Методические материалы
учебно-методический материал по музыке
Технологическая карта.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.46 КБ | |
| 31.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки 2 класс по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина | |
Учитель: Кулиева Галина Юрьевна | |
Тема | Гимн России |
Дата |
|
Педагогическая цель | познакомить учащихся с гимном России. |
Тип урока | Комбинированный. |
Планируемые результаты образования | Личностные: Создать условия для развития личностных качеств таких, как уважение к государственным символам России, гордость за свою страну. - Содействовать формированию умений передавать в собственном исполнении музыкальные образы родного края, выражать свое отношение к музыкальному произведению. формировать основы российской гражданской идентичности проявлять эмоциональную отзывчивость на звучание гимна; представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. |
Предметные: Конкретизировать представления о характерных особенностях гимна. - создать условия для овладения навыками правильного слушания гимна. | |
Метапредметные: Содействовать развитию умения работать в группе, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку. - Включить учащихся в деятельность, направленную на формирование умений передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа Родины в слове и рисунке. | |
Формы и методы обучения | -Фронтальный -вокально-хоровая работа; - метод размышления о музыке; -метод «креативного мышления»; |
Основное содержание темы, понятия и термины | Символы России, авторы гимна |
Оборудование: | мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация, экран, карточки |
Сценарий урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
осуществляемые действия | формируемые УУД | ||
#1054;рганизационный момент. Мотивация учебных действий | Учитель приглашает детей в класс под музыку Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! | Позитивный настрой (концентрация внимания). | Регулятивные УУД организовать свое рабочее место под руководством учителя, Коммуникативные УУД: проявляют доброжелательное внимание к окружающим, соблюдают простейшие нормы речевого этикета, умеют здороваться, прощаться, благодарить |
2. Актуализация опорных знаний. | Организация включения учащихся в подводящий диалог по вопросам: - С каким композитором мы познакомились на прошлом уроке? О каких музыкальных произведениях мы говорили? О России сложено много песен, но есть самая главная? Как она называется? Произведение Модеста Петровича Мусоргского «Гимн Великой Руси» (увертюра к опере «Хованщина») написано не как отдельный гимн, а как вступительная композиция, символизирующая образ России. Мусоргский хотел показать драматические времена Руси, раздираемой противоречиями, судьбу страны на переломе её пути. | Отвечают на вопросы, включаются в диалог | Проявление интереса (мотивации) к музыкальным занятиям, произведениям, к русским композиторам |
3. Постановка цели урока. | Организация работы с учебником - Что изображено на страницах учебника? (герб, флаг, гимн) Как выглядит флаг России? - Как выглядит герб России? - Как назвать герб, флаг и гимн одним словом? (символы …) - А что является музыкальным символом нашей страны? | Работают с учебником. Включаются в диалог, делают выводы | Проявление интереса (мотивации) к музыкальным занятиям, к традициям своей страны умеют находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию, |
4. Освоение новых знаний и способов деятельности. #1055;ервичное закрепление знаний 6. Рефлексия. #1048;нструктаж по выполнению домашнего задания | «Правила» Скажите, как правильно нужно слушать и исполнять гимн? Организация прослушивания гимна России. Включение учащихся в диалог, направленный на выявление характерных особенностей гимна, по вопросам: - Какие чувства вызвала у вас эта музыка? -Выберите слова со страницы учебника (или придумайте сами), которые, по вашему мнению, характеризуют эту музыку. - Организация просмотра презентации (мультфильма) о символике России. - Где вы слышали гимн России? В каких случаях он исполняется? Включение учащихся в деятельность, направленную на осмысление текста. Организация творческой деятельности учащихся, направленной на развитие умения учащихся передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа Родины в рисунке. Учитель организует деятельность по оценке достижений учащихся на уроке по группам. - Давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке, а для этого отгадайте кроссворд. Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание: Выучить последние два куплета Гимна к следующему уроку. | Знакомятся с информацией о символике России, разрабатывают правила, прослушивают гимн, включаются в диалог, направленный на выявление характерных особенностей музыки гимна, осмысление текста (анализ), Работают над осмыслением текста. Включаются в творческую деятельность, направленную на воплощение музыкальных образов родного края в рисунке | умеют находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию, планируют совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, описывают изобразительными средствами услышанную музыку и свое отношение к ней Личностные УУД: формирование эстетических потребностей и ценностей, стремления к реализации творческого потенциала при воплощении музыкальных образов в слове, в рисунке, в движении, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. - включаются в творческую деятельность под руководством учителя. Личностные и регулятивные УУД: научились работать в группах, радоваться успехам друг друга, обращать внимание на ошибки и помогать их исправить. Коммуникативные УУД: проявляют доброжелательное внимание к окружающим, соблюдают простейшие нормы речевого этикета, умеют здороваться, прощаться, благодарить. Выражать свое отношение к музыкальному произведению, с помощью вокального исполнения. |
Предварительный просмотр:
КГАОУДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Аттестационная работа
по программе «Формирование и развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий»
Система заданий по музыке
Итоговый урок по теме четверти: "Что значит современность в музыке"
Выполнил(а)
учитель музыки
МБОУ Черёмушкинская СОШ
Кулиева Г.Ю.
Проверил:
__________________________________
«____» ____________________ 2022 г.
Тема: Итоговый урок по теме четверти: "Что значит современность в музыке"
Класс: 7
Учебник: Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Линия УМК: УМК Г. П. Сергеева, Класс: 6. Предмет: Музыка. Вид литературы: Учебники.2019 (соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и рабочей программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской)
Задания на развитие у обучающихся базовых логических умений
№ | Предметные задания | Предполагаемые ответы обучающихся | Планируемые результаты | |
предметные умения | познавательные УУД | |||
1. | Определить вид умозаключения и доказать свою точку зрения: В музыке Иоганна Себастьяна Баха есть что-то универсальное, всеобщее, всеобъемлющее, этот композитор - явление всехристианского масштаба. Всехристианский масштаб, где Бах сочетает этот склад музыки с гомофонным, Непревзойденный мастер полифонии. Полифония - склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры. | Все умозаключения, в которых мысль движется от общего к частному, считаются дедуктивными умозаключениями. В данном умозаключении мысль движется от общего (музыка Баха «всехристианского масштаба» ) к частному (полифония). Следовательно, данное умозаключение является дедуктивным. | Определяют и обосновывают вид умозаключения, доказывающего принадлежность мрамора метаморфическим горным породам | ФГОС 2012 ЛогУУД: Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Выбирают основание и критерий для сравнения, сериации и классификации объектов. Осуществляют подведение одних понятий под более широкие по объёму понятия. Строят логическую цепь рассуждений, доказывают. ОУ ПУУД: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме ФГОС 2021 НОО Базовые логические умения Определяют существенный признак для классификации. Базовые исследовательские умения Проводят несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведенного исследования (наблюдения) Умения работать с текстом Анализируют текстовую информацию в соответствии с учебной задачей ООО Базовые логические умения Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов Устанавливают существенный признак классификации Делают вывод с использованием дедуктивного умозаключения Базовые исследовательские умения Самостоятельно формулируют выводы по результатам проведенного исследования (наблюдения) Умения работать с текстом Анализируют информацию различных видов и форм представления |
2. | Ответить на вопрос-суждение в форме индуктивного умозаключения. Как доказать, что классическая музыка благотворно влияет на человека? | Терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времён и нашли научное подтверждение в наше время. Бах от раздражительности, как обезболивающее от мигрени – всегда действенно! В этих целях рекомендуется слушать произведение композитора «Кантата №29». Классическая органная музыка оказывает мощное воздействие на мозговую деятельность, рассеивает депрессию, оставляет позади переживания. | Подбирают музыкальный материал. Проводят тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений. Делают вывод. Результаты заносят в таблицу. | ФГОС 2012 ЛогУУД: Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Осуществляют подведение одних понятий под более широкие по объёму понятия. Строят логическую цепь рассуждений, доказывают. ОУ ПУУД: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме ФГОС 2021 НОО Базовые логические умения Сравнивают объекты Базовые исследовательские умения Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведенного сравнения ООО Базовые логические умения Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов Устанавливают основания для обобщения и сравнения С учетом поставленной задачи выявляют закономерности Делают вывод с использованием дедуктивного умозаключения Базовые исследовательские умения Проводят небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения Самостоятельно формулируют обобщения и выводы по результатам проведенного исследования. |
3. | Восстановить пропущенную посылку в умозаключении Все мюзиклы - театральное искусство???????? Музыкальная комедия – театральное искусство | Все мюзиклы – театральное искусство. Музыкальная комедия – варьете. ___________________________ Музыкальная комедия – театральное искусство. | Указывают принадлежность музыкальной комедии к варьете. | ФГОС 2012 ЛогУУД: Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Осуществляют синтез, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выводят следствие. ОУ ПУУД: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме ФГОС 2021 НОО Базовые логические умения Объединяют части объекта по определенному признаку Базовые исследовательские умения Формулируют выводы на основе результатов проведенного исследования (наблюдения) Умения работать с текстом Анализируют текстовую информацию в соответствии с учебной задачей ООО Базовые логические умения Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов классификации Базовые исследовательские умения Самостоятельно формулируют выводы по результатам проведенного исследования Умения работать с текстом Анализируют информацию различных видов и форм представления |
4. | Сравнить музыкальные произведения опера «Иван Сусанин» и опера «Борис Годунов» и назвать их общие свойства | – Как произведение «Иван Сусанин» так и произведение «Борис Годунов» является символом патриотической верности, историей нашего народа. – Не только опера М. Глинки «Иван Сусанин», но и опера М. Мусорского «Борис Годунов»» написана нашими русскими композиторами. | Сравнивают произведения разных авторов, находят их общие свойства (сходство) по принадлежности к жанру и времени написания. | ФГОС 2012 ЛогУУД: Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ., несущ.). Выбирают критерии для сравнения понятий. ОУ ПУУД: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме ФГОС 2021 НОО Базовые логические умения Сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения. Умения работать с информацией Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде ООО Базовые логические умения Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов Устанавливают основания для сравнения Умения работать с информацией Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления. |
5. | Выписать из текста сначала общие свойства струнных инструментов арфа и скрипка, а затем отличительные. Найденные признаки сформулировать в виде суждений по карточке № 3 | Общие свойства подлежащего и сказуемого: 1. Как арфа так и скрипка является струнными инструментами. 2. Не только арфа, но и скрипка является неотъемлемой частью симфонического оркестра. Отличительные свойства: 1. Обычно арфа имеет 46 струн: 35 синтетических и 11 металлических. Они крепятся к деке снизу арфы и к колкам вверху, а вот скрипка -инструмент с четырьмя струнами. 2. В отличие от скрипки, у которой есть смычок, в звуках арфы отмечаются незначительные шумовые оттенки, характерные для щипковой группы. Звуки извлекаются скользящими движениями пальцев обеих рук без использования ногтей. 3. Если арфа имеет значительный звуковой диапазон (пять октав), то у скрипки стандартный диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. | Сравнивают скрипку и арфу по составу и организации . Называют общие и отличительные признаки каждого инструмента. | ФГОС 2012 ЛогУУД: Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ., несущ.). Выбирают критерии для сравнения понятий. Подводят под понятие ОУ ПУУД: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме ФГОС 2021 НОО Базовые логические умения Сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения. Умения работать с информацией Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде ООО Базовые логические умения Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов Устанавливают основания для сравнения Умения работать с информацией Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления. |
6. | Сравнить два музыкальных произведения ("Весна священная и "Полуденный отдых фавна") выявить как можно больше сходства в музыкальном характере, жанре. Результат сравнения сформулировать в виде суждений по карточке № 3 | Карточка № 3 (сравнение) по теме «Сила патриотической музыки» 1. В мелодиях, которые являются основой каждой из композиций, их создатели передают весеннее настроение в совокупности с восхищением красотой природы, которое по душе приходится даже мифическим животным. 2. Основная обобщающая их черта заключается в том, что обе музыкальные вещи создают ощущение чего-то теплого на душе, помогают воспринимать этот мир с благодарностью и благоговением. 3. Эти два великолепных произведения во многом похожи, хотя и написаны в разных тональностях. | Сравнивают два конкретных музыкальных произведения. Определяют музыкальный характер, средства музыкальной выразительности. Находят общие и отличительные признаки. | ЛогУУД: Анализируют произведения на определение лада и гармонии. Выбирают критерии для сравнения понятий. Подводят под понятие ОУ ПУУД: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме (заполняют таблицу «Анализ музыкального произведения Базовые логические умения Сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения. Базовые логические умения Выявляют и характеризуют существенные признаки произведений Устанавливают основания для сравнения |
Задания на развитие у обучающихся базовых исследовательских умений
№ | Предметные задания | Предполагаемые ответы обучающихся | Планируемые результаты | |
предметные умения | познавательные УУД | |||
1. | Заполни таблицу. Отметить знаком «+» правильные определения понятий и знаком «–» неправильные. (см. приложение №1) | Слова Д.Б. Кабалевского: «… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». | Анализируют любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему? Доказывают актуальность и современность, опираясь на предметные знания по теме. | Умение строить высказывание, формулировка проблемы; Структурирование знания, смысловое чтение; Осуществляют подведение под понятие (определение). Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. |
2. | Установить соответствие между фамилиями композиторов и страной где жили или родились: Композиторы: 1. И.С. Бах 2. Ф. Шопен 3. Ф. Лист 4. Л.ван Бетховен 5. Р. Шуман Страна: А. Польша В. Германия С. Венгрия Дополнительное задание при проверке: – Сформулировать такие вопросы-суждения, ответы на которые будут доказательством правильности выполнения задания. Ответить на вопросы в виде умозаключений (задание подразумевает хорошее знание биографии композиторов) | 1– В, 2 – А, 3 – С, 4 – В, 5 – В – Как доказать, что И.С. Бах родился в Германии? Род Бахов был немецкого происхождения, самый отдалённый родоначальник фамилии Фейт Бах был родом из Тюрингии. Отец Баха, Иоганн Амброзиус, внук Фейта, жил и работал в Эйзенахе. –– Как доказать, что Ф. Лист является венгерским композитором? – Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в городке Доборьян. Хотя, мать композитора, до знакомства с его отцом переехала в Вену. Анна-Мария и Адам сочетались браком в январе 1811-го, а уже в октябре стали родителями своего единственного сына Ференца. | Определяют принадлежность. Доказывают, что конкретные композиторы, опираясь на знание биографии, относятся к данной стране (город). | ФГОС 2012 г. ЛогУУД: Анализируют объекты с целью выделения признаков. Осуществляют подведение под понятие (определение). Строят логическую цепь рассуждений ОУ ПУУД: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме ФГОС 2021 г. НОО Базовые логические умения Классифицируют предложенные объекты Базовые исследовательские умения Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов классификации и сравнения Умения работать с информацией Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей ООО Базовые логические умения Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов (явлений) Делают выводы с использованием дедуктивных умозаключений. Базовые исследовательские умения Формулируют вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием объекта. Аргументируют свою позицию, мнение Самостоятельно формулируют обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования Умения работать с информацией Выбирают, анализируют информацию различных видов и форм представления |
Задания на развитие у обучающихся умений работать с информацией
№ | Предметные задания | Предполагаемые ответы обучающихся | Планируемые результаты | |
предметные умения | познавательные УУД | |||
1. | https://learningapps.org/27060841 | Воспринимают музыку и выражают свое отношение к музыкальному произведению (находят соответствие); Узнаёт изученные музыкальные произведения и соотносят имена их авторов. | Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию; Осмысленно читают; Выбирать, анализировать, Систематизировать информацию; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме | |
2. | Прочитав тему в учебнике «Первое путешествие в музыкальный театр». Составить карточку № 1 Опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила" | 1. Что называется классической оперой? 2. Что считается оперным исполнением ? 3. Что понимается под классификацией певческих голосов? 4. Что представляет собой главный герой оперы? 5. Что выражает знак A (Alt, Alto) ? 6. Кто является действующими лицами в опере? 7. Что такое либретто? 8. Каковы голосовые свойства колоратурного сопрано? 9. В чем заключается сущность злого волшебника Черномора? | Формулируют вопросы, позволяющие раскрыть сюжет оперы, как раскрываются образы главных действующих лиц – где, в каких действиях и картинах они участвуют и что поют, как они обрисованы музыкально | ФГОС 2012 Общеучебные УУД: • Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию; • произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; • определяют основную и второстепенную информацию; • осмысленно читают. ФГОС 2021 НОО Умения работать с информацией Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде Анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей ООО Умения работать с информацией Выбирать, анализировать, систематизировать информацию различных видов и форм представления Эффективно систематизировать информацию |
Приложение №1.
№ | Высказывания | Знак «+» - |
1 | Слова Д.Б. Кабалевского: «… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». | + |
2 | Слова Д.Б. Кабалевского: «…людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат | - |
3 | Слова Д.Б. Кабалевского: «… мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире». | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...