Особенности ансамблевого музицирования и его роль на начальном этапе обучения (2)
методическая разработка по музыке
В классе фортепиано есть различные формы работы. Но особыми развивающими возможностями обладает музицирование в ансамбле, как одна из самых доступных форм ознакомления учащимися с миром музыки. И будущему музыканту-профессионалу, и участнику самодеятельности игра в ансамбле, коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления: ансамбль радует его своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркой динамикой, захватывает общностью творческой задачи, объединяет и направляет музыкальные эмоции.
Занятия в классе ансамбля способствуют также закреплению навыков, приобретенных на уроках специального класса. Необходимо, чтобы ансамблевые занятия стимулировали интерес ученика к инструменту, к урокам по специальности и прививали любовь к коллективному творчеству. Благодаря музицированию происходит развитие всех музыкальных способностей – всех видов музыкального слуха, чувства ритма, музыкального восприятия, памяти, мышления, совершенствуется умение читать с листа. Важно, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, это искусство вести музыкальный диалог человека с человеком, понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУДО «ГДд(ю) им. Н.К. Крупской МХС «ВИТА»
Особенности ансамблевого музицирования и его роль на начальном этапе обучения
Выполнили:
Дидук Ю.В.,
Машкова О.Н.,
преподаватели по классу фортепиано
Новокузнецк, 2025
Особенности ансамблевого музицирования и его роль на начальном этапе обучения
В классе фортепиано есть различные формы работы. Но особыми развивающими возможностями обладает музицирование в ансамбле, как одна из самых доступных форм ознакомления учащимися с миром музыки. И будущему музыканту-профессионалу, и участнику самодеятельности игра в ансамбле, коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления: ансамбль радует его своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркой динамикой, захватывает общностью творческой задачи, объединяет и направляет музыкальные эмоции.
Занятия в классе ансамбля способствуют также закреплению навыков, приобретенных на уроках специального класса. Необходимо, чтобы ансамблевые занятия стимулировали интерес ученика к инструменту, к урокам по специальности и прививали любовь к коллективному творчеству. Благодаря музицированию происходит развитие всех музыкальных способностей – всех видов музыкального слуха, чувства ритма, музыкального восприятия, памяти, мышления, совершенствуется умение читать с листа. Важно, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, это искусство вести музыкальный диалог человека с человеком, понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать.
Виды ансамбля в классе фортепиано. Существуют разные виды фортепианного ансамбля: для одного фортепиано в 3,4,6 рук и ансамбли для двух фортепиано. Игра в 4 руки остаётся максимально доступной и в школе, и дома. Репертуар для ансамблей можно подразделить на специально созданные оригинальные сочинения и переложения, ставящие своей целью популяризацию симфонической музыки. В учебном процессе все виды фортепианного ансамбля и оба раздела их репертуара могут быть использованы с равным успехом. Оркестровые переложения – отличный материал для читки с листа, занятий для развития навыков быстрой ориентации в нотном тексте, для исполнения в «эскизе».
Рассмотрим некоторые принципиальные моменты в методике ансамблевой игры в классе фортепиано. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной позиции. Хорошо, если партия педагога будет представлять ровную пульсацию, заменяя ученику счет. С самых первых упражнений и песенок ученик должен слышать аккомпанемент учителя, гармоническое сопровождение исполняемой им мелодии. Это даёт малышу возможность лучше почувствовать форму и содержание своей мелодии, приучает его играть ритмично. Можно обсудить с учеником роль его партии и партии педагога: кто исполняет роль «героя», кто создает фон, что происходит с героем пьесы, какие картины рисует аккомпанемент, что означают те или иные гармонии, мелодические линии в нижних голосах, звукоизобразительные элементы или украшения. Все это помогает конкретизировать музыкальный образ, постигать трудную для детей музыкальную грамоту и даже находить нужные движения рук. Занимающийся с учеником младшего возраста педагог должен проявлять большое внимание, такт и строить свои уроки каждый раз по-новому, в зависимости от характера, способностей, знаний ученика. Успех в занятиях связан с фантазией и воображением детей.
Освоив подготовительные знания и навыки, надо приступать к усвоению основ фортепианной игры. С самого начала обучения ребенка игре на инструменте появляется масса задач: посадка, постановка рук, способы звукоизвлечения, изучение клавиатуры, ноты, счёт, паузы, ключи и т.д. В этот момент важно не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. «В течение какого-то времени учитель становится олицетворением идеального музыканта и человека». Так же в совместной игре ребенок учится слышать внутренним слухом тембры разных инструментов и голосов, что помогает развитию тембрового слуха. И к тому же ансамблевое музицирование очень нравится детям и приносит им огромное удовольствие. Этот момент отмечает в своей работе Е.Ю. Раимова: «Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе». Кроме перечисленных качеств, совместное музицирование развивает следующие характеристики: внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность и коллективизм. Полученные на уроках знания и умения могут ученикам помочь в их занятиях по специальности. Они знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что способствует формированию их музыкального кругозора. Знакомятся с произведениями различных художественных стилей и исторических эпох. В данный момент повысился интерес к разнообразным камерным ансамблям, что сделало актуальной задачу воспитания музыкантов-ансамблистов. Эту задача нужно решать на протяжении всего срока обучения.
Контакт между педагогом и учеником в педагогике понимается как сотворчество. В этом процессе работы возникают условия для осуществления основных идей педагогики сотрудничества: изменения отношений между учителем и учеником, принципов целепостановки и творческого воспитания. Для установления взаимного творческого контакта между педагогом и учеником совместное ансамблевое музицирование – идеальное средство. Исполняя самую простую песенку, педагог воодушевляется её настроением и ему легче передать это ученику. Такое совместное переживание музыки наиважнейший контакт, который часто бывает развития ярких музыкальных впечатлений для работы над художественным образом. И что особенно важно этот музыкальный контакт обычно способствует появлению большей инициативы у ученика. Это пробуждение инициативы, активного стремления к исполнению является первым успехом в педагогической работе и главным критерием правильного подхода к ученику. «В ансамбле учитель-ученик устанавливается единение не только между ними обоими, но и, что ещё более важно, гармоническое воздействие между учеником и композитором при посредстве педагога» – указывает Нейгауз Г.Г. При игра в ансамбле педагог передает свой опыт – как музыкальный, так и жизненный, – особенности исполнительского кредо и эстетических взглядов непосредственно в процессе исполнения музыкального произведения. При данной форме работы меняется принцип оценивания деятельности учащегося. Форма ансамблевого музицирования позволяет найти наиболее оптимальные характер и формы оценки. Как правило, этот вид работы не выносится на зачёты, экзамены, не облагается жестким оценочным критерием. И поэтому дети, занимаясь подобным видом работы в классе, выступая на концертах, получают положительный эмоциональный заряд от совместного музицирования.
Говоря о педагогической ценности ансамблевого музицирования, исследователи отмечают целый ряд моментов. Рассмотрим вкратце, каким же образом ансамблевая игра способствует ускоренному развитию основных направлений в комплексном обучении учащегося ДШИ на начальном этапе игры на фортепиано. Речь идет о развитии музыкального слуха, чувства ритма, двигательно-моторных способностей, памяти, музыкальном мышлении.
Музыкальный слух. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического). Происходит это потому, что на первых порах ученик в основном играет одноголосные мелодии. В дальнейшем он начинает испытывать затруднения со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Не случайно ведущие методисты настаивают: ученик с первых же уроков должен участвовать в исполнении многоголосной музыки, играя с педагогом. Подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям считают наиболее «сильнодействующим средством» развития гармонического слуха, его используют как специальный слуховоспитательный прием. На начальном этапе обучения ученик еще не имеет достаточных навыков для исполнения полифонических произведений, не владеет умением слышать несколько мелодических линий. Совместное проигрывание на одном или двух инструментах по голосам, по парам голосов – наиболее эффективный способ развития умения слышать полифонию. Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембродинамического слуха, благодаря обогащению фактуры, имитирующей оркестровое звучание. Совместно с педагогом учащиеся ведут поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов. Наличие четырех рук дает возможность передать на фортепиано и полнозвучное tutti, и разнообразие отдельных оркестровых групп. Введение в музыкальную ткань программноизобразительных элементов, нередко наличие словесного текста – положительно сказываются на воспитании образного мышления ученика.
Чувство ритма. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию метроритма. Отсутствие ритмической устойчивости часто связано со свойственной начинающим пианистам тенденцией к ускорению. Играя вместе с педагогом ученик находится в определённых метро-ритмических рамках. Таким образом, ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Очень важен в совместном музицировании умелый подбор материала. Партия ученика должна быть предельно простой, располагаться в удобной позиции, а партия педагога должна представлять ровную пульсацию, заменять ученику счет.
Двигательно-моторные способности. Благодаря привлекательности ансамблевой игры на начальном этапе обучения более легко и безболезненно происходит организация игрового аппарата ребенка. Всем известна склонность детей к подражанию. Эта особенность может принести большую пользу в налаживании удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в освоении основных приемов звукоизвлечения, в овладении различными типами фактур.
Музыкальное мышление. Игра в ансамбле обладает еще одним очень важным и полезным свойством. Оно расширяет круг музыкальных знаний, а следовательно оказывает положительный эффект на формирование музыкального мышления. Благодаря разнообразию ансамблевого репертуара учащиеся уже на начальном этапе могут знакомится с различными жанрам и их особенностями. Они имеют возможность исполнять отрывки – переложения из масштабных оркестровых произведений. Это расширяет их кругозор в области камерной, оперно-симфонической литературы, знакомит с шедеврами музыкальной классики.
Ансамблевое музицирование является активным помощником в овладении навыком чтения нот с листа, при котором процесс разучивания нового произведения проходит с большим интересом, наполняется смыслом, что очень важно для педагогического процесса. Однако, несмотря на очевидную педагогическую ценность и полезность, данный вид деятельности, считают исследователи, не слишком часто используется при преподавании. Современная методика рекомендует начинать игру ребенка в ансамбле с педагогом буквально с первых уроков. Подобное музицирование крайне заинтересовывает детей, так как они сразу же чувствуют себя исполнителями, участниками полноценной игры на инструменте.
Таким образом, ансамблевое музицирование является одним из самых эффективных способов воспитания в ребенке музыканта. Будучи эмоционально окрашенным, оно вдохновляет и раскрепощает ученика внутренне и физически, дает толчок для дальнейшего обучения. Благодаря музицированию происходит развитие всех музыкальных способностей – звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкального восприятия, памяти, мышления. Важно, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, это искусство вести музыкальный диалог человека с человеком, понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения
Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффе...

Роль вспомогательных упражнений в развитии мелкой техники на начальном этапе обучения пианиста
Назначение музыкальной воли – управлять исполнительским процессом, а технического аппарата – подчиняться музыкальной воле (в конечном итоге - автоматически)....

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В данной статье поднимаются актуальные вопросы современных требований к учителю, которому предстоит обеспечивать требуемый новыми стандартами результат обучения, используя всю мощь педагогической наук...
"Роль игровых ситуаций в развитии образно-художественного мышления ученика на начальном этапе обучения".
Презентация открытого урока для преподавателей ДШИ и ДМШ . Специализация - фортепиано....
Методическая разработка «Особенности технического развития учащихся общего фортепиано на начальном этапе обучения»
Материал необходим для обучения учащихся по предмету общее фортепиано....

Особенности обучения броску мяча в кольцо у детей 16-17 лет на начальном этапе обучения
В презентации рассмотрено выявление эффективных приёмов обучения броску мяча в кольцо у детей 16-17 лет на начальном этапе обучения....

Значение и польза коллективного музицирования на начальном этапе обучения игре на скрипке
Статья посвящена коллективному музицированию детей младшего школьного возраста как способу всестороннего развития в ДШИ и ДМШ....
