Статья «Роль репертуара хорового коллектива в патриотическом воспитании учащихся»
статья по музыке

Ольга Викторовна Шевцова

Статья «Роль репертуара хорового коллектива в патриотическом воспитании учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shevtsova_o._v.docx24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                    Шевцова Ольга Викторовна

                                                             МОУДО «ДМХШ им. Г. Струве»

                                                                преподаватель хоровых дисциплин  

РОЛЬ РЕПЕРТУАРА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

В ПАТРИОТИЧЕСОМ ВОСПИТАНИ УЧАЩИХСЯ

(из опыта работы с хором мальчиков «Парус» )

Хоровое пение во все времена являлось неотъемлемой частью эстетического образования школьников, незаменимым, веками проверенным источником духовного, творческого потенциала общества. Приобщаясь к музыкально-хоровой культуре, человек постигает и творит самого себя.

В детях необходимо воспитывать способность к  эмоциональной отзывчивости на музыку, способность переживать и сопереживать услышанному. Хоровое пение является одним из любимых и доступных видов детского творчества.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В период социально-экономических преобразований в нашей стране,

процессы воспитания были отодвинуты на второй план. И в этот, непростой для всего человечества период, нас окружает экологически-засоренная культура. Сегодня, современное подрастающее поколение плохо знает историю своей Родины,  не интересуется культурой и традициями своего народа. Подростки очень мало посещают театры, выставки, концерты, музеи. Все заменяет компьютер, телефоны, интернет. На сегодняшний день назрела острая необходимость помочь подрастающему поколению в самоопределении.

        В нашей школе накоплен большой опыт работы по развитию творческих

способностей детей. На уроках хорового пения, преподаватель решает как задачи музыкального развития, так и задачи воспитания. Духовно-нравственное и творческое развитие детей, будет эффективным в том случае, ели преподаватель подберёт высокохудожественный репертуар; создаст доброжелательную творческую атмосферу в коллективе; организует участие хора в концертах и музыкально-просветительских мероприятиях.

Репертуар хора - это его «золотой фонд». Его выбор играет огромную роль в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании участников хорового коллектива, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и слушателей.

Репертуар  хора мальчиков «Парус» включает  произведения композиторов-классиков, современных композиторов, зарубежных авторов, обработки народных песен, духовные песнопения. Концертная программа разнообразная, доступная для исполнения и восприятия, богатая исполнительскими красками, формирует эстетические вкусы и музыкальную культуру детей.

Для мальчишек, огромное воспитательное значение имеют произведения военно-патриотической тематики. Эти произведения формируют верность традициям нашего прошлого. Память о событиях ВОВ неподвластна времени – она бережно хранится и передается из поколения в поколение, она переживает века. Национально - патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувства гордости за свой народ. Гражданское воспитание - это формирование четкой гражданской позиции, готовности к добровольному служению своему народу. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Классическая музыка как образец совершенного высокохудожественного мирового искусства составляет базовую основу концертного репертуара любого творческого коллектива. В педагогическом плане работа над классическими музыкальными произведениями – это высшая школа подготовки коллектива, которая позволяет воспитать у учащихся музыкальный и художественный вкус. Отличаясь глубиной содержания, произведения русской и зарубежной классики значительно обогащают художественный вкус, повышают интерес и потребности обучающихся. Классика – это проверенная временем, лучшая школа воспитания художественных вкусов участников коллектива.

Чтобы репертуар нес элемент новизны,  необходимо включать в него новые произведения, написанные нашими современниками. Многие из них ничуть не уступают великим композиторам-классикам,  в создании уникальных произведений, в которых заложены высокие художественные замыслы.

Народные песни понятны и просты, но это не означает упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу. Являясь одной из величайших ценностей многовековой народной культуры, поэтически обаятельные и задушевные, глубоко проникающие во внутренний мир человека, они способны оказать огромное влияние на духовную жизнь детей. Поэтому в репертуар хора необходимо включать обработки народных песен, мастерски выполненные современными авторами.

Особый интерес участники хора проявляют к духовной музыке. Хористы знакомятся с русской музыкальной культурой, начиная с более простых колядок и заканчивая более сложными произведениями композиторов-классиков. В репетиционный процесс включаются серьезные беседы о Боге, о великом подвиге Христа, о скорби и боли материнского сердца. Духовная музыка привлекает певцов своим внутренним строем, собранностью, чистотой созвучий, в ней нет экспрессии, эмоциональных взрывов. Пение настраивает на покой и сосредоточенность, воспитывает дисциплину мыслей и чувств.

Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, что они поют. Наряду с музыкой огромное значение имеет текст. Хормейстеру важно знать задевает ли он струны детских сердец или поется равнодушно.

Воспитательные возможности хорового пения огромны. Они определяются воздействием на человека, единства слова и музыки в песне, самой природой певческого звучания, вызывающего сильные эмоции. Хоровая деятельность это - коллективное творчество которое положительно влияет на психо-эмоциональную сферу детей.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Музыка - могучий источник мыслей. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она, музыка, - ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума».

Список литературы:

1. Данилюк, А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного воспитания и развития гражданина России [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М: Просвещение, 2009. – Режим доступа: http://dnv.berezaklim.ru/doc/koncepcija_dukhovno-nravstvvospitanija.pdf

2. Дьячкова, М.А., Понятие ценность и духовно-нравственные ценности в

педагогике. Раздел IV [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatiya-tsennost-i-duhovno-nravstvennyetsennosti-v-pedagogik

3. Интернет [электронный ресурс], режим доступа http://www.bibliofond.ru

4. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива – М.: Просвещение, 1978.

5. Стулова Г. Хоровой класс – М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании учащихся"

В этой статье я хочу поделиться с коллегами опытом проектной деятельности на патриотическую тематику. Думаю,что сегодня это важно и актуально.Тем более,что история воспитывает гражданина. Проект,как с...

статья "Роль военно-патриотического воспитания учащихся"

Статья составлена для выступления на педагогическом совете по организации военно-патриотического воспитания в школе....

Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся

Обобщение опыта на районных педагогических чтениях  «Мы – твои наследники, Победа!». Роль музейной педагогики в гражданско-патриотическом воспитании учащихся...

Научная статья "Роль проектной деятельности в военно-патриотическом воспитании школьников"

Раскрывается роль проектной деятельности в системе воспитательной работы образовательного учреждения на примере проекта "Великая отечественная война" в истории моей семьи. В проекте обозначены сильные...

Статья "Роль комплекса ГТО в системе физического воспитания учащихся"

В статье говорится об актуальности внедрения ВФСК ГТО в систему образования. Описаны основные цели и задачи томплекса ГТО и рекомендации для учителей физической культуры для подготовки учащихся к тест...

Формирование личностных качеств обучающихся через репертуар хорового коллектива

В современном обществе происходят глубокие преобразования. Делая опрос среди обучающихся, мы часто слышим, что классическая музыка устарела. Школьники часто отдают предпочтение современной эстрадной м...

Статья "Роль репертуара хорового коллектива в патриотическом воспитании учащихся (из опыта работы с хором мальчиков "Парус""

Статья написана для научно-практической конференции "образование в сфере искусств и культуры в современном медиапространстве" (к 30 летию школы) г. Орёл 14.04.2022...