Музыкальное воспитание в единстве с патриотическим воспитанием дошкольников
учебно-методический материал по музыке

 Филина Ольга Александровна

Выступление на районном методическом обьединении музыкальных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_.docx178.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальное воспитание в единстве с патриотическим воспитанием дошкольников»

(Выступление  на РМО музыкальных руководителей)

Цель: Создание целостной системы музыкального и патриотического воспитания дошкольников, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей, любви к Родине и народному творчеству через интеграцию различных видов музыкальной деятельности.

Задачи: 

  • Повышать профессиональную компетентность музыкальных руководителей в вопросах интеграции музыкального и патриотического воспитания
  • Познакомить с современными  методиками и технологиями патриотического воспитания средствами музыкального искусства
  • Освоить новые подходы к организации музыкально-патриотического воспитания в условиях ДОУ

   

C:\Users\Olga\Desktop\фото\IMG_20251029_131314_317.jpg

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача!

 «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого    существования»,- так говорил ещё Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу»,- слова нашего современника писателя В. Распутина.

Из всех образовательных областей художественно-эстетического развития, единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное, патриотическое начало является музыка, так как она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать нравственность и душевное благородство.

Цель  музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и, в нашем случае, музыкального.

Формирование  музыкальной культуры как неотъемлемой части

духовной культуры человека.

Занимаясь музыкальной образовательной деятельностью, мы  ставим перед собой следующие задачи: 

-всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание  детей посредством  музыки;

-активизация познавательной деятельности детей;

-овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

- формирование активной  жизненной позиции у детей ;

  Главное в нашей  работе , уважаемые коллеги, -  не  воспитание отдельных      талантов, а  чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала их  духовной потребностью.

Для реализации этих задач необходимо использовать такие виды и формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия (комплексные и тематические), музыкальные беседы, концерты, праздники и развлечения с родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги, литературно-музыкальные гостиные, музыкальные викторины.

 Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями и задача педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей, в тесном контакте с воспитателями, родителями и педагогами систематизировать и активизировать музыкальную  деятельность детей и способствовать их нравственному и духовному развитию

 Общеизвестно, что дети  очень эмоциональны.                

Это эмоционально - образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно - музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, совершать хорошие поступки и делать добрые дела.

 Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня,  как никогда,  актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.                                             

 Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Базой для  формирования чувства патриотизма у детей  является создание условий для реализации данной задачи.

                                                                                                   

Наша задача – воспитать достойного  гражданина  своей страны, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося пользу обществу.

 Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.  В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

 Мы стремимся использовать на  музыкальных занятиях и в повседневной жизни произведения, ценные в воспитательном отношении и стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. вызывающими интерес, будящими воображение.

В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия на детей заключаются в народной музыке.

Дошкольники слушают произведения выдающихся русских композиторов:   М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков.  Эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

При знакомстве на занятиях, досугах  с потешкками,прибаутками,  играми, народными музыкальными инструментами, обогащается внутренний мир детей ,они впитывают в себя бесценный культурный опыт поколений, учатся слышать и чувствовать красоту народных  мелодий , родной природы.                                          

Дети с удовольствием водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза»,  слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их:  «Осенью-Осенью», «Где был, Иванушка?», «Широкая Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки                                                  

                                                                                                        Играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», играют в р.н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Валенки», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», «Калинка».

В доступной форме мы  рассказываем детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Ярко выразить свои эмоции, и свое  отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений, которые мы проводим в течении всего года.                                                    

В рамках проекта «Фольклор как средство музыкального развития детей»

в нашем саду проводятся такие праздники и развлечеия как  «Осенины»,  «Капустные посиделки»  «Колядки», «Масленица», «Пасхальные праздники» .

 С большим удовольствием исполняют на праздниках фольклорные песни, танцы, играют  на инструментах народную музыку.                    

Также было проведено мероприятие, посвященное дню рождения Матрешки-«Матрешкины посиделки». В нем участвовали дети разных возрастов .Ребята  знакомились с историей  возникновения  Матрешки, узнали о ней много нового и интересного. Дети исполняли песни, танцы, хороводы.

Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. В нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День  матери  (который проводится в ноябре)

В этом году мы проводили  мероприятие, в рамках нашего фольклорного  проекта- « История деревянной ложки», где провели мастер-класс для детей и мам  по росписи деревянной ложки в хохломском стиле. Дети с удовольствием теперь играют на своих расписных ложкахВ нашем саду действует мини музей Русской избы, где дети  знакомятся с бытом, обычаями и традициями  русского народа, погружясь в атмосферу старины

Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Дети узнают много нового и интересного о своей  малой Родине. Знакомятся с  традициями и обычаями народов, проживающих в нашей области (мордва, чуваши, татары ) 

В нашем саду  проводится такое мероприятие, как «День России», на котором дети слушают и с удовольствием исполняют песни о России «Россия, Россия, мы дети твои», « У моей России», и исполняют различные хореографические композиции на тему Родины.                                                                                                

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема Защитников Отечества. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются детьми, содержание созвучно с желаниями быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Дети  слушают и с большой гордостью исполняют патриотические песни:

«Гимн РФ» муз. А.Александрова, сл. С.Михалкова,«Росиночка–Россия»

муз.Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука, «Морской капитан» муз. А. Зацепина,сл.Л.Дербенёва , «Песня о пограничнике» муз. С. Богуславского, сл. О. Высотской,«Есть такая профессия – Родину защищать» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой,  Особенно популярны у детей песни “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.С увлечением исполняют танцы и играют в военные игры, перевоплощаясь в лётчиков, моряков.                                                             

В сознании каждого ребенка тема Дня Победы находит особый отклик.  

В процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата, воспитывает уважение к ветеранам войны. Музыкальный материал, разучиваемый по этой теме, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Военные песни являются патриотическими, так как они имеют такое воздействие на человека, что хочется радоваться победе, гордиться, любить и защищать Родину. Дети слушают : «Нам нужна одна Победа» муз. и сл. Б. Окуджавы, «Священная война» муз. А. Александрова. В этом им помогает изготовленное нами пособие «Тайны старинного патефона», где используются современные технологии при прослушивании той или иной песни.

С особым удовольствием исполняются песни военных лет совместно с воспитателями и приглашёнными гостями на праздничные мероприятия, такие как: «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, «Огонек» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Землянка» и современные песни «Прадедушка», «Бессмертный полк» (особенно любимы)

 Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается в том числе и средствами музыкального искусства.

В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы

Подводя итог вышесказанному, хочу сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников должно осуществляться  в единстве с музыкой, потому что музыка помогает воспринимать чувства любви к Родине и всему окружающему. Благодаря этому у детей формируется чувство ответственности и уважения к истории и культуре родной страны, края, города, воспитывается чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. А от нас, педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

                        Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"

Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности   Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...

Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения

В наше время необходимо уделять больше внимания воспитанию подрастающего поколения. Не менее важной задачей является и его нравственное здоровье. Какие нравственные ценности признает подрастающее поко...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...

доклад«Нравственно-патриотическое воспитание в формировании духовно – нравственных ценностей дошкольников»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительны...

Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Патриотическое воспитание школьников как условие для воспитания личности, гражданина, человека высокой культуры

Презентация опыта МБОУ "Березовская СОШ №5" «Патриотическое воспитание школьников как условие для воспитания личности, гражданина, человека высокой культуры»...

Презентация "Музыкальное воспитание в единстве с патриотическим воспитанием дошкольников"

Данная презентация служит подкреплением к выступлению и была использована на районном методическом обьединении музыкальных руководителей на тему "Музыкальное воспитание в единстве с патриотически...