. слияние элементов вижу-слышу-играю. На начальном этапе обучения ученик должен постепенно овладевать связями между отдельными звеньями этого комплекса. Например, сначала отрабатывать связь «слышу-вижу», т.е. знакомые по слуху мелодии показываются ученику в нотной записи. Для налаживания этой связи полезно, чтобы ученик при помощи педагога записал нотами какую-нибудь несложную мелодию, знакомую ему по этапу пения и подбора по слуху. Этим можно заниматься одновременно с обучением нотной грамоте. При этих записях мы приучаем учащихся к зрительному представлению движения мелодии. Обычно ученикам очень нравится процесс записывания знакомых песенок. Для того чтобы подготовить ученика к такому этапу, очень полезно заниматься с ним устным анализом мелодий, приучая его отвечать на 2 вопроса: куда (вверх или вниз) и как (подряд или через одну ноту) движется мелодия. Причём анализировать надо как на слух (педагог играет, ученик анализирует, затем поёт и подбирает на слух), так и зрительно по нотному тексту. Тем самым, приобретаются первоначальные навыки графического прочтения мелодии.
Обучение нотной грамоте после этапа пения и подбора на слух можно сначала ограничить общими правилами, а именно: 1. ноты «идут» подряд, если пишутся по-разному: одна на линеечке, другая между линеечками. 2. Ноты «идут» через одну, если пишутся одинаково: или только на соседних линеечках, или только между линеечками. У себя в классе мы эти правила закрепляем песенками: По желанию педагога можно в эти песенки сразу включить ноты на добавочных линейках. Сначала ученик поёт их под аккомпанемент педагога, а потом с удовольствием сам подбирает на слух и играет, постепенно запоминая названия нот.
Обычно ученики легко усваивают эти правила и устно «читают» нотный текст, ещё не зная нот. Зная же эти правила, а также написание хотя бы только одной ноты «соль» 1-й октавы, они в силах справиться с записью знакомой мелодии. Эти общие правила универсальны и позволяют безболезненно и ненавязчиво обучать ученика грамоте, причём включая и басовый ключ, используя так называемую 11-ти линейную систему и ориентацию на 3 «палочки-выручалочки»: Фа-малой – До- первой – Соль-первой
Одновременно с этим закрепляются навыки обратной связи «Вижу – Слышу», когда ученик учится узнавать знакомую песенку по нотной записи. Для этого, анализируя нотную запись, он сначала называет ноты, потом играет одним пальцем, постепенно во время игры узнавая знакомую мелодию. Потом можно усложнить задание, предлагая ученику заполнить недостающие такты, фразы.
Наряду с усвоением комплекса визуального чтения нот, необходимо заниматься развитием специфических навыков, входящих в понятие «навык чтения с листа». Это прежде всего: А) выработка уверенной ориентировки рук на клавиатуре, не нуждающейся в постоянной поддержке зрением, т.е. умение настолько ощущать клавиатуру, чтобы играть не глядя на клавиши.
В книге «Школа чтения с листа» доцент Мюнхенской консерватории В. Кайльман пишет: «Чтобы овладеть техникой чтения нот с листа необходимо разграничить функции глаз и рук. Они должны быть возможно более независимы друг от друга, взгляд следует направлять только на нотный текст, пальцы должны управлять клавишами вслепую. Тогда глазам не придётся нести двойную нагрузку- читать ноты и отыскивать клавиши.
Итак, важнейшей предпосылкой чтения нот с листа является игра вслепую.» Многие педагоги, даже может быть не осознанно, занимаются развитием этого навыка, когда уже на первых уроках, начиная с момента ознакомления клавиатурой, учат ученика вслепую находить разные группы чёрных клавиш. Можно находить, не глядя на руки, белые клавиши, окаймляющие группу чёрных. А затем – расположенные между ними. При этом пальцы беззвучно касаются чёрных клавиш, служащих надёжным ориентиром, благодаря тому, что они сгруппированы по 2 и 3. Таким же образом можно находить полутона на белых клавишах – «белую дорогу», одновременно закрепляя это понятие.
Выдающиеся педагоги 18 столетия – Ф. Куперен, Д. Тюрк, Ф.Э. Бах предлагали определённые приёмы, помогающие выработать свободную, независимую от зрения, осязательную ориентировку рук: 1) разучивание и исполнение пьес со скрытой от глаз исполнителя клавиатурой при помощи специальной планки или ткани. У себя в классе я закрываю клавиатуру от глаз ученика обычным сборником нот. 2) исполнение выученных наизусть пьес с закрытыми глазами или в темноте. Этот приём я часто использую в классной работе, убедившись на опыте, что он помогает ученику, когда тот не успевает сразу следить при игре за двумя руками. Попробовав сыграть, закрыв глаза, какой-нибудь гаммообразный пассаж в одной руке, ученик убеждается, что эта рука «может играть сама.» Ему же остаётся контролировать только другую руку. Приём же с закрытой клавиатурой у себя в классе я практикую очень часто, начиная сразу после этапа пения и подбора по слуху и при чтении с листа, и при закреплении нотной грамоты.
Кроме того, можно рекомендовать, как упражнение, играть гамму, выученную в одну октаву non legato, разными штрихами, не глядя на руки. В обязательном порядке со всеми начинающими учениками мы в классе играем в своеобразную игру, которую называем «найди ноту». Я нажимаю любую клавишу в пределах первой октавы, ученик, стоя спиной к клавиатуре, внимательно слушает, интонирует голосом, а затем, повернувшись к инструменту, ищет её на клавиатуре. Сначала я помогаю ему, подсказывая, когда надо искать ноту выше или ниже, но очень скоро он самостоятельно уверенно находит нужную ноту. Сколько бывает радости, когда “попадание” происходит с первого раза!
Затем задание усложняется и искать приходится не одну ноту, а целую попевку. Это могут быть восходящие или нисходящие мотивы, короткие попевки, которые как бы перекликаются друг с другом в разных октавах: Ученик с удовольствием включается в игру с клавишами «попал- не попал» и перестаёт бояться довольно высоко поднимать руки над клавиатурой. Такие игры-упражнения не только помогают выработке уверенной ориентировке рук на клавиатуре, но и развивают слух ученика.
Другое специфическое для чтения нот с листа умение – уверенное знание «языка нот», ускоренное восприятие нотной графики, (так называемое относительное чтение) необходимо развивать одновременно с обучением нотной грамоте, после периода пения и подбора по слуху, когда у ученика уже накапливаются определённые слуховые представления. «Относительное чтение» строится на чётком представлении пространственных дистанций между нотными знаками – одна нота (обычно нижняя в интервале или аккорде и первая в горизонтальной последовательности) воспринимаются по абсолютному положению на нотном стане, остальные – по расстоянию между ней и соседними нотами, т.е. относительно. К относительному чтению ученик уже подготовлен, если с ним систематически заниматься устным анализом мелодий ещё в донотный период, если он знает общие правила нотной грамоты.
В дальнейшем по мере накопления знаний и усложнения материала необходимо добиваться, чтобы нотные знаки стали для ученика символами осмысленных музыкальных комплексов, типичных мелодических и гармонических оборотов: гамм, арпеджио, интервалов, аккордов. Даже при первоначальных навыках чтения с листа надо обязательно учить ученика (сначала с помощью педагога) охватывать взглядом графическое изображение сочетания нот, а не отдельные нотные знаки, т.е. учить ученика складывать музыкальные «слова». Например, сначала закрепляется у ученика реакция на «слово» из 2-х идущих друг за другом нот, затем из 3-х и т.д. Причём, это надо делать каждой рукой отдельно, а затем чередуя их, включая и басовый ключ, играя разными пальцами и штрихами: После таких упражнений ученик быстро реагирует на любое поступенное движение или движение через 1 ноту, охватывая взглядом «слово» целиком и привыкая к нему. А на начальном этапе такие движения в разных вариантах являются основными музыкальными «словами». Таким же образом надо вырабатывать у ученика реакцию на вертикальные комплексы – интервалы и аккорды с тем, чтобы он быстро зрительно опознавал их «в лицо» по графическому рисунку. С терциями и квинтами ученика можно знакомить рано, делая упражнения «Шаги» через октаву разными пальцами non lеgato сначала отдельными руками, затем чередуя их. В дальнейшем закреплять эти навыки можно по «Фортепианной азбуке» Е. Гнесиной.
Знакомя ученика с аккордами, необходимо научить его схватывать аккорд как единое целое: рассмотреть, наметить и взять, а не «складывать» его из отдельных звуков. Помимо графического опознания аккорда, надо научить его находить тонику в аккорде, что поможет ему в дальнейшем легко определять тональность. У себя в классе для закрепления данного навыка я пользуюсь специальными карточками, глядя на которые он должен назвать вид аккорда и тонику.
В уверенное знание «языка нот» входит и умение понимать, осмысливать нотную запись, уметь разбираться в так называемом «музыкальном» синтаксисе. Уже с первых уроков необходимо знакомить ученика с тем, что музыкальная речь, как и любая другая делится на фразы, предложения и т.д. Ученик с удовольствием проставляет «знаки препинания»: запятые и точки.
Вообще, привычку просматривать и анализировать текст, прежде чем приступить к проигрыванию, надо воспитывать у ученика с самых первых уроков. Педагогам хорошо известна склонность многих учеников брать не раздумывая первые звуки, а потом исправлять ошибки. следует в оюязательномв обязательном порядке приучать ученика к устному анализу музыкального текста как при чтении с листа, так и при работе над заданным произведением. На самых первых уроках это: 1) анализ движения мелодии; 2) нахождение тоники; 3) определение на слух лада. В дальнейшем, на каждом новом этапе, схема анализа усложняется: 1) анализ фортепианной фактуры; 2) членение музыкальной речи; 3) ритмические сложности; 4) моменты изменение тональности; 5) наличие секвенций и т.д.
Уже на первом году обучения ученик в состоянии сам определить тональность, если он научен находить тонику, может сыграть трезвучие и определить на слух мажор или минор.
Ещё одно необходимое условие умелого чтения с листа – аппликатурная техника, т.е. доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатуру, наилучшую в данной игровой ситуации. Хорошо известно, что аппликатура опирается на некие общие закономерности, типовые формулы. Свободное владение этими формулами играет особую роль при игре с листа. Как отмечает Л.А. Баренбойм в своей книге «Фортепианная педагогика» «...плохое чтение с листа зачастую бывает вызвано тем, что учащийся не представляет себе, как расставить пальцы в нотном тексте и играет первыми «подвернувшимися» пальцами. Поэтому типичная аппликатура основных технических форм – гамм, арпеджио, двойных нот и аккордов – должна войти в плоть и кровь учащегося. В противном случае наступает полная анархия в области аппликатуры».
Уже на первом этапе ученику сообщаются элементарные аппликатурные принципы: подряд ноты – подряд пальцы, пропускается нота – пропускается палец, сообщаются позиции и их смена. Возможны такие аппликатурные упражнения: 1) первоначальные навыки аппликатурных последований их 2-х нот закрепляются по так называемой «формуле Шопена» отдельными руками при изучении штриха legato. Постепенно упражнения усложняются за счёт увеличения мотива до 5 нот. 2) очень полезно при помощи специальных карточек отрабатывать двигательную реакцию ученика на разную форму зрительного сигнала, выбрав определённый мотив их 3-х нот (e- fis- gis). Сначала двигательная программа задаётся цифрами (аппликатурой), затем нотным рисунком: Постепенно задания надо усложнять за счёт увеличения мелодической ячейки до кварты и квинты, включая в работу прежде не занятые 4 и 5 пальцы: Мотивы можно изменять во всевозможных мелодических и ритмических вариантах, ставя перед учеником разные задачи. Например, на закрепление отработанной по предыдущим заданиям аппликатуры, подобрав ее самостоятельно.
Добившись от ученика хорошей аппликатурной реакции каждой рукой отдельно, можно переходить к игре двумя руками. Сначала это лучше делать на симметричной аппликатуре (противоположное движение), а затем приступать к параллельному движению. Реакцию на смену позиции нужно отрабатывать, закрепляя игрой разными штрихами, сначала с остановками перед новой позицией, а затем с применением подкладывания 1 пальца.
Развитие основ аппликатурной техники находится в тесной связи с формированием уверенной ориентировки рук на клавиатуре и даёт наибольший результат, если сочетается с работой по освоению клавиатуры «слепым методом». Так же необходима выработка ускоренного восприятия нотной графики. Таким образом можно сказать, что все 3 основные специфические навыка, входящие в понятие «навык чтения с листа» взаимосвязаны и дополняют друг друга
Кроме вышеперечисленных умений, для развития навыка с листа особое значение имеет способность предвосхищать текст, умение «забегать глазами вперёд». Можно ли этому учить? Если не учить, то помогать развитию этого навыка надо обязательно, т.к. ученики, особенно начинающие, боятся оторвать взгляд от ноты, которую играют. Очень помогает направить взгляд ученика вперёд указка-карандаш, если водить ею во время игры по тексту, опережаю проигрываемый в данный момент отрывок сначала на 1 ноту, потом на всё увеличивающийся промежуток.
Благотворно влияет на развитие навыка чтения с листа слушание музыки с нотами в руках или простое «слежение» глазами по нотам при игре педагога. При этом происходит сцепление слуховых и зрительских восприятий. Постоянно пользуясь этим приёмом, можно добиться развития внутреннего слуха и умения «читать музыку».
Направленное развитие навыка чтения с листа необходимо проводить с самых первых уроков до того, как у ученика успеет укорениться вредная привычка разбирать текст по складам. Только систематические и целенаправленные занятия принесут результат. И очень скоро время, потраченное на уроке, начнёт окупаться. Приобретённые навыки сказываются на всей работе ученика: на точности прочтения текста при разборе, на быстроте овладения новыми произведениями, помогают ученику самостоятельно работать, экономят время на уроке, не говоря уже о домашней работе.
Эффективность же занятий зависит во многом от того, удастся ли педагогу вызвать у ученика живой интерес к игре по нотам. А ведь это и является одной из основных задач музыкальной школы – воспитать у ученика потребность познавать новое, постоянно музицировать, знакомясь с музыкальной литературой, воспитать «просвещённого любителя», любящего и понимающего музыку, который сможет, что особенно важно, самостоятельно сыграть музыкальное произведение.
Список литературы:
1. Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию», Л, «Сов. композитор» 1979 г.
2. Гнесина Е.Ф. «Методическая записка» к «Фортепианной азбуке». М. Музгиз 1956 г.
3. Фейгин М. «Музыкальный опыт учащихся». Сб. «Вопросы фортепианной педагогики» вып. 3. М. «Музыка» 1971
4. Лерман М. «О некоторых задачах обучкения будущего пианиста». Сб. «Вопросы фортепианной педагогики» вып. 3 М. 1971 г.
5. Брянская Ф. «Навык игры с листа, его структура и принципы развития». Сб. «Вопросы фортепианной педагогики» вып. 4 М. «Музыка» 1976 г. 6. Сб. «Малыш за роялем» - учебное пособие М. «Сов. композитор» 1986
познаете радость от непосредственного общения с миром музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКА НАУЧИТ ЧИТАТЬ
СКАЗКА НАУЧИТ ЧИТАТЬ В профессии учителя всё как в математике:каждый день задачи, порой неоднозначные, с множеством непохожих решений. Итак, дано: пятнадцать второклассников.........

Статья по проблеме преподавания английского языка «Советы как обучать Ваших студентов, чтобы научить читать по-английски»
Бегающий диктовщикРасположите где-нибудь на стене короткий отрывок текста. Студенты находятся в парах, один идет к тексту, запоминает его раздел, возвращается к партнеру и повторяет его. Сидящий...
Методическое пособие по английскому языку для 1 – 2 класса: «Как научиться читать?»
Методическое пособие по английскому языку для 1 – 2 класса: «Как научиться читать?»...

Как научиться читать
В статье представлен опыт работы, основанный на "механизме решения задач" в процессе постижения текста. Причём тексты могут быть абсолютно разного стиля. Понимание текста в двух смыслах - лингвистичес...


