Методические материалы
учебно-методический материал по музыке

Технологическая карта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx24.46 КБ
Файл attestantsionnaya_rabota_.docx31.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки 2 класс по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина

Учитель: Кулиева Галина Юрьевна

Тема

Гимн России

Дата

Педагогическая цель

познакомить учащихся с гимном России.

Тип урока

Комбинированный.

Планируемые результаты образования

Личностные: Создать условия для развития личностных качеств таких, как уважение к государственным символам России, гордость за свою страну.

- Содействовать формированию умений передавать в собственном исполнении музыкальные образы родного края, выражать свое отношение к музыкальному произведению.

формировать основы российской гражданской идентичности

проявлять эмоциональную отзывчивость на звучание гимна;

представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России.

Предметные: Конкретизировать представления о характерных особенностях гимна.

- создать условия для овладения навыками правильного слушания гимна.

Метапредметные: Содействовать развитию умения работать в группе, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку.

- Включить учащихся в деятельность, направленную на формирование умений передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа Родины в слове и рисунке.

Формы и методы обучения

-Фронтальный

-вокально-хоровая работа;

- метод размышления о музыке;

-метод «креативного мышления»;

Основное содержание темы, понятия и термины

Символы России, авторы гимна

Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация, экран, карточки

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые

УУД

#1054;рганизационный момент.

Мотивация учебных действий

Учитель приглашает детей в класс под музыку

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте!

Позитивный настрой (концентрация внимания).

Регулятивные УУД

организовать свое рабочее место под руководством учителя,

Коммуникативные УУД:

проявляют доброжелательное внимание к окружающим, соблюдают простейшие нормы речевого этикета, умеют здороваться, прощаться, благодарить

2. Актуализация опорных знаний.

Организация включения учащихся в подводящий диалог по вопросам:

- С каким композитором мы познакомились на прошлом уроке? О каких музыкальных произведениях мы говорили?

О России сложено много песен, но есть самая главная? Как она называется?

Произведение Модеста Петровича Мусоргского «Гимн Великой Руси» (увертюра к опере «Хованщина») написано не как отдельный гимн, а как вступительная композиция, символизирующая образ России. Мусоргский хотел показать драматические времена Руси, раздираемой противоречиями, судьбу страны на переломе её пути.

Отвечают на вопросы, включаются в диалог

Проявление интереса (мотивации) к музыкальным занятиям, произведениям, к русским композиторам

3. Постановка цели урока.

Организация работы с учебником

- Что изображено на страницах учебника? (герб, флаг, гимн) Как выглядит флаг России?

- Как выглядит герб России?

- Как назвать герб, флаг и гимн одним словом?

(символы …)

- А что является музыкальным символом нашей страны?

Работают с учебником.

Включаются в диалог, делают выводы

Проявление интереса (мотивации) к музыкальным занятиям, к традициям своей страны

умеют находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию,

4. Освоение новых знаний и способов деятельности.

#1055;ервичное закрепление знаний

6. Рефлексия.

#1048;нструктаж по выполнению домашнего задания

«Правила» Скажите, как правильно нужно слушать и исполнять гимн? Организация прослушивания гимна России.

Включение учащихся в диалог, направленный на выявление характерных особенностей гимна, по вопросам:

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

-Выберите слова со страницы учебника (или придумайте сами), которые, по вашему мнению, характеризуют эту музыку.

- Организация просмотра презентации (мультфильма) о символике России.

- Где вы слышали гимн России?

В каких случаях он исполняется?

Включение учащихся в деятельность, направленную на осмысление текста.

Организация творческой деятельности учащихся, направленной на развитие умения учащихся передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа Родины в рисунке.

Учитель организует деятельность по оценке достижений учащихся на уроке по группам.

- Давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке, а для этого отгадайте кроссворд.

Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание:

Выучить последние два куплета Гимна к следующему уроку.

Знакомятся с информацией о символике России, разрабатывают правила, прослушивают гимн, включаются в диалог, направленный на выявление характерных особенностей музыки гимна, осмысление текста (анализ),

Работают над осмыслением текста.

Включаются в творческую деятельность, направленную на воплощение музыкальных образов родного края в рисунке

умеют находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию,

планируют совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей,

описывают изобразительными средствами услышанную музыку и свое отношение к ней

Личностные УУД:

формирование эстетических потребностей и ценностей, стремления к реализации творческого потенциала при воплощении музыкальных образов в слове, в рисунке, в движении, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

- включаются в творческую деятельность под руководством учителя.

Личностные и регулятивные УУД:

научились работать в группах, радоваться успехам друг друга, обращать внимание на ошибки и помогать их исправить.

Коммуникативные УУД:

проявляют доброжелательное внимание к окружающим, соблюдают простейшие нормы речевого этикета, умеют здороваться, прощаться, благодарить.

Выражать свое отношение к музыкальному произведению, с помощью вокального исполнения.



Предварительный просмотр:

КГАОУДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Аттестационная работа

по программе «Формирование и развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий»

Система заданий по музыке

 Итоговый урок по теме четверти: "Что значит современность в музыке"

Выполнил(а)

учитель музыки

МБОУ Черёмушкинская СОШ

Кулиева Г.Ю.

Проверил:

__________________________________

«____»  ____________________ 2022 г.

Тема: Итоговый урок по теме четверти: "Что значит современность в музыке"

Класс: 7

Учебник: Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Линия УМК: УМК Г. П. Сергеева, Класс: 6. Предмет: Музыка. Вид литературы: Учебники.2019 (соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и рабочей программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской)  

Задания на развитие у обучающихся базовых логических умений

Предметные задания

Предполагаемые ответы

обучающихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.

Определить вид умозаключения и доказать свою точку зрения:

В музыке Иоганна Себастьяна Баха есть что-то универсальное, всеобщее, всеобъемлющее, этот композитор - явление всехристианского масштаба.

Всехристианский масштаб, где Бах сочетает этот склад музыки с гомофонным, Непревзойденный мастер полифонии.

Полифония - склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры.

Все умозаключения, в которых мысль движется от общего к частному, считаются дедуктивными умозаключениями.

В данном умозаключении мысль движется от общего (музыка Баха «всехристианского масштаба» ) к частному (полифония).

Следовательно, данное умозаключение является дедуктивным.

Определяют и обосновывают вид умозаключения, доказывающего принадлежность мрамора метаморфическим горным породам

ФГОС 2012

ЛогУУД:

Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Выбирают основание и критерий для сравнения, сериации и классификации объектов.

Осуществляют подведение одних понятий под более широкие по объёму понятия.

Строят логическую цепь рассуждений, доказывают.

ОУ ПУУД:

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

ФГОС 2021

НОО

Базовые логические умения

Определяют существенный признак для классификации.

Базовые исследовательские умения

Проводят несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения

Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведенного исследования (наблюдения)

Умения работать с текстом

Анализируют текстовую информацию в соответствии с учебной задачей

ООО

Базовые логические умения

Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов

Устанавливают существенный признак классификации

Делают вывод с использованием дедуктивного умозаключения

Базовые исследовательские умения

Самостоятельно формулируют выводы по результатам проведенного исследования (наблюдения)

Умения работать с текстом

Анализируют информацию различных видов и форм представления

2.

Ответить на вопрос-суждение в форме индуктивного умозаключения.

Как доказать, что классическая музыка благотворно влияет на человека?

Терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времён и нашли научное подтверждение в наше время.

Бах от раздражительности, как обезболивающее от мигрени – всегда действенно! В этих целях рекомендуется слушать произведение композитора «Кантата №29».

Классическая органная музыка оказывает мощное воздействие на мозговую деятельность, рассеивает депрессию, оставляет позади переживания.

Подбирают музыкальный материал.

Проводят тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений. Делают вывод. Результаты заносят в таблицу.

ФГОС 2012

ЛогУУД:

Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Осуществляют подведение одних понятий под более широкие по объёму понятия.

Строят логическую цепь рассуждений, доказывают.

ОУ ПУУД:

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

ФГОС 2021

НОО

Базовые логические умения

Сравнивают объекты

Базовые исследовательские умения

Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведенного сравнения

ООО

Базовые логические умения

Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов

Устанавливают основания для обобщения и сравнения

С учетом поставленной задачи выявляют закономерности

Делают вывод с использованием дедуктивного умозаключения

Базовые исследовательские умения

Проводят небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения

Самостоятельно формулируют обобщения и выводы по результатам проведенного исследования.

3.

Восстановить пропущенную посылку в умозаключении

Все мюзиклы - театральное искусство????????

Музыкальная комедия – театральное искусство

Все мюзиклы – театральное искусство.

Музыкальная комедия – варьете.

___________________________

Музыкальная комедия – театральное искусство.

Указывают принадлежность музыкальной комедии к варьете.

ФГОС 2012

ЛогУУД:

Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Осуществляют синтез, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Выводят следствие.

ОУ ПУУД:

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

ФГОС 2021

НОО

Базовые логические умения

Объединяют части объекта по определенному признаку

Базовые исследовательские умения

Формулируют выводы на основе результатов проведенного исследования (наблюдения)

Умения работать с текстом

Анализируют текстовую информацию в соответствии с учебной задачей

ООО

Базовые логические умения

Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов

классификации

Базовые исследовательские умения

Самостоятельно формулируют выводы по результатам проведенного исследования

Умения работать с текстом

Анализируют информацию различных видов и форм представления

4.

Сравнить музыкальные  произведения опера «Иван Сусанин» и опера «Борис Годунов»  и назвать их общие свойства

– Как произведение  «Иван Сусанин»  так  и произведение «Борис Годунов» является символом патриотической верности, историей нашего народа.

– Не только опера М. Глинки «Иван Сусанин», но и опера М. Мусорского «Борис Годунов»» написана нашими русскими композиторами.

Сравнивают произведения разных авторов, находят их общие свойства (сходство) по принадлежности к жанру и времени написания.

ФГОС 2012

ЛогУУД:

Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ., несущ.).

Выбирают критерии для сравнения понятий.

ОУ ПУУД:

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

ФГОС 2021

НОО

Базовые логические умения

Сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения.

Умения работать с информацией

Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей

Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде

ООО

Базовые логические умения

Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов

Устанавливают основания для сравнения

Умения работать с информацией

Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.

5.

Выписать из текста  сначала общие свойства струнных инструментов арфа и скрипка, а затем отличительные. Найденные признаки сформулировать в виде суждений по карточке № 3

Общие свойства подлежащего и сказуемого:

1. Как арфа так и скрипка является струнными инструментами.

2. Не только арфа, но и скрипка является неотъемлемой частью симфонического оркестра.

 Отличительные свойства:

1. Обычно арфа имеет 46 струн: 35 синтетических и 11 металлических. Они крепятся к деке снизу арфы и к колкам вверху, а вот скрипка -инструмент с четырьмя струнами.

2. В отличие от скрипки, у которой есть смычок, в звуках арфы отмечаются незначительные шумовые оттенки, характерные для щипковой группы. Звуки извлекаются скользящими движениями пальцев обеих рук без использования ногтей.

3. Если арфа имеет значительный звуковой диапазон (пять октав), то у скрипки стандартный диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы.

Сравнивают скрипку и арфу по составу и организации .

Называют общие и отличительные признаки каждого инструмента.

ФГОС 2012

ЛогУУД:

Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ., несущ.).

Выбирают критерии для сравнения понятий.

Подводят под понятие

ОУ ПУУД:

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

ФГОС 2021

НОО

Базовые логические умения

Сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения.

Умения работать с информацией

Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей

Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде

ООО

Базовые логические умения

Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов

Устанавливают основания для сравнения

Умения работать с информацией

Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.

6.

Сравнить два музыкальных произведения ("Весна священная и "Полуденный отдых фавна") выявить как можно больше сходства в музыкальном характере, жанре. Результат сравнения сформулировать в виде суждений по карточке № 3

Карточка № 3 (сравнение) по теме

«Сила патриотической музыки»

1. В мелодиях, которые являются основой каждой из композиций, их создатели передают весеннее настроение в совокупности с восхищением красотой природы, которое по душе приходится даже мифическим животным.

2. Основная обобщающая их черта заключается в том, что обе музыкальные вещи создают ощущение чего-то теплого на душе, помогают воспринимать этот мир с благодарностью и благоговением.

 3. Эти два великолепных произведения во многом похожи, хотя и написаны в разных тональностях.

Сравнивают два конкретных музыкальных произведения. Определяют музыкальный характер, средства музыкальной выразительности.  Находят общие и отличительные признаки.

ЛогУУД:

Анализируют произведения  на определение лада и гармонии. Выбирают критерии для сравнения понятий.

Подводят под понятие

ОУ ПУУД:

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме (заполняют таблицу «Анализ музыкального произведения

Базовые логические умения

Сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения.

Базовые логические умения

Выявляют и характеризуют существенные признаки произведений

Устанавливают основания для сравнения

Задания на развитие у обучающихся базовых исследовательских умений

Предметные задания

Предполагаемые ответы

обучающихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.

Заполни таблицу. Отметить знаком «+» правильные определения понятий и знаком «–» неправильные. (см. приложение №1)

Слова Д.Б. Кабалевского: «… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много».

Анализируют любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?

Доказывают актуальность и современность, опираясь на предметные знания по теме.

Умение строить высказывание, формулировка проблемы;

Структурирование знания, смысловое чтение;

Осуществляют подведение под понятие (определение). Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

2.

Установить соответствие между фамилиями композиторов  и страной  где жили или родились:

Композиторы:

1. И.С. Бах

2. Ф. Шопен

3. Ф. Лист

4. Л.ван Бетховен

5. Р. Шуман

Страна:

А. Польша

В. Германия

С. Венгрия

Дополнительное задание при проверке:

– Сформулировать такие вопросы-суждения, ответы на которые будут доказательством правильности выполнения задания. Ответить на вопросы в виде умозаключений (задание подразумевает хорошее знание биографии композиторов)

1– В, 2 – А, 3 – С, 4 – В, 5 – В

– Как доказать, что И.С. Бах родился в Германии?

Род Бахов был немецкого происхождения, самый отдалённый родоначальник фамилии Фейт Бах был родом из Тюрингии. Отец Баха, Иоганн Амброзиус, внук Фейта, жил и работал в Эйзенахе.

–– Как доказать, что Ф. Лист является венгерским композитором?  

– Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в городке Доборьян. Хотя, мать композитора, до знакомства с его  отцом переехала в Вену. Анна-Мария и Адам сочетались браком в январе 1811-го, а уже в октябре стали родителями своего единственного сына Ференца.

Определяют принадлежность.

Доказывают, что конкретные композиторы, опираясь на знание биографии, относятся к данной стране (город).

ФГОС 2012 г.

ЛогУУД:

Анализируют объекты с целью выделения признаков.

Осуществляют подведение под понятие (определение).

Строят логическую цепь рассуждений

ОУ ПУУД:

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

ФГОС 2021 г.

НОО

Базовые логические умения

Классифицируют предложенные объекты

Базовые исследовательские умения

Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов классификации и сравнения

Умения работать с информацией

Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей

ООО

Базовые логические умения

Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов (явлений)

Делают выводы с использованием дедуктивных умозаключений.

Базовые исследовательские умения

Формулируют вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием объекта.

Аргументируют свою позицию, мнение

Самостоятельно формулируют обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования Умения работать с информацией

Выбирают, анализируют информацию различных видов и форм представления

Задания на развитие у обучающихся умений работать с информацией

Предметные задания

Предполагаемые ответы

обучающихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.

https://learningapps.org/27060841

Воспринимают музыку и выражают свое отношение к музыкальному

произведению (находят соответствие); Узнаёт изученные музыкальные произведения и соотносят имена их авторов.

Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию; Осмысленно читают; 

Выбирать, анализировать, Систематизировать информацию; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

2.

Прочитав тему в учебнике «Первое путешествие в музыкальный театр».

Составить карточку № 1 Опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила"

1.        Что называется классической оперой?

2.        Что считается оперным исполнением ?

3.        Что понимается под классификацией певческих голосов?

4.        Что представляет собой главный герой оперы?

5.        Что выражает знак A (Alt, Alto) ?

6.        Кто  является действующими лицами в опере?

7.        Что такое либретто?

8.        Каковы голосовые свойства колоратурного сопрано?

9.        В чем заключается сущность злого волшебника Черномора?

Формулируют вопросы, позволяющие раскрыть  сюжет оперы, как раскрываются образы главных действующих лиц – где, в каких действиях и картинах они участвуют и что поют, как они обрисованы музыкально

ФГОС 2012

Общеучебные УУД:

•        Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию;

•         произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;

•        определяют основную и второстепенную информацию;

•        осмысленно читают.

ФГОС 2021

НОО

Умения работать с информацией

Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде

Анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей

ООО

Умения работать с информацией

Выбирать, анализировать, систематизировать информацию различных видов и форм представления

Эффективно систематизировать информацию

Приложение №1.

Высказывания

Знак «+» -

1

        Слова Д.Б. Кабалевского: «… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много».

+

2

Слова Д.Б. Кабалевского: «…людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат

-

3

Слова Д.Б. Кабалевского: «… мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире».

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...