Особенности использования виртуальных инструментов в процессе создания компьютерной аранжировки
статья по музыке

Козырев Михаил Владимирович

Это вторая статья на тему "Музыкальный компьютер – помощник концертмейстера". В первой статье я рассказал о технических и творческих ресурсах, необходимых для создания аранжировки.
Ссылка на статью: https://nsportal.ru/node/7018483
В этой статье пойдет речь об особенностях использования виртуальных инструментов в процессе создания аранжировки на музыкальном компьютере.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_ispolzovaniya_virtualnyh_instrumentov.docx23.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный компьютер – помощник концертмейстера. Особенности использования виртуальных инструментов


Автор статьи:
Козырев Михаил Владимирович
учитель музыки, концертмейстер ГБОУ СОШ № 4 имени Жака Ива Кусто

Вступительная часть. Чем может быть полезна аранжировка для школьного концертмейстера

Работа концертмейстера в общеобразовательной школе предполагает участие в большом количестве мероприятий, среди которых уроки, занятия в рамках дополнительного образования, репетиции, школьные концерты, выездные и внеклассные мероприятия. Иногда возникает необходимость находиться одновременно в нескольких местах. В таких случаях на помощь может прийти двойник концертмейстера либо заранее подготовленная фонограмма. Фонограмму можно попытаться найти в Интернете. Но далеко не всегда найденное будет соответствовать искомому (тональность, темп, тембры, качество записи и другие составляющие). Поэтому умение сделать аудиозапись аккомпанемента или аранжировку музыкального произведения является очень полезным в работе. Аранжировка также пригодится для контроля собственной игры (возможность послушать себя со стороны). Компьютерная программа покажет все сыгранные ноты, громкость каждого звука, в какой момент была нажата педаль, в каких местах были замедления и ускорения, какие ноты в аккорде хуже слышны и так далее. Фонограмма может помогать во время выступления – например, выполнять роль второго музыканта (в произведениях в четыре руки), задавать темп, вносить тембральное разнообразие.

Музыкальный компьютер — это хороший помощник и учителя музыки, и концертмейстера – любого музыканта, который старается идти в ногу со временем и совершенствовать свое мастерство.

Создание аранжировки – тема большого исследования. В прошлой статье я рассказал о технических и творческих ресурсах, необходимых для создания аранжировки. Ссылка ниже.

Музыкальный компьютер – помощник концертмейстера. технические и творческие ресурсы, необходимые для создания аранжировки | Статья по музыке: | Образовательная социальная сеть

В этой статье пойдет речь об особенностях использования виртуальных инструментов в процессе создания аранжировки на музыкальном компьютере.

Особенности использования виртуальных инструментов

Один из важных вопросов в процессе создания аранжировки — подбор инструментов. От этого напрямую зависит звучание — насколько оно будет живым, ярким, отражать характер произведения.

Еще в те времена, когда семплерной технологии не было, когда появились первые синтезаторы, имитирующие звуковые инструменты, было замечено, что некоторые инструменты похожи по звучанию на свои акустические прототипы, другие можно распознать, только прочитав название. Получается, что звучание одних инструментов легче передать искусственным путем, других — сложнее. Да, действительно это так. Даже современная семплерная технология не опровергает это утверждение. От чего же зависит схожесть звучания оригиналов с их электронными аналогами? Если внимательно посмотреть на миди-клавиатуру, с помощью которой аранжировщик записывает партии, можно заметить, что она очень похожа на клавиатуру фортепиано — на ней столько же белых и столько же черных клавиш (если, конечно, это полноразмерная клавиатура).

Логично предположить, что звук рояля будет более достоверным ввиду схожести звукоизвлечения. Пусть в миди-клавиатуре нет струн под крышкой, но мы также с помощью пальцев рук извлекаем звуки. Сейчас, в основном, в компьютерных аранжировках используют не синтезированные звуки, а семплы или виртуальные инструменты, в основе которых семплы.

Группа ударных перешла в виртуальное поле без существенных потерь. Дело в том, что большая часть ударных музыкальных инструментов имеет две фазы звучания — атака и затухание. Возьмем для примера малый барабан. Нанесем удар палочкой средней силы — слышим сразу громкий звук (стадия нарастания амплитуды сигнала очень мала и на слух не воспринимается). И сразу же звук начинает затухать. Какой из этого можно сделать вывод? Не так сложно передать звучание барабана. Необходимо записать удары разной громкости в разных частях мембраны инструмента (при удалении места соприкосновения от центра звучание меняется). Также записывают удары палочкой по ободу барабана. Похожим образом дело обстоит и с тарелками — звук тоже начинает затухать сразу после извлечения, только затухание происходит дольше. Отзвук некоторых тарелок «висит» в воздухе так долго, что их часто приходится «подрезать». Существуют программы на основе записанных фрагментов, которые передают довольно точное звучание ударных инструментов. Большие банки звуков, включающие несколько видов ударных установок, множество различных приемов игры, настроек, которые как бы меняют расположение микрофонов при записи — все это позволяет создать реалистичное звучание.

Теперь об инструментах с более сложными механизмами звукоизвлечения, с большим разнообразием способов игры. Струнные, деревянные и медные духовые — все имеют свои особенности.

Возьмем скрипку как удобный пример для сравнения с предыдущими группами. Большое количество способов игры (легато, пиццикато, тремоло, стаккато, деташе и другие) являются технической особенностью. Помимо фазы атаки и затухания звука есть еще время, которое звучит нота. Ноты, как известно, бывают не только разной громкости, но и разной длины. Подготовить семплы всех вариантов протяженностей невозможно. Никто не знает, какой звук Вам потребуется в следующий раз. Поэтому задает длину звука музыкант во время записи на клавиатуре. Таким образом, семплы предстают уже в измененном виде. И насколько они адаптированы разработчиками к таким изменениям, настолько правдоподобным будет звучание, в данном случае, скрипки.

Что же более всего выдает семплерное звучание (пусть даже состоящее из очень качественных кусочков)? В первую очередь — переходы между нотами. Музыкант высокого класса имеет свой стиль, обладает культурой игры, он не играет ноты, он играет музыкальные фразы, связанные между собой общей художественной мыслью целого произведения. Благодаря этим переходам и различным характерным интонациям создается естественность и живость звучания.

У клавишных и ударных инструментов переход от ноты к ноте не так сложен; каждый следующий удар по барабану прерывает предыдущий звук естественным образом.  О клавишном сходстве фортепиано и миди-клавиатуры уже сказано, а педальный эффект достигается наложением.  

Чтобы сделать звучание виртуальных инструментов более естественным, «живым», необходимо учитывать ряд характеристик:

•        Акустические характеристики.

Любое звучание имеет свои акустические параметры. В процессе обработки не только виртуального, но и настоящего инструмента, необходимо смоделировать акустическую обстановку. Это нужно делать в процессе сведения — одного из важнейших и заключительных этапов создания фонограммы. Записывать же инструменты следует максимально «сухим» звуком — то есть без отражений. Для этого помещение должно быть с высоким уровнем звукопоглощения.

•        Частотный спектр.

Каждый инструмент имеет свои сильные и слабые стороны в частотном поле. С помощью частотной коррекции можно подчеркнуть индивидуальность, приглушить нежелательные призвуки, помехи и прочее.

•        Особенности игры на инструменте.

Если мы используем какой-то виртуальный инструмент, скажем, саксофон, нажимая на клавиши, следует представить, что саксофон у нас в руках. Часто бывает, что по фортепианной привычке музыкант передерживает ноты так, что они слегка наслаиваются. Это происходит даже неосознанно. Но у духовых инструментов не может такого быть. Одновременно может звучать только одна нота, не может быть даже малейшего наложения. Записали, все ноты, залезающие на соседние «подрезали», теперь следует вспомнить, что человеку, играющему на флейте, трубе или саксофоне, необходимо дышать — это его физиологическая потребность. И если в нотах не предусмотрены специальные паузы для дыхания, необходимо их ввести – пусть совсем маленькие, но чтобы они были, чтобы при этом они были обусловлены мелодическим движением – группировкой фраз. Можно проиграть партию несколько раз и подышать за воображаемого флейтиста.  Теперь вспомним динамические особенности. У большинства духовых чем выше нота, тем она громче. Поэтому при выборе громкости также следует и учитывать высоту звука возможности инструмента.

Снова обратимся к смычковым. Придумали партию. Сыграли. Вроде, похоже. А будет еще лучше, если мы проверим, как сыграл бы музыкант, смог бы он вообще эти ноты взять. Вспоминаем настройку струн и проверяем, где ноты, а где пальцы. Конечно, профессиональный оркестровщик, дирижер не нуждаются в данном напоминании, это для них само собой разумеющиеся вещи.

Еще один пример — ударная установка. Есть очень хорошие программы с удивительно правдоподобным звучанием — не каждый барабанщик сможет отличить виртуальный инструмент от записи настоящей установки. А главное, никаких технических трудностей — любой темп, любая ритмическая сложность — вот и получается порой, что играет «человек-паук», ударяя сразу и в малый барабан, и в три тарелки.

В следующей статье я расскажу о заключительных этапах создания фонограммы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования мультимедиапрезентаций в учебном процессе

Невозможно представить современное учебное занятие без использования компьютерные технологии. Мультимедиапрезентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления...

Учебно - методическое пособие «Использование характерных инструментов при создании традиционных ритмов»

        Ударные инструменты получили широкое распространение в музыкальной практике всех народов мира. В каждой культуре образовался свой ряд традиционных музыкальных инстру...

Компьютерные модели физических процессов, созданные учениками 278 гимназии.

В этой работе представлены скрины  компьютерных моделей с комментариями....

Особенности использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья в средней школе в контексте ФГОС

В некоторых классах есть ученики с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому. Работа с детьми на уроке английского языка должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и применени...

«Технология использования новых средств ИКТ, при создании и проведении компьютерного тестирования, для оперативной проверки качества знаний практических умений обучающихся.»

Методическая разработка отражает принципиально новые подходы к разработке контрольно-измерительных материалов для оперативной проверки качества знаний обучающихся с возможностью машинного ввода ответо...