Терапевтический эффект особых музыкальных и изобразительных технологий при работе с учащимися
план-конспект по музыке
Терапевтический эффект особых музыкальных и изобразитеьных технологий при работе с учащимися с дивиантным поведением.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Терапевтический эффект особых музыкальных и изобразительных технологий при работе с учащимися, отличающихся девиантным поведением.
Как мы понимаем понятие «девиантное поведение»? Это совершение поступков, которые противоречат нормам морали, этики и общепринятых законов. О школьниках девиантного поведения в последнее время пишется и говорится немало. Так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов. А в чем причина такого их поведения? Причина может быть в дезадаптация ребенка. Ведь не все дети быстро и безболезненно адаптируются, не каждый ребенок может преодолеть этот этап в своей жизни, в результате возникает ситуация, которая в дальнейшем приводит к отклонениям в поведении (девиации). Также причиной девиации детей можно назвать нескладывающиеся отношения со сверстниками, отвержение со стороны учителей, «приклеенные» к ребенку ярлыки, а также низкая самооценка ребенка и неуверенность в себе.
Когда человек совершает поступок, противоречащий устоям и стандартам, его стараются пресечь различными способами, например изоляцией, исправлением наказанием или лечением. Но девиантное поведение не считается болезнью, поскольку человек в любой момент может прекратить совершать плохие поступки. И в тот же момент девиантное поведение вредит здоровью.
Академик Владимир Бехтерев сказал: «Музыка – целитель здоровья»
поэтому у меня, как у учителя музыки, есть возможность использовать это мощнейшее средство эмоциональной регуляции психической деятельности человека в профилактике с таким негативным явлением, как «девиантное поведение».
Существует множество технологий и методов психолого-педагогической коррекции девиантного поведения. Я остановлюсь на арт-терапии.
Обычно, когда говорят об арт-терапии (музыкальной психотерапии), имеют ввиду прослушивание успокаивающей, мелодичной музыки, на фоне которой происходит психотерапевтическое внушение. На самом деле возможности музыкальной терапии гораздо шире.
Арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации, помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен.
Центральной фигурой в арт-терапии является именно личность, стремящаяся к саморазвитию, расширению своих возможностей, актуализирующая в процессе музыкального творчества дополнительные ресурсы своего организма, выражающая в своих творениях своё внутреннее «Я». И для того, чтобы включиться в этот процесс не требуется предыдущего опыта в пении, слушании музыки.
В своей работе я использую следующие виды арт – терапии:
Музыкальная терапия – психотерапия посредством звуков музыки. Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапия. Вокальная терапия – это пение вокализов, направленных на формирование и развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире, пение песен соответствующего содержания, как успокаивающего, так и воодушевляющего характера. Дыхательная терапия эффективна для снятия отрицательных эмоциональных состояний. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Все это благотворно воздействует на весь организм ребенка и помогает снять напряжение и раздражительность.
Примеры упражнений для гимнастики правильного дыхания.
1. «ТРУБАЧ»
Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить
«д-у-у-у».
Повторить 4-5 раз.
3. «ПЕТУХ»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны сделать «вдох», а затем медленно
Опуская руки, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
Повторить 5-6 раз.
8. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки-вдох,
Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».
Повторить 4-5 раз.
Сказкотерапия. Сказкотерапия смыкается с музыкой, прежде всего. Через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке. Психолого – педагогический и здоровьесберегающий потенциал сказок состоит в возможности развития личности ребенка. На уроках мы с ребятами инсценируем небольшие сказки, а во внеурочной работе ставим целые музыкальные спектакли.
Цветотерапия и терапия изобразительным искусством. На уроках я практикую просматривание слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи. Как фон к этим слайдам используется музыка спокойного характера . Учащиеся с удовольствием иллюстрируют прослушанный музыкальный материал, с помощью цвета передавая возникшие впечатления. В процессе такой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости. Так же музыкальный фон я часто использую на уроках письма, это дает возможность сконцентрироваться ,успокоиться и погрузиться в процесс письма.
Фольклорная терапия. Музыкальный фольклор – это народные песни и наигрыши на народных инструментах. Он представляет собой интеграцию разных видов художественно – творческой деятельности, которая является сегодня одним из главных направлений в разработке арт – терапевтических методик.
Танцевально – двигательная терапия. Приемы танцевально – двигательной терапии применяю при изучении детских и народных песен. Такая терапия является эффективным методом развития и коррекции, так как движение – это естественная потребность ребенка, способ познания окружающего мира. Суть танцевально – двигательной терапии заключается в представлении ребенку возможностей для самовыражения, самореализации, для самоутверждения и познания собственного «я».
Применение арт – терапевтических технологий и приемов является не только эффективным методом сохранения эмоционального и физического здоровья, но и помогает корректировать эмоциональное состояние детей, формирует коммуникативные навыки, повышает самооценку, снижает уровень тревожности.
Делая вывод из всего вышесказанного, отмечу, что использование арт – терапевтических технологий на уроках музыки способствует сохранению здоровья учащихся, и, несомненно, большую роль эти технологии играют для профилактики и коррекции девиантного поведения школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-компьютерных технологий в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ве...

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в работе с учащимися с ОВЗ 2-4 классов
« СОЗДАНИЕ КОМИКСОВ для развития связной речи учащихся начальной школы» ( методические рекомендации для педагогов коррекционных школ YIII вида)...

Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»
В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...

Использование педагогических технологий в работе с учащимися 5-11 классов на уроках русского языка и литературы».
Использование передовых педагогическихз технологий на урокахрусского языка и литературы в 5- 11 классах с примерами...

Использование педагогических технологий в работе с учащимися 5-11 классов на уроках русского языка и литературы».
Использование передовых технологий на уроках русского языка и литературы с примерами...

Проектная деятельность – универсальная технология для работы с учащимися с разными интеллектуальными возможностями.
В презентации методического материала, ориентированного на учителя, представлен материал о применении проектного метода как с одаренными учениками, так и детьми, имеющих затруднения в освоении учебног...

Применение дистанционных образовательных технологий при работе с учащимися с ОВЗ.
В статье поднимается вопрос о роли и возможностях дистанционного обучения в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся индивидуально на дому, в условиях Ф...
